Сказка о Волшебном Круге 23 страница
Текст можно адаптировать, учитывая речевые возможности ребен-
ка. Если он не имеет возможности говорить, пусть просто согревает
камень в руках. Вы произнесете этот текст сами. Самое главное — по-
мочь ребенку приобрести опыт «сотворения чуда».
Далее камень передается другому игроку. Игра продолжается. На-
ступает момент, когда камень возвращается к вам. Вы говорите игро-
кам: «Я держу в своих руках камень. Он тяжелый, шероховатый, у него
острые грани, но его очень приятно держать в руках, потому что он
теплый, почти горячий, ведь он передает теплоту наших рук, жар на-
ших сердец, нашу любовь и преданность людям! Оказывается, наши
руки могут творить чудеса! Они согревают даже камень! »
Комментарий. Эта игра позволяет дифференцировать собственные
ощущения, анализировать и вербализовывать их, тем самым обучая осно-
вам самоанализа. Помимо этого очень важным является осознание того,
что каждый может благодаря теплу своих рук и сердца, сотворить чудо.
Важно обсуждать с игроками каждую прожитую ситуацию, каждую
проведенную игру. Если ребята могут говорить, побеседуйте с ними,
задавая следующие вопросы.
«Понравилась ли тебе игра? »
«Что ты чувствовал, когда держал камень? »
Если ребята умеют читать, заготовьте карточки, на которых будут
написаны опорные фразы. Красным цветом позитивные эмоции и
чувства, а черным — негативные. Например: «Мне было приятно. Это
было здорово! » Мне понравилось держать в руках теплый камень и
греть его. Это было весело». «Это что-то новенькое. Хорошо! » Или:
«Мне было неприятно». «Это просто ужасно — держать в руке камень! »
«Мне не понравилась эта игра». «Я ничего не понял(а)».
Предложите ребятам выбрать ту карточку, надпись на которой со-
ответствует их чувствам. Если необходимо, прочитайте надписи сами,
перебирая карточки. Попросите ребят повторять за вами ту фразу, ко-
торая им понравилась. Обсудите ее.
Если ребята не говорят и не читают, но знают цвета, то можно пред-
ложить им выбрать одну из цветных полосок: красного, синего, зеле-
ного, желтого, оранжевого, серого, фиолетового, коричневого и чер-
ного цветов. Скажите ребятам: «Возьми ту полоску, цвет которой тебе
нравится больше всего».
Выбранный участником игры цвет соответствует его настроению и
состоянию в данный момент и отражает те чувства, которые игрок ис-
пытал во время игры.
Красный, желтый, оранжевый, синий, зеленый цвета отразят по-
зитивные чувства; а черный, коричневый, серый — негативные. Если
вам необходимо провести более детальное обследование, то обрати-
тесь к тесту Макса Люшера.
Если ребята плохо ориентируются в цветах, обратитесь к «тактиль-
ному тестированию». Для этого приготовьте картонные квадраты раз-
мером 20 х 20см. С помощью клея ПВА наклейте на них: манную кру-
пу, дробленый горох, гречку, вату, поролон, бархатную и наждачную
бумагу, различные виды тканей, елочный дождик, веревки и пр. Таким
образом у вас получится целый набор различных поверхностей. Раз-
ложите их перед участниками игры.
Скажите им: «Ознакомьтесь с поверхностями. Подержите их в ру-
ках, проведите по ним пальцами, ладонью. А теперь выберите ту по-
верхность, которая вам понравилась».
Понаблюдайте за ребятами. Обратите внимание на то, как они ис-
следуют предложенный материал, как взаимодействуют друг с другом,
какую поверхность выбрали. Постарайтесь проанализировать резуль-
таты обследования, опираясь на ранние наблюдения за воспитанни-
ками, знание их интересов и наклонностей. Допустим, игрок выбира-
ет шершавую на ощупь и невзрачную на вид поверхность. О чем это
может рассказать? Или берет в руки карточку с бархатной поверхнос-
тью. Что это может означать?
