Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социокультурная среда мест лишения свободы




СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение …………………………………………………………………………………………                      3

 

Г л а в а I. Социокультурная среда мест лишения свободы......................................... 6

1 Возникновение субкультуры преступного мира ……………………………….  6

2 Музыкально-художественное творчество осужденных ………………………… 19

3 Татуировки как изобразительноетворчество осужденных … 44


Г л а в а II. Образование осужденных как условие их социокультурной
ресоциализации …………………………………………………...........................     69

1 Уровни образования осужденных..................................................................   69

2 Зарубежный опыт социальной работы по социокультурной ресоциализации заключенных ………………………………………………………………………..                         88

3 Совершенствование системы образования в местах лишения свободы …. 102

 

Глава III. Основные пути социокультурной ресоциализации преступников 117

1 Преемственность эстетического воспитания в общеобразовательных школах и исправительных учреждениях ……………………………………………………….. 117

2 Искусство, культура, эстетика в теории и практике А. С. Макаренко … 128

3 Религия и современные осужденные …………………………………………….  146
3 а к л ю ч е н и с ………………………………………………………………… 163


ВВЕДЕНИЕ

Человечество в процессе эволюции из множества культур, возникших по нацио­нальному, профессиональному, возрастному, географическому, религиозному, поли­тическому и другим признакам, отбирает вес самое ценное Мировая культура, таким образом, выступает хранителем общечеловеческих моральных и эстетических ценно­стей, отшлифованных веками.

Разумеется, между.этими культурами или иначе - субкультурами (subculture -подкультура) и мировой культурой происходит постоянный процесс взаимодействия и взаимовлияния Например, гордостью русского народа, а значит, и русской культу­ры (или субкультуры по отношению к мировой) является творчество П.И. Чайковско-ю. В то же время его выдающиеся произведения пополнили и сокровищницу миро­вой художественной культуры. Так, отдельные яркие образны субкультур могут впо­следствии занять достойное месю среди шедевров мировой культуры. Они же, явля­ясь достоянием всего человечества, ока4ывают влияние на художественно-эстетические идеалы, вкусы и потребности людей, поднимая их художественно-эстетическое сознание до вершин культуры человеческой цивилизации.

Однако не все субкультуры несут в себе позитивный потенциал и способны пред­ложить в «копилку» свои лучшие образцы, которые соответствовали бы уровню ми­ровой художественной культуры. Своим существованием и проникновением в куль­туру более крупного социума они, как сорняки, 3ai рязняют ее почву «Молодая зеле­ная человеческая поросль», затрудняясь в выборе культурного развития, особенно восприимчива я подвержена разнообразному влиянию, воздействию - как позитив­ного, так и негативного характера

Своя субкультура есть и у преступного мира, как в открытой среде, так и в местах лишения свободы. Об этом свидетельствуют различные образцы художественной деятельности преступников, в частности татуировки. Этот вид изобразительного творчества осужденных сегодня стремится занять свое место в обшей мировой куль­туре. Так, в Европе и Америке уже возникло устойчивое направление современного искусства - «боди-арт» Создана и международная ассоциация «тату-художников». В России татуировки стали нормой молодежной культуры.

Таким образом, взаимовлияние субкультуры и культуры общества не всегда обо­гащает культуру страны и мира достойными образцами При беспрепятственном воз­действии субкультуры преступного мира на другие субкультуры и на культуру обше-ства в целом происходят подмена, замещение, «размывание» культурно-нравственных идеалов, эстетических ценностей и, как следствие, его деградация и криминализация, рост преступности.


Интересен и тот факт, что аналогов российской тюремной субкультуры, отли­чающейся всеми признаками культуры - се стабильностью, системностью, передачей знаний и опыта в нескольких поколениях, в западном мире не существует.

Современное российское общество находится на этапе многочисленных социаль­но-экономических и культурных преобразований, гуманистические тенденции, доми­нирующие на сегодняшний день, находят свое отражение также в необходимости поиска нового подхода к организации исполнения наказания и содержанию лиц, ли­шенных свободы. Однако для определения новых требований к этой системе необхо­димо, прежде всего, провести тщательную диагностику состояния современного об­щества.

Непреложным фактом стала прогрессирующая криминализация общества, В соз­нании значительной части населения произошла эрозия, размывание ценностных ориентиров в оценке асоциального образа жизни. Черты уголовной субкультуры (культ насилия и паразитизма, антиобщественные нормы обычаи, азартные игры, язык-жаргон, клички, татуировки, блатные стихи и песни и т.п.) проникли в повсе­дневную жизнь и воспроизводя!ся в отдельных социальных группах. Более того, реклама подобного образа жизни, пропаганда образцов субкультуры преступного мира приносят большую коммерческую выгоду, чему, безусловно, способствуют представители шоу-бизнеса и средства массовой информации.

