Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сказка о Волшебном Круге 25 страница





мендации. Если они продолжают «бороться», группу лучше расфор-
мировать и рекомендовать всем ее участникам индивидуальные заня-
тия. Для исследования ССК таких детей можно включать и в другие
группы. Если и в других группах ребенок демонстрирует деструктив-
ное поведение, значит, пока с ним нужно заниматься только индиви-
дуально. Сначала он может создавать песочные картины один. Потом
можно строить совместные картины, «проживая» модели позитивной
коммуникации. Только после этого такого ребенка можно присоеди-
нять к детским группам.

Если наблюдается устойчивая конфронтация, не нужно торопить-
ся приписывать участникам группы недостаточную степень развития
коммуникативных навыков или расформировывать группу. Противо-

 стояние часто является следствием наличия в группе нескольких ли-
деров, которые бессознательно «делят сферы влияния». Иногда после

определенных трений лидеры «заключают перемирие» и начинают
довольно успешно сотрудничать друг с другом. Если этого не произош-

 ло спонтанно за 6-8 сеансов, им необходимо помочь. Можно дать им
общее задание: поставить на картину фигурку существа, нуждающе-
гося в помощи, или фигурку злодея, от которого нужно спасать ска-
зочный мир и пр. Основное условие: не ругаться, помогать друг другу.
Необходимо действовать всем вместе, иначе успеха не достичь. Когда
ситуация разрешится, важно сказать ребятам, что именно их сотруд-
ничество стало залогом успеха. Таким образом, конфронтация пред-
полагает «обучение» участников группы навыкам сотрудничества на
примере проживания, разрешения конкретных сказочных ситуаций.

Сотрудничество и ассимиляция отражают либо хорошо сформиро-
ванные навыки позитивной коммуникации, либо высокую степень
совместимости, сплоченности группы. Обычно эти ССК можно на-
блюдать в зрелых и взрослых группах. В работе с детьми к такому по-
ложению приходят, как правило, через серию занятий.

В случае «параллельной игры» важно стимулировать среди участ-
ников группы желание узнать мир соседа, строить коммуникации меж-
ду территориями. Но делать это нужно осторожно. Часто дети сами,
постепенно узнавая друг друга, превращают «параллельную игру» в об-
щую. В любом случае, насильно, против желания ребенка, внедряться
на его кусочек сказочной страны не стоит. Имеет смысл подольше по-
наблюдать за естественной динамикой развития взаимодействия в пе-
сочнице. Длительная изоляция миров друг от друга (более 8 сеансов)
может говорить о существенных проблемах. Если только один или два


участника группы обособляют свои миры, это может отражать стрем-
ление к дополнительной безопасности, уязвимость, ранимость. Одна-
ко при достаточной степени доверия в группе, они идут на взаимодей-
ствие. Также как и в случае конфронтации, участникам этой группы
можно предложить совместное задание.

Распределение ролей в группе

Наблюдая за игрой в песочнице, можно определить распределение
ролей в группе. Обычно сразу проявляются лидеры. Они начинают
предлагать, диктовать, нормировать ход процесса. Таким образом про-
ясняется не только лидер, но и его направленность: созидательная или
разрушительная, а также стиль руководства: демократический или ав-
торитарный.

Наблюдая за спонтанным распределением ролей, специалист вы-
являет также и связи между членами группы. Таким образом набира-
ется материал для социометрии.

 

Стиль поведения участников группы

Вести наблюдение за динамикой изменения стиля поведения учас-
тников группы можно с помощью протокола. Протокол конструиру-
ется по принципу семантического дифференциала и состоит из шкал,
включающих в себя полярные качества.

Ведущий выставляет оценку каждому участнику группы по шкале
от 0 до 10 баллов.

Балл «5» показывает отсутствие явной выраженности качества. Бал-
лы 0, 1 и 9, 10 задают систему отсчета, символизируют гипервыражен-
ность качества и поэтому обычно не выставляются.

В качестве примера конструкции Протокола, приводим детский его
вариант с рекомендациями по обработке.

