Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Школа С.Л.Рубинштейна




А. Н. Ждан

 

Около 16 лет (с 1 октября 1942 г. до 6 марта 1958 г. ) научного творчества выдающегося психолога и философа Сергея Леонидовича Рубинштейна (1889-1960) неразрывно связаны с Московским университетом. Здесь он явился организатором и руководителем первой в истории университета кафедры психологии и отделения психологии, создателем крупной научной школы.        С. Л. Рубинштейн родился 6 июня 1889 г. в семье адвоката. первоначальное образование получил дома. В 1909 г. экстерном окончил гимназию. С 1909 по 1913 гг. обучался в различных университетах в Германии (Фрайбург, Берлин, Марбург).

Научно-педагогическая деятельность С. Л. Рубинштейна началась после окончания им философского факультета Марбургского университета. Здесь 26 мая 1913 г. он блестяще защитил диссертацию на тему «К проблеме метода», получив степень доктора философии. Рецензенты - Г. Коген и П. Наторп, центральные фигуры Марбургской школы неокантианства – дали высокую оценку его исследованию, которое было принято к печати (опубликовано в 1914 г. на немецком языке). В 1915 г. Рубинштейн возвращается в свой родной город – Одессу – и становится преподавателем логики и психологии в частных гимназиях. В 1919 г. он избирается доцентом кафедры философии историко-филологического факультета Новороссийского университета (Одесса). В 1921 г. он становится профессором кафедры психологии в Одесском институте народного образования (преобразованного из Новороссийского университета в 1921 г. ), возглавляемой крупнейшим русским психологом Н. Н. Ланге, а после его смерти (1922 г. ) – заведующим этой кафедрой В 1922 г. назначается директором Главной библиотеки высшей школы г. Одессы. В Одессе Рубинштейн вел разнообразную педагогическую и организаторскую работу по построению новой системы высшего образования, организовывал библиографические семинары для библиотечных работников, выступал с публичными лекциями. В институте он читал курсы лекций по психологии, теории искусства, логике, математической логике, основам теории знания, философско-методологическим проблемам теории относительности А. Эйнштейна, истории философии. Отдавая много сил педагогической и организаторской деятельности, Рубинштейн одновременно  вел интенсивную научную работу, изучал состояние мировой психологии, в том числе во время своей командировки в Германию (ноябрь 1927 – январь 1928 гг. ). В 1922 г. в «Ученых записках высшей школы г. Одессы» была опубликована его статья «Принцип творческой самодеятельности. К философским основам современной педагогики»[24], в которой в сжатом виде формулировались важнейшие идеи его концепции человека как субъекта, составившие новый взгляд на решение методологических проблем психологии. В статье впервые давалась формулировка  принципа единства сознания и деятельности. Согласно этому принципу, психическое принадлежит субъекту и должно изучаться в его деяниях: «субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется»[24, c. 106]. В Одесском областном государственном историческом архиве хранятся материалы, в которых упоминается о принятом к печати исследовании «О законах логики и основах теории знания», книге «Развитие мышления у подростков» и некоторых других работах [35, с. 107]. В 1930 г. он был приглашен на кафедру психологии Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена.

