Вопросы для обсуждения. Задания для работы на занятии. Литература. Интернет ресурсы. Практическое занятие № 4.1-4.2. Аграрные отношения в Китае III – VIII вв. – «надельная система».
Вопросы для обсуждения. 1. Появление объединения сельджуков: · этническая основа (огузы, туркмены), территория расселения; · особенности экономического развития (основные занятия населения: кочевники? земледельцы? ); · специфика социального устройства; · Сельджук ибн Тугак. 2. Начало образования государства сельджуков: · взаимоотношения с иранскими Саманидами; Караханидами; Газневидами (газневидо-сельджукские войны); · западная, восточная и отечественная историография о причинах побед и особенностях образования государства сельджуков. 3. Военные походы сельджуков в 40-70-е гг. XI в.: основные направления, результаты; расширение границ государства. 4. Становление и сущность системы государственного устройства сельджукской империи в XI в.: · структура государственного устройства (система учреждений и ведомств); · реформы везира Низам ал-Мулька (цели, содержание, результаты). 5. Феодальные усобицы и распад империи (кон. XI в. - нач. XII в. ): Румский (Малоазиатский), Хорасанский (Восточносельджукский) и Иракский (Западносельджукский) султанаты. 6. Крестовые походы на Восток: борьба сельджуков с крестоносцами. 7. Приход монголов. Конец империи Сельджуков. Задания для работы на занятии Проблемные вопросы: 1. Выделите основные причины обращения сельджукского объединения к широкой военной экспансии. 2. Охарактеризуйте особенности взаимодействия (взаимоотношений) сельджуков и оседлой цивилизации покоренных народов. Можно ли назвать государство, созданное завоеваниями сельджуков чисто «кочевой империей». 3. Проанализируйте специфику взаимоотношений халифов из династии Аббасидов(750-1258) и сельджукских султанов (от Тогрул-бека до Иракского султаната): почему практически каждый султан (начиная с Тогрул-бека) обращался за инвеститурой (присвоением титула) к халифу.
4. Выделите характерные черты военной организации сельджуков. Какие изменения произошли в ней в процессе завоеваний. 5. Оцените цели и последствия введения института икта. В каком направлении шла эволюция восточного лена у сельджуков, можно ли ее результат считать экономической базой усиления центробежных тенденций в государстве. Практические задания: 1. Изучить карту региона, определить: · территорию проживания огузов и туркмен; · место появления сельджукского объединения; · проследить основные направления сельджукских завоеваний до 70-х гг. XI в.; · территорию государства Сельджукидов в период его расцвета; границы Румского (Малоазиатского), Хорасанского (Восточносельджукского) и Иракского (Западносельджукского) султанатов. 2. Составить аналитическую справку: отечественная и зарубежная историография о причинах побед и особенностях становления государства сельджуков. 3. Составить хронологическую таблицу «Военные походы сельджуков в 40-70-е гг. XI в. ». 4. Составить словарь основных терминов, понятий дат по теме занятия. Литература Основная: 1. Бурганова В. Н. История стран Азии и Африки в средние века / В. Н. Бурганова; Министерство образования и науки РФ, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет». - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2014. - 132 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-8353-1677-9; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub. ru/index. php? page=book& id=278329 2. История мировых цивилизаций: учебное пособие: / О. В. Ким, В. Н. Бурганова, С. А. Васютин и др.; Кемеровский государственный университет. – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2019. – 453 с. [Электронный ресурс]. - URL: URL: https: //biblioclub. ru/index. php? page=book& id=600147
3. Сравнительная история мировых цивилизаций: учебник/отв. ред. И. А. Краснова, И. В. Крючков, С. А. Польская – Ставрополь, СКФУ. 2015. [ [Электронный ресурс]. - URL: http: //biblioclub. ru/index. php? page=book& id=458320 Дополнительная: 1. Васильев, Л. С. История Востока: учебник в 2 т. М.: Юрайт, 2013. 2. Всемирная история. В 6 т. Т. 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока / Отв. ред. П. Ю. Уваров. М.: Наука, 2012. 3. История Востока: в 6 т. Т. 2: Восток в средние века / Отв. ред. Л. Б. Алаев, К. З. Ашрафян. М.: Восточная литература, 2002. (5-е издание 2009). 4. Фадеева И. Л. Концепция власти на Ближнем Востоке. Средневековье и Новое время. М., 2001. С. 42, 48, 256. Интернет ресурсы http: //www. vostlit. info/- сайт Восточная литература содержит множество западных и восточных средневековых текстов. http: //www. ivran. ru/ - сайт Института Востоковедения РАН http: //www. orientalstudies. ru/rus/index. php? option=com_content& task=blogsection& id=1& Itemid=48 – Институт восточных рукописей РАН (СПб. )
Практическое занятие № 4. 1-4. 2. Аграрные отношения в Китае III – VIII вв. – «надельная система». Цель занятия: Перед всякой властью в Китае, желающей устоять в междоусобной борьбе и борьбе с внешними врагами, стояла, прежде всего, экономическая проблема: необходимо было укрепить аграрный сектор - основной источник богатства страны. Тема занятия предполагает изучение «надельной системы» как специфической аграрной политики средневековой Китайской империи, которая зафиксировала значительную роль государства в организации аграрного производства. Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы, формируемые компетенции или их части: ОПК-3 – знать: исторические явления и процессы на Востоке в их экономических, социальных, политических и культурных измерениях; уметь: анализировать и содержательно объяснять исторические явления и процессы в их экономических, социальных, политических и культурных измерениях; владеть: навыками анализа исторических явлений и процессов в их экономических, социальных, политических и культурных измерениях; ПК-1 – знать: базовый материал дисциплины (терминология, политическая география региона, основные исторические события); общие закономерности и особенные черты политического, экономического, социального и духовного развития отдельных регионов Востока; роль цивилизаций Востока во всемирно-историческом процессе; уметь: выделять причины и следствия исторических событий; четко и осознанно излагать исторический материал с использованием соответствующей специальной лексики; использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории; владеть: основными понятиями и категориями курса; общей хронологией и периодизацией; картографическим и иным наглядным материалом по основным разделам курса; содержательной стороной основной источниковой базы курса и основными приемами ее критики; основными историографическими концепциями, учитывая достижения как отечественной, так и мировой исторической науки.
Актуальность темы: тема позволяет на конкретном примере обратиться к такому феномену как институт «власти–собственности» на средневековом Востоке, связанному с активным вмешательством государства в систему землепользования и производства. Теоретическая часть: Полноценная подготовка к занятию может состояться при параллельном обращении студента как к списку вопросов для обсуждения, так и к вопросам для развития и контроля владения компетенциями, позволяющим более глубоко проникнуть в суть изучаемых проблем. Кроме того, предполагается, что углубленный анализ ряда разделов темы может быть обеспечен составлением таблицы, которая позволит применить количественные методы анализа источников. При подготовке к занятию студентам необходимо тщательно изучить работы исследователей по означенной проблематике. Кроме того, работа студента должна базироваться на детальном анализе исторических источников (эдиктов и проч. ).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|