Шкалы Протокола

Агрессивность — миролюбие. Шкала характеризует уровень внутрен-
ней и внешней агрессии ребенка. Если ребенок проявляет по отноше-
нию к другим разрушительные или запугивающие действия: разруша-
ет что-то сделанное детьми, толкает их, перебивает, кусается,
обзывается, бросается песком, унижает, вы можете поставить «X»
(крест или точку) напротив цифр 2, 3, 4. Баллы 5 и 6 показывают ситу-
ативную агрессивность: ребенок проявляет агрессивные действия толь-


ко в ответ на обиду, агрессию и пр. Баллы 7 и 8 символизируют натуру
миролюбивую, стремящуюся уладить конфликт. Ребенок не всегда аг-
рессивно реагирует на агрессивные действия окружающих Крайнее
проявление миролюбия: «бьют по щеке — подставь другую», страх кон-
фликта, беззащитность.

Конформизм — лидерство. Шкала отражает тенденцию быть ведо-
мым или лидером. Баллы 2, 3, 4 символизируют высокую степень за-
висимости от мнения окружающих, тенденцию к подчинению, неспо-
собность отстоять собственное мнение, потребность в опеке, легкость
Отказа от своего желания или идеи и пр. Баллы 5 и 6 соответствуют
ситуативному проявлению лидерских качеств (в зависимости от ситу-
ации, задания, состояния, настроения, самочувствия). За этим иногда
скрывается неформальный лидер. Баллы 7 и 8 отражают явную выра-
женность лидерских качеств: стремление быть первым, «пробивать»
свои идеи, подчинять себе, желание, чтобы все слушали только его и пр.
Балл 9 или даже 10 можно поставить только в том случае, если вы стол-
кнулись с деспотом, упрямо, иногда истерично навязывающим свою
волю другим.

 Отстраненность - вовлеченность. Шкала показывает уровень моти-
вации по отношению к занятиям, интерес к работе группы, пассив-
ность или активность участия в групповом процессе. Если ребенку
неинтересно, он не участвует в групповой работе, просится домой, ноет,
капризничает, не проявляет эмоциональной реакции, вял и безыни-
циативен, то вы можете поставить в этой шкале знак «X» напротив цифр
2, 3 (в зависимости от выраженности качества). Такая реакция ребен-
ка, если она не вызвана его болезнью, может говорить о том, что для
него или данный подход мало эффективен, или задания сложны, или
же это его личностная особенность. Если ребенок больше склонен на-
блюдать за процессом, чем участвовать, но вместе с тем вы чувствуете
его определенный интерес, можно поставить баллы 4, 5. Балл 6 отра-
зит достаточную вовлеченность в процесс и «осторожное» проявление
активности. Если вы видите, что ребенок активно участвует в работе
группы, быстро подхватывает идеи, стремится многое делать сам, то
можно поставить знак «X» напротив цифр 7 или 8. Активность или
пассивность во многом зависят от состояния ребенка в данный мо-
мент. Даже самые активные и подвижные дети, когда заболевают или
оказываются в непривычной обстановке, могут проявлять вялость или
пассивность. А внешне замкнутые дети проявляют активность тогда,
когда им интересно. Поэтому важно накапливать серию наблюдений


в разные дни при разных обстоятельствах. Шкала «Отстраненность —
вовлеченность» является одним из серьезных показателей эффектив-
ности вашей работы. Если в начале курса сказкотерапии у ребенка были
низкие показатели по этой шкале, а по мере вашей работы они повы-
шались — это означает, что вы смогли увлечь ребенка и занятия по-
шли ему на пользу.

Стереотипность - креативность. Шкала отражает динамику разви-
тия у ребенка творческих процессов. В начале занятий некоторые дети
могут иметь низкие оценки по этой шкале. В ходе занятий по мере
развития творческого мышления и воображения, результаты по этой
шкале будут повышаться. Проявлением стереотипных действий могут
считаться хорошо известные ребенку модели поведения, суждения,
идеи. Проявлением творческих действий (креативности) могут счи-
таться нестандартные оригинальные предложения, аргументы, пово-
роты сказочного сюжета, приводящие к успешному результату.

Индивидуализм — сотрудничество. Шкала исследует коммуникатив-
ные навыки ребенка. Если он стремиться быть обособленным, нео-
хотно участвует в совместной деятельности, предпочитает индивиду-
альные задания, проявляет враждебность при вовлечении его в общее
дело или при «покушении на его территорию», можно присвоить ему
баллы 2 или 3. Если он «тянется» к другим, но все же неохотно сотруд-
ничает — баллы 4 или 5. Балл 6 покажет тенденцию к сотрудничеству,
совместной деятельности. Баллы 7 и 8 символизируют тенденцию к
преимущественно групповому способу взаимодействия.

