Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сказка о Волшебном Круге. Игра в виде сказки




В одной сказочной стране жила прекрасная Принцесса. Она была доброй и
умной. Но этого мало. Она обладала даром всех вокруг делать добрыми и умны-
ми. Поэтому все жители этой страны чувствовали себя счастливыми.


Это было не по вкусу Дракону, жившему по соседству. Задумал он похитить
Принцессу и отнять у нее бесценный дар. Так и случилось...

Чтобы Принцесса никогда не смогла дарить радость людям, Дракон закол-
довал ее в невиданное существо и заточил в подземном замке. Мало того: тот,
кто придет спасать Принцессу, своим прикосновением погубит ее. И она наве-
ки останется заколдованной.

 

Можешь ли ты помочь Принцессе и жителям этой сказочной стра-
ны? Попробуй!..

Наверное, дорогие друзья, многие из вас в детстве делали «секрет-
ки». Каждый из вас, наверняка, до сих пор чувствует в руке и видит образ
своих стеклышек, фантиков, блесков, цветочков и пр. А ведь «засекречи-
вать» можно не только это, но и буквы, цифры, геометрические фигуры.

Итак, наш малыш получил первый опыт успешного взаимодействия
с песком. А теперь уже можно начинать учиться. Безусловно, наши
игры не заменят вам и ребенку учебники, но помогут подготовить ре-
бенка к школе, создадут базу для более органичного усвоения учебно-
го материала.

И об этом следующая серия наших игр.

 

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА,
КОРРЕКЦИЮ ЗВУК0ПР0ИЗН0ШЕНИЯ, ОБУЧЕНИЕ
ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ «ПЕСОЧНАЯ ГРАМОТА»

Путешествия к звукам

Начнем с игры-сказки «Путешествие в страну «А».

Есть прекрасная страна,
Где принцессу зовут А,

Взрослый ставит в песочницу фигурку, на которой прозрачным
скотчем приклеено изображение буквы А.

В реке плещутся А-кулы

В песочнице создается река и помещаются акулята
из коллекции «Киндер-сюрприза», на них тоже наклеена буква А.

А-исты в садах живут

В песочнице создается сад из веточек и появляются птицы,
на них также наклеена буква А.

А-пельсины и А-рбузы и А-кации цветут


В песочнице появляются растения, на которых изображена буква А.

Чтобы нам здесь поиграть,
Надо много слов назвать.
Привести сюда друзей
В чьих названьях — А.
Смелей!

Произнося стихотворную инструкцию, взрослый делает интонаци-
онный акцент на звук А.

Чтобы начать игру, взрослому придется немножко подготовиться:

□ отобрать фигурки, в названиях которых есть звук А (5—10 штук),

□ наклеить на них букву А,

□ подготовленные к игре фигурки расставить рядом с песочницей,

□ если нужных фигурок у вас нет, то можно их нарисовать, выре-
зать, вылепить,

□ приготовить деревянную или пластмассовую букву А или кар-
точку с ее изображением.

Взрослый одновременно проговаривает стихотворение-инструк-
цию и вместе с ребенком строит сказочную страну. Таким образом, речь
сопрягается с действием. Ребенок становится непосредственным уча-
стником процесса — положительная мотивация сформирована... И тут
звучит задание, требующее самостоятельной работы. Чтобы поиграть
в песочнице с привлекательными фигурками, ребенок должен назвать
не менее 3 слов, в которых есть звук А.

Важно помнить о последовательности предъявления слов, содер-
жащих звук, который вы отрабатываете. Первыми предъявляются сло-
ва, содержащие звук в начале слова, потом — в конце, потом — в сере-
дине. Причем мы стараемся не брать слова, в которых звук слышится
нечетко. Ребенку могут помочь ваши вопросы. Например:

— Ты знаешь, у принцессы есть друзья, которых зовут Аня, Антон, и?..

— Кто может жить в этой стране? Мама, папа, бабушка и?..

 

— Посмотри на другие фигурки, назови их. В каких именах
и названиях ты услышал звук А?

— Как ты думаешь, что любит есть принцесса? Кашу, варенье,
малину и...

Когда ребенок назовет слова, взрослый объявляет ему о том, что
теперь он получил Ключ в страну принцессы А и является ее Почет-
ным Гостем (при этом вручается приготовленная вами буква или ее
изображение на карточке). Он может играть с каждым жителем этой
страны и привносить в песочницу других героев.


