Социокультурная среда мест лишения свободы
Стр 1 из 10Следующая ⇒ СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………………………………… 3
Г л а в а I. Социокультурная среда мест лишения свободы......................................... 6 1 Возникновение субкультуры преступного мира ………………………………. 6 2 Музыкально-художественное творчество осужденных ………………………… 19 3 Татуировки как изобразительноетворчество осужденных … 44
1 Уровни образования осужденных.................................................................. 69 2 Зарубежный опыт социальной работы по социокультурной ресоциализации заключенных ……………………………………………………………………….. 88 3 Совершенствование системы образования в местах лишения свободы …. 102
Глава III. Основные пути социокультурной ресоциализации преступников 117 1 Преемственность эстетического воспитания в общеобразовательных школах и исправительных учреждениях ……………………………………………………….. 117 2 Искусство, культура, эстетика в теории и практике А. С. Макаренко … 128 3 Религия и современные осужденные ……………………………………………. 146 ВВЕДЕНИЕ Человечество в процессе эволюции из множества культур, возникших по национальному, профессиональному, возрастному, географическому, религиозному, политическому и другим признакам, отбирает вес самое ценное Мировая культура, таким образом, выступает хранителем общечеловеческих моральных и эстетических ценностей, отшлифованных веками. Разумеется, между.этими культурами или иначе - субкультурами (subculture -подкультура) и мировой культурой происходит постоянный процесс взаимодействия и взаимовлияния Например, гордостью русского народа, а значит, и русской культуры (или субкультуры по отношению к мировой) является творчество П.И. Чайковско-ю. В то же время его выдающиеся произведения пополнили и сокровищницу мировой художественной культуры. Так, отдельные яркие образны субкультур могут впоследствии занять достойное месю среди шедевров мировой культуры. Они же, являясь достоянием всего человечества, ока4ывают влияние на художественно-эстетические идеалы, вкусы и потребности людей, поднимая их художественно-эстетическое сознание до вершин культуры человеческой цивилизации.
Однако не все субкультуры несут в себе позитивный потенциал и способны предложить в «копилку» свои лучшие образцы, которые соответствовали бы уровню мировой художественной культуры. Своим существованием и проникновением в культуру более крупного социума они, как сорняки, 3ai рязняют ее почву «Молодая зеленая человеческая поросль», затрудняясь в выборе культурного развития, особенно восприимчива я подвержена разнообразному влиянию, воздействию - как позитивного, так и негативного характера Своя субкультура есть и у преступного мира, как в открытой среде, так и в местах лишения свободы. Об этом свидетельствуют различные образцы художественной деятельности преступников, в частности татуировки. Этот вид изобразительного творчества осужденных сегодня стремится занять свое место в обшей мировой культуре. Так, в Европе и Америке уже возникло устойчивое направление современного искусства - «боди-арт» Создана и международная ассоциация «тату-художников». В России татуировки стали нормой молодежной культуры. Таким образом, взаимовлияние субкультуры и культуры общества не всегда обогащает культуру страны и мира достойными образцами При беспрепятственном воздействии субкультуры преступного мира на другие субкультуры и на культуру обше-ства в целом происходят подмена, замещение, «размывание» культурно-нравственных идеалов, эстетических ценностей и, как следствие, его деградация и криминализация, рост преступности.
Интересен и тот факт, что аналогов российской тюремной субкультуры, отличающейся всеми признаками культуры - се стабильностью, системностью, передачей знаний и опыта в нескольких поколениях, в западном мире не существует. Современное российское общество находится на этапе многочисленных социально-экономических и культурных преобразований, гуманистические тенденции, доминирующие на сегодняшний день, находят свое отражение также в необходимости поиска нового подхода к организации исполнения наказания и содержанию лиц, лишенных свободы. Однако для определения новых требований к этой системе необходимо, прежде всего, провести тщательную диагностику состояния современного общества. Непреложным фактом стала прогрессирующая криминализация общества, В сознании значительной части населения произошла эрозия, размывание ценностных ориентиров в оценке асоциального образа жизни. Черты уголовной субкультуры (культ насилия и паразитизма, антиобщественные нормы обычаи, азартные игры, язык-жаргон, клички, татуировки, блатные стихи и песни и т.п.) проникли в повседневную жизнь и воспроизводя!ся в отдельных социальных группах. Более того, реклама подобного образа жизни, пропаганда образцов субкультуры преступного мира приносят большую коммерческую выгоду, чему, безусловно, способствуют представители шоу-бизнеса и средства массовой информации. Таким образом, изменения, происходящие во всех сферах жизни нашего общества, на фоне переоценки этических, нравственных, правовых норм и социокультурных ценностей, разрушения идеалов и взглядов, долгие годы составлявших основу общества, явились причинами социокультурной дезадаптации его граждан. Однако именно социокультурная адаптация и идентификация (принадлежность и существование человека в какой-либо культурной среде) личности в группе, обществе является основой чувства уверенности, стабильности и единства со средой, ощущение социальной и психологической защищенности. В ряде случаев именно социокультурная идентификация и является целью создания неформальных объединений (групп) несовершеннолетних, нередко приводящих к противоправным действиям се членов.