Отметки на шкалах можно соединить ломаной линией. Эта линия —
личностный профиль участника группы на данный момент времени.
Полезно каждому участнику группы произвольно присвоить цвет, тогда
Протокол будет представлять собой несколько разноцветных ломан-
ных линий.

Рекомендации по обработке Протокола

1. Обработка полученных результатов требует большой осторожно-
сти и такта. Важно помнить о ситуативных причинах, влияющих на
поведение ребенка, например: незнакомая обстановка, недомогание,
плохое настроение, перенесенное из предыдущей ситуации дома или
в группе детского сада, настроение ведущего, его состояние, которое
не всегда может отследить сам ведущий.

2. Важно отделить личностные качества (те, которые проявляются
достаточно часто в различных ситуациях) от ситуативных проявлений
поведения. Это можно сделать, сравнив несколько личностных про-


филей Протокола. Если вы видите, что отметки по какой-либо одной
шкале из занятия в занятие сохраняются, то можно предположить, что
данное качество у ребенка устойчиво. Это личностное качество; оно бу-
дет проявляться не только на ваших занятиях, но и в других ситуациях,
куда включен ребёнок (дома, в группе детского сада, в гостях и т. д. ).

3. Если вы все же поставили оценки 0, 1 и 9 или 10, уделите этим
качествам особое внимание. Такая отметка означает явную выражен-
ность качества. Если такие оценки по одной и той же шкале повторя-
ются из занятия в занятие, то на этих детей нужно обратить особое
внимание. Например, подобрать такие сказочные ситуации и задания,
в которых ребенок сможет проявить себя иначе. Можно поместить та-
кого ребенка в группу детей с противоположными или средними от-
метками по этой шкале. Важно обращать внимание ребенка или под-
сказывать ему альтернативные способы поведения (можно подобрать
сказки, где герои с альтернативными формами поведения и успешно
разрешают сложные ситуации, проявляя недостающие ребенку каче-
ства). Если эти дети явно дестабилизируют работу группы, порекомен-
дуйте им (и их родителям) индивидуальные занятия.

4. Сравнение личностных профилей покажет динамику внутрен-
них изменений ребенка. Вы можете проследить, как из занятия в за-
нятие меняются оценки по качествам. Есть дети, имеющие поступа-
тельную динамику внутренних изменений. У них личностный профиль
изменяется плавно из занятия в занятие. Есть дети, у которых на про-
тяжении нескольких занятий будет наблюдаться одинаковый личнос-
тный профиль. И только на энном занятии произойдут изменения (мо-
жет быть, даже скачок).

5. Повышение показателей по всем шкалам (пожалуй, кроме рез-
кого возрастания показателей по шкале «конформизм — лидерство»)
является критерием успешности вашей работы.

 

ПСИХОКОРРЕКЦИЯ И ПСИХОТЕРАПИЯ
В ПЕСОЧНИЦЕ

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ФОРМА

Процесс психокоррекции или терапии всегда начинается с установ-
ления контакта. Если предложить взрослому человеку поиграть в пе-
сочнице, он, по меньшей мере, может удивиться. Поэтому ему важно


подробно объяснить историю и назначение метода песочной терапии.
Отметить, что процесс решения проблемы требует снятия напряже-
ния. Это достигается при игре в песок. С другой стороны, благодаря
игре мы сможем посмотреть на проблему со стороны и найти способы
и ресурсы ее разрешения. Обычно такая информация мотивирует.

Что касается детей и подростков, то среди них есть покладистые
и идущие на сотрудничество. Однако «как повезет». Бывает, что ребе-
нок не идет на контакт, не собирается выбирать фигурки, демонстри-
рует явное пренебрежение. Эти проявления защитных реакций не дол-
жны пугать. Если ребенок не идет на контакт, ведущий сам начинает
играть в песок, строить свою страну. При этом он комментирует про-
исходящее, как бы разговаривая «сам с собой». Обычно заинтригован-
ные дети присоединяются к игре. Подростки могут выдержать более
солидную «паузу»: 1—3 занятия смотреть на происходящее с усмеш-
кой, крутить пальцем у виска, но потом все же присоединяются к игре.

