Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О второй заповеди. О третьей заповеди




О второй заповеди

В. Что такое кумир, о котором говорится во второй заповеди?

О. В сей самой заповеди объяснено, что кумир или идол есть изображение какой-нибудь твари, небесной или земной, или в водах живущей, которой вместо Бога покланяются и служат.

В. Посему, что запрещает вторая заповедь?

О. Запрещает поклоняться идолам, как мнимым божествам, или как изображениям ложных богов.

В. Не запрещается ли чрез сие иметь какие бы то ни было священные изображения?

О. Отнюдь нет. Сие ясно видно из того, что тот же Моисей, чрез которого Богом дана заповедь, запрещающая кумиры, в то же время получил от Бога повеление поставить в Скинии, или подвижном храме Еврейском, золотые священные изображения Херувимов, и притом в той внутренней части храма, в которой народ обращался для поклонения Богу.

В. Почему сей пример достопримечателен для Православной Христианской Церкви?

О. Потому что он объясняет правильность употребления в Православной Церкви Святых икон.

В. Что есть икона?

О. Слово сие с греческого значит образ или изображение. В Православной Церкви сим именем называются священные изображения Бога, явившегося во плоти, Господа нашего Иисуса Христа, Пречистой Его Матери и Святых Его.

В. Согласно ли со второю заповедью употребление Святых икон?

О. Оно было бы не согласно с нею в том только случае, если бы кто стал боготворить их. Но сей заповеди нимало не противно почитать иконы, как изображения священные, и употреблять их для благоговейного воспоминания дел Божиих и Святых Его; ибо в сем случае иконы суть книги, написанные вместо букв лицами и вещами (См. Григорий Велик. Писм. кн. 9, писм. 9, к Серен. Еписк. ).

В. В каком расположении духа должно быть во время поклонения иконам?

О. Взирающему на них должно взирать умом к Богу и Святым, которые на них изображены.

В. Как вообще называется грех против второй заповеди?

О. Идолопоклонство.

В. Нет ли еще грехов против второй заповеди?

О. Кроме грубого идолопоклонства есть еще тонкое, к которому принадлежат:

1. Любостяжание.

2. Чревоугодие, или лакомство, объедение и пьянство.

3. Гордость, к которой относится также тщеславие.

В. Почему любостяжание относится к идолопоклонству?

О. Апостол Павел именно говорит, что лихоимание есть идолослужение (Кол. 3: 5). Потому что любостяжательный человек более работает богатству, нежели Богу.

В. Если вторая заповедь запрещает корыстолюбие, то чему она тем самым научает?

О. Нелюбостяжанию и щедрости.

В. Почему чревоугодие относится к идолопоклонству?

О. Потому, что чревоугодники выше всего поставляют чувственное удовольствие, и потому говорит Апостол, что у них бог чрево, или иначе сказать, чрево есть их идол (Фил. 3: 19).

В. Если вторая заповедь запрещает чревоугодие, то чему она тем научает?

О. Воздержанию и посту.

В. Почему гордость и тщеславие относятся к идолопоклонству?

О. Потому что гордый выше всего ценит свои способности и преимущества, и таким образом они для него суть идол; а тщеславный желает, чтобы и другие сего идола почитали. Такое расположение гордого и тщеславного даже чувственным образом оказалось в Вавилонском царе Навуходоносоре, который поставил сам себе золотого идола и велел поклоняться ему. См. Даниила гл. 3.

В. Нет ли еще порока, близкого к идолопоклонству?

О. Такой порок есть лицемерие, когда кто наружные дела благочестия, как, например, пост и строгое наблюдение обрядов, употребляет для приобретения уважения народа, не помышляя о внутреннем исправлении сердца своего. См. Мф. 6: 5-7.

В. Если вторая заповедь запрещает гордость, тщеславие и лицемерие, то чему она тем научает?

О. Смирению и деланию добра втайне.

О третьей заповеди

В. Как бывает то, что имя Божие приемлется всуе?

О. Оно приемлется всуе, или понапрасну произносится, когда произносится в разговорах бесполезных и суетных, а тем более напрасно, когда произносится лживо или с нарушением благоговения.

В. Какие грехи запрещаются третьею заповедию?

О. 1) Богохуление, или дерзкие слова против Бога.

2) Ропот на Бога, или жалобы на Его Провидение.

3) Кощунство, когда священные предметы обращаются в шутку или в поругание.

4) Невнимательность к молитве.

5) Ложная клятва, когда утверждают клятвою то, чего нет.

6) Клятвопреступление, когда не исполняют справедливой и законной клятвы.

7) Нарушение обетов, данных Богу.

8) Божба, или легкомысленное употребление клятвы в обыкновенных разговорах.

В. Нет ли в Священном Писании особенного запрещения божбы в разговорах?

О. Спаситель говорит: Аз же глаголю вам, не клятися всяко. Буди же слово ваше, ей, ей: ни, ни: лишше же сею, от неприязни есть (Мф. 5: 34, 37).

В. Не запрещается ли чрез сие и всякая клятва в делах общественных?

О. Апостол Павел говорит: Человецы большим кленутся, и всякому их прекословию кончина во извещение клятва есть: в немже лишше хотя Бог показати наследником обетования, непреложное совета Своего ходатайствова клятвою (Евр. 6: 16-17).

Из сего должно заключить, что если Сам Бог для непреложного уверения употребил клятву: то кольми паче позволено и должно нам, в важных и необходимых случаях, по требованию законной власти, употреблять клятву и присягу, с благоговением и с твердым намерением отнюдь не изменять ей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...