Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос № 7 Общая характеристика содержания образования (знания, умения, навыки) учащихся с нарушением слуха.Коррекционная направленность педагогического процесса.




Под понятием содержание образования подразумевают систему знаний, умений, навыков, отношений и творческой деятельности, которыми овладевает ученик в ходе процесса обучения. Знания, умения и навыки (ЗУН) – это система практических, нравственных и мировоззренческих идей, накопленных поколениями и специально отобранных в соответствии с целями развития общества.

1. Знание – это понимание, способность анализировать, воспроизвести и применить на практике определенные элементы общественного опыта, выраженные в понятиях, категориях, законах, фактах, теориях.

2. Умение – способность применить на практике полученные в процессе обучения знания.

3. Навык – составной компонент умения, доведенный до содержание образования отражено в учебных программах, учебных планах, учебно-методических комплектах и учебных пособиях. Особые образовательные потребности - совокупность особенностей, которые среди всех специфических черт детей с недостатком в развитии определяют необходимость организации специальной психолого-педагогической помощи в развитии и обучении. Это включает: 1 коррекцию речевых нарушений и оптимизация коммуникативных навыков учащихся. 2 максимально раннее начало оказания логопедической помощи перед началом обучения в школе. 3. приемственность содержания и методов дошкольного и школьного образования. 4 создание условий нормализации речевого и личностного развития. 5 комплексный подход к диагностике и коррекции. 6 координация педагогических, психологических, медицинских средств воздействия. 7адаптация образовательной программы. 8 постоянный мониторинг результатов образования. 9 возможность обучения каждого и дистанционно. 10 психолого-педагогическое сопровождение семьи. Коррекционная направленность для детей с нс осуществляется по след напралениям: «Развитие речи», «Развитие слухового восприятия и обучение произношению», «Развитие познавательной деятельности», «Развитие слухового восприятия» для дошкольников.

 

9. Специфика отбора методов и приемов обучения учащихся с нарушением слуха. Приступая к обучению детей с НС, педагогу необходимо сделать образовательный процесс максимально эффективным. В этом может помочь правильный выбор и умелое сочетание методов и приемов обучения.

Методы и приёмы: - словесные (объяснение, беседа, рассказ, вопрос-ответ, инструктажи т. д. ); - наглядные (картинки, схемы, таблицы и т. д. ); - практические (задания, упражнения и. т. д. ); -практически-действенные методы (приучение, упражнение, воспитывающие ситуации, игра, ручной труд, изобразительная и художественная деятельность); - методы создания эмоционально-нравственных ситуаций, ситуаций занимательности, занимательных аналогий, удивления (вследствие необычности приведенного факта, парадоксальности опыта и т. п. ); -эмоциональная, яркая, художественная речь педагога, которая увлекает слушателей и стимулирует их учебно-познавательную деятельность; -побудительно-оценочные методы (педагогическое требование, поощрение, осуждение, порицание, наказание)-нетрадиционные методы — арт-терапия (коррекционно-педагогическая помощь средствами искусства), ритмика, иппотерапия (коррекционно-педагогическая помощь средствами верховой езды).

Выбор методов и приёмов обучения зависит: • от общих целей образования, воспитания и развития учащихся; • особенностей содержания и методов изучаемого предмета, темы; • особенностей методики преподавания конкретного учебного предмета и определяемых его спецификой требований к отбору методов; • цели, задач и содержания материала конкретного урока; • времени, отведенного на изучение того или иного материала; • возрастных особенностей учащихся, уровня их реальных познавательных возможностей; • уровня подготовленности учащихся (образованности, воспитанности и развития); Методы и приемы обучения используются с учетом особых образовательных потребностей и возможностей учащихся, специфики коррекционно-педагогической работы с ними. В целях достижения максимального эффекта на практике методы и приемы применяются не изолированно, а в необходимом сочетании друг с другом. Комбинации таких сочетаний и их адекватность той или иной педагогической ситуации и определяют специфику процесса специального образования. Например, на начальном этапе обучения учащихся с НС ведущими могут быть наглядно-практические методы с элементами словесного объяснения или беседы.