Таким образом социально-психологическая, нравственная и культурная дезадаптация членов общества приводит их к поиску альтернативного способа самовыражения и поддержки иными, подчас специфическими средствами - преступным поведением. Несмотря на то, что идея культурной дезадаптации личности как причина преступности не является новой, эта тема на сегодняшний день остается недостаточно разработанной. Одним из первых этой проблемой занимался американский ученый Т. Селлин («Конфликт культур и преступность», 1938 г.). Анализируя конфликт между культурными ценностями и возможностями их получения, Т. Селлин рассмотрел в качестве криминогенного фактора конфликт между культурными ценностями различных сообществ. На основе этой теории американский социолог А. Ксон в 1955 г. разработал концепцию субкультур в масштабе социальных групп и ценностных особенностей различных криминальных объединений (банд, сообществ, группировок). Рассматривая мини-культуры, образующиеся в микро-группах, взгляды, привычки, стереотипы поведения, права и обязанности их членов, нормы общения, меры наказания нарушителей норм, А. Коэн назвал их феноменом субкультуры1. По мнению А. Коэна, криминальная субкультура, как правило, находится в противоречии с господствующими в обществе ценностями. Таким образом, попадая в преступную группу, восприняв се субкультуру, человек как бы освобождается от иных социаль- 1 A. Cohen A.Delinquent Boys. The Culture of the Gang Glcncoe. N.Y., 1955. ных запретов, более того, их нарушение нередко бывает одной из норм криминальной субкультуры. Эта теория дает нам возможность понять глубину корней причинно-следственного комплекса преетупности. Российские криминологи подробно изучали и изучают комплекс причин преступности Однако феномену социокультурной идентификации личности как одному из факторов отклоняющегося и преступного поведения человека, на наш взгляд, удсля-тось недостаточное внимание. Отчасти:>то можно объяснить сложностью процесса социокультурной социализации и идентификации личности, затраг ивающего глубинные аспекты взаимодействия человека со средой.
В последнее время в связи с изменившимися социально- жономическичи, правовыми и культурно-нравственными условиями в нашем обществе криминологи расширили поле своих исследований относительно причин и условий преступности. Так, например, B.C. Четвериков, говоря о причинах и условиях преступности, рассматривает как одну из причин различия в культурно-бытовых условиях жизнгг. Нормы культуры, по мнению B.C. Четверикова, играют роль важнейших средств регуляции жизни, поведения и имеют своей основой духовные ценности культуры как общества в целом, так и его социальнОых групп. Устойчивый poci преступности, особенно среди несовершеннолетних, за последние годы, деградация отдельных слоев общества, пробелы в законодательстве, а также анали-i правоприменительной практики в нашей стране выявили необходимость охраны и зашиты не только законодательно закрепленного устройства государства, но и общечеловеческих и художеетвеино-культурных ценностей страны. Современная криминология, особенно с позиций социологического изучения причин и условий преступности, рассматривает социальные, экономические, политические, правовые и духовные пороки и недостатки общественной системы, т.е. ie явления, которые вызывают преступность. Однако если названным причинам и условиям преступности уделялось внимание ряда ученых, то комплекс причин, связанных с социокультурными проблемами правонарушений, пока еще не изучен. Интеграция России в международное сообщество, признание приоритета общечеловеческих ценностей, накопленных мировой культурой, и закрепление их в законодательстве Российской Федерации требуют разработки нового социокультурного подхода к причинам преступности и проблемам ее предупреждения. За пятнадцать лет работы над проблемой автором собран репрезентативный эмпирический материал в местах лишения свободы о социокультурных явлениях и процессах, об уровне образования осужденных, их художественно-эстетических потребностях, особенностях их проявления. В монографии представлены образцы музыкального и художественного творчества осужденных. Изучая причины и условия преступности, совершенствуя систему профилактики правонарушений, следует признать, что в защите и охране нуждается как правовое, так и общекультурное пространство нашей страны.
См.: Четвериков B.C. Криминология. М.: ИНФРА-М, 1996. С. 54.
Л а в а 1 СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|