Если же и этот вид деятельности доставляет определенные трудно-
сти, то можно «обсуждать» игру с помощью мешочков или подушечек,
сшитых из одного материала и одинакового размера. Они заполняются
мукой и крахмалом, горохом и фасолью, орехами и шишками, ватой и
гайками, фольгой и газетой и пр. Не правда ли, взаимодействуя с пред-
ложенным материалом ребята не только обогащают свой чувственный
опыт, но и начинают познавать себя, свое состояние «здесь и теперь».
Камень и веревка
В этой игре могут участвовать несколько человек. Для игры Вам по-
надобится камень и обыкновенная бельевая веревка. Игроки и ведущий
удобно размещаются на ковре или рассаживаются на стулья в круг.
Вы, как ведущий, показываете игрокам камень, и спрашиваете: «Что
у меня в руках? » Даете каждому игроку подержать его в руках, акцен-
тируя внимание не только на его вес, форму, вид поверхности, но и на
твердость.
«Камень очень твердый», — говорите вы. — «Сейчас мы все попро-
буем сжать свои кулаки так, чтобы они стали похожи на камень. По-
смотрите, как это делаю я!
(Сожмите сильно кулаки, предложите игрокам ощупать ваши руки,
чтобы они смогли почувствовать их напряжение и твердость). А те-
перь вы сожмите свои кулаки так, чтобы они стали похожи на камень.
Я буду проверять, насколько тверды ваши кулаки! »
Обойдите всех участников игры, проверьте напряжение их рук, по-
хвалите удачно выполнивших задание, еще раз покажите это упражнение
тем, у кого не получилось. Очень важно добиться того, чтобы все участ-
ники, по мере своих возможностей, успешно выполняли это задание.
«Молодцы, ребята! Разожмите свои кулаки! Посмотрите, у меня
в руках веревка. Возьмите ее, пощупайте, покрутите ее, сверните, со-
жмите... Какая она? Правильно, мягкая, гибкая, податливая. А те-
перь — посмотрите, мои руки станут точно такими, как веревка! » Рас-
слабьте свои руки так, чтобы они напоминали плети, стали мягкими,
гибкими, податливыми. Позвольте каждому игроку ощупать ваши
руки, покачать их, «поиграть с ними».
«А теперь каждый из вас попробует расслабить свои руки так, что-
бы они стали " веревкой" ».
Обойдите всех участников игры, проверьте выполнение задания.
«Молодцы! А теперь по моей команде вы будете превращать свои руки
то в камень, то в веревку!
Итак, слушайте команду:
— Камень!
— Веревка!
— Камень!
— Веревка!
— Молодцы! А теперь попробуем не только руки, но и все мышцы
тела напрячь так, чтобы тело стало «каменным».
— Молодцы!
Сейчас попробуем расслабить все мышцы своего тела так, чтобы
тело стало похожим на веревку. Молодцы!
Слушайте команду:
— Камень!
— Веревка!
— Камень!
— Веревка!
— Молодцы! »
Заметим, что ведущий выполняет свои команды наравне с ребятами.
Комментарий. Эта игра содержит элементы изотонической гимна-
стики и позволяет произвольно чередовать напряжение и расслабле-
ние мышц тела, тем самым способствуя снятию чрезмерного напря-
жения, учит основам самоконтроля и саморегуляции.
Волшебные руки
В игре принимает участие от двух до пяти ребят. Один из игроков
изображает камень. Он принимает удобную для себя позу и застывает.
Остальные участники игры, положив свои руки на плечи, спину, грудь,
живот «Камню», постараются передать ему свое тепло. Ведущий гово-
рит игрокам:
Положите свои руки на «Камень», говорите вместе со мной: «Даю
тебе, камень, тепло моих рук, жар моего сердца, мою любовь и предан-
ность! » Что происходит с вашими руками? Что происходит с «Камнем»?
Можно дать ребятам образец проговаривания своих чувств. Напри-
мер: «Мои руки подрагивают, я чувствую напряжение в них. Мои руки
горячие, от них исходит тепло... А еще я чувствую, как расслабляется
под моими руками «Камень», я его согреваю... »
Очень важно, чтобы каждый участник игры побывал в роли Камня,
почувствовал тепло добрых рук. В обсуждении делается акцент на том,
что понравилось больше: отдавать или принимать человеческое тепло?
