Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сказка о Волшебном Круге 22 страница




Ведущий. Для этого аккуратно освободите свои пальцы от нитей.
Старайтесь не нарушать форму их переплетений, чтобы не погу-
бить страну. Я вижу, что ваши руки свободны. И мы можем отойти
на некоторое расстояние, чтобы рассмотреть эту страну с различ-
ных точек и сторон. Я предлагаю вам обойти ее, исследуя каждый
уголок Страны Счастья. Удивительная страна! Сколько тайн хра-
нит она, сколько открытий! И в каждой ее тайне, в каждом ее от-
крытии — опыт, мудрость, любовь ее жителей. Нас с вами!


Ребята. Мы ходим вокруг страны, а ведь можно пройтись и по ней.

Ну, то есть, по нашему полотну!?
Ведущий. Конечно, можно! Можно не только побродить по ней, но

и забраться на самую высокую гору, искупаться в морях и озерах.

собрать цветы на ее лугах... Но только помните одно: Жизнь стра-

ны — в ваших руках!
Ребята. А может, в ногах! (смеются).

Звучит приятная, спокойная мелодия. Ребята поочередно аккуратно
ходят по Стране Счастья, поднимая ноги так, чтобы не сбить пере-
плетение нитей. Иногда замедляя свой шаг, иногда убыстряя. Ког-
да все совершили свое путешествие по Стране Счастья, можно пред-
ложить ребятам обменяться впечатлениями от игры.

Ведущий. Где вам удалось побывать? Что почувствовать? Что ново-
го узнать о себе и о других?

Ребята. Я стоял на высокой горе и видел под горой море. Это море
удовольствий. Но мне туда не хотелось. На высоте лучше!

— Я ходила по лесу и слушала птиц. Они очень звонко и радостно
пели. Ведь сейчас весна! И в лесу хорошо! И в Стране Счастья хорошо

— Я был в пещере, где хранятся сокровища. Их там много—пре-
много. Не унести. Но мне они пока не нужны. Я их потом возьму.
Когда надо будет платить за учебу в институте или на путешествия

— А я просто ходила по стране и знакомилась со всеми ее дорога
ми. Их так много! Мне показалось, что все эти дороги могут приве-
сти к дому, где все будет хорошо!

— Я была на поляне, где цветет вереск. Он такой красивый! Сире-
невый, лиловый! Я такой видела этим летом, в пролесках под Вы-
боргом. Я нарисую такую замечательную картину! Я подарю ее маме
Она обрадуется. Наверно...

Ведущий. Твоя картина будет пропитана воздухом, теплом, красо-
той и счастьем. А ты знаешь, девочка, что такие картины врачуют
израненные души. Мне бы твоя картина очень понравилась. Ведь
в ней будет жить твоя любовь к миру! И нет бесценнее подарка,
чем этот!

Ребята. Да, ты здорово рисуешь. Твоя мама скоро будет гордиться
тобой! Вот увидишь!

Ведущий. У наших ног, дорогие друзья, лежит сотканное нами По-
лотно счастья, которое было для нас и Звездным Небом и Сказоч-
ной Страной. Это Полотно Счастья подарило нам удивительные
мгновения радости и мечты, добра и веры в свои силы. Чему же


научило оно нас? Как все то, что мы узнали, можно использовать в
реальной жизни?

Ребята. — Я знаю, что моя мама меня когда-нибудь оценит и полю-
бит! (Ребята аплодируют. )

— Все наши желания сбудутся, надо только захотеть. Если это зна-
ешь, то и ничего не страшно!

— Я хочу больше узнать о звездах. Когда у нас уже будет астроно-
мия? И где о разных планетах можно узнать больше?

— Да в планетарий сходи. По выходным дням там лекции разные
читают. Звездное небо показывают. А можно еще и в телескоп по-
смотреть! Я был там. Интересно очень!

