Что по поводу защиты?. Практика. Часть III Способы противодействия недоговороспособным людям и чему мы можем у них научиться
Что по поводу защиты? Если вы чувствуете, что кто-то начинает смещать вашу иерархию, ваш вектор внимания на что-то другое, задумайтесь. Допустим, вы общаетесь с человеком относительно работы, и он вам рассказывает, что провел столько-то сделок, а вы ему рассказываете о том, какие сделки провели вы. То есть вы находитесь в рамках определенной схемы общения, в рамках одной пирамиды. И вдруг человек начинает переводить вас в другую пирамиду: «Ты заключил договор на 100 000 000, но вот в семейной жизни-то у тебя проблемы» – такое резкое смещение. В этот момент вы можете почувствовать некоторое внутреннее эмоциональное движение, какое-то напряжение, агрессию, что-то в этом роде. То есть вы когнитивно, мыслительно понимаете, что вас куда-то увели, что-то пошло не так. И должны задуматься, что человек вольно или невольно, осознанно или неосознанно использует против вас эту разрушающую технику по смене иерархии, по смещению вашего внимания на другие пирамиды. Если вы не знаете этой техники, то можете зарыться в новой пирамиде, куда-то уйти, начать доказывать что-то: «Нет, не все так плохо» и т. д. Проблема в том, что, если вы в эту пирамиду начнете вникать, вам очень сложно будет потом вернуться к той базовой теме, которую вы изначально обсуждали. А если вы к ней даже вернетесь, то уже со смещенными эмоциями: вас уже раскачали, вы уже канатоходец на канате, в такой ситуации вам проще что-либо доказать, впарить и т. д. Это важно помнить. Практика Найдите, пожалуйста, прекрасный фильм, который называется «Поединки». Это сериал про разведку, в нем есть серия «Правительство США против Рудольфа Абеля». Я напомню, что Рудольф Абель, он же Вильям Фишер, был советским шпионом, разведчиком, которого выдал предатель, и его схватило ФБР, американская контрразведка. Руководитель разведки, Гувер, дал Абелю-Фишеру задание работать на правительство США. Вот там очень четко, в документальной форме, показано, как пытались разрушить иерархию ценностей Рудольфа Ивановича Абеля и как он от этого защищался. А также то, как собственно сам Абель разрушал структуры иерархии, которые были направлены против него, как он перевербовывал людей, особенно тогда, когда оказался в тюрьме. Весь фильм практически посвящен этой теме – как работать с иерархией ценностей, как создавать их и как разрушать. Рудольф Иванович был уникальным специалистом, который владел этой техникой великолепно.
Вот такое интересное практическое задание: понаблюдайте за всем, о чем мы только что говорили, на примере фильма «Поединки», снятого по документам и воспоминаниям самого Рудольфа Ивановича Абеля. Часть III Способы противодействия недоговороспособным людям и чему мы можем у них научиться
Глава 17 Включаем состояние «психопат» А что, если мы посмотрим на недоговороспособных людей не как на противников и замкнутых на себе хищников и зададимся вопросом: а чему мы можем у них научиться? Ведь если они такие успешные, значит, их опыт можно смоделировать. Ведь это и есть ключевая идея НЛП. И для начала нужно понять, как же устроено их социальное поведение. Из этой главы вы узнаете: • как проявляется девиантное поведение недоговороспособных людей в обычной жизни; • как можно создать правильное метасообщение;
• как быстро включить метасообщение недоговороспособного человека. Кроме того, поговорим о психопатах – о том, как они ведут себя в стрессовых ситуациях. Когда, например, им надо сделать так, чтобы жертва оставалась жертвой. И о способах манипуляции своими близкими, не говоря уже о друзьях и прочих людях, которых они под себя подминают. В нашем обществе тема девиантного поведения широко распространена. И я хотел бы поговорить о том, существуют ли на самом деле аутичные психопаты. Да, они существуют. Первые шесть недель после рождения ребенок аутичен сам по себе. В этот момент для ребенка не существует других участков тела, кроме полости рта. И только потом проводящие пути нервной системы начинают прорастать в ручки, а затем и в ножки. Это объясняет то, что ребенок сначала осваивает хватательные движения, спонтанные и только потом начинает потихоньку сидеть, ползать, стоять и ходить. Поэтому когда мы читаем, что психопатия – это какое-то органическое поражение центральной нервной системы, головного мозга, которое закладывается в глубоком детстве, и к нему добавляется еще и соответствующее воспитание, мы вправе возмущаться и критиковать нашу классическую психиатрию, потому что она сравнивает взрослого психопата с маленьким ребенком. То есть маленький ребенок по своему поведению ничем не отличается от взрослого психопата. Но, как ни крути, есть такой феномен: аномалия сознания. То есть патология сознания, а не мышления, как думают многие. Психопаты мыслят нормально, но осознать то, что осмысливают, они не в состоянии. И к этому склоняются очень многие исследователи. Каждому психотипу соответствует свой вид психопатии. И у каждого типа психопатии есть своя аномалия сознания. Не мышления, а сознания. Существует материалистическое утверждение, что сознание – это отражение материалистической реальности. Но мы должны опираться на неврологическое утверждение, которое гласит, что сознание – это тот уровень бодрствования мозга, который обеспечивает человеку определенный вид деятельности. Следовательно, при психопатии происходит сбивка адаптационных механизмов центральной нервной системы, которая приводит к тому, что человек в какой-то своей деятельности – либо профессиональной, либо социальной – начинает проявлять девиантное поведение, игнорируя социальные нормы и правила. Да, мы знаем, что есть игра. Это вид деятельности. Такой же, как деятельность профессиональная или обучение.
