Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сказка о Волшебном Круге 26 страница




— Да, конечно, меняйте, что уж тут, если меня не понимают... —
ответила девушка.


— Дорогие друзья, — обратился ведущий к участникам группы, —
встав рано утром с постели, мы несем внутреннюю картину мира, не-
которое состояние окружающим людям. Бывает, они нас понимают,
но бывает, что и нет. Общение с разными людьми, даже в течение дня,
меняет наше состояние. То есть каждый человек что-то дарит нашему
внутреннему миру, изменяет его. Есть изменения, которые нам прият-
ны, от них улучшается настроение. Но есть и такие «подарки», кото-
рые, наоборот, делают нам неприятно. Важно научиться принимать
хорошее и отрицать дурное. Сейчас я предлагаю вам внести измене-
ния в эту песочную картину. Сделаем так. Сначала вы рассказываете
автору о ваших изменениях. Автор обдумывает ваше предложение и вы-
носит решение: принять или отклонить. Принимая ваши изменения,
автор говорит: «Большое спасибо, думаю, мне это будет полезно». От-
клоняя ваши изменения, автор говорит: «Большое спасибо за идею, я
приму ее к сведению. Но сейчас мне не хотелось бы менять мою кар-
тину таким образом».

Участницы группы стали предлагать свои изменения, совершенству-
ющие, по их мнению, песочную картину автора. Автор какие-то изме-
нения принимала, какие-то отклоняла. Песочная картина в результате
немного изменилась, однако ее центральная часть с раскрытой ракови-
ной осталась неизменной. На протяжении этого действия юноша мол-
чал, с любопытством наблюдая за происходящим. «Что же ты ничего не
предлагаешь, тебе же больше всех не нравилось! » — заметила автор кар-
тины молодому человеку. «Точно можно? » — спросил юноша.

Получив согласие, он перевернул раковину и скрыл под ней хрус-
тальную подвеску. Внимательно оглядев композицию, он вытянул из-
под раковины маленькую секцию хрустальной подвески. «Вот теперь
я доволен! — удовлетворенно сказал он. — Я могу ходить вокруг рако-
вины, восхищаться красотой камня, и знать, что внутри есть гораздо
больше! »

«Точно, в женщине должна быть загадка», — зачарованно протяну-
ли девушки.

Еще некоторое время участники группы горячо обсуждали проис-
шедшее. Потом поблагодарили молодого человека, протянули руки над
песочницей, формируя Золотой шар приобретенного опыта...

Этот случай иллюстрирует процесс групповой сказочной песочной
терапии. Вы видите, дорогие читатели, что ведущий следует за груп-
пой, гибко использует возникающие возможности, комбинирует груп-
повую форму с индивидуальной. Мы сознательно «не навязываем»


алгоритм групповой и индивидуальной работы, тем самым подчерки-
вая первостепенную роль импровизации.

В заключении обзора психокоррекционной и психотерапевтичес-
кий работы заметим, что стиль и динамика игры в песочнице у обыч-
ных детей и подростков и их сверстников, имеющих проблемы интел-
лектуального развития, различны. Различия приводим в таблице.

 

Критерий Интеллектуальная норма Проблема интеллектуального развития
1. Время создания страны. Около 25 мин До 60 мин

2. Динамика эмоционального От возбуждения к торможению,

От торможения к возбуждению за тот
состояния чувству покоя, иногда усталости же период времени. Для перехода от возбуждения к торможению необходимо больше времени
3. Сюжет Имеется четкий связный сюжет, распределение ролей и функций между жителями созданной страны Сюжет не четкий
4. Стиль ситуативной

Чаще всего, что бы ни происходило, При спонтанной игре чаще всего

коммуникации осуществляется переход к наблюдается конфронтация, борьба
  сотрудничеству или ассимиляции за территорию, «параллельная игра»

 

 

ПСИХОПРОФИЛАКТИКА, РАЗВИТИЕ

И ОБУЧЕНИЕ В ПЕСОЧНИЦЕ.

ИГРОВОЙ ПРАКТИКУМ ОБУЧЕНИЯ

В ПЕСОЧНИЦЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ

 

Психопрофилактика проводится с целью недопущения проблем-
ных ситуаций. Имея замечательное свойство «заземлять» негативную
психическую энергию, песок является прекрасным психопрофилак-
тическим средством. Воспитатели детских садов после установления
песочницы в группах отмечали, что некоторые «разгоряченные» дети
врывались в группу, подбегали к песочнице и зарывали руки в песок.
После минуты-двух они успокаивались и присоединялись к работе
группы. Таким образом, играя в песочнице без определенного зада-
ния, дети реализуют программу само-психопрофилактики.

Мы советуем иметь песочницу дома, чтобы в минуту напряжения,
сомнения или радости создать песочную картину. Полезно иногда по-
смотреть на свой внутренний мир со стороны.


Психопрофилактический и развивающий аспекты проявляются и
в постановке сказок и мифов в песочнице. В этом случае песочный
лист является сценой, участники игры — творцами, создающими и
изменяющими чудесный мир вслед за словами рассказчика.

Наверное, всевозможные события нашей жизни можно разыграть
в песочнице, переосмыслить, найти решение. Именно играя вместе с
ребенком в песочнице, можно постепенно передавать ему собствен-
ный жизненный опыт.

