Об осьмой заповеди. О девятой заповеди. О десятой заповеди
Об осьмой заповеди В. Что вообще запрещается осьмою заповедию? О. Кража, или присвоение каким-нибудь образом того, что принадлежит другим. В. Какие особенные грехи запрещаются сею заповедию? О. Главнейшие суть: 1) Грабительство, или отнятие чужой вещи, явно, насилием. 2) Воровство, или похищение чужой вещи тайно. 3) Обман, или присвоение чего-нибудь чужого хитростию, когда, например, отдают ложную монету вместо истинной, худой товар вместо хорошего, посредством ложного веса или меры не додают проданного, скрывают свое имение, чтобы не платить долгов, не исполняют по условиям или по завещаниям; когда скрывают виновного в краже и чрез то лишают удовлетворения обиженного. 4) Святотатство, или присвоение того, что посвящено Богу, и что принадлежит Церкви. 5) Духовное святотатство, когда одни предают, а другие восхищают священные должности не по достоинству, но по видам корыстным. 6) Мздоимство, когда берут мзду с подчиненных или подсудимых, и по видам корысти возвышают недостойных, оправдывают виновных, притесняют невинных. 7) Тунеядство, когда получают жалованье за должность, или плату за дело, но должности и дела не исполняют, и таким образом крадут и жалованье или плату, и пользу, которую могли бы трудом принести обществу или тому, для кого надлежало работать; также, когда имеющие силу приобретать пропитание трудом, вместо того, живут милостынею. 8) Лихоимство, когда под видом некоторого права, но в самом деле с нарушением справедливости и человеколюбия, обращают в свою пользу чужую собственность, или чужой труд, или даже самые бедствия ближних; например, когда заимодавцы обременяют должников ростом, когда владельцы изнуряют зависящих от них излишними налогами или работами, когда во время голода продают хлеб слишком высокою ценою.
В. Когда запрещаются сии грехи, то чрез сие какие предписываются добродетели? О. 1) Бескорыстие. 2) Верность. 3) Правосудие. 4) Милосердие к бедным. В. Неужели немилосердый к бедным грешит против осьмой заповеди? О. Точно так, если он имеет чем помогать им. Ибо все, что мы имеем, принадлежит собственно Богу, и избыток дается нам от провидения Божия для вспоможения бедным; а потому если не уделяем им от избытка нашего, то чрез сие похищаем или утаиваем собственность их и дар Божий. В. Нет ли еще высшей добродетели, противоположной грехам против осьмой заповеди? О. Такая добродетель, предлагаемая Евангелием не как должность всем, но как совет ревнующим о подвигах благочестия, есть совершенное нестяжание, или отречение от всякой собственности. Аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое и даждь нищим, и имети имаши сокровище на небеси (Мф. 19: 21). О девятой заповеди В. Что запрещается девятою заповедию? О. Ложное свидетельство на ближнего, а также и всякая ложь. В. Что запрещается под именем ложного свидетельства? О. 1) Ложное свидетельство судебное, когда на кого в суде свидетельствуют, доносят, или жалуются ложно. 2) Ложное свидетельство кроме суда, когда на кого клевещут заочно, или кого в лицо порицают несправедливо. В. А позволительно ли укорять других, когда них действительно есть пороки? О. Евангелие не позволяет судить и о действительных пороках, или недостатках ближних, если мы особенною должностию не призваны к тому, чтобы обличить их. Не судите, да не судимы будете (Мф. 7: 1). В. Не позволительна ли такая ложь, при которой нет намерения вредить ближнему? О. Не позволительна, потому что несогласна с любовию и уважением к ближнему и недостойна человека, и наипаче Христианина, как созданного для истины и любви.
Темже отложше лжу, глаголите истину кийждо ко искреннему своему: зане есмы друг другу удове (Еф. 4: 25). В. Для удобнейшего избежания грехов против девятой заповеди, что должно наблюдать? О. Должно обуздывать язык. Хотяй бо живот любити и видети дни благи, да удержит язык свой от зла и устне свои, еже не глаголати льсти (1 Петр. 3: 10). Аще кто мнится верен быти в вас, и не обуздывает языка своего, но льстит сердце свое, сего суетна есть вера (Иак. 1: 26). О десятой заповеди В. Что запрещается десятою заповедию? О. Желания, противные любви к ближнему, и, что неразлучно с желаниями, помышления, противные сей любви. В. Почему запрещаются не только худые дела, но и худые желания и помышления? О. Во-первых потому, что когда в душе есть худые желания и помышления, то она уже не чиста пред Богом, и Его не достойна, как говорит Соломон: Мерзость Господеви помысл неправедный (Притч. 15: 26). И потому нужно очищать себя и от сих внутренних нечистот, как учит Апостол: Очистим себе от всякия скверны плоти и духа, творяще святыню в страсе Божии (2 Кор. 7: 1). Во-вторых, потому что для предупреждения греховных дел нужно подавлять греховные желания и помышления, от которых, как от семян, родятся дела греховные, как сказано: От сердца бо исходят помышления злая, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, татьбы, лжесвидетельства, хулы (Мф. 15: 19). Кийждо искушается, от своея похоти влеком и прельщаем. Таже похоть заченши раждает грех: грех же содеян раждает смерть (Иак. 1: 14-15). В. Когда запрещается желать чего бы то ни было, что есть у ближнего: то какая страсть чрез сие запрещается? О. Зависть. В. Что запрещается словами: Не пожелай жены искреннего твоего? О. Запрещаются мысли и желания сладострастные, или внутреннее прелюбодеяние. В. Что запрещается словами: Не пожелай дому ближнего твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елика суть ближнего твоего? О. Запрещаются мысли и желания корыстолюбивые и властолюбивые. В. Соответственно с сими запрещениями, какие должности налагает десятая заповедь? О. 1) Должно хранить чистоту сердца. 2) Должно быть довольну своим жребием. В. Что наипаче нужно для очищения сердца? О. Частое и усердное призывание имени Господа нашего Иисуса Христа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|