Комментарии. Эта простая игра поможет нам решить немало обра-
зовательных и психологических задач. И главная из них — развитие
фонематического слуха, то есть умения слышать и вычленять отдель-
ные звуки и звукосочетания в слове. Именно это является основой фор-
мирования правописания и правильного звукопроизношения. В нашей
игре звук выступает не абстрактным символом, а живым сказочным су-
ществом. С ним интересно познакомиться, его хочется узнать поближе,
поиграть с ним и его друзьями и как можно дольше не расставаться.
Подбираемый вами материал и формы его подачи (яркие фигурки, ин-
тонированность речи, пропевание гласных звуков) на первых порах дол-
жны облегчить процесс узнавания звука в словах. В дальнейшем, мы
усложним ребенку задачу, убрав интонационные акценты и меняя сю-
жеты инструкций. Так мы познакомим ребенка со множеством звуков.

Как вы обратили внимание, пока мы не вводили понятие «буква»,
хотя и использовали их в играх. Таким образом, опираясь на слуховое,
зрительное и тактильно-кинестетическое восприятие, мы готовим ре-
бенка к обучению чтению. Не оперируя пока понятием, он уже узнает
буквы. И начинает, на первых порах неосознанно, соотносить звуки и
их графическое изображение. Это один из элементов опережающего
обучения грамоте.

Важно помнить, что у каждого ребенка свой темп усвоения мате-
риала. Одному нужно подольше задержаться в одной стране. Другой,
«схватывая все налету», жаждет новых игр, приключений, знакомств.
Пожалуйста, давайте познакомимся с милым звуком Е (здесь и далее
в этой главе — стихи Д. Фролова).

Живет в той сказочной стране
Спокойный, добрый, милый Е.
Он утром Ели объезжает
И все игрушки проверяет.

И мчатся с ним по веткам Ели,
Как по зеленой карусели,
«Медведь» и «Белочка», «Скворец»,
И «Лев» и даже... «Огурец»!

Но вот, друзья мои, беда:
Забыл другие он слова,
Где тоже есть наш милый Е.
Поможем мы его беде?

Теперь — с волшебником И.

На облаке мягком,
Что в небе парит,


Звук И, как волшебник,
Над миром летит...

Он счастье несет,
И добра всем желает,
И где что рассыпалось.
Соединяет!

Он любит Индейцев,
Изюм и Икру,
И любит в песочке
Простую игру!

Он рад и с тобою
В песок поиграть,
Чтоб ты все слова
С звуком И мог назвать!

(В стихотворной инструкции уже не дается конкретных указаний
по строительству определенной страны. Это позволит вам и ребенку
проявить творческое воображение).

Познакомимся и с бедным О.

В огромной, пустынной стране Лимпопо,
Живет одиноко прекрасный звук О.
Он сирота: ни друзей, ни реки,
Зачахнет звук О там один от тоски!

Что делать, ребята? Страну как найти?
Как бедный звук О поскорее спасти?

Отметим, что мы не даем последовательность изучения звуков, так
как эту методику несложно найти в учебниках и пособиях. Мы предла-
гаем лишь принцип работы со звуком. На приведенных примерах вы
сможете сами познакомить ребенка с другими звуками (как гласными,
так и согласными), опираясь на свою фантазию, знания и жизненный
опыт. Не обязательно, чтобы инструкции к играми были стихотворны-
ми. Главное, чтобы они были увлекательными и близкими ребенку.

Опыт показывает, что в такого рода игры с увлечением играют дети
начиная уже с 3 лет. Играя, вы можете вводить понятия «гласных»
и «согласных» звуков.

 

Живые буквы

Непросто маленькому ребенку понять разницу между звуком и бук-
вой. Для него это лишь абстракция. С миром Звуков мы знакомы. Да-
вайте узнаем, кто же такие Буквы. Конечно, дорогой Читатель, вы


знаете, что буква — это графическое изображение звука. Но такая тер-
минология — не для ребенка. Привычное объяснение, что «Звуки мы
слышим и произносим, буквы мы видим и пишем» — тоже пока рано-
вато. Позовем на помощь игру-сказку.

 

Мы с тобой уже побывали в царстве Звуков. И ты, наверное, заметил, что

на одежде каждого Звука нарисованы какие-то таинственные знаки. Ты, мо-
жет быть, уже догадался, что если Звуки не произносят своего имени вслух, то
они находят друг друга по этим знакам на одежде. Это нужно не только самим
жителям страны Звуков, но и нам, путешественникам, гостям этих стран. Да-
вай вспомним наших старых друзей и внимательно рассмотрим их одежду.
(В это время взрослый выставляет фигурки звуков, которые были использова-
ны в предшествующих играх. На каждой фигурке наклеена буква). Вот они,
эти знаки! Путешественники по стране звуков назвали эти знаки «Буквами».
Правда, интересное название? Давай его запомним.

Таким образом, мы разделили понятия «Звука» и «Буквы». Теперь
мы можем вызывать сказочных жителей не только голосом, прогова-
ривая, пропевая звуки, но и прописывая знаки-буквы на песке. Итак,
в наших играх появляются новые персонажи — буквы (пластмассовые
и деревянные, вырезанные из плотного картона, наждачной, бархат-
ной бумаги). Это важно для мануального осознавания ребенком абст-
рактных символов. Он должен не только зрительно запоминать бук-
вы, но и подключать к этому телесную память.