Ленинградский педагогический институт им. А. И. Герцена был создан в 1925 г. в результате реформирования системы учебных педагогических учреждений, которые начали создаваться в Санкт-Петербурге в конце 90-х гг. ХVIII столетия. В 20-е годы это был крупный педвуз, имевший в своем составе 10 факультетов и отделений. На педологическом отделении была основана кафедра психологии, педологии и методики педологического обследования. Ее создание связано с именем известного психолога М. Я. Басова, руководившего ею до 1929 г. Басов превратил кафедру в крупнейший центр психолого-педагогических исследований. Он предложил путь изучения человека как деятеля в окружающей его среде и разработал метод объективного наблюдения как адекватный этой исследовательской задаче. Именно при поддержке Басова С. Л. Рубинштейн становится сначала профессором, а с 1931 г. – заведующим кафедрой, которая к этому времени стала называться кафедрой общей психологии. К моменту прихода Рубинштейна среди ее сотрудников были такие уже тогда известные ученые как В. А. Вагнер, А. П. Болтунов, В. Н. Мясищев, а также представители более молодого поколения - Д. Б. Эльконин, А. А. Люблинская и др. Помимо преподавания психологии для будущих учителей (занимавшей достаточно скромное место в общем цикле психолого-педагогических дисциплин, в состав которых входила и педология), деятельность сотрудников кафедры была направлена на исследование актуальных проблем экспериментальной и педагогической психологии. Как заведующий кафедрой Рубинштейн провел большую работу по совершенствованию программ по психологии. Эта работа была направлена на укрепление психологического фундамента под курсы методики основных дисциплин, по которым на предметных факультетах института велась подготовка будущих учителей. Увеличивалось количество часов на психологические курсы. Большое внимание уделялось их содержанию, методическим вопросам преподавания психологии, организации практикума и демонстраций по лекционным курсам. Сам Рубинштейн читал много лекций. Он пригласил для чтения лекций Л. С. Выготского. В 1933-34 учебном году Выготский прочитал ряд лекций по детской психологии. Особое внимание Рубинштейн уделял работе с аспирантами, он был научным руководителем многих аспирантов, На кафедре был разработан план учебных занятий с аспирантами, направленный на углубленную подготовку по психологическим дисциплинам, а также по философии. их исследования обсуждались на заседаниях кафедры [35, с. 146-158].

Как ученый и организатор кафедры С. Л. Рубинштейн сосредоточил работу коллектива по преимуществу на решении методологических вопросов психологии, а также на организации экспериментальных исследований по изучению восприятия, памяти, речи в русле педагогической психологии, в связи с проблемой умственного развития учащихся в процессе обучения основам наук и овладения системой знаний. Важнейшим направлением в работе кафедры было развитие теоретических принципов психологии, и прежде всего дальнейшая разработка принципа единства сознания и деятельности. Это направление работ осуществлялось всем коллективом кафедры, состав которой при Рубинштейне значительно расширился как за счет новых сотрудников (А. П. Семенова, М. Н. Шардаков, Я. Я. Рогинский) так и аспирантов (А. С. Звоницкая, А. Г. Комм Д. И. Красильщикова, Г. Т. Овсепян, Ф. С. Розенфельд, А. М. Леушина, В. Е. Сыркина, И. А. Френкель, С. Н. Шабалин, М. Г. Ярошевский, и др. ). Так сложилась научная школа Рубинштейна. Руководимая им кафедра превратилась в крупный научно-исследовательский центр всесоюзного значения. Здесь защитили докторские диссертации Б. Г. Ананьев (1939), А. Н. Леонтьев (1941, Б. М. Теплов (1940), кандидатские диссертации - Ж. И. Шиф (1933), К. М. Гуревич (1941) и другие видные психологи. Значительным итогом научно-исследовательской работы кафедры явились две докторские диссертации, защищенные по результатам исследований, проведенных под руководством С. Л. Рубинштейна – М. Н. Шардакова «Усвоение и сохранение в обучении» (1943 г. ) и Б. Н. Компанейского «Проблема константности восприятия цвета».

 В научных исследованиях кафедры в качестве ведущего выступал принцип единства сознания и деятельности, получивший конкретизацию применительно к различным психическим процессам. В соответствии с этим принципом были  определены требования к построению экспериментальных методик в области  исследования психолого-педагогических проблем. Согласно первому из них, исследование осуществлялось в процессе развития психики ребенка, поэтому выявляемые в ходе его проведения те или иные особенности психики (памяти, наблюдения, речи) рассматривались не как заложенные раз и навсегда в природе ребенка или в природе определенного возраста: ребенок – развивающееся существо, и каждое наблюдаемое в нем явление находится в процессе становления, оно может стать как одним, так и другим в зависимости от воспитательной работы. Экспериментатор стремился продвинуть детей с одной стадии психического развития на следующую, более высокую. Второе требование состояло в том, чтобы изучать детей, обучая их, и обучать, изучая развитие их психики. В таком подходе С. Л. Рубинштейна к психологическому исследованию содержатся идеи формирующего эксперимента (которые, впрочем, в его собственном творчестве не превратились в самостоятельную стратегию научного поиска). «Этот принцип является частным случаем более общего положения, согласно которому мы познаем действительность, воздействуя на нее» [4. c. 80).   Необходимо также отметить, что во многих из этих работ непосредственное участие принимали педагоги, вокруг кафедры был создан большой актив из ленинградских учителей. Научное исследование естественно связывалось с педагогической практикой. В соответствии с третьим требованием эксперимент предполагал учет индивидуальных особенностей испытуемых. Перечисленные требования Рубинштейн называл принципами психологического исследования: первое - генетическим, второе - педагогическим и третье - принципом индивидуализации.