Дети и подростки с негативным социальным опытом не знают, с че-
го начать строительство страны в песочнице, демонстрируют страх про-
странства. Здесь велика роль ведущего. Он предлагает поэксперимен-
тировать: создать горы, водоемы, озеленить страну. Таким образом, при
поддержке взрослого, ребенок быстрее освоится в песочнице.

Будем помнить, что сказочная инструкция — не единственный ва-
риант «введения» в песочную среду. В зависимости от наших целей
и возраста ребенка (маленький ребенок, как правило, не нуждается
в инструкциях, когда видит песок), инструкции будут звучать по-раз-
ному: «Создай то, что хочешь», «Создай наиболее яркий эпизод твоего
сна», «Создай свою семью и расскажи о ней» и др. Можно дать допол-
нение к инструкции: «Если окажется, что какие-то фигурки лишние,
их можно вернуть обратно, а если чего-то не хватит, можно подойти
и взять то, чего недостает».

Маленькому ребенку имеет смысл показать возможности песочни-
цы: раскопать дно, показать синий цвет — воду, выстроить гору и пр.
Однако перед началом его самостоятельного процесса, необходимо все
разровнять.

Как только клиент начал строить песочную картину, нам важно за-
нять такое место, где нас не видно, но нам видно все.

Когда процесс создания сказочной страны завершен, можно перей-
ти к обсуждению, узнавая у автора:

□ что это за мир, сказочная страна,

□ какие существа ее населяют, какой у них характер, что они умеют.


□ откуда они пришли в эту страну (можно подробно расспросить о

□ каждой фигурке),

□ в каких взаимоотношениях они находятся между собой,

□ всем ли существам хорошо в этом мире, в этой стране, если нет,
то что можно было бы сделать, чтобы им стало лучше, что мож-
но изменить,

□ какие события будут происходить в этой стране, что будут герои

□ делать дальше?

Последние два вопроса стимулируют автора вносить изменения
в картину. Фантазировать, проецируя свои желания на будущее песоч-
ной страны. И здесь важно не просто воображать, а реально делать,
менять, ибо фигурки легко переставляются, вносятся новые, убирает-
ся то, что больше не нужно.

Некоторые авторы ничего не желают менять в своей картине. Они
говорят, что их все устраивает, им хочется оставить все «как есть». Это
может быть связано с переносом на песочный лист «картины», состо-
яния внутренней стабильности. В этом случае автор желает «остано-
вить мгновенье», полностью прожить свое состояние. То есть данная
картина не содержит неразрешенного внутреннего конфликта. Для
него сейчас эта песочная «диспозиция» выражает состояние динами-
ческого равновесия.

Если автор говорит, что есть существо (или существа), испытываю-
щее дискомфорт в песочной стране, необходимо спросить: «А что мож-
но сделать, для того, чтобы ему стало лучше? » Здесь важно, чтобы автор
не просто фантазировал, а реально разыгрывал свои фантазии на песке.
После каждого изменения в картине можно спросить: «А что было даль-
ше? А что будет, когда герой придет туда, куда он направляется? » и т. п.
Игра продолжается до тех пор, пока уязвленный вначале герой не попа-
дет в более благополучную ситуацию, или автор не скажет: «Теперь всем
хорошо». Это сигнал того, что имевшееся на начало игры внутреннее
напряжение «проработано» на бессознательно-символическом уровне.

Если автор говорит: «Этому герою очень плохо здесь, но ничего
сделать нельзя», можно предложить ему помощь: «Мы же в сказочной
стране. Здесь невозможного не бывает. Давай подойдем к волшебному
шкафу, где живут фигурки, и посмотрим: может быть, среди них есть
те, кто нам поможет. Бывает, что помощники прячутся — их сразу не
заметишь. Но сейчас мы с тобой будем очень внимательны».

