Заключение. Школа А.Н.Леонтьева и ее роль в развитии. деятельностного подхода в психологии. К определению понятия «школа А.Н.Леонтьева»
Заключение В заключение остается повторить, что научная биография и все творчество Выготского неразрывно связаны с развитием психологии в Московском университете. Его культурно-историческая концепция стала истоком созданных в МГУ его соратниками и последователями крупных научных школ. От Выготского началась проблема осмысленной предметной деятельности, ведущие темы которой уже были у Выготского. Разработка проблемы деятельности в Московском университете происходила в русле этой теории. В творчестве А. Н. Леонтьева она была сосредоточена на изучении главным образом структуры индивидуальной психики. При этом вопросы, связанные с историей и культурой, до последнего времени оставались мало разработанными. На современном этапе развития теории деятельности разработка культурно-исторических аспектов деятельности должна стать предметом специального внимания. Обогащение деятельностного подхода историко-культурными темами – генеральный путь его развития. Чтобы сделать следующий шаг, нужно вернуться к Выготскому! Исследования воображения, искусства, истории поведения, проведенные самим Выготским, задали образцы такого направления развития психологической теории.
ЛИТЕРАТУРА 1. Бэкон Ф. Новый Органон /Бэкон Ф. Соч. в двух томах. Т. 2. М., 1972 2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1926; 1991. 3. Выготский Л. С. Проблема культурного развития ребенка // Педология. 1928. №1. С. 59-77; Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. 1991. №4. С. 5-19. 4. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка //Вопросы психологии. 1966. №6. С. 62-76. 5. Выготский Л. С. Инструментальный метод в психологии /Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6-ти т. Т. 1. М., 1982. С. 103-108.
6. Выготский Л. С. Исторический смысл психологического кризиса /Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6-ти т. Т. 1. М., 1982. С. 291-436. 7. Выготский Л. С. Методика рефлексологического и психологического исследования /Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6-ти т. Т. 1. М., 1982. С. 43-62. 8. Выготский Л. С. Мышление и речь /Выготский Л. С. Собр. соч. 6 В 6-ти т. Т. 2. /Под ред. В. В. Давыдова. М., 1982. С. 5-361. 9. Выготский Л. С. По поводу статьи К. Коффки “Самонаблюдение и метод психологии (вместо предисловия) /Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6-ти т. Т. 1. /Под ред. А. Р. Лурия, М. Г. Ярошевский. М., 1982. С. 99-102. 10. Выготский Л. С. Предисловие к русскому переводу книги Э. Торндайка “Принципы обучения, основанные на психологии /Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6-ти т. Т. 1. М., 1982. С. 176-195. 11. Выготский Л. С. Проблема сознания. Запись основных положений доклада Л. С. Выготского /Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6-ти т. Т. 1. /Под ред. А. Р. лурия, М. Г. Ярошевского. М., 1982. С. 156-167. 12. Выготский Л. С. Сознание как проблема поведения /Выготский Л. С. Собр. соч: В 6-ти т. Т. 1. М., 1982. с. 78-98. 13. Выготский Л. С. История развития высших психических функций /Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6-ти т. Т. 3. проблемы развития психики детей /Под ред. А. М. Матюшкина. М., 1983. 14. Выготский Л. С. Принципы социального воспитания глухонемых детей /Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6-ти т. Т. 5. М., 1983. С. 101-114. 15. Выготский Л. С. Орудие и знак в развитии ребенка /Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6-ти т. Т. 6 М., 1984. с. 5-90. 16. Выготский Л. С. Психология искусства. /Под ред М. Г. Ярошевского. М., 1987. 17. Выгодская Г. Л., Лифанова Т. М. Лев Семенович Выготский. Жизнь. Деятельность. Штрихи к портрету. М., 1996. 18 Давыдов В. В. Понятие деятельности как основание исследований научной школы Л. С. Выготского //Вопросы психологии. 1996. №5. С. 20-29. 19Леонтьев А. Н. Проблема деятельности в истории развития советской психологии /Леонтьев А. н. Философия психологии. из научного наследия. М., 1994. С. 263-277.