 Экспериментальные исследования охватывали широкий круг вопросов детской и педагогической психологии: развитие восприятия и наблюдения, развитие детской речи, овладение вторым языком, усвоение и сохранение в обучении и другие. В экспериментальных исследованиях восприятия (Г. Т. Овсепян, С. Н. Шабалин), памяти (А. Г. Комм, М. Н. Шардаков, Д. И. Красильщикова) была показана роль осмысливания и интерпретации как важнейших моментов процесса активного взаимодействия с объектом в задачах восприятия объектов, запоминания и воспроизведения материала. Самостоятельный цикл составили исследования речи. Были выявлены два типа речи – ситуативная и контекстная, описаны функции речи – коммуникативная и сигнификативная, семантическая. Показано, что речевое оформление мысли есть одновременно и формирование самого мышления: формируя свою речевую форму, мышление само формируется. Овладение такими речевыми умениями как пересказ, рассказ на свободную тему, рассказ по картинке (исследование А. М. Леушиной), письменная речь (исследование А. С. Звоницкой) происходит в определенных ситуациях общения, их требования влияют на формирование этих умений. Различные формы и типы речи, приспособленные для сообщения определенного предметно-смыслового содержания в определенных условиях общения, в этих условиях и формируются. В целом исследования, проведенные под руководством С. Л. Рубинштейна, подтверждали плодотворность и научную значимость принципа единства сознания и деятельности.

Деятельность Рубинштейна в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена продолжалась до 1942 г. Ее итогом стали фундаментальные труды: статья «Проблемы психологии в трудах Карла Маркса» (1934), учебные пособия для высшей школы «Основы психологии» (1935) и «Основы общей психологии» (1940), научные исследования кафедры, составившие четыре тома изданных под редакцией С. Л. Рубинштейна «Ученых записок Ленинградского Государственного педагогического института им. А. И. Герцена» (тт.. ХVIII-1939, ХХХIУ-1940, ХХХV - 1941, ХХХVI- 1940), другие статьи С. Л. Рубинштейна. В статьях о Марксе – в публикации 1934 г. и в статье « Философские корни экспериментальной психологии», опубликованной в Ученых записках Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена (1940) Рубинштейн дал глубокий анализ философского наследия Маркса, показал его значение для психологии. В высказываниях Маркса о сознании и деятельности человека, в его трактовке проблемы личности и понимании человеческих потребностей Рубинштейн увидел систему идей, намечавшую решение узловых вопросов психологии. В книге «Основы психологии» впервые науке была сделана попытка систематизировать огромный материал, накопленный мировой психологической наукой, исходя из принципов марксистской методологии. Используя философию Маркса,  Рубинштейн критически осветил важнейшие направления современной зарубежной психологической науки, обобщил огромный материал теоретических и экспериментальных исследований, представив их в виде целостной системы. Книга Рубинштейна,  вышедшая в период распространения в отечественной науке механистических течений – рефлексологии В. М. Бехтерева, реактологии К. Н. Корнилова, педологии - способствовала укреплению статуса психологии. Она оказала большое влияние на повышение уровня преподавания психологии в высшей школе. Итогом работы Рубинштейна в  этот период явилась книга «Основы общей психологии», вышедшая под грифом учебного пособия для высших учебных заведений. Реально это был исследовательский труд, научная монография, в которой по-новому ставился ряд основных психологических проблем. В ней Рубинштейн дал глубокий анализ современного состояния мировой психологии и -  как он писал в предисловии к этому изданию - представил результаты коллективного труда своих ближайших сотрудников. Почти каждая глава включала материалы исследований, проведенных в школе Рубинштейна. В разделе «Развитие психики» были приведены данные исследований Г. С. Рогинского, материалы о природе ощущений, полученные в исследованиях Ф. С. Розенфельд, Г. Т. Овсепян, С. Н. Шабалина. Проблемы памяти и ее развития у детей излагаются со ссылками на результаты исследований М. Н. Шардакова, Д. И. Красильщиковой, А. Г. Комм. В главе «Речь» используются материалы исследований В. Е. Сыркиной, А. М. Леушиной, А. С. Звоницкой, А. П. Семеновой и др. В этой книге Рубинштейн дал первое широкое критическое обобщение важнейших достижений советской и мировой психологической науки и одновременно наметил направления ее дальнейшего развития. Все основные вопросы психологии изложены с большой полнотой. На основе разработанного им новаторского решения фундаментальных проблем - психофизиологической, природы психического и сознания, развития в психологии - Рубинштейн создал контуры новой системы психологии, центральное место в которой принадлежит проблеме деятельности, принципу единства сознания и деятельности. По оценке А. Н. Леонтьева, которую он дал в своем выступлении на научной сессии, организованной кафедрой психологии незадолго до начала войны – 22-24 марта 1941 г., предметом которой стала книга Рубинштейна «Основы общей психологии», именно «…этот принцип, который перестраивает психологическую проблематику или, вернее, который может начать работу по перестройке психологической проблематики… явился тем новым, что впервые в книге Сергея Леонидовича оказалось  оформленным, выраженным» [35, с. 157]. В 1942 г этот труд по рекомендациям ряда психологов, а также выдающихся ученых В. И. Вернадского и А. А. Ухтомского, глубоко интересовавшихся проблемами психологии, философии и методологии, внесших оригинальный вклад в развитие этих наук,  С. Л. Рубинштейн был удостоен за этот труд высшей государственной награды – Сталинской премии. Второе, существенно расширенное издание «Основ» вышло в 1946 г.,  и после этого книга неоднократно переиздавалась. По итогам  Общероссийского психологического конкурса «Профессиональные итоги столетия», который проводился в нашей стране в 1999-2000 гг., в номинации «Самая читаемая в XX веке отечественная книга по психологии» лауреатом стал  этот фундаментальный труд Рубинштейна. Психологическое сообщество назвало «Основы общей психологии» самой читаемой в ХХ веке отечественной книгой по психологии.