Значит, практически в каждом из этих видов деятельности у психопата проявляется аномалия сознания. Возьмем игру: разве психопаты не страдают игровой зависимостью? Страдают. Если их не пустить играть, они рвут и мечут, уничтожая все вокруг себя. Но при этом они вменяемы. Это и есть патология сознания. И когда мы выносим экспертное решение по такого рода вопросам, мы, как правило, признаем психопатов вменяемыми. Возьмем учебную деятельность: посмотрите, как шизоиды выбирают факультет. Если они преуспевают в своей деятельности, то продолжают обучение на факультете. Если нет, то для них характерно переключение – перескакивание из контекста в контекст, с факультета на факультет, из деятельности в деятельность. А чем больше усложняется программа обучения, тем меньше такой человек появляется на занятиях. И в конце концов получается, что он поменял много вузов и нигде толком не доучился. И в результате оказался в ПТУ. И даже может ухитриться получить несколько образований, но смысла будет мало. Потому что он нигде полностью себя не реализует. Вот вам и патология сознания. Вы спросите: «Но если они мыслят нормально, они же должны чему-то научиться? » Да, они чему-то учатся. Безусловно, надо же как-то адаптироваться в обществе. Но впитывают только те знания, умения, навыки, которые позволяют им адаптироваться в строго определенных ситуациях. То есть им это зачем-то надо. И для решения данной задачи они сосредотачиваются на каком-то одном капсулированном интересе. В этом плане они могут быть похожи на эпилептоидов. Например, есть психопаты, которые гладят деньги, разговаривают с ними, куда-то откладывают, закапывают и даже едят. Но при этом они вменяемы и могут все красиво объяснить: «Да мне это нравится, я люблю деньги и больше никого и ничего». И ему это не запретишь, а это патология влечения.
Обычный человек, если ему что-то объясняешь или запрещаешь, может не понять тебя или не принять твою точку зрения. А у психопатов встречаются вандализм, аутоагрессия, как и агрессия внешняя, направленная сначала на неживые объекты, а потом на живые. То есть сначала разрушается все, что не может чувствовать: бьется посуда, кидаются ножи, в близких летят различные предметы, из окна выбрасываются вещи и т. д. И только потом идет переключение на живые объекты. Многие говорят, что психопаты имеют определенную степень социальной дезадаптации. Но я хочу подчеркнуть, что психопатия, как и многие другие расстройства личности, – это особенности характера. Она изначально относится к характерологическим расстройствам и расстройствам личности. Однако для нее больше всего важна реакция. Ведь цель общения прежде всего – вызвать реакцию собеседника. Если это общение нормальное, то, естественно, вы взаимодействуете, достигаете какой-то цели, по крайней мере обмениваетесь полезной информацией, радуетесь встрече с друзьями, близкими и знакомыми. Теперь обратная ситуация. Представьте себе, что вы выкладываетесь, а собеседник ваш просто выжимает вас как лимон. Ему все мало. Вы вроде ему все дали, но ему мало. Так из семьи вытягиваются энергоресурсы и деньги, а дети становятся предметом манипуляций для достижения целей психопатов – чтобы довести жену (или бывшую жену) до состояния депрессии. Дальше глядишь – небольшой психоз, хроническое расстройство, а затем шизофрения и суицид. Вы думаете, психопат не знает, что он делает? Знает. На это его мышление и заточено. Женщину он доводит, во-первых, потому, что ему это нравится, и переубедить его крайне сложно. Во-вторых, потому, что он не может прожить без жертв. И мы наблюдаем импульсивность поведения психопата: сначала он дарит цветы, падает на колени и извиняется за прошлые проступки и, допустим, физическую боль, причиненную в результате агрессии. Это одна из форм манипуляции – уговаривание. Предположим, женщина его в очередной раз отвергает. Пусть даже она уже истощена, тем не менее понимает, что он социально опасен. Тогда он начинает добивать ее дальше. И добивает таким образом, что сначала доводит до психического расстройства, а потом в суде предъявляет этот аргумент и говорит, что она психически больна и ей нельзя доверять ребенка. У них все продуманно. Я не помню такого случая, чтобы у психопата что-то было не продумано. И эта линия поведения очень тщательно соблюдается. Они от нее фактически не отклоняются и делают для достижения своей цели все что угодно.