Глина и скульптор
Для игры необходимо четное количество участников.
Ведущий обращается к игрокам:
— Знаете ли вы, что такое глина?
— Какая она?
Можно показать ребятам глину, надо ее потрогать.
— Что можно делать из глины? Конечно, лепить. Дорогие Скульп-
торы! Покажите ваши руки! Какие они у вас? Добрые, мягкие, но силь-
ные. Ваши руки волшебные, они не причиняют никому вреда, не де-
лают никому больно. Именно такие руки у настоящих волшебников,
мастеров своего дела. Разомните свои кисти, приготовьтесь творить!
У вас есть глина - это ваши партнеры. Приготовьте, пожалуйста,
глину к работе. Хорошенько разомните, разотрите ее, замесите. Важ-
но добиться того, чтобы глина была полностью во власти ваших рук,
слушалась вас.
Ведущий помогает игрокам, совместно с ними совершает действия,
комментирует их, неоднократно напоминает основные заповеди твор-
цов: доброта, терпение, внимание и любовь!
Когда глина будет достаточно размята, можно приступать к лепке.
Когда скульпторы закончат свою работу, предложите им устроить
выставку своих произведений. Экскурсоводами могут быть сами скульп-
торы, ведущий или любой желающий.
Игра обязательно проводится не менее двух раз, для того, чтобы
каждый игрок побывал в роли скульптора и в роли глины. Если есть
возможность, после игры обсуждаются чувства скульпторов и глины.
Групповая скульптура
Эта игра похожа на предыдущую. В ней может принимать участие
Как четное, так и нечетное количество человек. Желательно, чтобы
игроков было не более семи, чтобы играющие не утомились.
Играющие садятся в круг. Ведущий предлагает снова сыграть в игру
«Глина и скульптор». В центр круга вызываются два игрока. Один из
них будет скульптором, а другой — глиной. Когда игроки определи-
лись, кто из них станет скульптором, а кто глиной, ведущий говорит:
«Ты — Скульптор, в твоих руках послушная, податливая глина и скуль-
птор может с ней делать все, что захочет. Можешь приступать к рабо-
те». Когда фигура вылеплена, ведущий предлагает скульптору найти
для себя место в скульптуре и занять его. Затем вызывается следую-
щий игрок и ведущий обращается к нему: «Ты — Скульптор. Перед
тобой один большой кусок глины и ты, как творец мудрый и добрый,
можешь лепить из него все, что угодно! »
Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не побывают в роли
скульптора. Если возможно, обсудите с ребятами эту игру, задавая сле-
дующие вопросы: «Что ты чувствовал, когда был глиной и когда был
скульптором? Когда ты был глиной, в каких руках тебе было тепло,
легко и приятно, а в чьих неудобно, больно и неприятно? Когда ты
был скульптором, о чем ты думал? Что тебе хотелось создать?... »
Комментарий. Ведущему необходимо внимательно наблюдать за хо-
дом игры. Обращать внимание на то, как взаимодействуют игроки. По-
слушна и податлива ли «глина», терпелива она или строптива и не тер-
пит никаких манипуляций. Как «творит скульптор», мудры и добры ли
его руки, заботится ли он отом, чтобы его «творение» было новым, ори-
гинальным, а всем задействованным в нем игрокам было комфортно.
Или же скульптор находится только во власти своих желаний и поры-
вов, нисколько не заботясь о том, каково его «глине». Важно, что творит
скульптор и какое место выбирает для себя в готовой уже композиции.
Чудесные пироги
В игре принимает участие четное количество человек (от 4 до 8).
Необходимо приготовить большой ковер или несколько небольших
ковриков. Включите магнитофон. Пусть звучит легкая, нежная, при-
ятная музыка. Играющие разбиваются на пары и размещаются на ковре
так, чтобы одному из игроков можно было удобно растянуться на ков-
ре, а другому присесть рядом, при этом не мешая другим парам.
Ведущий предлагает игрокам распределить роли: кто-то будет пи-
рогом, а кто-то — поваром. Роли распределены, будущий «пирог» ле-
жит на «противне» (на ковре лицом вниз), а повар, стоя на коленях,
склонился над «пирогом». Игра начинается!