Признанием заслуг  С. Л. Рубинштейна перед наукой явилось присуждение ему ученой степени доктора педагогических наук (по психологии) без защиты диссертации (1937).

Когда началась Великая Отечественная война, научная и организаторская деятельность С. Л. Рубинштейна продолжалась в осажденном Ленинграде в условиях блокады. Он оставался в городе до марта 1942 г., когда Ленинградский педагогический институт им. А. И. Герцена был эвакуирован в разные города. Рубинштейн оказался в Кисловодске, продолжая с помощью писем поддерживать связь с сотрудниками.

Осенью 1942 г. С. Л. Рубинштейн был переведен в Москву, где возглавил Институт психологии, незадолго до этого вновь включенный в структуру Московского университета, и кафедру психологии, созданную 1 октября 1942 г. на философском факультете университета На базе кафедры уже с 1943 г было создано отделение психологии по подготовке профессиональных психологов. Здесь усилиями Рубинштейна была воссоздана система университетского психологического образования, прекратившая свое существование в 30-е годы. Его деятельность включала работу по созданию профиля профессии психолога, составлению учебных планов и программ, пособий, подбору кадров и т. п. одновременно для двух отделений – отделения психологии на философском факультете и отделения русского языка, логики и психологии на филологическом факультете. На новую кафедру он пригласил не только своих ленинградских учеников – А. Г. Комм, А. А. Пресман, М. Г. Ярошевского, но и А. Н. Леонтьева, а также его соратников по харьковской школе – П. Я. Гальперина, А. В. Запорожца, сотрудников Института психологии – Б. М. Теплова, А. А. Смирнова и др. Историк психологии Е. А. Будилова, подчеркивала, что в исследованиях, проведенных на кафедре психологии Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена под руководством Рубинштейна на основе методологического принципа единства сознания и деятельности, показано многообразие и многосторонность связей психики и деятельности. К работам этого направления она относит также труды московских психологов - А. А. Смирнова по памяти, Б. М. Теплова по психологии индивидуальных различий. Таким образом на кафедре Московского университета под руководством Рубинштейна складывается сильный коллектив единомышленников - научная школа - преемственная связь которой со школой ленинградского периода несомненна. Рубинштейн выделял в это время проблему экспериментального исследования мышления как первоочередную. Разные аспекты процесса мышления затрагивались уже в экспериментальных исследованиях восприятия, памяти, речи. В предисловии к последнему предвоенному сборнику трудов кафедры психологии педагогического института им. А. И. Герцена[27] Рубинштейн отмечал, что проведенные исследования рассматриваются им как первое звено большой цепи, как начальный этап большого плана построения новой системы психологии. Здесь он писал: «В процессе его дальнейшей реализации на передний план все в большей мере будет выдвигаться нами и проблема мышления, к разработке которой мы теперь подходим» [27, с. 5]. Именно экспериментальные исследования мышления стали содержанием научной программы школы Рубинштейна в Московский период его творчества.

