Л.С.Выготский и А.Р.Лурия. Научная школа Л.С.Выготского как единство разнообразия. Научная школа Л.С.Выготского как системное основание гуманитарного познания и социальной практики
Л. С. Выготский и А. Р. Лурия
А. Р. Лурия, основатель университетской школы нейропсихологии, был первым, вошедшим в состав знаменитой тройки ученых: Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, которая сложилась в Психологическом институте в 1924 г. после переезда Выготского в Москву и стала ядром школы Выготского. С необыкновенной искренностью он признавал: “К концу 20-х гг. цель моей дальнейшей деятельности четко определилась – я занялся развитием различных аспектов психологической системы Л. С. Выготского”[20, с. 44]. Ученики и соратники А. Р. Лурия Е. Д. Хомская и Л. С. Цветкова в специальных публикациях раскрыли роль Л. С. Выготского в творчестве А. Р. Лурия, труды которого в свою очередь явились свидетельством высокой эвристичности психологической концепции Выготского.
Научная школа Л. С. Выготского как единство разнообразия Школа культурно-исторической психологии предстает как подлинное единство разнообразия. Все дискуссии о взаимоотношениях в школе культурно-исторической психологии, о непреодолимых различиях культурно-исторического подхода Л. С. Выготского, общепсихологической теории деятельности А. Н. Леонтьева, теории поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина, теории учебной деятельности и концепции психологии игры самого Д. Б. Эльконина и т. п., основаны на механистическом понимании сути научной школы как пространства одномыслия, а также исторической слепоте к переплетению судеб людей и идей в социально-историческом контексте эпохи. К развитию школы культурно-исторической психологии полностью приложим сформулированный выдающимся биопсихологом В. А. Вагнером закон эволюции по “смешанным, а не чистым линиям”, положенный Л. С. Выготским и А. Н. Леонтьевым в основу системного анализа истории высших форм поведения. Линии мышления Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, А. Р. Лурия, П. Я. Гальперина, Б. В. Зейгарник, Л. И. Божович, П. И. Зинченко и Д. Б. Эльконина – это в буквальном смысле “смешанные”, а не “чистые” линии развития этой школы неклассической психологии. Они переплетены и человеческими судьбами, и идеями, и социально-исторической ситуацией развития ХХ века. Все эти линии мышления, развивающиеся в диалоге друг с другом, - разные, но равные по своему социальному эффекту в методологии науки. Каждая из линий мышления в школе культурно-исторической – это Школа в Школе. И в этом смысле оправдано говорить в истории и теории современной психологии об обогащающих друг друга разнообразии школ - школы А. Н. Леонтьева, школы А. В. Запорожца, школы А. Р. Лурия, школы П. Я. Гальперина, школы Б. В. Зейгарник, школы Д. Б. Эльконина. Все эти школы воплощают Проект культурно-исторической психологии в науке и социальных практиках психологии XX и XXI века.
Научная школа Л. С. Выготского как системное основание гуманитарного познания и социальной практики Творческий потенциал школы культурно-исторической психологии органично воплотился и приобрел широкое признание в таких граничащих с психологией науках как антропология, этнология, история, культурология, социология, филология, лингвистика, семиотика, а также в науках о массовой коммуникации и искусственном интеллекте. Приверженность к системному историко-генетическому анализу и социальный конструктивизм Л. С. Выготского способствовали развитию фундаментальных полидисциплинарных областей познания и становлению психологии как конструктивной науки, участвующей в проектировании разных сфер социальной практики: сфера образования – педология, психология развития, педагогическая психология, практическая психология образования /А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, Н. Ф. Талызина, В. В. Давыдов, В. П. Зинченко, А. А. Леонтьев, А. Г. Асмолов, В. А. Иванников, А. И. Подольский, Л. Ф. Обухова и др. /; сфера техники – эргономика, инженерная психология, психология труда /Ю. В. Котелова, В. П. Зинченко, О. К. Тихомиров, Ю. К. Стрелков и др. /; сфера медицины – нейропсихология, патопсихология, дефектология, психосоматика, психотерапия /А. Р. Лурия, Б. В. Зейгарник, В. В. Лебединский, В. И. Лубовский, Ю. Ф. Поляков, Е. Д. Хомская, Л. С. Цветкова, Б. С. Братусь, В. В. Николаева, Е. Т. Соколова, А. С. Спиваковская, А. Ш. Тхостов и др. /; сфера массовой коммуникации и искусства – психолингвистика, психосемантика, психология искусства /А. А. Леонтьев, В. Ф. Петренко и др. /; сфера управления большими и малыми социальными группами – социальная психология, психология управления, организационная психология /А. В. Петровский, Г. М. Андреева, А. И. Донцов, Л. А. Петровская, Т. Ю. Базаров и др. /.
Мировоззрение Л. С. Выготского и психология свободного человека Специального внимания заслуживает вопрос о мировоззрении Л. С. Выготского. В сочетании с его универсализмом и методологией системного историко-генетического анализа оно выразилось в мечте о будущей психологии как вершинной конкретной психологии свободного человека. Эта мечта особенно ярко проявилась в письмах Л. С. Выготского, написанных в 1930 году: “Каждый человек должен знать, где он стоит. Мы с Вами тоже знаем и должны стоять твердо. Поэтому итог: Вы – а не кто другой – напишите реакцию выбора, эту главу о развивающейся свободе человека от внешнего принуждения вещей и их воли…” “…Нельзя жить, не осмысливая духовно жизнь. Без философии (своей, личной, жизненной) может быть нигилизм, цинизм, самоубийство, но не жизнь. Но ведь философия есть у каждого. Надо растить ее в себе, потому что она поддерживает жизнь в нас… Что может поколебать человека, ищущего истину. Сколько в самом этом искании внутреннего света, теплоты, поддержки! А потом самое главное – сама жизнь – небо, солнце, любовь, люди, страдание. Это все не слова, это есть. Это подлинное. Это воткано в жизнь. Кризисы – это не временное состояние, а путь внутренней жизни. Когда мы от систем перейдем к судьбам… к рождению и гибели, мы увидим это воочию”[21].
Наиболее рельефно характерные черты мировоззрения Л. С. Выготского проявились на факультете психологии МГУ в разработке культурно-исторической смысловой психологии личности /А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь, Ф. В. Василюк, В. А. Иванников, Д. А. Леонтьев, В. А. Петровский и др. / Именно либеральное мировоззрение привлекло к Л. С. Выготскому выдающихся психологов ХХ века Ж. Пиаже, Дж. Брунера, А. Валлона, Р. Зазо, философов Р. Харе, Ю. Хабермаса и др. Оно побуждает новые поколения мыслителей искать секрет современности Л. С. Выготского, именуя его Моцартом в психологии /Ст. Тулмин/ или называя его вслед за С. М. Эйзенштейном самым блистательным психологом ХХ века /М. Коул, Дж. Верч, Ю. Энгестрем, П. Тульвисте и др. /
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|