Ведущий говорит игрокам: «Для того, чтобы испечь пирог, нам нуж-
на... мука. Вот она перед вами (указывает на лежащих на полу игро-
ков). Муку необходимо просеять. Посмотрите, как я буду это делать!
(Ведущий кладет свои ладони на спину одного из лежащих на полу
игроков и слегка давящими и покачивающими движениями создает
незначительную вибрацию в теле игрока). Повторяйте за мной! (При
необходимости ведущий оказывает помощь тем «поварам», которые
не могут самостоятельно справиться с заданием). Помните о том, до-
рогие мои повара, что только в мягких, нежных и добрых руках полу-
чаются хорошие пироги. Молодцы! Мука просеяна. Что мы будем
делать дальше? (А теперь вспомните какой либо из рецептов приго-
товления торта, пирога, плюшек, сырников... И приступайте к его из-
готовлению, разворачивая весь воображаемый технологический про-
цесс на теле игрока, вызвавшегося быть пирогом)».
Игра заканчивается воображаемым чаепитием со свежеиспеченным
изделием. Эту игру можно приурочить к вечернему чаю или ко дню рож-
дения одного из воспитанников, когда можно будет насладиться настоя-
щей выпечкой. Так необходимо играть несколько раз, чтобы каждый иг-
рок побыл и в роли повара и в роли пирога. Затем игру можно несколько
изменить, например: пирогом будет один участник, а поварами все ос-
тальные. Или печь не простые пироги, а многослойные торты. Как это
сделать, подскажет ваша фантазия или коллективный творческий поиск.
Моя ладонь
В игре принимает участие несколько человек (от 3 до 6).
Устройтесь удобно на ковре. Включите магнитофон с приятной
музыкой.
Скажите игрокам: «Есть такое выражение: «Знать, как свои пять паль-
цев». Это означает, что человек что-то очень хорошо знает и никогда в
этом не ошибается. Например, так хорошо мы знаем свое имя, имя мамы,
свой домашний адрес и др. А хорошо ли мы знаем свои пять пальцев?!
Сейчас мы это проверим! Очень внимательно рассмотрите свою пра-
вую ладошку. Рассмотрите линии, которые на ней есть. Найдите самую
длинную. Проведите по ней несколько раз указательным пальцем ле-
вой руки. Следите за движением своего пальца. А теперь попробуйте
проделать это движение с закрытыми глазами. Получилось? Молодцы!
(Тем ребятам, кому трудно выполнять это задание, помогает ведущий
или игрок, сидящий рядом. ) Теперь найдите на своей ладошке самую
короткую линию и проведите по ней указательным пальцем левой руки.
Сделайте это движение несколько раз. Получилось? Молодцы! А теперь
то же, но уже с закрытыми глазами! Очень внимательно и подробно,
линию за линией, исследуйте свою руку. Обратите внимание, как и где
пересекаются линии на ваших ладошках. «Пройдитесь» пальцем по ме-
стам пересечений линий. Постарайтесь запомнить их. Найдите эти ме-
ста на ваших ладонях с закрытыми глазами.
Молодцы! Но на ваших ладонях есть и другие отметины, которые
как и линии, есть только у вас. Да, конечно же, это царапины, мозоли,
родимые пятнышки и др. Рассмотрите их. Потрогайте. Вспомните, как
они появились на ваших ладонях. А теперь сможете ли вы найти их с
закрытыми глазами?
Рассмотрим свои пальцы. Кто из вас знает их «имена»? Самый ко-
роткий и толстый какое имя носит? А самый длинный? Рассмотрите
каждый свой палец, исследуйте его с помощью другой руки. Поста-
райтесь запомнить свои пять пальцев.
Возьмите лист бумаги и карандаш. Обведите свою правую руку. У вас
на листе получился контур вашей ладони. Чего нет на нем? Конечно
же, вы правы, нет линий, их пересечений, мозолей и царапинок...
Можете ли вы их нарисовать? Давайте попробуем! (Может быть, кто-то
из детей сумеет нарисовать по памяти, кому-то необходимо срисовывать
со своей руки, а кому-то будет нужна и помощь ведущего. Если ребенок
не может держать в руке карандаш, то можно рисовать на песке).