В 1943 г. Рубинштейн избирается членом-корреспондентом Академии наук СССР (АН СССР) и становится в ней первым представителем психологической науки. В 1945 г. Рубинштейн создал и возглавил первую в Академии наук психологическую лабораторию – Сектор психологии в Институте философии АН СССР. На работу в Сектор он пригласил в качестве штатных и внештатных сотрудников ведущих специалистов в области психологии, психофизиологии: Б. Г. Ананьева, Н. А. Гарбузова, А. Г. Комм, С. В. Кравкова (и некоторых его сотрудников – Л. И. Селецкую, Г. В. Гуртового и др. ), Д. И. Красильщикову, Н. Н. Ладыгину-Котс, Г. З. Рогинского, Б. М. Теплова, Л. А. Шифмана, А. Л. Ярбуса и др. Новое поколение психологов было представлено аспирантами и молодыми сотрудниками Е. А. Будиловой, Н. С. Мансуровым, Е. Н. Соколовым, А. Г. Спиркиным, Е. В. Шороховой, М. Г. Ярошевским. Здесь они не только выполняли свои диссертационные исследования под руководством С. Л. Рубинштейна: под его непосредственным влиянием складывалась направленность их последующего пути в науке. Теоретические и экспериментальные исследования проводились по четырем основным направлениям: общая психология (психология личности, познания и сознания); психофизиология; эволюционная психология, история психологии. С. В. Кравков развернул обширные исследования в области психофизиологии органов чувств. В 1946 г. он был выбран членом-корреспондентом АН СССР и стал вторым после Рубинштейна психологом, вошедшим в состав Академии наук. Е. Н. Соколов в 1947-50 гг. обучался в аспирантуре Сектора. Предметом его исследований явилось изучение условнорефлекторных механизмов восприятия. Материалы диссертации и последующих исследований этой проблемы были обобщены в его книге «Восприятие и условный рефлекс» (1958), к настоящему времени ставшей классическим трудом в области психофизиологии Н. Н. Ладыгина-Котс проводила глубокие теоретические и экспериментальные исследования в области эволюционной психологии (на материале высших обезьян). Е. А. Будилова, Б. Г. Ананьев, Б. М. Теплов, Л. И. Анцыферова, М. Г. Ярошевский разрабатывали актуальные проблемы истории отечественной психологии. Е. А. Будилова написала здесь кандидатскую диссертацию на тему: «И. М. Сеченов и проблемы ощущения и мышления» (1954), по материалам которой в 1954 г. была опубликованв ее монография «Учение И. М. Сеченова об ощущении и мышлении». В последующих ее трудах[15. 16 и др. ] воссозданы важнейшие этапы в развитии отечественной психологической мысли, выявлены методологические и теоретические вопросы психологической науки, раскрыта идейная борьба вокруг проблем психологии, воссозданы дискуссии прошлых лет. Также под руководством Рубинштейна начиналась профессиональная деятельность другого видного историка психологии – М. Г. Ярошевского. В Секторе психологии Ярошевский подготовил и защитил кандидатскую диссертацию на тему «Учение А. А. Потебни о языке и сознании» (1945). Л. И. Анцыферова под научным руководством Рубинштейна выполнила кандидатскую диссертацию на тему «Учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности и проблемы мышления» (1952). В дальнейшем ее деятельность в Секторе (а в последующем – в созданном на его базе Институте психологии Академии наук СССР, теперь ИП РАН) связана с областью методологии и истории развития психологии, психологии личности. Результаты этих исследований представлены в многочисленных статьях и монографиях [7. 8, 9]. В трудах Е. В. Шороховой, после смерти Рубинштейна возглавившей Сектор, существенное развитие получили центральные теоретические проблемы психологии: общественно-историческая детерминация психического, философские проблемы психологии и физиологии высшей нервной деятельности, соотношение психического и физиологического, психического и социального, сознательного и бессознательного, специфика сознания человека. Книга Е. В. Шороховой «Проблема сознания в философии и естествознании»(1961) [38], а также ее совместный с Е. М. Кагановым доклад на тему «Философские проблемы психологии», с которым она выступила на Всесоюзном совещании по философским вопросам физиологии высшей нервной деятельности и психологии (1962) сыграли важную роль в утверждении теоретических и методологических позиций психологии как самостоятельной науки и вместе с тем в консолидации ученых, работающих в области смежных наук – физиологии, невропатологии и психиатрии и философии. Проблема сознания была темой исследований А. Г. Спиркина [37].  