20.. Лурия А. Р. Этапы пройденного пути. Научная автобиография /Под ред. Е. Д. Хомской. М., 1982. 21. Нельзя жить, не осмысливая духовно жизнь: Письма Л. С. Выготского к ученикам и соратникам /Публ. А. А. Пузырея //Знание – сила. 1990. №7. С. 93-94. 22. Сведения о предшествующей научной и преподавательской деятельности Л. С. Выготского //Дело Л. С. Выготского. Научный архив ПИ РАО. Ф. Материалы кабинета истории психологии. Оп. Дело Л. С. Выготского. ед. хр. 10 С. 28. 23. Концепция Л. С. Выготского о психическом развитии человека / Эдьконин Д. Б. Избр. психол. труды. /Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М., 1989. С. 434-460 24. Эльконин Д. Б. Об источниках неклассической психологии / Там же. С. 477-478.
Глава четвёртая
Школа А. Н. Леонтьева и ее роль в развитии деятельностного подхода в психологии
Е. Е. Соколова К определению понятия «школа А. Н. Леонтьева»
С именем Алексея Николаевича Леонтьева (5 [18] февраля 1903 г. – 21 января 1979 г. ) связана важнейшая страница истории Московского государственного университета – появление в 1966 г. факультета психологии, который А. Н. Леонтьев создал на базе психологического отделения философского факультета МГУ и возглавлял до самой своей смерти. Несмотря на то, что в стенах факультета психологии существовали и продолжают существовать разные психологические школы, все они в той или иной степени не могли не разрабатывать (или хотя бы не учитывать) общепсихологические идеи школы А. Н. Леонтьева, о которой и пойдет речь далее. Однако сначала мы должны обсудить один важный историко-психологический вопрос: что мы будем понимать под «школой А. Н. Леонтьева». Вопрос этот не столь прост, как может показаться. Известный историк науки М. Г. Ярошевский говорил о неоднозначности самого понятия «научная школа». Под этим именем, писал он, «фигурируют различные типологические формы. Среди них выделяются: а) школа научно-образовательная; б) школа – исследовательский коллектив; в) школа как направление в определенной области знаний» [40, с. 51-52]. Кроме того, та или иная научная школа возникает и развивается не в вакууме, а в контексте иных научных школ, в том числе выступающих по отношению к данной как «материнские» и «дочерние».
Рассматриваемая ниже история школы А. Н. Леонтьева показывает, что в разные годы существования она была и школой – исследовательским коллективом, и школой как направлением в психологии, и научно-образовательной школой, особенно в период руководства Леонтьевым с 1951 г. кафедрой (отделением) психологии философского факультета МГУ, а затем и факультетом психологии МГУ (с 1966 г. ). Что касается иных школ, в контексте которых развивались идеи школы А. Н. Леонтьева, то мы не можем не упомянуть школу Л. С. Выготского, которого А. Н. Леонтьев неизменно называл своим Учителем (именно так – с большой буквы). До сих пор в историко-психологической литературе статус школы А. Н. Леонтьева по отношению к школе Л. С. Выготского не определен: считать обоих авторов представителями одной школы или двух разных школ? Несмотря на то, что четкие ответы на оба поставленных вопроса: что такое собственно школа Леонтьева и в каком отношении находятся «школа Леонтьева» и «школа Выготского» - требуют специальных историко-психологических исследований, дадим на эти вопросы предварительные ответы, необходимые для последующего изложения. Определим школу А. Н. Леонтьева как «поле» исследовательских коллективов самого разного статуса, которые развивали и продолжают развивать идеи созданной им психологической теории деятельности (которая, хотя и имеет своим истоком идеи Л. С. Выготского, к ним не сводима). Вместе с тем можно говорить о сходстве «метапсихологических» положений школы А. Н. Леонтьева и школы Л. С. Выготского, что позволяет говорить о «неклассической психологии» Выготского – Леонтьева, объединяя тем самым эти школы в одну школу-направление. Прежде чем представить анализ этих идей и этапы развития школы А. Н. Леонтьева, кратко изложим основные вехи его научной биографии до создания им своей школы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|