Вернемся к игре-сказке.

В одной сказочной стране, где текла река (или озеро, или было море —
в зависимости от того, что захочет построить ребенок), стоял красивый лес
(были поля и долины), жил маленький гномик (или другой сказочный герой).
(В это время вы достаете фигурку и ставите ее в песочницу). У гномика был
домик (в это время вы предлагаете ребенку поставить домик в любое место
песочного листа). Он в нем жил (вы ставите фигурку рядом с домиком или
просите это сделать ребенка). Рядом с домиком росло дерево (прекрасный сад и
пр.; вы просите ребенка «посадить» дерево). Гномик о нем заботился, поливал
его, разговаривал с ним, укрывал, когда было холодно. У нашего гномика было
интересное имя — его звали «С-с-с». Он носил курточку с изображением своего
имени (вы прозрачным скотчем наклеиваете на спину фигурки заранее изго
товленную вами букву «С»). Но самое удивительное было то, что гномик мог
произносить, только свое имя: «С-с-с»! Когда он радовался солнышку, выходя
утром на крыльцо (ребенок в это время манипулирует фигуркой), он произно
сил радостно: «С-с-с! ». Когда ему было холодно, он прятался у себя в домике,
разводил огонь в печи и дрожал. И при этом опять произносил только свое
имя: «С-с-с». Когда он злился, он говорил: «С-с-с! ». Когда ему было приятно,
он ел что-то вкусненькое и получал от этого удовольствие, он говорил: «С-с-с! »


(Важно вместе с ребенком произносить этот звук, с различной эмоциональной
окраской, чтобы он «ожил»). Но оставим на некоторое время гномика С и по-
знакомимся с еще одним героем нашей сказки.

На другом конце этой сказочной страны тоже стоял домик (мы просим ре-
бенка поставить домик туда, куда он считает нужным). И рядом с ним росло
прекрасное дерево (ребенок «сажает» его). А жил в этом домике другой гномик
(вы достаете фигурку и ставите ее рядом с домиком). Звали его — О. Также как
и гномик С, гномик О умел произносить только свое имя. Когда ему было
весело, он говорил: «О-о-о-о! ». Когда он грустил, он тихонько говорил: «О-о-
о! ». Когда он узнавал что-то новое, удивлялся, он говорил: «О-о-о-о! » Гномик О
носил курточку с изображением своего имени (вы наклеиваете прозрачным
скотчем на спину фигурке заранее изготовленную букву «О»). Но оставим не-
надолго гномика О и посмотрим, кто еще живет в этой сказочной стране.

Посмотрите, в нашей стране есть еще один домик (который вы сейчас неза-
метно поставили на другой край песочницы)! Кто же в нем живет? Кто полива-
ет все эти прекрасные цветы (ребенок «сажает» цветы около домика)? Это еще
один житель сказочной страны. Познакомьтесь — гномик К! Он носит курточ-
ку с изображением своего имени. Как другие жители этой сказочной страны,
он может произносить только свое имя: «К-к-к! » Как он говорит, когда радует-
ся? А когда грустит? А когда сердится? А когда удивляется?

Как-то раз гномикам наскучило сидеть по своим домикам и они пошли стра-
ну посмотреть да себя показать. Ведь им так хотелось иметь друзей. (В это
время, совместно с детьми, вы начинаете передвигать фигурки гномиков по
песочнице).

Вот на поляне встретились два гномика, С и О. Они очень удивились друг
другу и каждый из них, естественно, произнес свое имя. (Дети говорят удив-
ленно: «С-с-с! » и: «О-о-о! »). Наши гномики были очень любопытны, они подхо-
дили все ближе и ближе друг к другу. Им даже захотелось прикоснуться к дру-
гому, проверить, не сон ли это?! И когда их руки соединились, вдруг!.. Каждый
из них произнес: «С-о! » и: «О-с! » Когда их руки соединялись, они могли произ-
носить не только свое имя, но и имя другого! А когда руки разъединялись,
каждый мог произносить только свое имя: «С-с! » и: «О-о! »

Гномиков очень обрадовало то, что они могут произносить что-то новое. И они,
взявшись за руки, пошли по дорожке, весело распевая: «С-с-о-о! » и: «О-о-с-с! »

В это время гномик К тоже гулял и вот вышел на дорожку, по которой шли
гномики С и О.

Когда гномик К увидел весело шагающих и поющих С и О, он очень удивил-
ся и произнес: «К-к-к! » А С и О уже знали, какие интересные вещи происхо-
дят, когда соединяются руки. Поэтому они подбежали к гномику К и взяли его
за руки. Но вдруг...