Нарисовали? Чудесно! Давайте сравним рисунки с оригиналом -
вашей ладонью! Похоже?! Молодцы! Как будто вы сфотографировали
свою ладонь! »
Сравните полученные рисунки, изучая индивидуальность каждой руки.
Обсудите игру, задавая вопросы о том, что было трудно, что ребята
узнали о себе и своей руке интересного и нового; на что раньше не
обращали внимание, а теперь увидели.
Ладонь друга
В игре принимает участие четное количество игроков. Размести-
тесь за столом, на диване, на ковре — как удобнее. Пусть звучит при-
ятная музыка. Распределите игроков по парам. Скажите им: «Мы уже
знаем, как много интересного таит в себе наша рука. Сегодня нас ждут
новые открытия. Мы отправляемся в путешествие по руке друга! И и
этом путешествии каждого из вас будет сопровождать друг. Именно он
приоткроет вам тайны своей страны-ладони, покажет широкие и длин-
ные дороги, узенькие и едва заметные тропы, горные вершины и глу-
бокие моря, начертанные на его руке». Ведущий показывает на своей
руке одному из игроков линии и их пересечения, бугорки и впадинки.
Так ведущий дает образец позитивного взаимодействия с партнером.
Игра начинается. Дети работают в парах. Ведущий внимательно
наблюдает за ходом игры в каждой паре. При необходимости оказыва-
ет различные виды помощи. Вербализует действия игроков. Совмест-
но с парой исследует руку одного из партнеров...
По окончанию игры обсуждение строится на следующих вопросах.
Что вы чувствовали, когда «вели» друга по своей руке? О чем хотелось
рассказать, что показать, а что скрыть, спрятать? Приятны ли были
прикосновения партнера? Что чувствовали, когда путешествовали по
руке партнера? Что нового узнали? Приятны ли были прикосновения
к руке друга? Расскажите об этом.
Эту игру необходимо провести как минимум два раза, чтобы оба
партнера побывали в ролях хозяина страны и путешественника. Чувст-
венный и социальный опыт ребят станет богаче, если игрокам удастся
поиграть с каждым членом коллектива.
Модификации игры: поиск отличий и сходства в ладонях друг друга.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ
• Основы организации песочной
терапии
• Сказкотерапевтический
подход к песочной терапии
• Проективная психодиагностика
в песочнице
• Психокоррекция и психотерапия
в песочнице
• Психопрофилактика, развитие
и обучение в песочнице
ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ
С каким упоением дети варят супы и каши из песка и кормят ими
кукол, родителей и гостей! При этом они часто повторяют услышан-
ные от взрослых реплики: «Чтобы съел все до конца! », «Я так стара-
лась! », «Здесь много витаминов! », «Ложку за маму, ложку за папу» и др.
Именно в песочнице строится первый в жизни дом, сажается дерево,
создается «семья». Все это Мир Ребенка, в котором он чувствует себя
защищенно, где ему все близко и понятно. И это — отражение нашего
Взрослого Мира.
Как же сохранить связь между нашими мирами, предоставить ре-
бенку возможность и право развиваться в собственном темпе; как на-
правлять, не ограничивая? Давайте отложим на время эти вопросы и
обратимся к Ребенку, живущему внутри каждого из нас. Наверное, он
желает создавать что-то свое, ломать, чтобы ощутить силу, но при этом
он хочет чувствовать себя защищенным. Эти желания реализуются в
играх с песком.
Кто из нас в детстве не играл «в куличики»? Ведерко, формочки,
совок — первое, что приобретают ребенку родители. Первые контак-
ты детей друг с другом происходят в песочнице. Это традиционные
игры с песком. Мы обратимся к возможностям использования песоч-
ницы в другом, более глубоком аспекте.
Игры с песком — одна из форм естественной активности ребенка.
Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу, про-
водя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Строя кар-
тины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее орга-
ничной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный
опыт, рассказываем о событиях и законах окружающего мира. При
этом мы еще врачуем и собственную Душу, усиливая своего Внутрен-
него Ребенка.
