Сказка о Волшебном Круге 24 страница
Форма песочницы также влияет на бессознательное клиента. Мы
заметили, что в прямоугольной песочнице обнаруживается больше
проективного диагностического материала. А квадратная песочница
располагает занять центр, поэтому хороша для коррекционных заня-
тий. Квадратная и круглая песочница на подсознательном уровне со-
действуют процессам интеграции личности.
Для занятий с большими группами детей потребуется ящик значи-
тельно большего размера.
Внутренняя поверхность подноса (дно и борта) окрашиваются в си-
ний или голубой цвет. Таким образом, дно подноса будет символизи-
ровать воду, а борта — небо.
2. Чистый, просеянный песок (некоторые его даже прокаливают в ду-
ховом шкафу). Он не должен быть слишком крупным или слишком
мелким. Песком заполняется меньшая часть ящика. Для организации
классической песочной терапии требуется два подноса. В одном нахо-
дится сухой песок, в другом влажный. Маленькие дети и подростки, а
также «напряженные» взрослые предпочитают «работать» с влажным
песком. Немногие наши коллеги имеют возможность обзавестись дву-
мя песочницами. Поэтому, имея одну, можно рядом ставить графин
с водой — тогда из сухого песка сделать влажный будет несложно.
Техника безопасности требует «чистить» песок минимум раз в 2—3 ме-
сяца, в зависимости от интенсивности занятий. Для этого песок промы-
вают или выставляют его на солнце, добавляют новый чистый песок.
Насыпанный в ящик, песок задает символическую «линию гори-
зонта».
3. Коллекция миниатюрных фигурок, желательно, высотой не более
8 сантиметров. В набор игрушек могут войти:
□ человеческие персонажи;
□ здания: дома, школы, церкви, замки;
□ животные: домашние, дикие, доисторические, морские и пр.;
□ машины: сухопутные, водные, космические, боевые;
□ растения: деревья, кусты, цветы, овощи' и пр.;
□ постройки: мосты, ограды, ворота, порталы, загоны для скота;
□ естественные предметы: ракушки, веточки, камни, кости, яйца и пр.;
□ символические предметы: источники для загадывания желаний,
ящики с сокровищами, драгоценности и др.;
□ сказочные герои: злые и добрые;
□ религиозные предметы и сувениры;
□ живая зелень и пр.;
□ домашняя утварь, флаконы из-под духов, гаечки, болтики и др.;
□ пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные гео-
метрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники,
пирамиды и др. )
Словом, все, что встречается в окружающем мире, может занять
достойное место в коллекции. Если для занятий не хватит каких-либо
фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста,
вырезать из бумаги.
Фигурки расставляются либо по темам, либо хаотически. Произ-
вольно расставленные фигурки заставляют клиента более вниматель-
но рассматривать коллекцию. Однако педантичные специалисты все
расставляют по темам.
СКАЗКОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
К ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ
Песочница является привлекательной средой для осуществления
юнгианского анализа, гештальт-терапии, психосинтетической тера-
пии, когнитивной и поведенческой терапии, арт-терапии, а также про-
ведения обучающих занятий. Сказкотерапевтический подход не вхо-
дит в противоречие ни с одним из подходов.
В контексте сказкотерапии мы рассматриваем песочницу, во-пер-
вых, как среду для создания сказок и мифов. Сказки, давно живущие
в душе, сказки, которые сложились в ответ на событие жизни, получа-
ют возможность стать увиденными и осязаемыми. Итак, в песочнице
происходит таинство мифотворчества и сказкотворчества. При доста-
точно развитом воображении и интеллекте это происходит спонтан-
но. Однако в большинстве случаев необходима помощь.
Если попросить обычного человека написать сказку, он посмотрит
удивленно. Начать писать, преодолеть страх белого листа непросто.
Но когда человек смотрит на фигурки, расставленные в песочнице,
сюжет приходит как бы сам собой. Так развивается способность к со-
чинению сказок. Что, в свою очередь, содействует осмыслению жиз-
ненного опыта.