 Результаты исследований Сектора представлены в публикациях его сотрудников [13], некоторые из которых названы выше.

В 1946 г. Рубинштейн опубликовал второе существенно расширенное издание «Основ общей психологии».

 Будучи руководителем Сектора и заведующим кафедрой психологии Рубинштейн осуществляет интеграцию ведущих психологических центров Москвы, Ленинграда, Харькова и других городов. Одновременно он готовит кадры молодых психологов: руководит работами студентов и  аспирантов в университете, читает здесь курс по философским проблемам психологии и руководит научно-исследовательским семинаром. Так формируется следующее поколение ученых его школы, к которому принадлежат А. В. Брушлинский, Д. Б. Богоявленская, К. А. Славская, Ф. А. Сохин, И. С. Якиманская и др.

В связи с известными событиями в стране и ситуацией в науке в конце 40-х годов начинается критика «Основ» Рубинштейна (1947) и последовавшие затем обвинения его в космополитизме (1949), под которым в то время понималось любое обращение к зарубежной науке, если оно не сопровождалось бранью в ее адрес. Даже Сталинская премия не спасла Рубинштейна от несправедливых гонений. В 1949 г. он был освобожден от заведывания кафедрой  (но продолжал работать в должности профессора МГУ до 1958 г. ) и от руководства Сектором психологии Института философии. В 1952 г. Сектор был закрыт. Рубинштейну было запрещено печатать свои работы. Лишь после смерти И. В. Сталина (5 марта 1953 г. ) постепенно началась реабилитация «бывших космополитов» и восстановление их в правах. В мае 1956 г. Рубинштейн добился восстановления Сектора психологии в Институте философии и вновь возглавил его. Наряду с прежними сотрудниками (Н. Н. Ладыгиной-Котс, Е. В. Шороховой и др. ) он принял тогда на работу своих новых учеников: Л. И. Анцыферову, Е. А. Будилову, Ф. А. Сохина, затем К. А. Славскую, А. В. Брушлинского и др. Под непосредственным руководством С. Л. Рубинштейна возобновились интенсивные исследования в области методологии, теоретической и экспериментальной психологии и истории психологии. В 50-е годы, последние в его жизни, особенно активно Рубинштейном разрабатывались такие фундаментальные философско-психологические вопросы как природа психического в его отношении к бытию в связи с более общей проблемой о месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира, теоретические вопросы ощущений, психологическая теория мышления в связи с языком и речью, проблема личности и путей ее развития, теория сознания [30, 31, 32]. В решении этих проблем центральное место занимает концепция детерминизма. Как и в творчестве Рубинштейна в целом, они рассматриваются в их историческом выражении. Вторая часть книги «Принципы и пути развития психологии» [32] целиком посвящена вопросам истории. Рубинштейн возвращается к ранним рукописям Маркса. Анализируя их значение для психологии, он подчеркивает, что высказанные в них положения нельзя рассматривать как готовое решение психологических проблем: они лишь «…большой важности отправные точки для построения психологии, но строить ее должны мы. Никто не даст ее нам в готовом виде. есть только один путь ее построения – это путь подлинного творческого научного исследования» [32. с. 209]. Вопросам истории отечественной психологии посвящены этюды о Сеченове и Павлове. Специальный раздел отведен некоторым направлениям зарубежной науки в связи с кризисом психологии, разразившимся на рубеже XX столетия. Эти, как и другие работы Рубинштейна, посвященные вопросам истории психологии, большой раздел по истории в его книге «Основы общей психологии» [28] являются крупным вкладом в отечественную историко-психологическую науку.

