Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопросы для обсуждения. Задания для работы на занятии. Основные течения в шиитском исламе. Умеренные шииты. крайние шииты




Вопросы для обсуждения.

1. Возникновение шиизма как религиозно-политического явления:

· просчеты в политике Усмана и рост оппозиции;

· Али ибн Абу Талиб – четвертый «праведный» халиф (оценка личности в историографии);

· военно-политическая борьба в халифате (от противостояния Али и Муавии к выступлению Хусейна).

2. Превращение шиизма в религиозное течение: культ мученичества Али и Хусейна. Шиизм об имамате.

3. Иран – оплот шиизма:

· связь шиитов с народными настроениями в Иране;

· шиитская оппозиция и аббасидский переворот;

4. Основные течения в шиитском исламе (умеренные и крайние шииты).

Задания для работы на занятии

1. Заполнить таблицу:

Основные течения в шиитском исламе

Умеренные шииты

крайние шииты

название течения (секты) характерные черты (время появления, особенности учения и социальной практики) название течения (секты) характерные черты (время появления, особенности учения и социальной практики)
       

2. Составить список шиитских государств, указать время их появления/существования, названия династий. Найти на карте территорию соответствующего государства.

Источники.

1. Коран / Пер. и коммент. И. Ю. Крачковского. Изд. 2-е. М., 1986 (Любое издание).

2. Хрестоматия по исламу / Отв. ред. С. М. Прозоров. М., 1994.

Литература.

Основная:

1. Бурганова В. Н. История стран Азии и Африки в средние века / В. Н. Бурганова; Министерство образования и науки РФ, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет». - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2014. - 132 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-8353-1677-9; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub. ru/index. php? page=book& id=278329

2. История мировых цивилизаций: учебное пособие: / О. В. Ким, В. Н. Бурганова, С. А. Васютин и др.; Кемеровский государственный университет. – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2019. – 453 с. [Электронный ресурс]. - URL: URL: https: //biblioclub. ru/index. php? page=book& id=600147

3. Сравнительная история мировых цивилизаций: учебник/отв. ред. И. А. Краснова, И. В. Крючков, С. А. Польская – Ставрополь, СКФУ. 2015. [ [Электронный ресурс]. - URL: http: //biblioclub. ru/index. php? page=book& id=458320

Дополнительная:

1. Большаков О. Г. История Халифата. В 4-х т. М: Восточная литература, 2002 (Т. II), 1998 ( Т. III).

2. Васильев Л. С. История религий Востока. М., 2000.

3. Васильев, Л. С. История Востока: учебник в 2 т. М.: Юрайт, 2013.

4. Всемирная история. В 6 т. Т. 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока / Отв. ред. П. Ю. Уваров. М.: Наука, 2012.

5. История Востока: в 6 т. Т. 2: Восток в средние века / Отв. ред. Л. Б. Алаев, К. З. Ашрафян. М.: Восточная литература, 2002. (5-е издание 2009).

6. Фильштинский И. М. История арабов и Халифата (750 – 1517 гг. ) М., 2001.

Интернет ресурсы

Институт восточных рукописей РАН (СПб. ) http: //www. orientalstudies. ru/rus/index. php? option=com_content& task=blogsection& id=1& Itemid=48 Имеются публикации по истории средневекового Востока, в т. ч. Большакова О. Г.

Практическое занятие № 3. 1-3. 2. Сельджуки: особенности становления и эволюции государства.

Цель занятия: обратиться к проблеме выстраивания взаимоотношений кочевых и земледельческих обществ Востока, на основе анализа процессов становления и эволюции державы Сельджукидов.

Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы, формируемые компетенции или их части: ОПК-3 – знать: исторические явления и процессы на Востоке в их экономических, социальных, политических и культурных измерениях; уметь: анализировать и содержательно объяснять исторические явления и процессы в их экономических, социальных, политических и культурных измерениях; владеть: навыками анализа исторических явлений и процессов в их экономических, социальных, политических и культурных измерениях; ПК-1 – знать: базовый материал дисциплины (терминология, политическая география региона, основные исторические события); общие закономерности и особенные черты политического, экономического, социального и духовного развития отдельных регионов Востока; роль цивилизаций Востока во всемирно-историческом процессе; уметь: выделять причины и следствия исторических событий; четко и осознанно излагать исторический материал с использованием соответствующей специальной лексики; использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории; владеть: основными понятиями и категориями курса; общей хронологией и периодизацией; картографическим и иным наглядным материалом по основным разделам курса; содержательной стороной основной источниковой базы курса и основными приемами ее критики; основными историографическими концепциями, учитывая достижения как отечественной, так и мировой исторической науки.

Актуальность темы: Проблемы уровня развития кочевых народов остаются, и по сей день, предметом дискуссионным. Если ранее, в советской науке шли споры относительно теории «кочевого феодализма», то в настоящий момент в вопросе политогенеза кочевников акцент сместился на обсуждение так называемых «кочевых империй», причин их создания, их сущности и типологии.

Теоретическая часть: Держава Сельджукидов возникла в результате крупных завоеваний, сопровождавшихся переселением больших масс кочевых племен из Средней Азии и Казахстана в страны Ближнего и Среднего Востока и Передней Азии, где они столкнулись с представителями развитых оседлых земледельческих цивилизаций. Итогом военной экспансии сельджуков стала обширная империя от берегов Амударьи и Каспийского моря до Тигра, Евфрата и Средиземноморья.

Первый вопрос предполагает обращение к основным проблемам истории этноса огузов и образования сельджукского объединения. Сельджукские завоевания должны быть рассмотрены, как с фактической стороны (при подготовке данного вопроса следует изучить карту региона и составить хронологическую таблицу), так и с теоретической (необходимо разобраться в историографии вопроса о причинах побед и особенностях становления государства сельджуков).

Далее следует обратиться к периоду расцвета империи Сельджукидов (XI в. ) с тем, чтобы разобраться в особенностях государственной структуры управления. Здесь целесообразно также охарактеризовать специфику взаимоотношений халифов из династии Аббасидов и сельджукских султанов, что позволит выйти, как на проблему порядка престолонаследия у Сельджукидов, так и на более широкую постановку вопроса о концепции власти на Ближнем Востоке (см.: И. Л. Фадеева). Реформы Низам ал-Мулька дают возможность обратиться к проблеме становления земельно-налоговых отношений феодального типа (мильк, икта), и выявить одну из причин распада единого государства.

Остальные вопросы носят, по преимуществу, фактологический характер и не должны вызвать затруднения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...