— А я узнала, кто о чем мечтает. Ребята у нас такие интересные,
замечательные. Мне будет приятно со многими поболтать...

 

Сюжет четвертый. Обереги

Ведущий. У наших ног Полотно Счастья. Как не хочется с ним
расставаться! Но пришло время отправиться из Сказочной Страны
в реальный мир.

Ребята. Это ведь наше полотно?! Правда?! А можем ли мы тогда
забрать его с собой?!

Ведущий. Пожалуйста, забирайте, оно ваше — одно на всех!

Ребята. — А мы его разрежем на части. И эти кусочки полотна разда-
дим всем!

— Из этих кусочков я могу всем связать крючком фенечки, пусть
будут на память!

— Можно маленьких куколок сделать. Они будут похожи на Мар-
тишоры. Это такие нитяные куколки из красных и белых ниток. Их
дарят в марте месяце на счастье. А у нас будут желтые, солнечные
куколки.

— Да можно просто на запястье повязать эти нити, как от сглаза.
Мне так бабушка в деревне всегда раньше завязывала.

Ведущий. Молодцы ребята! Эти нити уже стали вашими личными
талисманами, оберегами. Вы можете придать им любой образ, хра-
нить или носить где только пожелаете. Главное, помните: это Нити
вашей Удачи, Счастья, Добра и Успеха!


ИГРОТЕРАПИЯ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И ОГРАНИЧЕННЫЕ
ВОЗМОЖНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Основная задача в работе с «особыми» детьми — развитие практи-
ческого интеллекта и навыков самостоятельности.

Предлагаемые игры составлены для родителей и педагогов «осо-
бых» детей, но могут быть использованы и другими специалистами.
Кроме того, эти игры можно использовать с обычными детьми млад-
шего дошкольного возраста.

Условно разделим игры на несколько видов:

□ игры, направленные на коррекцию и развитие сенсорно-перцеп-
тивной сферы (ощущения и восприятие);

□ игры, направленные на коррекцию и развитие психомоторной
сферы (мимики, моторики рук, общей координации движений);

□ игры, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы;

□ игры, направленные на развитие произвольного внимания и па-
мяти;

□ игры, направленные на развитие коммуникативных навыков
(навыки общения).

Условно разделяя игры, будем помнить, что каждая из них, разви-
вая личность ребенка, содействует его адаптации в обществе.

Поэтому прежде чем играть, поставьте перед собой конкретную за-
дачу. Спросите себя: чему в первую очередь необходимо научить ре-
бенка? Например: пользоваться плитой, самостоятельно одеваться,
отвечать на телефонные звонки, самостоятельно ходить за хлебом,
вызывать врача, накрывать на стол, мыть посуду, выносить мусорное
ведро и пр. Чтобы отработать эти навыки, необходимо «включить» все
психические процессы: сенсорно-перцептивные, психомоторные,
эмоционально-волевые, познавательные и пр. В соответствии с кон-
кретной задачей (одной, наиболее значимой на данный момент), рас-
ставьте акценты в предлагаемых играх.

Важно помнить о том, что именно игры с хорошо знакомыми в быту
предметами дают возможность расширить сферу социального ориенти-
рования ребенка. Не нужно покупать дорогостоящие пособия, потому что
«герои» и объекты наших первых игр — обыкновенные пуговицы, крыш-
ки, скрепки, спички, ложки, тарелки и прочая домашняя утварь.


ИГРЫ С ПУГОВИЦАМИ.