Во-вторых, мы рассматриваем песочницу как посредника в уста-
новлении контакта с клиентом. Особенно в ситуациях, когда начина-
ющий психолог не знает, с чего начать, как установить контакт, он
может предложить вместе построить в песочнице сказочную страну.
В-третьих, играя в песок, создавая свой мир, свою сказку, человек,
независимо от возраста, чувствует себя настоящим волшебником. Ибо
создается мир, подвластный ему, герои играют роли, какие он захочет,
события приходят к развязке, необходимой ему.
В-четвертых, игры в песочнице позволяют преодолеть комплекс
«плохого художника». Не все хорошо рисуют, но каждый может со-
здать художественную композицию, выразив свои чувства в картине
из песка при помощи готовых фигурок.
В-пятых, игра в песочнице не имеет методических ограничений,
только общечеловеческие. Ставка делается на таинство взаимоотно-
шений между клиентом и специалистом.
В-шестых, песочная картина позволяет глубоко постичь внутрен-
ний мир другого. Причем главное в процессе постижения — это не
когнитивный анализ символизма и расположения фигурок, а интуи-
тивно-эмоциональное ощущение, которое возникает у специалиста,
разглядывающего композицию в песочнице. В этот момент зритель
(специалист, участник группы, член семьи автора песочной картины)
соприкасается с ритмом, ценностями, мироощущением и трепетом
души автора песочной композиции. Более того, когда автор картины
что-либо меняет в композиции, зритель становится свидетелем уни-
кального таинства внутренних изменений.
В-седьмых, сказочная инструкция, наделяющая клиента ролью
Волшебника, позволяет не только перенести в песочницу свое эмоци-
ональное состояние, но и найти созидательные пути его изменения.
Ибо статус Волшебника предполагает наличие дополнительных воз-
можностей. Таким образом происходит обращение к ресурсу клиента.
Безусловно, непросто разобраться в себе самом, а тем более сопри-
коснуться и ощутить «трепет» души другого. Конечно, речь дает нам
возможность понимать друг друга. Но как же быть с крылатой фразой:
«Язык нам дан для того, чтобы скрывать свои мысли»? Язык желаний
и чувств ближнего часто является для нас иностранным. А как же быть
маленькому человеку, незначительный словарный запас которого не
дает ему возможности рассказать взрослому о своих переживаниях?
Как реализовать ему свои творческие потенциалы, приоткрыть перед
нами тайны своей Души? Психологи скажут, что самое главное — это
«спроецировать» свой внутренний мир вовне. Например, можно на-
рисовать свое состояние. Но маленькие дети еще плохо рисуют. Быва-
ет, что ребенок расстраивается и плачет из-за того, что не смог выра-
зить то, что хотел. А в играх с песком все становится возможным.
Проигрывая волнующие ситуации с помощью маленьких фигурок, со-
здавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и бес-
сознательно находит для себя те ответы, которые ему было сложно по-
лучить от взрослых.
А мы, в свою очередь, получаем уникальную возможность реально
увидеть внутренний Мир ребенка в данный момент — ландшафтего Души.
Первый коммуникативный опыт ребенок получает опять-таки
в процессе игры с песком. Едва научившись ходить, наши малыши
с удовольствием «ковыряются» в песочнице. Кто-то лепит куличики
и строит дома, а кто-то с удовольствием разрушает созданное, швыря-
ет песок в глаза другим. Наблюдая за тем, как ведут себя дети в песоч-
нице, родители открывают в своем любимце новые, неожиданные ка-
чества. Одни могут ужасать, другие — радовать. Что же нас огорчает
и озадачивает? То, что наш ребенок позволяет другим ущемлять свои
интересы: бить, отнимать игрушки, прогонять. Что делаем мы в этой
ситуации? Один попытается «восстановить справедливость» и «пока-
рать» обидчика своего чада, другой уводит рыдающего малыша домой,
с чувством горечи и невыраженного протеста, третий сразу начнет учить
«давать сдачи», а кто-то поступит по принципу: «Если деточки дерут-
ся, лучше в драку не вступать».
