Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Интернет ресурсы. Практическое занятие № 5.1-5.2. Средневековый город в Китае: экономическая и социальная жизнь. Вопросы для обсуждения.




Интернет ресурсы

Восточная литература http: //www. vostlit. info/- сайт содержит множество западных и восточных средневековых текстов.

Электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова http: //www. hist. msu. ru/ER/Etext/PICT/medieast. htm - исторические источники по истории Востока в VI-XVIII вв. на русском языке в Интернете.

 

Практическое занятие № 5. 1-5. 2. Средневековый город в Китае: экономическая и социальная жизнь

Цель занятия: Основная цель занятия состоит в том, чтобы, обратившись к анализу исследовательской литературы и источников по истории средневекового китайского города, выйти на более широкий уровень обобщений и выяснить специфические условия развития города, особенности организации и функционирования ремесла и торговли на средневековом Востоке, сравнив с западной моделью развития. Разумеется, при выходе на уровень универсальных сравнений, необходимо учитывать и локальную (в данном случае – китайскую) специфику.

Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы, формируемые компетенции или их части: ОПК-3 – знать: исторические явления и процессы на Востоке в их экономических, социальных, политических и культурных измерениях; уметь: анализировать и содержательно объяснять исторические явления и процессы в их экономических, социальных, политических и культурных измерениях; владеть: навыками анализа исторических явлений и процессов в их экономических, социальных, политических и культурных измерениях; ПК-1 – знать: базовый материал дисциплины (терминология, политическая география региона, основные исторические события); общие закономерности и особенные черты политического, экономического, социального и духовного развития отдельных регионов Востока; роль цивилизаций Востока во всемирно-историческом процессе; уметь: выделять причины и следствия исторических событий; четко и осознанно излагать исторический материал с использованием соответствующей специальной лексики; использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории; владеть: основными понятиями и категориями курса; общей хронологией и периодизацией; картографическим и иным наглядным материалом по основным разделам курса; содержательной стороной основной источниковой базы курса и основными приемами ее критики; основными историографическими концепциями, учитывая достижения как отечественной, так и мировой исторической науки.

Актуальность темы: связана с выявлением специфики средневекового города на Востоке.

Теоретическая часть: При подготовке к занятию следует особое внимание обратить на специальные труды по истории экономической и социальной жизни средневекового китайского города.

Анализ источников по проблеме требует применения в первом случае методов количественного анализа (Мэн Юань-Лао «Записи ярких сновидений о Восточной столице», У Цзы-Му «Записи того, что приснилось, пока варилась просяная каша»), во втором (Торговые налоги и правила для торговли (часть раздела «Описание продовольствия и товаров» из «Истории династии Сун») – умения анализировать и синтезировать сравнительно большой объем информации, по этой причине рекомендуется по результатам их прочтения сделать соответствующие записи.

 

Вопросы для обсуждения.

1. Особенности процессов урбанизации в Китае (с VII века): урбанизация и трансурбанизация.

2. Место и роль города в социально-экономической системе государства (на примере городов танского и сунского Китая):

· статус и функции города;

· особенности планировки китайских городов;

· город и государство: особенности социальной и экономической (налоговой) политики государства по отношению к городу.

3. Особенности развития ремесла и торговли в средневековом Китае:

· специфика организации ремесленного производства в Китае;

· характерные черты китайского купечества.

Задания для работы на занятии

1. Выделить предпосылки активизации процесса урбанизации в Китае (с VII века).

2. Процесс трансурбанизации: время, сущность, причины, последствия.

3. Назовите функции китайских городов средневековья.

4. Сравнить китайский (восточный) город с западноевропейскими средневековыми городами: выделить преобладающие функции города на Западе и Востоке; было ли возможно коммунальное движение (самоуправление) в восточных городах (обосновать свои доводы).

5. Назовите характерные черты китайского города XI - XIII веков.

6. Укажите крупные города танского и сунского Китая (найти и показать на карте).

7. Перечислите городские ремесленные специальности.

8. Дать определение: хан, туань.

9. В чем, по вашему мнению, заключается принципиальное отличие организации цехового производства в Китае от Западной Европы.

10. Какие виды рынков существовали в городе? Типы рынков, основания для классификации.

11.  Выделить причины существования оживленной поздней (ночной) торговли в китайских городах эпохи Сун.

12. На основе количественного анализа сведений, содержащихся в следующих документах - Мэн Юань-Лао «Записи ярких сновидений о Восточной столице», У Цзы-Му «Записи того, что приснилось, пока варилась просяная каша»:

- определите, какие товары встречались наиболее часто в торговле Кайфына и Ханчжоу (по каждому из городов составить список предметов торговли, распределив их по частоте упоминания);

- проведите сравнение составленных списков, в том числе, обратив внимание на соотношение продуктов питания и изделий ремесла для Кайфына и Ханчжоу: выяснить, в каком городе удельный вес ремесленных изделий в общем объёме торговли был выше; почему.

13. Обратившись к подборке документов, - Торговые налоги и правила для торговли (часть раздела «Описание продовольствия и товаров» из «Истории династии Сун»), - выявите характерные черты организации внутренней и внешней торговли в Китае, обратите внимание на место и роль государства в функционировании этой сферы экономики.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...