Научно-организаторская деятельность Рубинштейна была направлена на интеграцию всех психологических сил, содействие формированию и развитию оригинальных научных взглядов и направлений в психологической науке. Он явился инициатором издания «Известий АПН РСФСР», журнала «Вопросы психологии» ( до конца своей жизни был членом ее реакционной коллегии и автором статей по вопросам психологической теории). Он был одним из инициаторов создания Общества психологов СССР иорганизаторов его первого съезда (1959). Многие годы Рубинштейн был председателем научного комитета Всесоюзного общества культурных связей с заграницей (ВОКС). Находясь на этом посту, поддерживал контакты с зарубежными учеными, философами, писателями – Р. Ролланом, А. Шаффом, Д. Лукачем, Ж. Пиаже, А. Валлоном, Э. Кентриллом, П. Фрессом и др.

11 января 1960г. С. Л. Рубинштейн скончался.

Сергей Леонидович Рубинштейн является основателем крупной психологической школы. Если основание ее научной программы восходит еще к годам его деятельности в Одессе и затем в Ленинграде ее разработка продолжается, то свое наиболее завершенное развитие она получает в период его деятельности в Московском университете (1942-1958). Развернувшимися в его школе теоретическими и экспериментальными исследованиями были заложены философско-методологические основы отечественной психологической науки: принципы единства сознания и деятельности, детерминизма, развития, личности. Был создан субъектно-деятельностный подход как один из двух вариантов деятельностного подхода в отечественной психологической науке. Рубинштейн интегрировал отечественную психологию в единую систему, включив ее в контекст мировой психологической науки на основе глубокого анализа и обобщения последней. По оценке А. В. Брушлинского, «…есть много существенно общего между субъектно-деятельностной теорией и гуманистической психологией, которая в США с 60-70-х гг. начала систематически изучать творческий потенциал личности как целостной системы и провозгласила себя третьей силой, альтернативной по отношению к фрейдизму и бихевиоризму» [16, с. 7].

Центральное место в теоретических исследованиях Рубинштейна отводится принципу детерминизма. Подчеркивая, что в истории научной и философской мысли детерминизм был связан с механистическим мировоззрением как теория причины, действующей в качестве внешнего толчка и непосредственно определяющей конечный эффект внешнего воздействия, Рубинштейн дал принципиально новое понимание детерминизма, которое называл диалектико-материалистическим. В соответствии с ним « внешние причины действуют через посредство внутренних условий, представляющих собой основание развития явлений» [29, с. 8]. Решение вопроса о специфической форме проявления принципа детерминизма применительно к психическим явлениям потребовало нового подхода к трактовке психофизической проблемы о соотношении физиологического и психологического и соответственно нового понимания психического. За уяснением этих центральных вопросов психологической теории последовало и новое понимание специфических задач психологического познания и вытекающее из них определение предмета психологии. Эти положения психологической теории получили конкретизацию в исследованиях мышления, психологии личности, в разработке концепции сознания.