ЦИКЛ «ЗНАКОМСТВО И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ»

Пуговичный массаж

Заполните просторную коробку (например, из-под обуви) пугови-
цами. Желательно, чтобы пуговиц было много. А теперь совместно с
ребенком:

□ опустите руки в коробку;

□ поводите ладонями по поверхности пуговиц;

□ захватите пуговицы в кулаки, чуть приподнимите и разожмите
кулаки;

□ погрузите руки глубоко в «пуговичное море» и «поплавайте» в нем;

□ перетирайте пуговицы между ладонями;

□ пересыпайте их из ладошки в ладошку;

□ сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками захва-
тите «щепотку» пуговиц... отпустите;

□ берите в руки по одной разнообразные пуговицы: большую, вы-
тянутую, квадратную, гладкую и пр., перекатывайте ее между ла-
донями, постепенно увеличивая амплитуду движений;

□ те же движения можно произвести внешними сторонами ладоней.

А теперь переместите коробку на пол:

□ погрузите в коробку голые ступни;

□ производите круговые движения;

□ поглубже погрузите ноги в пуговицы, пошевелите пальцами ног;

□ перебирайте пуговицы пальцами ног;

□ перетирайте пуговицы между ступнями;

□ захватывайте пуговицы пальцами ног, приподнимайте и разжи-
майте пальцы.

Комментарий. Благодаря массажу мы активизируем так называемый
«мануальный интеллект», находящийся на кончиках пальцев рук и ла-
донях. Таким образом происходит сенсомоторное развитие, являющее-
ся условием успешного взаимодействия с окружающим миром. Массаж
Ног важен для активизации жизненно значимых центров организма.

Рыбалка

Скажите ребенку: «Мы с тобой рыбаки. Отправляемся на рыбалку
в " пуговичное море". Наши руки помогут нам выловить рыбку-пуго-
вичку. Опусти руки в " пуговичное море" и вылови " рыбку" ».


(Пусть ребенок возьмет любую пуговицу. )

— Какую «рыбку» ты выловил: большую или маленькую; гладкую
или шершавую; круглую или квадратную?

— Какого цвета твоя «рыбка»?

— Она легкая или тяжелая?

— Теплая или холодная?

— А теперь я выловлю рыбку. Возьми мою рыбку в руки. Какая она?

— Правда, она... (маленькая, гладкая, скользкая, прохладная, легка)?

— Теперь положим наш улов в ведерко. Закроем глаза. Опусти руку
в ведерко и найди свою рыбку. Почему ты уверен, что это твоя рыбка?

Комментарий. Игра способствует развитию сенсомоторной и по-
знавательной сфер. Усложняя игру, можно добавлять в «ведерко» боль-
ше «рыбы».

Аквариум

Для игры потребуется миска с водой и несколько дополнительных
пуговиц. Скажите ребенку: «На рыбалке мы с тобой поймали две рыб-
ки. Принесли их домой. У нас есть аквариум (покажите миску с во-
дой), там уже «живут» три «рыбки» (положите в миску с водой три пу-
говицы). Ты хорошо запомнил наш улов? Сейчас мы опустим наших
«рыбок» в аквариум, закроем глаза. Сможешь ты, опустив руку в аква-
риум, узнать свою рыбку? А мою? Молодец!

А если бы в нашем аквариуме было больше рыб?..

Комментарий. Особенностью этой игры является взаимодействие
с водой. Это, с одной стороны, позволит снять напряжение, с другой
стороны, обогатит арсенал ощущений ребенка.

Пуговичное ожерелье

Выложите пуговицы на стол. Скажите ребенку: «Давай сделаем в
подарок нашей бабушке белое (или другого цвета) ожерелье. Выбери
все белые пуговицы. Возьми самую большую пуговицу. Она будет цен-
тром ожерелья. Положи ее перед собой. Теперь выбери две пуговицы
поменьше. Положи их справа и слева от центральной. А теперь выбе-
ри две пуговицы еще меньше... »

Так, выкладывая пуговицы полукругом, вы получаете ожерелье. Для
усложнения игры можно нанизывать пуговицы на нить или леску.

Комментарий. Игра позволяет укрепить знание цвета, формы, ве-
личины и знание пространственных направлений. Кроме того, ребе-


нок переживает радость творчества: перед ним то, что он создал свои-
ми руками, принося радость ближнему.