Первые сложности нашего ребенка в общении с другими детьми
(в сюжетно-ролевых и совместных играх) мы часто воспринимаем как
личное оскорбление и проблему.
К психологу молодые мамы приходят с вопросами: «Мой сын не
умеет общаться с детьми: в песочнице отнимает игрушки и бросается
песком, что делать? » или «Мой сын не умеет общаться с другими деть-
ми: в песочнице у него постоянно отнимают игрушки, а он терпит, что
делать? » Оказывается, и «агрессор» и «тихоня» проблемные. Почему?
Потому что у них обоих не сформированы, как бы сказали психологи,
коммуникативные навыки. То есть умение нормально общаться.
Детское, подростковое и взрослое творчество в песочнице, стиль
взаимодействия в процессе создания сказочной страны, — это проек-
ция внутреннего мира. Что же происходит в бессознательном челове-
ка, когда он играет в песок? Оказывается, что строя картину из песка,
человек переносит на песочный «лист» ландшафт внутреннего мира
и «диспозицию» в нем наданный момент. Разыгрывая на песке разно-
образные сказочные сюжеты, человек приобретает бесценный опыт
символического разрешения множества жизненных ситуаций (ведь
в настоящей сказке все заканчивается хорошо! ). Этот опыт в виде «кон-
центрата» попадает в бессознательное (пока глубинный смысл проиг-
ранного на песке может не осознаваться). Некоторое время оно активно
ассимилирует новый материал в имеющуюся систему мировосприя-
тия. И наступает момент (срок для каждого индивидуален), когда в по-
ведении человека происходят определенные изменения. Это удиви-
тельно, но он начинает применять свой «песочный» опыт в реальности!
Таким образом осуществляется, если перефразировать известное яв-
ление, «круговорот переносов в природе». Сначала внутренняя реаль-
ность переносится вовне — на песочный «лист», потом опыт песочной
сказки переносится обратно во внутренний мир, где перерабатывает-
ся бессознательным й уже в виде моделей переносится на реальное
поведение человека и так далее.
Итак, обсуждая сказкотерапевтическую песочную терапию, с одной
стороны, мы имеем дело с прекрасной развивающей средой. С другой
стороны, мы работаем с явлением «переноса», «проекции» внутреннего
мира. Все это делает возможным использование сказкотерапевтичес-
кой песочной терапии в четырех аспектах:
□ аспект проективной психодиагностики;
□ аспект психокоррекции и психотерапии;
□ аспект психопрофилактики;
□ аспект обучения.
Все четыре аспекта проявляются как в индивидуальных занятиях,
так и в групповых, без ограничения возраста.
ПРОЕКТИВНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА
В ПЕСОЧНИЦЕ
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ФОРМА
Анализируя песочные картины и «песочные сказки», можно диаг-
ностировать следующие феномены.
Наличие внутренних конфликтов. Они заметны даже «невооружен-
ному» глазу неспециалиста. Если в песочнице идут бои, добро борется
со злом, но зло побеждает, если песочная страна находится в состоя-
нии разрушения или запустения, в этом случае даже сторонний на-
блюдатель скажет: «Похоже, на душе у автора не все спокойно». Быва-
ет, что внешне песочная страна выглядит вполне благополучно, но
ощущение от восприятия картины неоднозначное, она вызывает про-
тиворечивые чувства. Скорее всего, здесь также имеет место скрытый
конфликт, подавляемое напряжение. Детализировать ситуацию, разоб-
раться в ней, поможет более тонкий анализ песочной картины.
Уровень и направленность агрессии. Если в песочнице разворачива-
ются баталии, или имеется персонаж, по отношению к которому
проявляются агрессивные действия, мы имеем дело с достаточно вы-
соким уровнем агрессивности. Особенно, если это подтверждается еще
и устным рассказом о картине. Гетероагрессия проявляется через про-
тивоборство армий в песочнице. Аутоагрессия проявляется в разру-
шительных действиях по отношению к главному герою песочной сказ-
ки, в неприятностях, которым подвергает его автор.
Конфликты со значимыми близкими заметны из контекста песочной
истории. В этом случае имеется противоборство героев песочной сказ-
ки, играющих роль реальных членов окружения автора.