Ежели и после этого автор удручен, не может найти себе помощни-
ка, это означает, что проблема глубока и потенциальное бессознательное


ее решение еще «не созрело». В данном случае можно построить рабо-
ту по «защите» страдающего существа. «Ну что ж, и в сказке и в жизни
бывают ситуации, когда кажется, что помочь никто не может. Давай
подумаем, как наш герой может себя защитить». Таким образом, мы
усиливаем психологическую устойчивость, «включаем» бессознатель-
ные защитные механизмы. Быть может, к 3—5 игре автор уже сможет
найти помощников уязвленному герою.

Один пятилетний мальчик, страдающий эпилепсией, все время
строил в большей части песочного листа сказочную страну, окружен-
ную горами, забором, рвом с водой. В этой стране жили существа, за-
нимавшиеся созидательной деятельностью. В меньшей части песоч-
ного листа жил злой дракон. Обычно он спал. И в это время люди могли
делать свои дела. Но когда он просыпался (а это было всегда непред-
сказуемо), он налетал на мирную страну и все разрушал. Не спасали
ни горы, ни ограда. Когда дракон улетал, оставшиеся в живых люди
восстанавливали свою страну. На вопрос: «Могут ли жители этой стра-
ны как-то защитить себя? Может, им нужно обратиться к Волшебни-
ку? », мальчик отрицательно качал головой. В течении 5 сеансов дра-
кон методично все разрушал. Складывалось ощущение, что ребенку
нравится рушить то, что он сам и создавал. Наконец, мальчик сказал,
что если люди хотят справиться с драконом, им нужно найти Волшеб-
ный Камень (в картине появился камень — он был закопан в песок).

Конечно, на этом сеансе люди камень не нашли, и дракон опять все
разрушил. В следующий раз мальчик заявил что к камню может подойти
только один герой, и когда он коснется камня, он узнает заклинание, спо-
собное остановить дракона. «Не победить, а остановить», — подчеркнул
ребенок. И вот герой нашел камень, дотронулся до него и услышал зак-
линание. Когда на страну вновь налетел дракон, мальчик, держа фигурку
дракона в одной руке, а героя в другой, стал шептать заклинание (это был
сложно воспроизводимый набор звуков). Было видно, как он пережива-
ет, как непросто остановить дракона. Оказалось, что «просто прошептать»
заклинание недостаточно. Его нужно произносить твердо. Дракон уле-
тел, не успев серьезно повредить страну. После этого мальчик выглядел
очень уставшим. На следующий день пришла мама мальчика и сказала,
что с ребенком происходит «что-то странное». Дома он стал «кукситься»,
что обычно предвещало начало припадка, при этом шепча какие-то не-
понятные слова. Маму, конечно, это очень напугало. Но оказалось, что
вслед за этим припадка не последовало. Ребенок свернулся калачиком и
заснул! Он пришел к тому, чтобы произвольно гасить приступ эпилепсии.


Этот эпизод показывает динамику бессознательной работы над
заболеванием. Конечно, дорогие читатели, вам сразу стало ясно, что
образ дракона — это болезнь, приступ. Долгое время он безнаказанно
разрушал позитивную сферу жизни. Важно, что ребенок сам пришел
к заклинанию и его форме. Это лишний раз подтверждает тот факт,
что мы очень мало знаем о бессознательном и его возможностях, и,
конечно же, иллюстрирует эффективность игры в песочнице.

Другой пятилетний мальчик имел серьезные проблемы общения
со сверстниками и взрослыми, а также общее недоразвитие речи.
Входя в комнату, где были дети, он прятался в шкаф или под стол,
стараясь скрыться от контактов. На песке он построил «Страну Зла»:
в центре картины лежала большая ящерица, ее окружали пауки, змеи,
скорпионы и другие существа, имеющие щупальца. Ящерица была
хозяйкой страны, и не было силы и желания ее победить. На вопрос:
«Хотел ли бы ты жить в этой стране? », мальчик ответил: «Ха! Да я в
ней живу! » Когда ему было предложено сотрудничество с Добрым
Волшебником, он указал на героя, который был не таким злым как
все, с которым можно было договориться. Этим существом оказа-
лась Крыса. Потихоньку, с помощью Крысы и помогающего ей Доб-
рого Волшебника (его фигурка находилась за пределами песочного
листа и принадлежала взрослому), мальчик «договаривался» с други-
ми героями. Кого-то из них убивал (закапывая в песок или совсем
убирая из ящика), а кого-то «перетягивал» на «свою сторону». Так
продолжалось из занятия в занятие. Причем, когда следующая игра
начиналась, он восстанавливал картину (правда, с меньшим количе-
ством злых героев) и говорил: «Будем бороться со злом! » На шестую
игру он сказал: «Все, строить нечего, рассказывать не о чем, Страны
Зла больше нет. Это — Добрая Страна! » Ящерица так и не ушла из
песочного листа, но мальчик с ней «договорился». Через некоторое
время родители ребенка отметили, что он очень изменился. Если
раньше из него было не вытянуть ни слова, то теперь, приходя до-
мой, он делился своими впечатлениями, рассказывал о друзьях — они
появились у него впервые в жизни. Самое главное, что мама сказала:
«Такое впечатление, что мы теперь друг друга понимаем».