Используя принцип игры «Пуговичное ожерелье», вы можете иг-
рать, составляя различные узоры из пуговиц, варьируя их цвет, форму,
величину и пространственное расположение.

Пуговичное лото

Возьмите две красочно иллюстрированные книги Найдите самые
красивые картинки. Одну книгу отдайте ребенку, другую возьмите себе.
Пересыпьте пуговицы в полотняный мешочек. Скажите ребенку: «Бу-
дем играть в лото. У каждого из нас есть картина. Я буду доставать из
мешочка пуговицы. Ты будешь называть их цвет и искать цвет пугови-
цы в своей картине. Если ты нашел в картине этот цвет, то ты получа-
ешь пуговицу и кладешь ее на картину — на то место, которое того же
цвета, что и пуговица. Потом ты достаешь пуговицу, я называю ее цвет
и ищу его в своей картине. Если я правильно назвала и нашла этот
цвет, ты мне даешь пуговицу, и я кладу ее в нужное место. Победит тот,
Кто закроет все цвета картины пуговицами».

Комментарий. Особенностью этой игры является то, что она содер-
жит инструкцию и правила. Также в игре может быть победитель
и проигравший. Таким образом мы формируем у ребенка адекватное
отношение к своей и чужой победе, учим переживать поражение. Так,
через систему игр, мы переходим от «мануального» интеллекта к «со-
циальному».

 

ИГРЫ С ПУГОВИЦАМИ. ЦИКЛ «СЕМЕЙНЫЕ ИСТОРИИ»

Наша память хранит множество историй: грустных, радостных, пре-
достерегающих, мудрых, забавных, героями которых были вы сами и чле-
ны вашей семьи. Припишите их пуговицам. Так опыт и традиции вашей
семьи перейдут ребенку. Бессознательное ощущение своих «корней» со-
здаст чувство уверенности и защищенности как у ребенка, так и у вас.

Событие

Устройтесь удобно за столом, на ковре или на мягком диване. Вклю-
чите приятную музыку. Достаньте коробку или шкатулку, которой хра-
нятся пуговицы. Вспомните, как не одно поколение женщин вашей
семьи держало эту шкатулку в своих руках, складывая пуговицы.


Тихонько потрясите закрытую шкатулку с пуговицами над своим ухом
и ухом ребенка, прислушиваясь к шепоту времени... Скажите ребен-
ку: «В этой коробочке хранятся пуговицы, которые были на одежде —
твоей, моей, бабушкиной, дедушкиной. Слышишь их разговор: они
рассказывают друг другу и нам удивительные истории нашей семьи.
Послушай, вот одна из них... »

Например. «Есть в этой коробочке пуговичка с моего свадебного
платья. Она маленькая, белая, блестящая, гладкая, прохладная. Давай
найдем ее в коробке. Да, это она. Эта пуговица помнит нашу с папой
свадьбу. Она помнит улыбки, пожелания счастья, много радости. По-
этому она приносит радость и счастье. Возьми ее в руку, сожми в кула-
ке, согрей ее. Чувствуешь, к тебе пришла радость? Теперь, если ты ос-
танешься дома один, и тебе станет грустно, найди эту пуговичку,
подержи в своих руках, и она придаст тебе силы. Пуговичка может да-
рить радость и другим. С кем бы ты хотел поделиться радостью? Ска-
жи этому человеку что-нибудь хорошее».

Комментарий. Вы можете рассказывать истории о различных со-
бытиях, происходивших в вашей жизни, приписывая пуговицам чув-
ства, окрашивающие данную историю. Таким образом вы создаете сим-
волы различных эмоциональных состояний, что способствует развитию
эмоциональных процессов ребенка.

Родовое дерево

Возьмите лист бумаги и карандаш. Проведите вертикальную линию
в центре листа. Представьте, что это ствол дерева, подрисуйте его и сим-
метрично расположенные на нем три уровня ветвей.