Потенциальные, ресурсные возможности проявляются как некие чу-
десные предметы, несущие избавление и счастливое разрешение си-
туации в песочной сказке. Впоследствии мы сможем к ним обращать-
ся для усиления «Я» клиента.
Способы преодоления трудностей: прямая агрессия, хитрость, покро-
вительство, избегание, взаимопомощь и др. Об этом станет известно,
когда клиент расскажет, что будет происходить, если на страну обру-
шится стихийное бедствие.
Процедура психодиагностики в песочнице «обставляется» следую-
щим образом. Клиенту предлагается взять плоскую корзинку или под-
нос, подойти к столу или стеллажу с «коллекцией» фигурок и выбрать
те, к которым тянется рука, те, которые привлекают внимание. Инст-
рукция не ограничивает клиента выбирать только того, что нравится.
Он может выбирать и «злые» фигурки, проецируя на них существующее
в данный момент внутреннее напряжение. Время выбора обычно не ог-
раничивается. Каждый выбирает в своем темпе. Бессознательное уже
«ощупывает» фигурки, ища в них персоналии внутренних процессов.
Если ребенок или подросток берет все подряд и в неограниченном ко-
личестве —это также диагностично. По-видимому, он в данный момент
имеет высокий уровень внутреннего напряжения, и сейчас ему важно
это напряжение «проработать». Кроме того, можно сразу взять на за-
метку: «С этим человеком необходимо проработать Чувство Меры».
Специалист в таинстве выбора не участвует. Он как будто «раство-
ряется», но обращает внимание на то, что и как выбирает клиент.
Далее, клиент приглашается к ящику с песком и ему дается «сказоч-
ная» инструкция: «Представь себе, что ты — Волшебник (Волшебни-
ца). Он долго путешествовал. Он искал место, где еще никто не жил, где
не ступала нога человека. И, наконец, он пришел в пустыню. И задумал
Волшебник превратить ее в сказочную страну и населить ее разными
существами... Преврати пустыню в тот мир, какой ты захочешь».
Когда процесс завершен, необходимо провести обсуждение. Воп-
росы для обсуждения и их порядок могут быть следующими.
□ Расскажи(те), что ты (вы) построил(и) и кто здесь живет.
□ Давай(те) представим, что на страну обрушилось стихийное бед-
ствие (ураган, землетрясение, пожар и т. д. ). Что будет происхо-
дить с жителями этого города, как они себя будут чувствовать,
что будут делать?
□ А как себя поведут жители соседнего города? (Если он есть в пе-
сочнице. )
□ Как дальше будут жить люди обоих селений?
□ Измени(те) в песочнице все, что необходимо.
Слушая рассказ клиента о том, какая это страна и кто в ней живет,
важно обращать внимание на характеристики городов, жителей, их
населяющих, на характер взаимодействий между жителями соседних
городов. Для оценки поведения и самоощущения в стрессовой ситуа-
ции можно задать вопрос: «Что будет, если на эту страну обрушится
стихийное бедствие, страшный ураган или наводнение? » Важно опи-
сание чувств, переживаний, действий людей во время чрезвычайной
ситуации: кто какую помощь будет оказывать, каковы мотивы оказа-
ния помощи (из чувства сострадания или из чувства долга, ради выго-
ды и пр. ). Также важно, какие отношения сложатся после прекраще-
ния стихийного бедствия.
Пример из практики психодиагностической работы с подростками
с асоциальными формами поведения в Шекснинской спецшколе.
Обследуемый Алексей К. построил 2 города: в левой половине мир-
ный город, в котором жители работают и отдыхают; в правой полови-
не военный город, который готовится к нападению. Военный город
разрушит полностью мирный и убьет всех жителей. Нападет он пото-
му, что он этим живет. Дальше жители враждебного города будут напа-
дать на все окружающие города и завоевывать их. Им не нужны мир-
ные переговоры, им нравится воевать. Прекратить их нападения может
встреча с более сильным противником, который их победит. Главная
цель — успешно напасть первыми и победить.