Поведенческие реакции психопатов – это внешняя картина. Таким образом, мы наконец сложили воедино внешние проявления психопата и внутреннюю картину проявления его недуга. Узнали, что у него внутри, когда уже наболело и выплескивается. Теперь это можно назвать целостной картиной. Многие думают, что если психопат аутичен, то он непременно замкнут в себе. Он не выходит из дому, у него задернуты шторы, наверное, он живет в своем узко ограниченном мирке, мало с кем общается – так у нас люди представляют аутичных людей. Но ничего подобного. Дело в том, что даже очень замкнутые, аутичные по своей природе люди все равно с кем-то общаются. Они могут быть замкнутыми в отношении определенного типа людей, которые их по какой-то причине не устраивают. Я хочу напомнить, что autos переводится как «сам». И если мы говорим об аутичном варианте психопатии, то такой человек сам с собой разговаривает, сам с собой решает проблемы, сам собой доволен. И не дай бог кто-то вмешается в эту картину восприятия – сразу возникает конфликт. Причем конфликт, который может стоить человеку жизни. Потому что импульсивность психопата – дарить цветы, а потом оскорблять – это еще цветочки. А вот если он устраивает банкеты, а потом «наезды» в буквальном смысле… Или нанимает людей, для того чтобы те обидели его обидчика. Придумывает им всякие нереальные истории, в которые люди верят, и т. д. и т. п., – это пострашнее будет, чем те случаи, когда ребенок был предметом манипуляции. Кроме того, у людей психопатического типа – неважно, аутичный это психопат или эпилептоидный, – есть отклонение от речевой формы поведения, что позволяет выявить расстройство психики. Вы, наверное, слышали понятие «речевой акт». Так вот психопат полностью нарушает все лингвистические нормы. У него паралингвистический стереотип поведения. Если он видит, что что-то идет не так, начинает психовать. Если говорить простым языком, у психопата ненормальное сознание. Давайте рассмотрим пример. Представьте себе мужчину, который достаточно хорошо сложен физически, одет с иголочки – так же как и его адвокат. У нас с ними встреча на тему мирового соглашения по гражданскому процессу – процессу определения места жительства ребенка. Соответственно, мы уже изучили материалы дела, они поступили на экспертизу. Но судья сказал: «Поговорите, может, они придут к какому-то соглашению». Они пришли на встречу для того, чтобы выяснить наши позиции и каким-то образом, как я понял, перетянуть нас на свою сторону. Мужчина принес кучу справок и документов. Предстояла игра «кто на что поведется». Мы не стали говорить на тему материального состояния, потому что уже было два акта обследования жилищных условий и в них было написано, что для проживания ребенка все есть. Вопрос состоял в отношении к ребенку. А как его проявить? Как сделать так, чтобы психопат как-то выдал себя? Мы видим, что он аутичен, но пытается показать, что он нормальный, общительный человек. И передо мной стояла задача сделать так, чтобы он все испортил. Без вторжения в его личность я ничего не мог бы сделать. Нам надо было проявить его отношение к ребенку. Настоящее, а не показное. Я ему говорю: «У меня единственный вопрос: зачем вам ребенок? » Он начал рассказывать про деньги, про подарки, говорить, что у него все есть, – ходить по кругу. Я говорю: «Я вам задал вопрос: зачем вам ребенок? Я не спрашивал, что вы ему дарили и т. д. ». Этот вопрос поверг его в шок. Адвокат спрашивает: «Можно мы выйдем и посоветуемся? » А я отвечаю: «Я не понял, это сложный вопрос? Это сложная математическая задача, для которой надо выйти? » В итоге мирного соглашения подписать не удалось. И когда стороны делили имущество, этот мужчина пришел домой за своими вещами и вытащил подушку, которую он когда-то покупал, из-под головы своего спящего ребенка. А заодно забрал все, что можно было забрать, и даже стол для занятий. Вот вам и аутичность. Поведение психопата – это приспособление (адаптация) к определенным условиям. Если он не в состоянии приспособиться, то дезадаптируется. Многие вещи он не осознает, и на этом осознании мы как раз все время играем. Он не осознает, зачем ему ребенок. Не осознает, зачем его судят. И только когда дело касается развратных действий и срока, начинает возбуждаться. Психопаты начинают проявлять свои паттерны поведения тогда, когда на них уже практически защелкнулись наручники. Но это самый крайний вариант, лучше от них избавляться пораньше. И стараться не иметь с ними дела. Итак, мы разобрались с глубинной картиной мира недоговороспособных людей. Но несмотря на всю ее уродливость, она часто бывает очень эффективной для достижения их целей. Так почему бы не взять их модель и не применить против них самих? И первое, что необходимо перенять, – это их метасообщение, то есть эмоциональное поведение и состояние за столом переговоров. Оно уникально, потому что психопаты эмоционально не вовлекаются в коммуникацию. Вы беседуете с роботом. Роботом, который выматывает вас хотя бы тем, что вы не чувствуете его эмоции, поэтому возникают трудности с подстройкой и калибровкой. Такая модель поведения очень энергоресурсна. Психопат не тратит ресурсы на эмоции и переживания, которые приводят к эмоциональному выгоранию и физической усталости за столом переговоров. И этим можно пользоваться.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|