Попросите ребенка выбрать пуговицу, принадлежащую маме, и пу-
говицу, принадлежащую папе. Положите «мамину» пуговицу слева от
ствола дерева, «папину» — справа.

Скажите ребенку: «У каждой семьи есть родовое дерево. Есть оно
и у нас: сейчас мы вместе его создадим. Нижние ветви дерева принад-
лежат старшему поколению: твоим бабушкам и дедушкам. Причем как
с маминой, так и с папиной стороны. У папы есть мама и папа и у меня
есть мама и папа. Они четверо — самые старшие в нашей семье, ее
опора. Мы называем опору семьи «старшим поколением». Найди че-
тыре самые большие пуговицы и расположи их на нижних ветвях: моих
родителей — слева, а папиных родителей — справа. У старшего поко-
ления появились дети: у моих родителей — я, у папиных — папа. Мы
с папой называемся «средним поколением». Возьми две пуговицы по-


меньше — это я и папа. Расположи наши пуговицы над бабушкиными
и дедушкиными ветвями. У нас с папой родился ты (твоя сестра, брат).
Это — «младшее поколение». Поэтому найди пуговицу(ы) еще мень-
ше и расположи их на самых высоких ветвях. Правда, красиво? Но де-
рево не может жить без корней. Корни нашего дерева — родители тво-
их бабушек и дедушек. Их называют «прадедами». Вот тебе самая
большая пуговица, положи ее в основание ствола, туда, откуда растут
у дерева корни.

Комментарий. Эта игра не только позволяет закрепить понятия
«больше/меньше», но и формирует уважительное отношение к стар-
шим, понимание взаимосвязи поколений, ощущение своего места
и значения внутри рода.

Бабушкина пуговица

Возьмите пуговицу, которая когда-то была на одежде вашей мамы
(или матери вашего супруга).

Дайте ребенку подержать ее в руках и скажите: «Эта пуговица была
на кофте твоей бабушки. Давай с тобой подумаем, что она «видела».

Комментарий. Игра может носить и другое название, если вы
возьмете в руки пуговицу, принадлежащую другим членам вашей се-
мьи. Придумывая рассказы, вы можете познакомить ребенка с различ-
ными социальными ситуациями и научить вести себя в них, опираясь
на опыт кого-то из родственников.

 

ИГРЫ С ПУГОВИЦАМИ. ЦИКЛ «РЕЖИМ ДНЯ»

Теперь, когда вы с ребенком раскрыли множество секретов, храни-
мых пуговицами, можно использовать их для символизации момен-
тов, связанных с распорядком дня. Это важно для развития самостоя-
тельности и способности доводить дела до конца.

Подберите 9 комплектов пуговиц, в отверстия которых пройдет тол-
стая «цыганская» игла:

□ 10 маленьких белых;

□ 10 больших белых;

□ 10 средних желтых;

□ 10 средних зеленых;

□ 10 средних коричневых;

□ 10 средних фиолетовых (или сиреневых);

□ 10 больших синих;


□ 10 больших красных;

□ 10 больших черных.

Из двух школьных ластиков и двух «цыганских» игл приготовьте
устройства для нанизывания пуговиц (по принципу тех. на которые в
магазинах раньше накалывали чеки). Далее мы будем называть их «дер-
жателями».

Договоритесь с ребенком о значении пуговиц:

□ маленькие белые — символ чистоты, обозначают гигиенические
процедуры;

□ большие белые — символ чистоты в доме, обозначают домаш-
ние дела (уборка, стирка, мытье посуды и пр. );

□ желтые пуговицы — символ солнца и энергии, обозначают завтрак:

□ зеленые пуговицы — символ покоя и гармонии, обозначают обед;

□ коричневые пуговицы — символ физического здоровья, обозна-
чают послеобеденный и ночной сон;

□ фиолетовые пуговицы — символ сумерек, обозначает ужин;

□ синие пуговицы — символ чувств и эмоций, обозначает разно-
образные социальные контакты;

□ красные пуговицы — символ активности, обозначает добрые дела
и поступки (выдаются как вознаграждение);

□ черные пуговицы — обозначает плохо сделанные дела или отказ
от выполнения задания.