10. В зависимости от характера коммун-ой деят-и в современной дидактике выделяют фронтальную, индивидуальную и групповую формы обучения: 1-я: предполагает одновременное выполнение общих заданий всеми учащимися класса. Достоинства формы: - она дает возможность за короткий отрезок времени изучить достаточно большой объем учеб. материала, систематизировать и обобщить его одновременно всем школьникам по единой программе. Кроме того, она позволяет активно управлять учебно-воспитательным процессом, способствует умственному, нравственному, эстетическому раз витию учащихся, расширению опыта их познавательной деятельности, содействует выработке более четких и ясных научных представлений и понятий, стимулирует учебную деятельность. Недостатки: – она ориентирована в основном на средний уровень подготовленности учащихся, на один и тот же темп работы, и из-за этого трудно проверить степень участия в работе каждого ученика, активность мыслительной деятельности, степень самостоятельности. Так же недостатком этой работы в школе с н/с является низкая речевая активность учащихся. 2-я: когда ученик выполняет учебные задания самостоятельно, на уровне своих учебных возможностей, без взаимодействия с другими школьниками при непосредственной или опосредованной помощи преподавателя. Она имеет целый ряд достоинств: - позволяет осуществлять уч. деят-ть ученика с учетом его интересов, потребностей, стиля и темпа работы, познавательных возможностей. Так же дает возможность учителю найти индивидуальный подход к каждому ученику, формируя его как личность. Недостатки: - ученик не имеет возможности общаться со сверстниками, в результате чего у глухого учащегося может оказаться недостаточно сформированным умение работать в коллективе. Индивидуальная учебная работа на уроке часто сочетается с фронтальной и групповой. 3-я: широко используется в школе с н/с и представляет собой объединение учащихся в группу, которая решает единую задачу и: выполняет общее для всех задание. Создаются условия для коллективной внутригрупповой деятельности, в процессе которой происходит непосредственное взаимодействие между учащимися. Группа может быть от 2 до 6 чел., состав ее может быть постоянным в течение длительного срока (от одной учебной четверти до полугодия) и временным, т. е. всего лишь на несколько занятий. Наиболее эффективными считаются группы со смешанным составом, формируемые по уровню знаний, куда входят сильные, средние и слабые ученики.

 

 

11. Средовое сопровождение рассматривается как создание адаптивной среды, обеспечивающей комфортные условия для самореализации ученика с особыми образовательными потребностями (без ущерба для таковой в отношении здоровых детей).

Составляющие образовательной среды традиционно рассматриваются в нескольких аспектах: предметном, пространственном, организационном, социально-психологическом. Предметный аспект включает требования к освещенности, оформлению помещения, его оборудованию. В отношении оборудования особого внимания заслуживают: учебно-методические комплексы (учебники, учебные пособия, хрестоматии, атласы, наглядный и раздаточный материал) и средства коррекции (звукоусиливающая аппаратура, индивидуальные слуховые аппараты и т. п. ). Фактологический материал учебных дисциплин специальной школы для детей с НС в основном соответствует содержанию учебных дисциплин массовой школы. Исключение составляют предметы: иностранный язык (только для слабослышащих 1-го отделения), предмет «Музыка и пение» (отсутствует в учебном плане школ для детей с НС). Соответствие учебных планов позволяет включать детей со слуховой депривацией в «общий поток» (образ-ное пространство массовой школы). Пространственные ресурсы – учебное место ученика, обеспечивающее максимальную возможность чтения с губ при соответствующем темпе речи и артикуляции учителя, освещенность его лица в процессе беседы, диалога с учеником. Размещение неслышащего ученика на первой парте – условие эффективного слухозрительного восприятия. Социально-психологический аспект функционирования адаптивной образ-ной среды отражает социальную ситуацию развития (социальные роли, ожидания и потребности, эмоц-ый фон и т. п. ). Важнейшим элементом адаптивной образовательной среды для детей с НС являются учебно-методические комплексы (учебные и учебнометодические пособия), содержание которых позволяет в рамках цензового образования обеспечивать практикоориентированный вариант реализации программных требований к изучению учебных дисциплин.

13. Речевая аудиометрия: методика исследования, фиксация и интерпретация результатов. Аудиометрия – исследование, направленное на оценку показателей слуха. Она позволяет определить «порог слышимости» у пациента и диагностировать болезни уха, а также выявить начало развития глухоты. Речевая аудиометри я определение разборчивости речи по воздушному звукопроведению с помощью наушников и в свободном звуковом поле. Процедура проводится в специальном помещении, защищенном от посторонних звуков. Звук подается в динамик или через наушники. Пациент повторяет услышанные слова, произносит их в специальный микрофон. Характеристики звука изменяются с помощью специального прибора – аттенюатора. Врач определяет минимальную громкость, которую способен распознавать пациент. Результаты речевой аудиометрии фиксируются на специальном бланке кривой разборчивости. По горизонтали отмечается сила звука (в дБ), а по вертикали – процент правильных ответов. Процедура длится 25-30 минут. Во время речевой аудиометрии фиксируют 3 основные величины: 1. Порог слышимости. Он определяет интенсивность звука, при которой пациент способен воспринимать 50 % услышанных слов. 2. Максимальная разборчивость. Эта величина определяет восприятие не менее 90 %3. Уровень дискриминации. Величина отмечается при ряде форм нарушений слуха, при которых даже при максимальном уровне громкости разборчивость не достигает 100 %.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...