Сегодня многие детские учреждения имеют ванночки для песка
и воды. Но как эффективно их использовать, пока еще знают немно-
гие. Часто на наши вопросы: «Зачем вам это нужно? Как вы с детьми
играете в песок? », многие работники отвечают: «Песок и вода нужны,
чтобы дети чувствовали себя зимой как летом, а играть с ними даже не
надо — они это делают сами». Интересно, что интуитивно педагоги
подошли к таинству «песочной терапии», в основе которой лежит спон-
танность проявлений ребенка, подростка и взрослого в песочных играх.
Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юн-
гом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная
потребность человека «возиться» с песком и сама его структура под-
сказали великому Юнгу эту идею. Песок состоит из мельчайших кру-
пинок, только при соединении образующих любимую нами песочную
массу. Так песок символизирует жизнь во Вселенной, а отдельные пес-
чинки — людей и других живых существ...
Песок обладает свойством пропускать воду. Если верить парапси-
хологам, песок поглощает «негативную» психическую энергию. Взаи-
модействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его
эмоциональное состояние. Наблюдения и опыт показывают, что игра
с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и
взрослых. Все это делает его прекрасным средством для развития и
саморазвития человека.
Игра с песком как консультативная методика была описана анг-
лийским педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году. В игровом поме-
щении созданного ею Лондонского Института Детской Психологии она
установила два цинковых подноса, один наполовину наполненный пес-
ком, а другой — водой, и формочки для игры с песком. Игрушки «жили»
в коробке. Маленькие пациенты института использовали игрушки в игре
с песком, а коробки с песком они называли «миром». Поэтому М. Ло-
венфельд назвала свой игровой метод «мировой методикой».
Формированием концепции «песочной терапии» (или «sand-play»)
занимались, в основном, представители юнгианской школы. Например,
швейцарский аналитик Дора Калфф. Однако для обучающих целей уни-
кальные возможности песка до недавнего времени практически не ис-
пользовались. Чтобы заполнить этот пробел, нами создана система пе-
сочных игр, направленных на обучение и развитие личности в целом.
В песочной терапии действуют общие принципы взаимодействия
с клиентом и проявляются дополнительные.
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С КЛИЕНТОМ
Принципы задают «правила и условия игры» и отражаются в каж-
дом нашем «шаге» и действии.
Принцип комфортной среды
Для успешности процесса необходимо, чтобы клиент чувствовал
себя комфортно и безопасно. Комфортная среда подразумевает, с од-
ной стороны, уровень партнерских взаимоотношений с клиентом;
другой стороны, ряд «средовых» факторов: мягкое освещение, удоб-
ная песочница, удачное местоположение клиента относительно пси-
холога и пр. Мы подбираем задание, соответствующее возможностях
ребенка, клиента; формулируем инструкцию к играм в сказочной фор-
ме; исключаем негативную оценку его действий, идей, результатов,
поощряя фантазию и творческий подход.
Принцип безусловного принятия
Принятие клиента таким, какой он есть — этот принцип сформу-
лирован гуманистическими психотерапевтами. Принятие внешнего
вида и физического состояния, жизненного опыта, противоречий, цен-
ностей, мотиваций, устремлений и желаний — все это является зало-
гом успешности консультирования. Этот принцип прост по формули-
ровке, но чрезвычайно сложен для осмысления. Качество безусловного
принятия изменяется в процессе личностного развития психолога.
В песочной терапии мы принимаем нее действия клиента в песочнице.
Принцип доступности информации
Все обращения, реплики, интерпретации и рекомендации, кото-
рые дает психолог, должны быть сформулированы доступно для кли-
ента. Некоторые консультанты говорят о клиенте: «Он еще не созрел,
он меня не понимает». Согласно данному принципу, это невозможно,
ибо психолог говорит «на одном языке» с клиентом. Принцип доступ-
ности информации подразумевает также «поправки» на актуальный
уровень развития и мировосприятия клиента. Информация, исходя-
щая от психолога, должна соответствовать ценностным ожиданиям
клиента. Поэтому согласно данному принципу, начинающим консуль-
тантам рекомендуется использовать «терминологию клиента», наибо-
лее часто употребляемые им слова, постепенно привнося новые сло-
восочетания, выражения, идеи.