Вечером каждого дня вы планируете с ребенком следующий день.
Проговариваете моменты, связанные с режимом дня, обозначаете их
пуговицей и последовательно выкладываете перед собой сверху вниз.
Причем верхняя пуговица символизирует дела па начало дня. Напри-
мер, подъем, как проявление активности и хорошего дела, можно обо-
значить красной пуговицей. Далее — зарядка (тоже красная пуговица).
Умывание (малая белая пуговица). Накрывание на стол (большая белая
пуговица). Завтрак (желтая пуговица) и т. д. Завершает «пуговичную
цепочку режима дня» сон (коричневая пуговица). Затем совместно с
ребенком вы нанизываете пуговицы на «держатель» так. чтобы внизу
оказалась пуговица, символизирующая «отбой», а сверху — символизи-
рующая подъем красная пуговица. Таким образом, вы получаете симво-
лический распорядок дня, учите ребенка последовательности действий
в течение дня. формируете навык планирования своего времени.

В первые дни ваших занятий, пока не сформирован навык осозна-
ния своих действий и их последовательности, вы выдаете ребенку за
выполненное действие (предусмотренное режимом) соответствующую


пуговицу. Вместе с ребенком вы нанизываете ее на свободный «держа-
тель». Кроме того, если ребенок положительно отличился или проявил
себя с худшей стороны, вы награждаете его красной или черной пуго-
вицей. Он может складывать их в отдельную коробочку.

Вечером вы подводите итоги дня. Ребенок сравнивает заполнен-
ные держатели, соотносит запланированные дела с реально выполнен-
ными. Если какие-то дела не были реализованы, вы совместно анали-
зируете причины произошедшего. Возможно, в этом процессе вам
пригодится коробочка с красными и черными пуговицами, которые
ребенок получил за день.

Терпеливо работая по этой системе, вы постепенно добьетесь са-
мостоятельности ребенка в планировании завтрашнего дня, научите
его выполнять запланированное и оценивать свои действия.

Эта система позволит вам распределять употребление пиши ребен-
ком в течении дня. Сложив завтрак ребенка в пакет, вы обозначите его
желтой пуговицей, обед — зеленой и ужин — фиолетовой.

Так игры с пуговицами формируют навыки самостоятельности.

 

ИГРЫ СО СПИЧКАМИ

Пусть вас не пугает название. Конечно, мы все помним, что «спич-
ки детям не игрушка», однако в умелых и ловких руках они являются
прекрасным тренажером для пальцев, зрения, концентрации внима-
ния, кратковременной памяти и творчества.

Оборудование: ковер (одеяло), если играть на полу; стол (если иг-
рать за столом); 2 коробка спичек.

Знакомая незнакомка

Удобно расположитесь с ребенком на полу или за столом. Включи-
те приятную музыку. Из коробка возьмите 3 спички. Положите их на
стол или ковер. Предложите ребенку взять одну спичку.

Скажите ребенку: «Держи спичку в руках. Ощупай ее. Какая она?
Теплая или холодная? Гладкая или шершавая? Тонкая или толстая?
Понюхай ее. Знаком тебе этот запах? Это запах серы, из которой сде-
лана головка спички. Теперь ошупай головку спички. Рассмотри ее
внимательно. Какого она цвета? Какой она формы? Видишь^ какая
интересная спичка! Как ты думаешь, из чего она сделана? Конечно, из
Дерева. Чувствуешь, спичка согрелась в твоих руках. Покаты держал
в руках спичку, твои руки ее запомнили. А теперь пусть запомнят ее


и твои глаза. Рассмотри ее внимательно. Теперь положи свою спичку
на стол (или на пол), рядом с другими. Я перемешаю спички, поэтому
закрой глаза (если ребенок боится закрывать глаза, не настаивайте на
этом). А теперь найди свою спичку! Молодец! »

При этом ребенок может ощупывать все спички, нюхать их, долго
рассматривать. Заметьте, какое именно действие помогло ему отыс-
кать спичку. Таким образом вы узнаете, что помогает вашему ребенку
в процессе запоминания и распознавания (какой сенсорный канал
доминирует: зрительный, тактильный или обонятельный).