Вдруг все загрохотало, засверкало. Гномики закрыли глаза и плотнее при-
жались друг к другу. Но все стихло также внезапно и быстро, как и началось.
Гномики открыли глаза и удивленно произнесли: «СОК! » И вдруг!., у каждого
из них в руке оказалось по стаканчику вкусного сока!

Они выпили сок. И радостно заплясали. Разъединяя руки, они произносили
только свои имена. Но когда им хотелось сока, они соединяли руки. Они поня-
ли, что умеют творить настоящие чудеса!

А когда солнышко закатилось, наступил вечер, наши гномики разошлись
по своим домам. Но каждый из них теперь знал, что он не одинок, и когда им


захочется, они вновь встретятся. Мы попрощаемся с нашими гномиками, а в
другой раз поучаствуем в их следующих приключениях. Ведь в этой сказочной
стране еще много тех, с кем мы не знакомы...

 

В процесс подобных игр наряду с игрушками вы вводите буквы
Например: гномик С (фигурка гномика) жил в домике (строится до-
мик). На крышу, дверь или окна вы помещаете букву С. Рассказывая
историю гномика, вы неоднократно акцентируете внимание ребенка
на этой букве. Важно, чтобы ребенок научился соотносить изображе-
ние буквы на домике и одежде сказочного существа (чтобы гномик
нашел дорогу к своему домику). То же происходит и с другими персо-
нажами. Ваша задача — постепенно изъять игрушки из песочницы,
оставив одни буквы. Вот так мы учимся читать!

Теперь мы можем усложнить наши игры-сказки.

Ночь. Уснула детвора,
Вдруг в кладовке из угла
Вылез сам Король Мышей,
Выкрал буквы у детей.

Спрятал тут же их в песок,
Чтоб никто найти не смог.

Чтобы дети не читали,
Чтобы букв они не знали,
Чтобы не было веселья,
Чтоб их дом стал подземельем...

Побыстрей детей спасайте,
Буквы мигом раскопайте,
Назовите все, кто знает,
Пусть Король в норе рыдает! »

Как Вы уже поняли, к этой игре нужно подготовиться: отобрать тс
буквы, с которыми уже знаком ребенок, найти фигурки Короля Мы-
шей и детей (или других сказочных персонажей).

Помните, один из наших принципов — непосредственное, полное
проживание процесса. Поэтому в песочнице разворачивается настоя-
щая «пьеса». Сначала ребенок строит дом, где живут дети. Играет
с этими фигурками и знакомыми буквами. Когда наступает «ночь», ре-
бенок укладывает игрушки и буквы спать в песочнице, а сам закрыва-
ет глаза. Тем временем, вы, зачитывая стихотворную инструкцию, бе-
рете на себя роль Короля Мышей и закапываете буквы в песок. Когда
ребенок откроет глаза, ему нужно будет найти и откопать буквы, уз-
нать и назвать их. Таким образом, развивается произвольное внима-


ние, память, мышление. Но самое главное — ребенок приобретает еще
один успешный опыт разрешения проблемной ситуации, а это делает
его более уверенным и способным в дальнейшем преодолевать жиз-
ненные трудности.

Идем дальше. Начинаем слоговое чтение.

Жили-были буквы. Каждая в своем домике, они и радовались и вздыхали,

произнося свое имя. У кого-то был з-з-звонкий голос, у кого-то глухой; один
ш-ш-ш-шипел, другой с-с-с-свистел, третий ж-ж-жужжал. Все они были очень
разные. И все вроде было хорошо, да вот беда — каждый из них видел и слышал
только себя. Поэтому в этой стране не было ни общих дорог, ни прекрасных
садов. И даже Солнышко не спешило сюда заглядывать. Как ты думаешь, поче-
му? Ты прав, одна буква, какой бы красивой и звучной она не была, не может
создать слова, не может быть настоящей волшебницей. Давай поможем буквам,
подружим их друг с другом, и они узнают, какие волшебные вещи могут проис-
ходить. Сначала познакомим одну букву с другой: образуется пара. Правда, им
уже стало веселее? И они уже многое научились делать вместе. Например, ска-
зать: «Д-а, Н-а, О-х, У-х». Посмотри, две подружки, М и О ходят и поют: «М-о! »
По-моему, они кого-то ищут. Как ты думаешь кого? Конечно двух друзей Р и Е.
Давай их познакомим! Посмотри, они взялись за руки и произошло чудо: появи-
лось МО-PE. Вот оно (Взрослый совместно с ребенком выкапывают море в песоч-
нице). Непоседливые Р-Е побежали искать новых друзей. И конечно же, нашли
их: это были К-А. Они встали рядом и потекла красавица... РЕ-KA! Она впадает
прямо в море. (Взрослый с ребенком изображают это на песке). А вокруг стояли
ЛЕ-СА и простирались ПО-ЛЯ. Посмотри, какое ты сотворил чудо! Страна ожи-
ла! А все благодаря тебе, настоящему волшебнику!

