Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопросы для обсуждения. Задания для работы на занятии. Источники. Литература. Интернет ресурсы. Практическое занятие № 7.1-7.2. Индия в доисламский («индусский») период (VI- XII вв.). Система каст.




Вопросы для обсуждения.

1. Императорская власть в средневековой Японии:

· идеологические основы императорского культа (синтоистские мифы о богах и царях);

· место и роль императора в системе государственного управления.

2. Самураи – социальная база сёгуната:

· возникновение, развитие и окончательное оформление сословия воинов;

· идеология самурайства (бусидо).

3. Особенности верховной власти в Японии в эпоху сёгуната.

Задания для работы на занятии

1. Какие функции императорской власти в наибольшей степени обоснованы синтоизмом.

2. К какому времени можно отнести активное строительство государства централизованного типа, укреплявшее власть императора; какова здесь роль заимствований с континента.

3. Действовал ли в Японии в отношении императора китайский принцип смены Мандата Неба. С какого времени в Японии проявляются тенденции складывания «двойной» системы управления (император – всесильный министр). Почему регенты, канцлеры, а затем сёгуны не шли на ликвидацию власти тэнно.

4. В чем сущность «двойной» системы управления при сёгунах.

5. Опираясь на источники (сборник «Идеалы самураев»; «Повесть о доме Тайра») описать этику самураев.

Источники.

1. Хрестоматия по истории средних веков. М., 1963. Т. 2. С. 139 -149, 151 – 152.

2. Госэйбай сикимоку // Восток, № 1. 2002.

2. Идеалы самураев. СПб., 1999.

3. Повесть о доме Тайра. М., 1982.

4. Цунэтомо Ямомото. Хагакурэ // Книга самурая. СПб., 2003.

5. Юдзан Дайдодзи. Будосесинсю// Юдзан Дайдодзи. Будосесинсю. Ямамото Цунэтомо. Хагакурэ. Юкио Мисима Хагакурэ. Нюмон. /Пер. Котенко Р. В., Мищенко А. А. СПб., 2000.

Литература.

Основная:

1. Бурганова В. Н. История стран Азии и Африки в средние века / В. Н. Бурганова; Министерство образования и науки РФ, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет». - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2014. - 132 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-8353-1677-9; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub. ru/index. php? page=book& id=278329

2. История мировых цивилизаций: учебное пособие: / О. В. Ким, В. Н. Бурганова, С. А. Васютин и др.; Кемеровский государственный университет. – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2019. – 453 с. [Электронный ресурс]. - URL: URL: https: //biblioclub. ru/index. php? page=book& id=600147

3. Сравнительная история мировых цивилизаций: учебник/отв. ред. И. А. Краснова, И. В. Крючков, С. А. Польская – Ставрополь, СКФУ. 2015. [ [Электронный ресурс]. - URL: http: //biblioclub. ru/index. php? page=book& id=458320

Дополнительная:

1. Васильев, Л. С. История Востока: учебник в 2 т. М.: Юрайт, 2013.

2. Всемирная история. В 6 т. Т. 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока / Отв. ред. П. Ю. Уваров. М.: Наука, 2012.

3. История Востока: в 6 т. Т. 2: Восток в средние века / Отв. ред. Л. Б. Алаев, К. З. Ашрафян. М.: Восточная литература, 2002. (5-е издание 2009).

4. Тёрнбулл С. Кодекс Самурая. Воспитание воина. М., 2009.

5. Тёрнбулл С. Самураи. Военная история. М., 2009.

Интернет ресурсы

История Востока. Том 2. Восток в средние века. Доступно: http: //www. bookarchive. ru/dok_literatura/istorija/65221-istorija-vostoka. -tom-2. -vostok-v-srednie-veka. html

 

Практическое занятие № 7. 1-7. 2. Индия в доисламский («индусский») период (VI- XII вв. ). Система каст.

Цель занятия: рассмотреть основные этапы и пути кастообразования, выявить место и роль каст в обществе Индии.

Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы, формируемые компетенции или их части: ОПК-3 – знать: исторические явления и процессы на Востоке в их экономических, социальных, политических и культурных измерениях; уметь: анализировать и содержательно объяснять исторические явления и процессы в их экономических, социальных, политических и культурных измерениях; владеть: навыками анализа исторических явлений и процессов в их экономических, социальных, политических и культурных измерениях; ПК-1 – знать: базовый материал дисциплины (терминология, политическая география региона, основные исторические события); общие закономерности и особенные черты политического, экономического, социального и духовного развития отдельных регионов Востока; роль цивилизаций Востока во всемирно-историческом процессе; уметь: выделять причины и следствия исторических событий; четко и осознанно излагать исторический материал с использованием соответствующей специальной лексики; использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории; владеть: основными понятиями и категориями курса; общей хронологией и периодизацией; картографическим и иным наглядным материалом по основным разделам курса; содержательной стороной основной источниковой базы курса и основными приемами ее критики; основными историографическими концепциями, учитывая достижения как отечественной, так и мировой исторической науки.

Актуальность темы: Период раннесредневековых государств (VI – XII вв. ) или «индусский» период средних веков вызывает интерес тем, что именно в это время (к X в. ) завершается становление современной кастовой системы; система каст (джати) становится основой социальной структуры индийского общества.

Теоретическая часть: Во-первых, необходимо выявить основные этапы и факторы кастообразования. При этом следует обратить внимание на тот факт, что как в древности, так и средневековье, одним из важнейших факторов кастообразования стало расширение освоенной индийской цивилизацией территории, арианизация периферийных племен, сопровождающаяся их подчинением и включением в кастовую систему. Здесь также следует обратиться ко времени прихода на территорию Индостана эфталитов, а затем гурджаров, и проблеме кшатризации раджпутов.

Второй вопрос связан с тем фактом, что кастовая система и индуизм идеально соответствовали друг другу. Соответственно, необходимо выяснить сущность (содержательную сторону) симбиоза индуизм – кастовая система.

Третий вопрос касается анализа места и роли каст в социуме и экономике доисламской Индии (указанные выше авторы). Особое внимание следует уделить системе джаджмани.

Работа над источниками подразумевает тщательный анализ, содержащегося в «Хрестоматии» описания Индии (№ 9), сделанного буддийским монахом Сюань Цзаном. Он пришел в Индию в 630 г. и пробыл в ней 14 лет, обошел всю страну и сообщил единственные в своем роде сведения по самым различным вопросам политической, экономической и культурной жизни этого региона в первой половины VII в. Задания по работе над источником см. в разделе «Задания для развития и контроля владения компетенциями».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...