Анализ. Алексей К. проявляет повышенную агрессивность, конфлик-
тность в отношениях. Стремится всегда доминировать, не принимает
подчиненной позиции. Не склонен проявлять сочувствие и сопережи-
вание, обижает более слабых, а перед явно более сильным партнером
пасует, пытается задобрить. Чувствителен к любым обращениям, вос-
принимает их всегда в свой адрес и как враждебные. В ответ включает
механизм защиты. Эгоцентричен, сосредоточен на себе, трудно пере-
ключается на проблемы других, ревнив, болезненно относится к про-
явлению внимания значимых людей к другим ребятам.
Рекомендации: Крайне необходимо направить лидерский потен-
циал подростка в конструктивное русло. Для этого важно провести
воспитательную работу по формированию образа позитивного лиде-
ра, способного брать на себя ответственность за тех, кто от него зави-
сит; формировать желание заботиться о тех, кто ему доверяет. В каче-
стве материала можно взять истории о крупных военноначальниках.
монархах. Основной акцент следует делать на проявлениях заботы
о подчиненных (например, рассказать о взаимоотношениях А. В. Су-
ворова с солдатами).
В этом примере сбор психодиагностической информации осуще-
ствляется путем анализа сюжета песочной сказки.
Второй способ сбора психодиагностической информации — анализ
чувств, возникающих в процессе рассматривания песочной картины.
Причем анализируются чувства как специалиста, так и автора песоч-
ной сказки. Например, ведущий спрашивает: «Когда ты смотришь на
эту страну, какие чувства ты испытываешь? » Или говорит сам: «Когда я
смотрю на страну, которую ты создал, я испытываю... Хочу узнать твое
мнение, почему я это чувствую». Диагностическая информация, полу-
ченная таким путем, расскажет об уровне развития эмоциональной сфе-
ры, способности чувствовать другого, способности к рефлексии.
Третий способ получения психодиагностической информации —
это анализ расположения фигурок в песочнице и их символического
значения.
Во-первых, некоторые начинают построение песочной картины с
ландшафта: прокладывают реки, озера, моря, горы, долины и пр. После
этого населяют мир разными существами. У других создание ландшаф-
та происходит параллельно с привнесением фигурок на песочный лист.
Третьи сразу выставляют фигурки на ровную песочную плоскость.
По этому поводу можно сделать такое замечание. Люди, создаю-
щие богатый разноплановый ландшафт, чаще всего оказываются на-
турами динамическими, глубоко и сильно чувствующими (правда, это
может быть скрыто от взгляда поверхностного наблюдателя), имею-
щими склонность к рефлексии, исследователь по натуре и пр. «Во всем
мне хочется дойти до самой сути, в работе, поиске путей, сердечной
смуте», — пожалуй, эта строчка Бориса Пастернака лучше всего опи-
шет их внутренний ритм. Иногда у детей и подростков и некоторых
взрослых можно увидеть отсутствие ландшафта или его условное изоб-
ражение (например, озеро или река выглядит как небольшое углубле-
ние в песке — до синего дна песочницы еще очень далеко, но автор
картины указывает на эту ямку как на водоем). Часто так проявляется
недостаточная осознанность внутренних процессов. Для детей это ес-
тественно, они находятся только в начале пути самопознания. Если
песочную картину с невыраженным ландшафтом создавал подросток
или взрослый, важно не торопиться с интерпретацией. У взрослых
невыраженный ландшафт появляется как показатель стабилизации
внутренних процессов после перенесенных тяжелых болезней, утрат,
стрессов. С другой стороны, невыраженный ландшафт говорит о том,
что человек не желает сейчас углубляться в недра своего внутреннего
мира и заниматься исследованием себя. С третьей стороны, картины с
невыраженным ландшафтом и малым количеством фигурок создают
люди, далеко продвинувшиеся в личностном развитии. Как правило,
такие картины всегда наполнены глубоким философским смыслом.
«Плоскую» песочную картину часто можно встретить у совсем ма-
леньких детей.