Также в песочнице можно начинать раннее обучение ребенка. Пред-
лагаем игровой практикум в песочнице, который поможет в обучении чте-
нию, изучении грамоты, будет способствовать общему развитию ребенка.

«Перед вами песок. Естественное желание — погрузить в него руки,
ощутив прохладу; пропустить его между пальцев, чувствуя при этом
тепло собственных рук. Приятные воспоминания охватили вас: дет-
ство, море, солнце, ощущение бесконечности Мира и ожидание Чуда.
Чувства переполняют вас и хочется поделиться ими. А рядом ребенок.
Он делает то же, что и вы. Его маленькие ручки только что соприкос-
нулись с уникальностью Мироздания, Вечностью. Он стоит на пороге
Открытия. Сейчас вы вместе сделаете самые важные шаги по дороге
Познания. А наши игры помогут вам в этом».

 

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНО-КИНЕСТЕТИЧЕСКОЙ
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК
«ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЕ ЛАДОШКИ»

Тактильная (кожная) форма ощущений является у человека наибо-
лее древней. Это ощущения, которые мы получаем через кожу: горя-
чее — холодное, сухое — мокрое, колючее — гладкое, мягкое — твер-
дое и пр. Кинестетические ощущения возникают у нас, когда мы
двигаемся. И они помогают нам узнать, насколько удобно мы сидим,
лежим, стоим, комфортно ли нам при движении. Тактильно-кинесте-
тические ощущения напрямую связаны с мыслительными операция-
ми, с их помощью познается Мир. Поэтому наши игровые занятия мы
начинаем с развития именно этого вида чувствительности.

Отпечатки наших рук

На ровной поверхности песка ребенок и взрослый по очереди дела-
ют отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороны. Важно


задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощу-
щениям. Взрослый начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощуще-
ниях: «Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я
двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты? »

Теперь, когда ребенок получил образец проговаривания ваших ощу-
щений, он попробует сам рассказать о том, что чувствует. Чем младше
ребенок, тем короче будет его рассказ, и тем чаще нужно повторять
эту игру. Не беда, если в начале игры, ребенок в точности воспроизво-
дит ваши слова, передавая свои ощущения. Постепенно, накапливая
свой чувственный опыт, он научится передавать свои ощущения и дру-
гими словами. Не исключено, что ваши и его ощущения будут не со-
впадать. Постарайтесь не навязывать ему своего мнения.

Далее взрослый переворачивает свои руки ладонями вверх: «Я пе-
ревернул руки и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чув-
ствую шероховатость песка, по-моему, он стал чуть холоднее. А что
чувствуешь ты? Мне не очень удобно держать так руки. А тебе? » Если у
ребенка похожие ощущения, можно обсудить, что лучше сделать, что-
бы их изменить. Может, подвигать руками? Можно сделать и другие
упражнения:

□ «поскользить» ладонями по поверхности песка, выполняя зиг-
загообразные и круговые движения (как машинки, змейки, сан-
ки и др. );

□ выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;

□ «пройтись» ладошками по проложенным трассам, оставляя на
них свои следы;

□ создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук,
ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверх-
ности песка;

□ попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира

□ (ромашка, солнышко, дождинки, травки, дерево, ежик и пр. );

□ «пройтись» по поверхности песка отдельно каждым пальцем
поочередно правой и левой рукой, после — одновременно (сна-
чала только указательным, потом — средним, затем — безымян-
ным, большим, и наконец — мизинчиком).

Далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по
пять. Здесь уже ребенок может наблюдать загадочные следы. Как хо-
рошо вместе пофантазировать: чьи они?

Можно «поиграть» по поверхности песка, как на клавиатуре пиа-
нино или компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и ки-


сти рук, совершая мягкие движения «вверх-вниз». Для сравнения ощу-
щений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на
поверхности стола.

Эти незатейливые упражнения на самом деле обладают колоссаль-
ным значением для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода
взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Во-
вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствитель-
ности и мелкой моторики, мы учим ребенка прислушиваться к себе и
проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует
развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное — ре-
бенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Учится пони-
мать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формиро-
вания навыков позитивной коммуникации.

Что же спрятано в песке?

Взрослый и ребенок вместе погружают в сухой песок кисти рук.
И начинают ими шевелить, наблюдая за тем, как изменяется песча-
ный рельеф. Задача — полностью освободить руки от песка, не совер-
шая резких движений, только шевеля пальцами и сдувая песчинки.

Чтобы усложнить задачу, это упражнение можно проделать с влаж-
ным песком.

Всем известна пляжная игра «Мина». Рука одного играющего пре-
вращается в «мину»: она может находиться в песке в любом положе-
нии. Задача другого играющего — «сапера» — откопать «мину», не дот-
рагиваясь до нее.

«Сапер» может действовать руками, дуть на «мину», помогать себе
тонкими палочками.

Взрослый вместо руки может закапать любую игрушку (важно, что-
бы ребенок не знал, какую именно). В процессе раскопок по открыва-
ющимся частям предмета ребенок пытается догадаться, что же было
закопано. Можно закапывать не один, а несколько предметов или иг-
рушек, и на ощупь узнавать, что или кто это? (вариация игры «Чудес-
ный мешочек») и т. п.

Любую из игр можно предлагать ребенку в виде сказки. Например:

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...