Таким образом, изменения, происходящие во всех сферах жизни нашего общест­ва, на фоне переоценки этических, нравственных, правовых норм и социокультурных ценностей, разрушения идеалов и взглядов, долгие годы составлявших основу обще­ства, явились причинами социокультурной дезадаптации его граждан.

Однако именно социокультурная адаптация и идентификация (принадлежность и существование человека в какой-либо культурной среде) личности в группе, общест­ве является основой чувства уверенности, стабильности и единства со средой, ощу­щение социальной и психологической защищенности. В ряде случаев именно социо­культурная идентификация и является целью создания неформальных объединений (групп) несовершеннолетних, нередко приводящих к противоправным действиям се членов.

Таким образом социально-психологическая, нравственная и культурная дезадап­тация членов общества приводит их к поиску альтернативного способа самовыраже­ния и поддержки иными, подчас специфическими средствами - преступным поведе­нием.

Несмотря на то, что идея культурной дезадаптации личности как причина пре­ступности не является новой, эта тема на сегодняшний день остается недостаточно разработанной. Одним из первых этой проблемой занимался американский ученый Т. Селлин («Конфликт культур и преступность», 1938 г.). Анализируя конфликт меж­ду культурными ценностями и возможностями их получения, Т. Селлин рассмотрел в качестве криминогенного фактора конфликт между культурными ценностями раз­личных сообществ.

На основе этой теории американский социолог А. Ксон в 1955 г. разработал кон­цепцию субкультур в масштабе социальных групп и ценностных особенностей раз­личных криминальных объединений (банд, сообществ, группировок).

Рассматривая мини-культуры, образующиеся в микро-группах, взгляды, привыч­ки, стереотипы поведения, права и обязанности их членов, нормы общения, меры наказания нарушителей норм, А. Коэн назвал их феноменом субкультуры1. По мне­нию А. Коэна, криминальная субкультура, как правило, находится в противоречии с господствующими в обществе ценностями. Таким образом, попадая в преступную группу, восприняв се субкультуру, человек как бы освобождается от иных социаль-

1 A. Cohen A.Delinquent Boys. The Culture of the Gang Glcncoe. N.Y., 1955.


ных запретов, более того, их нарушение нередко бывает одной из норм криминаль­ной субкультуры. Эта теория дает нам возможность понять глубину корней причин­но-следственного комплекса преетупности.

Российские криминологи подробно изучали и изучают комплекс причин преступ­ности Однако феномену социокультурной идентификации личности как одному из факторов отклоняющегося и преступного поведения человека, на наш взгляд, удсля-тось недостаточное внимание. Отчасти:>то можно объяснить сложностью процесса социокультурной социализации и идентификации личности, затраг ивающего глубин­ные аспекты взаимодействия человека со средой.

В последнее время в связи с изменившимися социально- жономическичи, право­выми и культурно-нравственными условиями в нашем обществе криминологи рас­ширили поле своих исследований относительно причин и условий преступности. Так, например, B.C. Четвериков, говоря о причинах и условиях преступности, рассматри­вает как одну из причин различия в культурно-бытовых условиях жизнгг. Нормы культуры, по мнению B.C. Четверикова, играют роль важнейших средств регуляции жизни, поведения и имеют своей основой духовные ценности культуры как общества в целом, так и его социальнОых групп.

Устойчивый poci преступности, особенно среди несовершеннолетних, за послед­ние годы, деградация отдельных слоев общества, пробелы в законодательстве, а так­же анали-i правоприменительной практики в нашей стране выявили необходимость охраны и зашиты не только законодательно закрепленного устройства государства, но и общечеловеческих и художеетвеино-культурных ценностей страны.

Современная криминология, особенно с позиций социологического изучения причин и условий преступности, рассматривает социальные, экономические, полити­ческие, правовые и духовные пороки и недостатки общественной системы, т.е. ie явления, которые вызывают преступность. Однако если названным причинам и усло­виям преступности уделялось внимание ряда ученых, то комплекс причин, связанных с социокультурными проблемами правонарушений, пока еще не изучен.

Интеграция России в международное сообщество, признание приоритета обще­человеческих ценностей, накопленных мировой культурой, и закрепление их в зако­нодательстве Российской Федерации требуют разработки нового социокультурного подхода к причинам преступности и проблемам ее предупреждения.

За пятнадцать лет работы над проблемой автором собран репрезентативный эм­пирический материал в местах лишения свободы о социокультурных явлениях и про­цессах, об уровне образования осужденных, их художественно-эстетических потреб­ностях, особенностях их проявления. В монографии представлены образцы музы­кального и художественного творчества осужденных.

Изучая причины и условия преступности, совершенствуя систему профилактики правонарушений, следует признать, что в защите и охране нуждается как правовое, так и общекультурное пространство нашей страны.

 

См.: Четвериков B.C. Криминология. М.: ИНФРА-М, 1996. С. 54.


 

Л а в а 1

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...