Последовательность появления и местоположение фигурок на пе-
сочном «листе» даст нам много интересной информации. Например,
игрушка, поставленная в центр, часто символизирует «Я» автора кар-
тины. Фигурка, которая используется первой, является символом чего-
то самого важного для автора на данный момент.
Иногда фигурки закапывают. Они символизируют вытесняемое в
бессознательное или то, что еще неосознанно. Иногда закапывают
камни (как потенциальные части личности), монстров (как вытеснен-
ное напряжение), ключи (как символы потенциальных путей, откры-
тий и пр. ) и многое другое. Об этих фигурках можно подробно рас-
спросить клиента: что это, почему закопано и пр.
Для анализа значения расположения фигурок можно предложить
следующую схему. Назовем поверхность песочницы, на которой раз-
ворачиваются сказочные события, «песочным листом». Песочный лист
условно разделяется на три части по вертикали и три части по гори-
зонтали. Таким образом мы получаем левую, центральную и правую
часть, а также верхний, средний и нижний их сектора. Символическое
значение левой части: дом, прошлое, взаимоотношения с матерью и
другими значимыми женщинами. Символическое значение правой
части: социум, будущее, взаимоотношения с отцом и другими значи-
мыми мужчинами, друзьями. Центральная часть символизирует
настоящее, актуальное. Верхние сектора связаны с мыслями, фанта-
зиями, мечтаниями. Средние сектора — с эмоциональными процес-
сами. Нижние сектора — с реальными конкретными действиями.
Попавшие в левый верхний угол фигурки символизируют процессы, связанные либо с воспоминаниями, либо с мыслями о доме, о матери, о другой значимой женщине
| Фигурки, находящиеся центральной верхней части, могут отражать то, о чем в данный момент думает, фантазирует клиент
| В правый верхний угол, как правило, попадают фигурки, отражающие мечтания, планы на будущее, мысли о взаимодействии в социуме: от детского сада и школы до работы. Взаимодействие с отцом, другими значимыми мужчинами
|
Попавшие в центральную левую часть фигурки могут символизировать прошлые эмоциональные переживания, связанные с домом, матерью, значимой женщиной
| В этой части сосредотачиваются самые важные фигурки. Они отражают, с одной стороны, актуальное эмоциональное состояние, с другой - ценностные устремления, нечто значимое (независимо от того осознаваемы они или нет)
| Фигурки в правой центральной части отражают стремления, желания автора песочной картины
|
Фигурки, расположенные в левом нижнем углу, могут отражать некие действия в прошлом, связанные с домом, матерью, значимой женщиной
| В нижней центральной части находятся фигурки, отражающие, как правило, некоторые действия, реализуемые в данный момент
| Попавшие в правую нижнюю часть фигурки, символизируют некие действия, которые возможны в будущем. Действия по отношению к социальному окружению или значимым мужским фигурам
|
положение клиента относительно песочницы
I
Заметим, что такая интерпретация справедлива только для «право-
руких». Для «левшей» — все зеркально.
Заполненность частей песочницы и ее секторов может рассказать
много интересного о человеке. Например, если заметно смещение дей-
ствия в песочнице кверху, перед нами человек, склонный к мечтани-
ям. Если у него нет уравновешивающих фигурок внизу, задача специ-
алиста — помочь ему в процессе реализации задуманного. Причем
иногда полезно даже составлять четкие планы действий. Люди «при-
земленные» заполняют нижние сектора песочницы. В этом случае,
развитие фантазии на занятиях песочной терапией станет важным
уравновешивающим моментом. Смещение в левую или правую часть
покажет человека, которым владеет либо прошлое, либо будущее.
Однако нужно опасаться преждевременных выводов и поверхнос-
тных интерпретаций. Мы имеет дело с внутренними процессами че-
ловека. Не всегда они могут быть объяснены и проинтерпретированы.
Если у специалиста нет достаточного опыта работы с символами (на-
пример, в контексте юнгианской терапии), лучше «добывать» психо-
диагностическую информацию на уровне сюжета песочной сказки.
Итак, сбор психодиагностической информации на основе песочной
сказки в индивидуальной форме осуществляется тремя способами:
□ анализ событий, сюжета песочной сказки;
□ анализ чувств, возникших в ответ на созерцание песочной кар-
тины;
□ анализ расположения фигурок в песочнице и их символическо-
го значения.
