4. Особенности эм-вол сферы и пути ее коррекции.
4. Особенности эм-вол сферы и пути ее коррекции. Развитие эмоциональной сферы у детей с нарушением слуха отстает от развития данной сферы. Нарушение словесного общения частично изолирует глухого от окружающих его говорящих людей, что создает трудности в усвоении социального опыта. Наиболее существенными из них являются: ограниченность или отсутствие сведений об эмоциях; затруднения в использовании эмоционально-экспрессивных средств языка; трудности в вербализации различных эмоциональных состояний, в установлении причинно-следственных связей возникновения эмоций у человека, не доступно восприятие выразительной стороны устной речи и музыки. Затруднения возникают при овладении нормами поведения, формировании нравственных представлений и чувств, недифференцированность эмоциональных реакций детей с нарушениями слуха, слабость оценки и самооценки, большая зависимость от мнения других людей. Более позднее приобщение к художественной литературе обедняет мир эмоциональных переживаний глухого ребенка, приводит к трудностям формирования сопереживания другим людям и героям художественных произведений. Дети с нарушением слуха часто испытывают отрицательные эмоции, такие как: тревожность, беспокойство, злобу. Доминирование отрицательных эмоций над положительными приводит к частому переживанию состояний грусти, печали с частым перенапряжением всех систем организма. К факторам, благоприятно влияющим на эмоциональное развитие глухих детей, можно отнести их внимание к выразительной стороне эмоций, способность к овладению разными видами деятельности, использование мимики, выразительных движений и жестов в процессе общения.
Направления работы по эмоционально-воловой сфере и формированию эмоциональной лексики: Стимулирование интереса детей к эмоц-ой составляющей собственного состояния и межличностных отношений; Расширение у детей сведений об эмоциях; Развитие навыков использования эмоционально-экспрессивных средств языка и вербализации эмоциональных состояний; Развитие способности установления причинно-следственных связей возникновения эмоций; Формирование навыков саморегуляции эмоциональных процессов и культурных эмоциональных проявлений. Формирование эмоциональной лексики из слов, называющих чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом. Цели: 1. Образовательная. а) познакомить с основными эмоциями: интерес: радость, удивление, грусть, гнев, страх, стыд; б) учить распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимика, пантомимика, интонация); в) обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения, их оттенки. 2. Воспитательная. а) способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка; б) способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально - приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими); в) отреагировать имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и др. ), препятствующие полноценному личностному развитию ребенка. Методические приемы: 1. Словесные, настольно-печатные и подвижные игры. 2. Рисование эмоций. 3. Проигрывание этюдов на передачу различных эмоций и чувств. №8. Содержание учебного плана и учебной программы для специальных общеобразовательных школ с НС. В учебном плане определено, что неслыщащие получают основное общее образование за 11 или 12 лет, если не обучались ранее в саду. Если они имеют дошкольную подготовку, то основное общее за 10 лет, а впоследние 2 года получают полное образование. Школьноет образование подразделено на 4 ступени: 1-первоначальный период(подготовит. класс), начальная ступень (1-3кл. ), основная ступень (первая 4-7 класс; вторая 8-10или 11кл. ). С подготовит. по 7 кл осн. общеобразоват. области это бел. И рус. язык и лит-ра, матем, ЧиМ, история, черчение, искусство, физ-ра, труд. подготовка. Также есть коррекц. курсы: предметно-практическое обучение(ППО 1-5 кл), учебн. Прогр. “жестовый язык”, индив. Занятия по развитию восприятия и воспроизведению устной речи, муз-ритм. Зан., речь, культура общения. Отличия от массовой шк.: на изучение языка и лит-ры отводится вдвое больше учебн. врем., чем в масс. шк., больше часов на матем, география, биология, химия, физика, природоведение, история. В 4 раза больше врем. на труд. обуч. Рез-ты исследования ученых-сурдопедагогов стало создание оригинальных учебн. Программ с подготовит. по 7 кл, с 8 кл. учебн. Процесс осущ. На основе программ общеобр. шк. при сохр. Его коррекц. Напр-сти языку, речи, но и др. Дисциплинам, что реализ. Через специф. Методы и приёмы, дополн. часы коррекц. зан. Корр. Зан.: “Развитие устной речи и слух. Восприятия”(1-12кл), “СБО”( 1-5 кл, “Соц. ориент-ние”(6-12кл).
№6. Нормативно-правовое обеспечение интегрированного обучения и воспитания уч-ся с нар. сл. в учереж. образ. 1. Кодекс Республики Беларусь об образовании. РАЗДЕЛ XV. СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2. Методические рекомендации по совершенствованию работы по организации интегрированного обучения и воспитания. От 26 августа 2016 3. Инструкция о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них 4. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 135 «О некоторых вопросах обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития» 5. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20 декабря 2013 г. № 130 «Об утверждении Инструкции о порядке перевода, восстановления и отчисления обучающихся, получающих специальное образование» 6. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 19 июля 2011 г. № 92 «Об утверждении Положения о патронате лиц с особенностями психофизического развития и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь»
7. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 10 ноября 2011 г. № 277 «Об утверждении положений о педагогическом совете специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната), вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната), центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и родительском комитете специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната), вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната), центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» 8. Приказ Министра образования от 11. 08. 2022 № 504 «Об организации образовательного процесса по трудовому обучению по программе профессиональной подготовки рабочих (служащих) в X (XI)–XI (XII) классах учреждений общего среднего и специального образования» 9. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29 июля 2022 г. № 79 «Об установлении перечней медицинских показаний и медицинских противопоказаний для получения образования» 10. Образовательный стандарт «Специальное образование (основные нормативы и требования)» 11. Учебные планы 12. Учебные программы по учебным предметам для специальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с нарушением слуха 13. Программы коррекционных занятий для специальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с нарушением слуха 14. ПРАВИЛА безопасности организации образовательного процесса, организации воспитательного процесса при реализации образовательных программ специального образования
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|