Принцип конкретизации
Согласно данному принципу, психолог стремится понять истинную
причину обращения за консультацией. Часто в консультативной прак-
тике заявляемая клиентом причина обращения не является истинной.
Путем конкретизирующих (но не прямых! ) вопросов психолог совмест-
но с клиентом устанавливает причины затруднений. Данный принцип
предостерегает начинающих консультантов от быстрых рекомендаций,
ибо заявляемая проблема часто подобна «чернильному облаку», кото-
рое выпускает осьминог, спасаясь от преследования. Принцип конкре-
тизации рекомендует консультантам постепенно «снимать проблемные
слои», не ныряя сразу глубоко, но и не простаивая на поверхности.
Принцип объективизации
Это принцип, позволяющий консультанту и психологу смотреть па
проблему «сверху», рассматривать ее в системе жизнедеятельности и от-
ношений клиента. Часто клиент, эмоционально реагируя налетали про-
исходящего, теряет целостное видение ситуации. Однако без понима-
ния смысла происходящего сложно найти адекватное решение. Поэтому
консультант, конкретизируя проблему, в то же время старается показать
клиенту целостную картину происходящего, не давая излишним дета-
лям и подробностям превратить свое восприятие в «лоскутное одеяло».
Принцип ориентации на потенциальный ресурс клиента
Данный принцип также сформулирован гуманистическими психо-
терапевтами. Рассматривая проблему клиента, психолог параллельно
исследует его потенциальные ресурсы. Информацию о потенциале
психологу может дать рассказ о своем хобби, о том, что у него получа-
ется лучше всего, о чем он мечтает, что делает его счастливым; что но-
вого он приобрел, столкнувшись с проблемной ситуацией и пр. В даль-
нейшем психолог формулирует свои рекомендации и строит программу
консультирования, ориентируясь на ресурс клиента. Согласно данно-
му принципу, психолог постепенно формирует у клиента отношение к
проблеме как к важной части его жизненного опыта.
Принцип интегрированности в социальную среду
В процессе консультирования с клиентом происходят определенные
изменения: меняется его взгляд на окружающий мир, события, отно-
шения и пр. Если изменения происходят резко, клиент становится де-
задаптированным. Кроме того, часто близкие консультируемого не при-
нимают изменений, и это становится источником напряжения в
отношениях. Данный принцип предполагает заботу о клиенте не толь-
ко в кабинете консультанта, но и далеко вне его стен. Психолог предуп-
реждает и готовит клиента к возможным изменениям в окружающей
его среде. Помимо этого, данный принцип предполагает рассмотрение
проблем клиента в системе его социальных отношений.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ
Оживотворение абстрактных символов: букв, цифр, геометричес-
ких фигур, миниатюрных фигурок и природных материалов. Следо-
вание этому принципу позволяет сформировать чувство реальности
происходящего.
Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуации
вместе с героями сказочных игр. На основе этого принципа осуществ-
ляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот. На-
пример, оказавшись в роли Спасителя Принцессы, ребенок не просто
предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с
помощью миниатюрных фигурок. Так он «наделе» убеждается в пра-
вильности или ошибочности выбранного пути.
Осмысление опыта и ситуации. Разыгрывая ситуацию в песочни-
це, ребенок, подросток, взрослый имеет возможность посмотреть на
нее со стороны. Это, в свою очередь, позволяет соотнести игру с ре-
альной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения
проблемы.
Обмен. В песочной игре клиент и специалист легко обмениваются
идеями, мыслями, чувствами, что позволяет построить партнерские
взаимоотношения.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ
Водонепроницаемый деревянный ящик. Если вы будете заниматься
с детьми в малой группе (3-4 человека) или индивидуально, его раз-
мер — 50 х 70 х 8 см. Такой размер ящика соответствует оптимальному
полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать его взгля-
дом целиком. Песочные терапевты «любовно» называют ящик с пес-
ком «подносом» — по бокам он может быть снабжен ручками для удоб-
ства транспортировки. Лучше, если поднос будет именно деревянным,
это облегчит перенос песочного опыта в реальную деятельность. Од-
нако не беда, если ваш ящик будет из другого материала.
Воспользуйтесь поиском по сайту: