Вопросы для обсуждения. Задания для работы на занятии. Источники. Литература. Интернет ресурсы. Практическое занятие № 8.1-8.2. Турецко-османское государство: от бейликов к империи. Общественный и государственный строй Османской империи
Вопросы для обсуждения. 1. Этнические процессы и кастообразование на Индостане в средние века. 2. Индуизм и кастовая система: · учение о дхарме, карме, ахимсе и сансаре; · ритуализация всех сторон жизни индуса (обряды, праздники, объекты религиозного поклонения) 3. Социально-экономическая эволюция средневековой Индии и касты (каста и профессия; каста и община; каста и город). Задания для работы на занятии 1. Выделить основные этапы складывания варново-кастовой системы от древности к средневековью. 2. Какие пути кастообразования выдвигаются в зарубежной и отечественной историографии. 3. Почему кастовая система и буддизм оказались несовместимы. 4. На основе изучения исследовательской литературы, распределите касты на высокие, средние, низкие; определите, какие группы населения относились к неприкасаемым. 5. Объяснить суть системы джаджмани. 6. Какие причины долговременного существования кастовой системы выделяют историки (см. Ашрафян К. З., Алаев Л. Б. и проч. ). 7. Изучить культурно-хозяйственные зоны по Сюань Цзану (см.: Хрестоматия): - указать на контурной карте данные зоны; - объяснить, каковы причины различий в развитии выделенных зон. - выяснить, какие сведения о кастовой системе в Индии содержатся в труде Сюань Цзана, какие изменения подметил этот китайский путешественник. Источники. 1. Хрестоматия по истории средних веков. Т. 1. М., 1961. С. 145-168. Литература. Основная: 1. Бурганова В. Н. История стран Азии и Африки в средние века / В. Н. Бурганова; Министерство образования и науки РФ, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет». - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2014. - 132 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-8353-1677-9; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub. ru/index. php? page=book& id=278329
2. Сравнительная история мировых цивилизаций: учебник/отв. ред. И. А. Краснова, И. В. Крючков, С. А. Польская – Ставрополь, СКФУ. 2015. [ [Электронный ресурс]. - URL: http: //biblioclub. ru/index. php? page=book& id=458320 Дополнительная: 1. Алаев Л. Б. Средневековая Индия. СПб., 2003. С. 31- 45, 213-224. 2. Васильев, Л. С. История Востока: учебник в 2 т. М.: Юрайт, 2013. 3. Всемирная история. В 6 т. Т. 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока / Отв. ред. П. Ю. Уваров. М.: Наука, 2012. 4. Дюмон Л. Homo hierarchicus: опыт описания системы каст. СПб., 2001. 5. История Востока: в 6 т. Т. 2: Восток в средние века / Отв. ред. Л. Б. Алаев, К. З. Ашрафян. М.: Восточная литература, 2002. (5-е издание 2009). 6. История Индии в средние века: учеб. для вузов / Л. Б. Алаев, А. А. Вигасин, А. Л. Сафронова. М.: Дрофа, 2010. Интернет ресурсы Институт восточных рукописей РАН (СПб. ) http: //www. orientalstudies. ru/rus/index. php? option=com_content& task=blogsection& id=1& Itemid=48 Имеются публикации по истории средневековой Индии. Практическое занятие № 8. 1-8. 2. Турецко-османское государство: от бейликов к империи. Общественный и государственный строй Османской империи Цель занятия: Выяснить особенности социально-экономического и политического устройства Османской империи. Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы, формируемые компетенции или их части: ОПК-3 – знать: исторические явления и процессы на Востоке в их экономических, социальных, политических и культурных измерениях; уметь: анализировать и содержательно объяснять исторические явления и процессы в их экономических, социальных, политических и культурных измерениях; владеть: навыками анализа исторических явлений и процессов в их экономических, социальных, политических и культурных измерениях; ПК-1 – знать: базовый материал дисциплины (терминология, политическая география региона, основные исторические события); общие закономерности и особенные черты политического, экономического, социального и духовного развития отдельных регионов Востока; роль цивилизаций Востока во всемирно-историческом процессе; уметь: выделять причины и следствия исторических событий; четко и осознанно излагать исторический материал с использованием соответствующей специальной лексики; использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории; владеть: основными понятиями и категориями курса; общей хронологией и периодизацией; картографическим и иным наглядным материалом по основным разделам курса; содержательной стороной основной источниковой базы курса и основными приемами ее критики; основными историографическими концепциями, учитывая достижения как отечественной, так и мировой исторической науки.
Актуальность темы: связана с рассмотрением исторического опыта государственного управления полиэтническим государством. Теоретическая часть: В XIV—XVII вв. в Османскую империю постепенно насильственно были включены не только все области Малой Азии, но и обширные пространства Балканского полуострова, Арабских стран, части Закавказья, Крыма, Приазовья и нижнего течения Днестра и Буга, населенные народами разнообразного этнического состава. Соответственно, первый вопрос является скорее фактологическим и не должен вызвать затруднений: здесь необходимо выделить основные этапы завоеваний и назвать присоединенные в соответствующий момент территории. Второй вопрос занятия связан с характеристикой социально-экономического и политического устройства империи. При этом надлежит обратиться к пристальному изучению исследовательской литературы, а также источников. Следует учесть, что источники по теме (общегосударственные законодательные акты и законы, положения о провинциях Османской империи, образцы султанских указов, жалованных и вакуфных грамот, писцовых книг, политико-экономические трактаты турецких авторов и другие турецкие документы) следует привлекать не только из хрестоматии, но и других, указанных в списке изданий. Османская империя представляла собой завершенный вариант восточной деспотии в средние века, социальной опорой которой являлись военное и духовное сословия. Поэтому важно разобраться в структуре правящего класса империи, и анализируя соответствующие документы, выявить: источники формирования, статус, обязанности прослойки военных (сипахи и янычары), чиновников («люди пера») и духовенства (улама). Кроме того, при рассмотрении государственной власти, следует выявить особенности османской теократии и вертикаль органов управления этой обширной и полиэтнической империей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|