Дорогие друзья, совсем не обязательно заниматься интерпретаци-
ей песочных картин. Достаточно уже того, что вы выступаете органи-
затором среды, где автор чувствует себя привычно и защищенно, где
у него есть собственное пространство, где он — Творец. Этим вы по-
зволяете клиенту самостоятельно поработать над своей проблемой,


поговорить «с самим собой». Если вы работаете с неговорящими деть-
ми и взрослыми, язык песочной картины поможет вам глубже понять
внутренние процессы этих людей.

По окончании игры автор протягивает руки над песочницей, собира-
ет в воображаемый клубочек опыт песочной игры и прикладывает к сер-
дцу. Затем САМ разбирает песочную картину. Таким образом на бессоз-
нательно-символическом уровне закрепляется приобретенный опыт.

 

ГРУППОВАЯ ФОРМА

Представим себе, что на занятие к психологу в первый раз пришла
группа подростков — 12 человек. Согласно правилам, первый сеанс
посвящается диагностике. Но психологу известно, что среди группы
есть человек, нуждающийся в особой помощи. Как организовать за-
нятие, чтобы проработать и навыки позитивной коммуникации,
и внутренний конфликт одного из участников? Приведем пример.

Группа, о которой пойдет речь, состояла из девушек и одного юно-
ши. Психолог, познакомившись с участниками занятия, предложил
следующее: «Вы, дорогие друзья, Волшебницы и Волшебник. Вы мно-
гое знаете и умеете. И вот однажды вам захотелось найти такое место
на Земле, где бы еще никто не жил. Вы отправились в путь, долго стран-
ствовали и, наконец, нашли такое место. Это была безводная пусты-
ня. Посмотрите, вот она перед вами. Вы решили превратить пустыню
в цветущую страну и населить ее разными героями. Оглянитесь, у вас
есть все, что для этого нужно. Уже зазвучала чудесная музыка, превра-
щения начались».

Участники группы, демонстрируя СКК «сотрудничество», доволь-
но быстро создали сказочную страну. Лишь молодой человек долго
выбирал фигурки. Наконец, он выбрал три мужские оловянные фи-
гурки (самурай, шотландец с волынкой, волшебник) и колокольчик.
Все это он поместил в углу песочницы.

Когда началось обсуждение, девушки весело рассказывали о создан-
ной ими стране. Молодой человек оказался последним. Он долго мол-
чал, потом произнес: «Мне все это жутко не понравилось. Мне не хва-
тало места. В этой стране страшное перенаселение. Какое-то глупое
веселье... » Надо сказать, что такая обратная связь задела девушек и одна
из них сказала: «Ну и что, нас много для одной песочницы, всем было
тесно, но мы же нашли возможность приспособиться. Ты мог сделать
то же самое! » Молодой человек не возражал, но чувствовалось, что


происходящее затронуло в нем что-то важное. Ведущий, почувствовав
это, сказал: «Дорогие Волшебницы! Вы совершили чудо. Действитель-
но, место, где не ступала нога человека, оказалось небольшим. Но не-
смотря на это, вы смогли создать цветущую сказочную страну. Этот
опыт, по вашим словам, оказался полезным. Давайте протянем над
песочницей руки, скатаем воображаемый золотой шар нашего опыта,
и положим его к своему сердцу. Прекрасно! А теперь, если Волшебник
ощутил себя «не у дел» в этой стране, давайте спросим его, хотел бы он
что-либо изменить в ней? »

Девушки сказали: «Да каждая из нас хотела бы что-нибудь изме-
нить, сделать по-своему! Почему именно он?! » Ведущий ответил: «Ко-
нечно, создание новой страны вместе — это всегда компромисс. Кому-
то легче идти на него, кому-то сложнее. Сегодня только один
Волшебник заявил о том, что ему трудно. Давайте предоставим имен-
но ему право изменения страны. Тем более, что все лучшее, что есть
в ней, мы положили в свои сердца».