 

По этому принципу вы можете сочинять и разыгрывать игры-сказ-
ки о буквах и слогах, постепенно усложняя и расширяя используемый
речевой материал (от слов, состоящих из одного слога, до более сло-
жных слов). Специалисты могут использовать эти сказки для введе-
ния понятий «слог-слияние» и «слог-примыкание». Это один из эле-
ментов аналитико-синтетического способа обучения грамоте.

Далее можно предложить ребенку следующую игру.

Раз задумал злой Кащей
Перессорить всех людей,
И слова, какие смог,
Закопал в сухой песок.

То — волшебные слова:
«Здравствуй», «Друг», «Спасибо»...
Если их не откопать,
То беды не миновать!


Прежде чем начать игру, вам необходимо подобрать составляющие
слова буквы. В песочнице вы совместно с ребенком складываете слова
и читаете их. Потом ребенок закрывает глаза, а вы перемешиваете бук-
вы, частично закапывая их в песок. Открыв глаза, ребенок должен сло-
жить первоначальные слова обратно.

Необязательно начинать с приведенных в стихотворной инструкции
слов, можно начать с самых простых, односложных. Важно, чтобы эти
слова были знакомы ребенку, он употреблял их не только в игре, но и в
жизненных ситуациях. Для начала можно взять не три слова, а одно.
Далее вы будете постепенно усложнять задачу. Тем самым ребенок запом-
нит не только звучание слова, но и его правильный зрительный образ.

Письмена на песке

Мы знаем звуки, познакомились с буквами, умеем создавать слоги
и читать слова. У нас чувствительные руки и гибкие пальцы. Мы уже
много построили из песка. Теперь самое время научиться самим со-
здавать буквы — лепить их и... писать.

Давайте строить Город Букв!
Песок у нас здесь есть.
Пусть каждый нарисует сам
Какие буквы есть!

На пары делимся друзья,
Здесь ты сидишь, а рядом — я,
Ты лепишь буквочку мою,
А я должна слепить твою.

Вот так мы весело играем
Из букв мы Город собираем!

Перед началом игры взрослый и ребенок берут из набора себе по
букве. Называют их, а потом обмениваются, говоря: «Вылепи, пожа-
луйста, мою букву! ». Сгребая песок ребрами ладоней, на поверхности
песочницы ребенок и взрослый формируют, лепят буквы. Закончив
работу, сверяют песочную букву с оригинал ом, и идут за следующими.
И так происходит пока в песочнице не образуется целый Город Букв.

Многократно играя в эту игру, ребенок учится еще и оптимальному
размещению букв на листе. Не беда, если сначала в городе будут «жить»
только 2—4 буквы. Потом их станет больше, они будут более сораз-
мерны друг с другом и пространством песочного листа.

Как варианты этой игры, можно предложить ребенку задание:
«Я вылеплю букву, а ты выкопай ее». Или: «Давай посмотрим, какие


чудеса могут творить созданные нами песочные буквы! Они могут пре-
вращаться одна в другую! Буква Л — в букву А, буква Г в букву Т, буква
О в букву Я... »

Теперь можно не только лепить, но и писать печатными буквами сло-
ва на песке. Сначала пальчиком, потом — палочкой, держа ее как ручку.
Потом можно будет писать на песке печатными буквами известные и
любимые ребенком стихотворные строки, часть которых почему-то ока-
зывается засыпанной песком (может, в этом виноват ветер, мышки и
другие существа? ). Ребенку предлагается восстановить разрушенное,
дописав стертое слово (разве это возможно было бы на бумаге? ).

На песке легко как создавать слова, так и разрушать их, если они
неправильно написаны. Исправлять на песке проще и «безболезнен-
нее», чем на бумаге, где всегда видны следы наших ошибок.

Мы хорошо знаем, как труден процесс обучения, как быстро утом-
ляется ребенок, столкнувшись со сложной задачей. Песок позволит вам
дольше сохранить работоспособность ребенка. Вы увидите, когда он
действительно устал, а не просто «увиливает» от занятий. Ведь на песке
даже трудные задачи решаются легче. Из-за того, что мы длительно не
фиксируем внимание ребенка на ошибках, он ощущает себя успешным.

А теперь «прикоснемся» к письменным буквам. И помогут нам в
этом Змейки (простые веревочки с узелком вместо головы). Сначала
ребенок, взяв «змейку» за голову или хвост, просто (без отрыва) про-
водит ей по песку. Потом, сложив пальцы ведущей руки, как будто он
держит ручку, плавно «идет по змеиному следу» (пишет на песке зиг-
загообразные линии без отрыва).