Если наше описание игры покажется вам сложным, не спешите
отказываться от нее. Проиграйте ее сами перед ребенком, давая ему
образец поведения в этой ситуации.

Эта простая игра поможет ребенку развить навык концентрации
внимания, произвольного запоминания, способность прислушивать-
ся к своим ощущениям и дифференцировать их; она также способ-
ствует развитию мелкой моторики. Нельзя исключить и мыслитель-
ные операции, которыми пользовался ребенок и вы сами в процессе
поиска своей спички.

История одной спички

Можно продолжить игру с найденной спичкой, а можно начать игру
заново и чуть по-другому.

Положите на стол 5 спичек. Скажите: «Выбери ту спичку, которая
тебе больше всего нравится. Подержи ее в руках. Познакомься с ней:
ощупай, понюхай, рассмотри. Сможешь ли ты узнать ее среди других?

А теперь давай с тобой подумаем, откуда пришла к нам эта спич-
ка. Правильно, из коробка. А откуда пришел к нам коробок? Пра-
вильно, из сумки. Как он появился в моей сумке? Да, я его купила в
магазине. А как он попал в магазин? Оказывается с фабрики. Фабри-
ка называется... (прочитайте название фабрики на коробке). А зна-
ешь ли ты, из чего на фабрике делают спички? Из дерева. Оказывает-
ся, наша спичка раньше была деревом. Дерево росло... как думаешь,
где? Как ты думаешь, как дерево стало спичкой? Наверное, его спи-
лили лесорубы, с помощью специального инструмента — пилы.
У спиленного дерева специальным инструментом — топором — об-
рубили ветки. И получилось бревно. Дальше бревно привезли на фаб-
рику. Как ты думаешь, на чем везли бревно? На специальной маши-
не. На фабрике с помощью станков, которые обрабатывают дерево,
бревно превратили в маленькие палочки. Затем, маленькие палочки


окунули в специальный состав, который мы называем серой. Сера
застыла на палочке и получилась спичечная головка. Так маленькая
палочка превратилась в спичку.

Видишь, оказывается у спички, которую ты держишь в своих ру-
ках, есть интересная история жизни».

Рассказ «История одной спички» можно сопровождать рисунками,
наглядно демонстрирующими последовательность процесса превра-
щения дерева в спичку. Так вы создадите рисуночную версию «исто-
рии одной спички» по типу комикса.

«Спичечные истории» можно разыгрывать и в песочнице. Такие же
истории можно сочинять и про другие окружающие ребенка вещи
(стол, стул, ручка, тетрадь, ложка, вода и пр. ).

Игра направлена на развитие воображения, речи, на формирова-
ние причинно-следственных связей, расширение представлений об
окружающем мире.

 

Спичечный узор

Возьмите 3 спички. Закройте их в ладонях. Потрясите и бросьте на
стол (или ковер). Вместе с ребенком рассмотрите образовавшуюся ком-
бинацию.

«Посмотри, как красиво легли спички. Куда «смотрят» головки спи-
чек? Вверх, вниз, налево, направо. Запомни этот узор. Сможешь его
повторить? Я тебе помогу. Давай возьмем три спички из коробка. Смот-
ри на наш узор и постарайся его повторить. Молодец!