Психологию Рубинштейн рассматривал как «одну из наук о человеке» [29, с. 9]. В отличие от концепций, в которых  решение вопроса о месте психологии в системе наук основывается на противопоставлении естественных и общественных наук, предполагающем противопоставление природы и общества, в его теории содержится другая постановка проблемы, намечается другой  подход к ее решению. Поскольку человек – продукт развития природы и общества, в системе научного знания нельзя найти места для наук о человеке вообще и психологии в том числе, если исходить из противопоставления природы и общества. По Рубинштейну, психология – « одна из наук о природе человека, продукте истории. Этим обусловлена связь психологии как с науками о природе (прежде всего, с учением о высшей нервной деятельности), так и с науками общественно-историческими»[29, с. 9]. Специфические задачи психологии начинаются в связи с переходом к изучению осуществляемой мозгом психической деятельности человека, закономерности которой должна раскрыть психология. Показав несостоятельность дуалистического противопоставления психического и физиологического,  он наметил монистическое решение проблемы их соотношения. Всегда взаимосвязанные в жизни человека психическое и физиологическое не рядоположны: «психические явления остаются своеобразными психическими явлениями и вместе с тем выступают как форма проявления физиологических закономерностей, подобно тому как физиологические явления остаются физиологическими, выступая, однако, в результате биохимических исследований и как форма проявления законов химии. От того, что психические явления выступают как эффект действия нейродинамических законов…деятельности мозга, …не упраздняется специфичность психических явлений…знание законов, устанавливаемых психологическим исследованием, не теряет своего значения»[29, с. 10]. Соответственно этому следует понимать и взаимоотношения между психологией и физиологией, гуманитарным и естественнонаучным аспектами в психологической науке. Обращаясь к физиологическим исследованиям И. М. Сеченова и И. П. Павлова, Рубинштейн утверждал, что их открытия нередко были разрешением психологических задач физиологическими средствами, считая эти факты проявлением «…общего закона, регулирующего взаимоотношения между различными дисциплинами в системе наук: вышележащие области ставят задачи перед нижележащими, а нижележащие доставляют средства для их разрешения… Взаимоотношение психологии и учения о высшей нервной деятельности укладывается в общие рамки взаимоотношений между «ниже» и «выше» лежащими областями научного знания [29 c. 10-11]. У физиологии и психологии разные объекты и задачи исследования: «Рефлекторная деятельность коры – это одновременно деятельность и нервная (физиологическая) и вместе с тем психическая (поскольку это одна и та же деятельность, рассматриваемая в различных отношениях). Поэтому возникает задача ее изучения, во-первых, в качестве нервной деятельности, определяемой физиологическими законами нервной динамики (процессов возбуждения и торможения, их иррадиации, концентрации и взаимной индукции), во-вторых, в качестве психической (как восприятия и наблюдения, запоминания, мышления и т. д. )»[29, с. 8].

Разработка природы психического в трудах Рубинштейна имела системный характер. Характеристика психического включала такие его особенности как принадлежность психического индивиду, субъекту; отношение его к миру: «всякий психический факт – это и кусок реальной действительности  и отражение действительности…единство реального и идеального»[25, с. 5]; единство знания и переживания, отражения и отношения; единство отражения и отношения и деятельности; единство субъективного и объективного, т. е. предметность психического; двоякая форма существования психического – первичная объективная и вторичная субъективная, генетически более поздняя форма, появляющаяся только у человека – сознание; общественная сущность сознания: «сознание – это общественное образование»[28, с. 11]; сознание как рефлексия; психика и деятельность, их единство: «формируясь в деятельности, психика, сознание в деятельности, в поведении и проявляется. Деятельность и сознание – не два в разные стороны обращенных аспекта. Они образуют органическое целое – не тождество, но единство» 28, с. 14]. Уяснение природы психического привело к положению о специфическом качестве его как процесса. Процессуальное понимание сознания и психики получило свою теоретическую разработку в книге Рубинштейна «Бытие и сознание» (1957) и было конкретизировано в экспериментальных исследованиях. В 50-е годы под руководством Рубинштейна исследования мышления проводили его ученики Л. И. Анцыферова, А. В. Брушлинский, И. М. Жукова, Е. П. Кринчик, Н. С. Мансуров, А. М. Матюшкин, В. Н. Пушкин, Э. М. Пчелкина, К. А. Славская, Ф. А. Сохин, О. П. Терехова, Д. Б. Богоявленская, Н. Т. Фролова, И. С. Якиманская.

 После его смерти -   в 70-80-е гг. изучение мышления как процесса продолжали Н. И. Бетчук, М. И. Воловикова, Б. О. Есенгазиева, В. А. Поликарпов, Л. В. Путляева, С. В. Радченко, В. В. Селиванов, Л. В. Сластенина и др под руководством А. В. Брушлинского. Было показано, что мышление как объект изучения существенно различается в философии, логике, науках об искусственном интеллекте, с одной стороны, и в психологии, с другой. Основной характеристикой мышления в психологии – его психологическим механизмом – выступает включение анализируемого объекта в различные связи и отношения -                                                                                                                                                                                                      

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...