Молодой человек сказал: «Чтобы изменить эту страну, как мне надо,
нужно все здесь переделать. Вы не обидитесь? » Девушки ответили:
«Конечно, нам будет неприятно, но ладно, эта страна уже в нашем сер-
дце. Переделывай! »

Молодой человек аккуратно разобрал песочную страну, разровнял
песок. Девушки затихли и наблюдали с напряженным интересом.
В центре песочницы юноша выстроил высокую гору. Вокруг нее рас-
полагался ров с водой. «Ты хоть бы мостик поставил», — вздыхая сове-
товали девушки, но молодой человек не обращал на их замечания ни-
какого внимания. На вершине горы расположились оловянные
фигурки самурая, шотландца с волынкой и волшебника. В правом вер-
хнем углу — колокольчик. Автор довольно потер руки и произнес: «Вот
теперь мне все здесь нравится! »

«Так до тебя же даже не добраться! В трудную минуту тебя не дозо-
вешься! » — возмущенно восклицали девушки. На что юноша, улыба-
ясь сказал: «А вы позвоните в колокольчик, я приду на помощь».

Девушки были задеты, поэтому говорили все одновременно. Вы-
держав паузу, ведущий спросил молодого человека:

— А кто из героев придет на помощь?

— Самурай! Он самый сильный, придет и накажет обидчика.

— А если самурай не справится?

— Тогда ему поможет волынщик, он сыграет такую мелодию, что
все будут «плясать под его дудку».


— А волшебник может придти на помощь, если самурай и волын-
щик не справятся?

— Нет, волшебник никогда не спускается. Это и не нужно. Саму-
рай и волынщик справятся.

— Дорогие волшебницы, — обратился ведущий к девушкам, — иног-
да нам только кажется, что мужская натура понятна. Однако если мы
будем более внимательны к внутреннему миру нашего партнера, нам
откроются интереснейшие вещи. Так, например, благодаря нашему
уважаемому волшебнику мы видим, что мужская натура может иметь
три ипостаси: Воин (самурай), Творец (волынщик) и Мудрец (волшеб-
ник). Давайте примем это к сведению и будем уважать.

— Да, вот так, думаешь, что знаешь человека, а он поворачивает-
ся... — задумчиво сказали девушки.

Юноша протянул руки над песочницей, сделал символический шар и
положил его к своему сердцу. Для него процесс был закончен. Однако
теперь напряжение возникло у девушек. И самая активная из них сказала:

— Я тоже хочу построить свою страну. Можно?
Участники группы согласились.

Девушка создала в центре песочницы небольшой округлый холм.
На холме лежала раскрытая раковина, из которой изящно «вытекала»
красивая хрустальная подвеска, состоящая из нескольких секций. От
холма расходились в разные стороны живописные лучи из ракушек и
красивых камешков. Картина была прекрасна. Автор ее также была
довольна. Девушки восклицали: «Как здорово! », «Это женская душа! »
и пр. Один только юноша молчал. Автор картины спросила его: «По-
чему же ты молчишь?! Я же строила в ответ на твою картину! »

Молодой человек помолчал и сказал: «Ты меня извини, но мне это
не нравится». «Как не нравится?! Почему?! » — заголосили девушки.
«Мне здесь скучно, — ответил молодой человек. — Все открыто, все
известно, никакой тайны». «Какая тайна! — возмутилась автор. — Я же
душу открыла, а тебе скучно. Вот все мужчины такие... » Обстановка
нагнеталась. Похоже, группа девушек была готова выместить всю жен-
скую обиду на молодом человеке. К его чести необходимо сказать, что
он честно отстаивал свое мнение. Ведущий, выждав паузу, вмешался:

— Скажите, — обратился он к автору картины, — вы бы могли по-
зволить нашим Волшебницам и Волшебнику внести изменения в Вашу
картину?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...