Следующий шаг. Ребенок берет змейку за голову, как за ручку, и пи-
шет кружочки, палочки, петельки. Словом, все то, что вы когда-то сами
делали в первых прописях. Далее вы можете познакомиться с пропис-
ными буквами. Их писать быстрее и легче, потому что они пишутся без
отрыва. Это так здорово, как двигаются змейки: не отрывая руки, мы
пишем буквы, слоги, слова на песке. Как вы думаете, понравится это
ребенку? Вы правы, конечно, это интереснее, чем писать в тетради.

Этот прием поможет и детям, имеющим нарушения опорно-двига-
тельного аппарата. Ведь на первых порах для них письмо карандашом
и ручкой оказывается практически невозможным.

А дальше — сложнее...

Змейки на песке играли
И хвостом слова писали,
За узором шли петельки —
Это письма маме Змейке.


Но пронесся ветерок,
И засыпал все песок...

И в печали мама-Змейка:
Письма не прочесть никак!
Как узнать ей о змеятах?
Что случилось? Где? И как?

Ты теперь у нас Волшебник!
Допиши скорей слова,
Выручи ты маму-Змейку
Доброй силой Волшебства!

Взрослый проговаривает и пишет на песке с помощью веревочки
знакомое слово, ребенок его читает. Теперь можно предложить ребен-
ку засыпать любую часть слова песком. А потом восстановить его, на-
писав веревочкой недостающие элементы. Усложненный вариант:
ребенку сразу, без предварительного зачитывания и просмотра напи-
санного, предъявляется фрагмент слова или фразы.

Предложенные нами модели игр вы можете творчески обогащать,
дополнять, преобразовывать. Также на песок можно переносить и все
известные вам игры, направленные на формирование навыков письма.

 

Песочная грамматика

Важно научиться не просто писать, но и писать правильно. Даже
самые скучные орфограммы можно превратить в увлекательные игры
и сказки. Например, для того чтобы писать грамотно, важно разли-
чать гласные в сильной и слабой позиции. Маленькому ребенку не
обязательно знать это правило — его научат этому в школе. А подгото-
вить его мы сможем с помощью такой игры-сказки:

«Теперь мы отправляемся с тобой в страну, где живут целые слова.
Как раз сейчас они готовятся к балу. Хозяйка этой страны — Фея Уда-
рение. Она всегда правит балом. А еще у Феи есть Волшебная Палоч-
ка. Когда Фея дотрагивается ею до какого-то одного гласного звука
в слове... Происходит чудо! Этот звук превращается в Принцессу, и ста-
новится главным в слове. Принцессу почитают остальные звуки, со-
ставляющие слово. Преклоняясь перед красотой и величием Принцес-
сы, сами они часто становятся едва различимыми.

Имя Принцессы — ударный гласный — всегда хорошо слышим и мы.
И никогда не ошибемся, когда будем писать это слово. Например,

Слово есть у нас ГОРА —
Здесь Принцесса — буква А!


В этом слове другую гласную, О, почти не видно, плохо слышно.
«О» стала Золушкой. Когда мы произносим это слово, имя Золушки О
слышится нам как имя Принцессы. Конечно, ее имя легко перепутать,
написать неправильно, и тем самым сильно обидеть ее.

Но не печалься, сказка на то и сказка — в ней царит Добро. В дру-
гих словах, которые здесь называют «родственными», Золушки тоже
становятся Принцессами. Ведь их касается волшебной палочкой спра-
ведливая Фея Ударение. Попробуй, измени слово «ГОРА» так, чтобы
Золушка стала Принцессой! »

Для разыгрывания этой и подобных ей сказок на песке вам потре-
буются буквы, составляющие слово с безударной гласной и провероч-
ное к нему, а также палочка, символизирующая ударение, фигурки Феи,
Принцессы и Золушки.

Рассказывая сказку, вы выкладываете на песке слово. Ребенок бе-
рет в руки фигурку Феи и Волшебную Палочку. Совместно с вами или
самостоятельно он произносит написанное на песке слово, интона-
ционно выделяя ударный звук. Держа в руке фигурку Феи, он дотра-
гивается до буквы палочкой, и оставляет над буквой след — ударение.
Далее, он ставит фигурку Принцессы над ударной гласной, а над безу-
дарной — фигурку Золушки. Те же действия производятся и с прове-
рочным словом.

Можно поиграть и со стихотворной инструкцией.

В каждом слове — царство звуков,
Там на праздничном балу
Фея Ударенья может
Отметить Принцессу свою.

Звук ударный отмечает
Фея палочкой своей
И отныне его имя
Знает каждый из людей.

Безударные же звуки
Фея в Золушки берет,
А в соседнем царстве звуков
Их в Принцессы выдает.

А скажи мне, мой хороший,

Кто Принцесса в слове «Лошадь»?

Хочется привести цитату из учебника по русскому языку для 2 клас-
са: «Безударную гласную в корне слова надо проверять. Для этого надо
изменить слово, или подобрать однокоренное слово так, чтобы ударение


падало на эту гласную. » Не правда ли, похоже на нашу сказку? Вы види-
те, что из любого сложного правила можно сделать интересную игру.

А как же быть со словарными словами, ведь их нельзя проверить?
Конечно, их нужно запомнить, чтобы не обижать Золушек. Ведь в этих
словах им никогда не стать Принцессами. Но даже не этого больше
всего хотят Золушки. Они мечтают, чтобы их заметили и запомнили.
Для этого вы можете подключить уже известные Вам приемы, описан-
ные в нашей книге.

Для закрепления материала, можно предложить ребенку следую-
щую игру:

Однажды над Страной Цветов
Пронесся ураган,
Один из звуков он унес
С собой за океан...

И вот уж высохла р... ка,
Уснули все л... са,
И солнце красное уже
Не светит в н... бесах!

Погибнет так Страна Цветов!
Что делать? Помоги!
Найди скорей пропавший звук
И Жизнь в цветы вдохни!

Перед ребенком пустая песочница. На поверхности песка напи-
саны слова с пропущенными буквами. Ребенок вписывает в свобод-
ное место ту гласную, которую считает похищенной. Например, в
слово «Р.. КА» ребенок вписывает «У». Получается «РУКА». Взрос-
лый читает соответствующую строчку инструкции. В нашем случае
это: «И вот уж высохла РУКА». Так ли это? Та ли это буква? Если
ребенок вставляет правильную гласную, слово оживает. При этом
важно, чтобы он рассказал о том, как узнал Золушку, какие слова
помогли ему в этом. В данной игре при правильном ответе на песке
создается река. Если ребенок допускает орфографическую ошибку,
можно ему напомнить сказку о Фее Ударения. Так можно играть и с
другими словами. Таким образом, ребенок практически усваивает
курс грамматики, развивая орфографическую зоркость, а также учит-
ся комментировать свои действия.

Для обобщения и закрепления полученных знаний мы предлагаем
вам дидактическую игру «Секрет колдовства» со стихотворной инст-
рукцией Дмитрия Фролова.

Дети приглашаются к ящику с песком. На поверхности ничего нет.


В одну волшебную страну
Пришла беда большая —
В нее прокралась в темноте
Колдунья очень злая

Одну зверушку захватила,
;                                             И тут же в палку превратила.

Взрослый показывает детям палочку

А буквы имени ее

В темницу бросила на дно...

Секрет же злого колдовства
С собой колдунья унесла,
В горе песчаной закопала
И вход туда заколдовала...

Что делать? И куда бежать?
Зверушку надо выручать!
А взрослым нечего идти:
Ребята могут лишь спасти.

Ну как, ребята, вы готовы?
Там испытания суровы
И буквы надо крепко знать,
Чтоб колдовство то разгадать!..
***

Тогда вперед! Сейчас река

Взрослый совместно с детьми строит в песочнице реку и устанав-
ливает через нее два мостика: один из буквы Ж, другой из буквы Ш.

На ней для вас есть два мостка:
Из буквы Ж и буквы Ш
Спокойно вспомните слова,
Где буква Ж и буква Ш.

Дети должны назвать не меньше пяти слов, которые содержат от-
дельно буквы Ж и Ш.

***

Ну вот, река и позади!
Но дальше нет у нас пути:
Дремучий лес перед горой
Стал непролазною стеной...

Взрослый совместно с детьми создает лес из веточек и фигурок
деревьев.

Лесные звери! Помогите!
А вы скорей их назовите!

Дети должны назвать лесных зверей, каких они знают, взрослый
может им помочь, показать других зверей, разнести понятия: «диких»
и «домашних» животных.


***

Нам помогли лесные звери,
И мы недалеко от цели!
Гора возникла на пути —

Дети строят гору из песка

Ни обскакать, ни обойти,
Как научиться нам летать?
Пора на помощь птичек звать!
Кричите птичек всех подряд,
Они к нам сразу прилетят,
Нас над горою пронесут,
И нам погибнуть не дадут!

Дети называют известных им птиц, взрослый может дополнить их
знания.

***

И птички помогли нам в горе,
Теперь на берегу вы моря.

Дети строят на переднем плане море, за ним Песчаную гору.

За ним — Песчаная гора,
Где скрыта сила колдовства.

Но как же переплыть нам море?
Ведь это — не широко поле...
Давайте рыбок хором звать,
Морских животных всех скликать!

Кто помнит их всех имена,
Зовите к нам скорей сюда!

Дети называют известных им морских жителей, взрослый может
дополнять.

***

Вы молодцы! Отлично звали!
Все рыбки сразу подплывали,
И переплыть нам помогли...
Теперь мы с вами — у Горы...
Здесь буквы бедные томятся,
Колдуньи злой они боятся,
Их надо нам освободить,
И имя правильно сложить!
Как только имя расшифруем,
Зверька мы этим расколдуем,
Так злые чары рухнут в пыль,
И мы узнаем, кто там был.
В волшебной книге есть заданья,
Для вас, ребята, испытанья,
Как букву каждую найти,
Из плена мрачного спасти.


Взрослый берет большую книгу и «читает по ней».

Как только буква прояснится,
Так рухнет вмиг ее темница.
***

Итак, заданье к первой букве:
Найдите общий звук в словах
«Машина», «Музыка» и «Мак».
Вы отгадали или как?..

Все верно: это буква М,
Не испугаешь вас ничем!

Взрослый выкладывает на песок букву М.

Вторая буква, вам на страх.
Есть сразу даже в трех словах:
«Шары», и «Крыша», и «Столы».
Ну как? Теперь узнали вы?

Что ж угадали букву Ы,
Прекрасно знаете все вы!

Взрослый выкладывает на песок букву Ы.

А третья есть в словах: «Шалаш»,
И «Шуба», «Шапка», «Ералаш».
Вы «зашипели» все так дружно,

Что и подсказывать не нужно!
Да, это буква Ш, конечно,
Вы все сегодня так прилежны!

Взрослый выкладывает на песок букву Ш.

Ну, а четвертую сейчас
Вы отгадаете за раз!

Слова здесь: «Кукла», «Лук», и «Кошка».
Ну как? Подумайте немножко...
Была задача нелегка,
Но вы решили — буква К!

Взрослый выкладывает на песок букву К.

Ну а последнюю, друзья,
Не отгадать никак нельзя:
«Арбуз», «Акула», «Ананас» —
Здесь буква спрятана от нас!
Вы молодцы все! Как всегда!
Вы отгадали букву А!

Взрослый выкладывает на песок букву А.

Кого же мы расколдовали?
Какое имя мы узнали?

Дети складывают буквы в слово.


Все верно! Это наша МЫШКА!
Небось дрожит еще трусишка!

Взрослый ставит в песочницу фигурку мышки.

В волшебной маленькой стране
Теперь на праздник вышли все!
Пошел такой веселый пир,
Какого и не видел мир!

Дети строят в песочнице страну, дом для мышки и других фигурок.

А все, ребята, только вы!
Вы мышку бедную спасли!
И все животные, друзья,
Вас полюбили навсегда!

Итак, вы познакомились с идеей проведения образовательных игр
в песочнице. По такому же принципу, уже самостоятельно, вы сможе-
те придумать аналогичные игры с цифрами, арифметическими дей-
ствиями, геометрическими фигурами, используя, к примеру, дидакти-
ческий материал к играм М. Монтессори. Используя принципы наших
игр, можно начинать изучение иностранного языка.

Но главное — ваше сотворчество с ребенком. Вы и он — единое
целое. И нет для него «мук учения», потому что ВЫ — рядом!

 

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ

Окружающий Мир многогранен и удивителен. Многие мечтают
побывать в разных уголках планеты, совершить путешествие во вре-
мени, исследовать другие миры... Не у каждого из нас есть реальная
возможность воочию увидеть альпийские луга, жизнь под водой, Еги-
петские Пирамиды и другие красоты Вселенной. Эти потребности и
желания человек реализует, читая фантастические романы и истори-
ческие книги, сопереживая героям приключенческих фильмов, посе-
щая музеи... Для нас так важно во всем принять непосредственное уча-
стие. В связи с этим появляются виртуальные компьютерные игры,
создающие иллюзию реальности. Однако современные ученые и фан-
тасты все чаще предупреждают о негативных последствиях подобных
экспериментов с психикой человека. Что же делать? Ведь так хочется
побывать везде и поучаствовать во всем! Без риска для здоровья, со-
храняя душевное равновесие, мы моделируем в песочнице.

Именно на песке мы можем создавать разные миры: путешество-
вать во времени, по разным странам и планетам. При этом мы не толь-
ко воображаем, представляем, фантазируем, но и реально создаем и


проживаем. Например, используя фигурки доисторических животных
и людей, мы знакомим ребенка с жизнью Древней Земли. Выклады-
вая в песочнице красивые ракушки, кораллы, фигурки морских жите-
лей, совместно с ребенком мы отправляемся в «Подводную Одиссею»,
как Ж. -И. Кусто. Побывать на Марсе или других планетах нам помо-
гут камни, детали конструкторов (например, «Лего»), фигурки транс-
формеров или космонавтов.

Но мы можем путешествовать и по нашей истории: создавать селе-
ния древних славян из соломок и палочек, рисовать и вырезать фигур-
ки жителей первых русских городов, строить крепости, защищать свой
город от врагов, воссоздавать быт кочевых и оседлых племен. В песоч-
нице мы можем защищать Новгород и Полтаву, закладывать Санкт-
Петербург, работа

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...