А теперь давай поиграем так. Узор от нас спрятался под листом бу-
маги. Он хочет найти своего брата (или сестру). Давай ему поможем.
Запомнил тот узор? Сделай такой же. Молодец! »

Если ребенку сложно выполнять задания самостоятельно, помо-
гайте ему, проговаривая каждое свое действие. Игра поможет развить
произвольное внимание и память, мелкую моторику, пространствен-
ные представления и многое другое.

 

Ожившие фигуры

Высыпьте спички из коробка на стол. Скажите ребенку: «Давай
нарисуем из спичек дом (складываем вместе с ребенком из спичек дом),
а рядом с домом что?.. Дерево. А потом?.. Дорожку... Куда? К речке?
Смотри, какая интересная картина у нас с тобой получилась!

А теперь попробуй сам нарисовать что-нибудь из спичек. Молодец!


«Давай с тобой подумаем, кто живет в этом доме? Да, бабушка! Мы
сделаем ее из спичек. Еще кто?.. »

В этой игре вам поможет ваше воображение и изобретательность.
Далее можно создавать и объемные фигуры и здания.

Откроем маленький секрет: на этих незамысловатых играх учатся ак-
теры, совершенствуя наблюдательность, воображение, внимание, память
и чувствительность. Именно это помогает нам ориентироваться в окру-
жающем мире и приспосабливаться к его изменяющимся условиям.

Однако играя со спичками, следует убирать коробок, чтобы не выз-
вать соблазна зажечь спички. Наверное, не стоит учить наших детей
пользованию спичками, ведь чтобы разжечь газовую плиту существу-
ют пьезозажигалки...

КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ
Обыкновенное чудо

Для этой игры вам понадобится обыкновенный камень, найден-
ный на улице. Желательно, чтобы он был шероховатый, с острыми
гранями и не очень приятный на ощупь.

В игре могут принимать участие 2, 3, 4 и более человек.

Разместитесь на ковре (диванах, стульях) поудобнее. Так, чтобы все
игроки видели друг друга. Теперь можно начинать игру.

Вы — ведущий. Возьмите в руку камень. Ощупайте его. Скажите
участникам: «У меня в руке камень Он тяжелый (движение вашей руки
вверх-вниз имитирует взвешивание), холодный, неприятный на ощупь
(ваша мимика должна соответствовать вашим ощущениям, которыми
вы сейчас делитесь), шершавый, у него острые края. Не очень прият-
но держать его и руке. Но я постараюсь согреть этот камень, прежде
чем передать его тебе (назовите имя сидящего рядом с вами игрока).
Вы берете камень в ладони, сжимаете их и произносите: «Возьми, ка-
мень, тепло моих рук, жар моего сердца, мою любовь к людям, мою
преданность. Передай, камень, мои чувства другу». С этими словами
вы передаете камень игроку, сидящему слева от вас.

Камень находится в руках ребенка. Спросите его: «Что ты ощуща-
ешь? Тяжелый ли этот камень? (Сопровождайте свой вопрос движе-
ниями рук, имитирующих взвешивание. ) Правда, тяжелый?

А какой на ощупь? Гладкий или шероховатый? (Если игрок затруд-
няется с ответом, то предложите ему для сравнения провести пальца-
ми по гладкой поверхности, а затем снова ощупать камень. ) Да, он


шероховатый. А теперь скажи, пожалуйста, ты держишь в руках хо-
лодный камень? (Если игрок испытывает трудности при ответе, то
предложите ему для сравнения похожий камень, который «не побы-
вал» еще ни в чьих руках).

Конечно же, камень теплый. Как ты думаешь, почему? Помнишь,
что я делал(а), о чем просил(а) камень? Сейчас мы сделаем с тобой
тоже самое: совершим обыкновенное чудо — согреем камень твоим
теплом! Скажем вместе: «Возьми, - камень, тепло моих рук, жар моего
сердца, мою любовь и преданность людям. Передай, камень, мои чув-
ства другу».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...