ГРУППОВАЯ ФОРМА
Основные психодиагностические «мишени» в групповой работе:
□ характер взаимодействия в группе (для этого нами введен тер-
мин «стиль ситуативной коммуникации»);
□ распределение ролей в группе;
□ стиль поведения каждого участника группы.
Диагностика характера взаимодействия в группе
(стиль ситуативной коммуникации)
Стиль ситуативной коммуникации (ССК) отражает общий харак-
тер взаимодействия «вокруг песочницы». В зависимости от того, ка-
ким образом вели себя участники группы по отношению друг к другу,
мы определяем ССК как сотрудничество, ассимиляцию, «параллель-
ную игру», конфронтацию, «борьбу за территорию». Если ни один из
выделенных стилей не отражает наблюдаемое взаимодействие, можно
выделить новый ССК.
Сотрудничество. Если в песочнице все участники группы слушали
друг друга; тот, кто предлагал свою идею, был выслушан; члены груп-
пы уважали друг друга, но при этом каждый участник игры имел свою
территорию, связанную коммуникациями с другими, мы можем гово-
рить о сотрудничестве.
Ассимиляция. Если мы видим песочную картину с единым центром;
предложения участников группы как будто объединились в одну об-
щую идею; «территории» членов группы не выделены, размыты; все
подчинены одной идее и царит полное взаимопонимание, это стиль
ассимиляции.
«Параллельная игра». В этом случае, в песочнице можно увидеть
несколько «параллельных миров» — автономных стран, которые друг
другу не мешают. Иногда между ними есть средства коммуникации
(дороги, мосты, проходы), а иногда они отсутствуют вообще. Бывает,
что два члена группы находятся между собой в конфронтации, а дру-
гой (или двое других) спокойно строят свои «сказочные страны». Если
вы наблюдаете именно это, можно отметить два стиля ситуативной
коммуникации: конфронтация и «параллельная игра». Иногда тот, кто
ведет «параллельную игру», потихоньку может захватывать террито-
рии спорящих. Этот СКК проявляется, если страну строят незнако-
мые люди, не желающие вступать в контакт, открываться. Иногда один
из детей или подростков строит свою «параллельную страну», тогда
как другие участники строительства демонстрируют стиль сотрудни-
чества. Ведущий может предложить проложить дороги к автономной
стране. По тому, как отреагируют на это предложение участники груп-
пы и сам автор изолированной страны, можно судить о характере вза-
имоотношений между ними.
Конфронтация. Если в группу «попали» два или более лидера, на-
блюдалось открытое или скрытое противостояние, напряжение; даже
разразился конфликт (группа спонтанно разделилась на подгруппы),
это стиль конфронтации.
«Борьба за территорию». В этом случае, участники группы прежде
всего стремятся захватить территории друг друга. Они уже не выясня-
ют друг у друга «кто главнее», как в случае конфронтации. Идет борь-
ба за власть и территорию, сопровождающаяся агрессивными вспыш-
ками и конфликтами.
Общие рекомендации. Важно, чтобы наблюдение за ССК в одной
группе заняло не менее 3-5 сеансов. Если все это время ССК сохра-
нялся, можно говорить об его устойчивости.
Наиболее деструктивный ССК — «борьба за территорию». Чаще
всего он проявляется у детей и подростков, находящихся в сложной
жизненной ситуации. В этом случае наиболее сложно «умерить страс-
ти». Чаще всего члены группы плохо совместимы друг с другом или не
умеют взаимодействовать конструктивно. Если в группе есть явный
«зачинщик» конфликта, имеет смысл поработать с ним индивидуаль-
но. Чтобы перейти от «борьбы» к сотрудничеству, ведущему потребу-
ется много терпения и мастерства. Ведущий может стать. одним из чле-
нов группы, «задать тон» позитивной коммуникации и посмотреть,
насколько чутко участники группы реагируют на его советы и реко-
Воспользуйтесь поиском по сайту: