Уровни образования осужденных
В предыдущей главе мы попытались окунуться в социокулыур-ную среду мест лишения свободы, изучив причины и условия ее возникновения, рассмотрев наиболее типичные татуировки, послушав самые распространенные тюремные песни. Однако картина социокультурной среды мест лишения свободы и се носителей лишь на основе представлений о художественных интересах, потребностях и творчестве осужденных будет неполной. Изучение уровня образования современных осужденных, а также их потребности в повышении общего и профессионального образования значительно расширит наше представление о носителях субкультуры преступного мира. Социокультурные проблемы современного российского общества наиболее рельефно проявляются на особом человеческом контингенте преступниках, находящихся в исправительных учреждениях. Одни из них испытывают потребность в реализации своего конституционного права на получение образования, другие не желают продолжать его. Какова на сегодняшний день ситуация в области образования осужденных, каков уровень их образования, как много лиц, лишенных свободы, желающих продолжить свое образование и по какой специальности, много ли тех, кто остановился в своем развитии? Ответив на эти и другие вопросы, мы попытаемся наметить пути совершенствования системы образования в местах лишения свободы с целью более успешной социокультурной ресоциализации осужденных. Общее и профессиональное образование - основа любого цивилизованного общества. В преамбуле Закона РФ «Об образовании» (1992 г.) под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) определенных государством образовательных уровней (образовательных цензов)1. Понятно, что с целью развития общества государство должно заботиться о повышении образовательного уровня каждого его члена, поскольку «образование - есть средство, с помощью которого общество постоянно воспроизводи'! условия своего собственного существования»-.
21 мая 1996 года Комитет по образованию и науке Государственной Думы России провел парламентские слушания на тему: «Образование и национальная безопасность России», где было отмечено, что содержание одного осужденного в специальных училищах в 10-12 раз дороже, чем содержание учащегося в обычном образовательном учреждении начального профессионального образования. Сегодня состояние российского образования достигло такой черты, за которой оно становится важнейшим фактором, дестабилизирующим государство, более разрушительным, чем положение в экономике. Государство, согласно закону «Об образовании», признает, что содержание образования должно обеспечивать каждому учащемуся адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества, интеграцию личности в национальную и мировую культу-РУ- 1 См.: Закон РФ «Об образовании». М., 1992. С.2 2 Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995. С.254. Без тщательного анализа достигнутого уровня образования определенной категории населения (правонарушители, преступники, осужденные), негативно влияющей на уровень культуры и образования в обществе, сложно определить стратегию государства в достижении мирового уровня образования. Для решения названной государственной образовательной задачи, сформулированной в Законе применительно к преступникам, лишенным свободы, необходимо определить особенности и условия, при которых эта задача выполнима.
Уровень образования осужденных в местах лишения свободы определяется: во-первых, уровнем общего и профессионального образования, полученного ими до осуждения; во-вторых, уровнем общего и профессионального образования, которое исправительное учреждение может организовать и предоставить осужденному; в-третьих, потребностью осужденного в повышении уровня своего образования; в-четвертых, спецификой требований социокультурной среды в местах лишения свободы. Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.) с последующими изменениями (1996 г.) закрепил обязательность для граждан лишь основного общего (9 классов) образования. Требование обязательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста пятнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее. Предельный возраст обучающихся для получения основного общего образования в общеобразовательном учреждении по очной форме обучения - восемнадцать лет. Для осужденных этот возраст может быть увеличен (ч. 5 ст. 19 Закона). О среднем (полном) общем образовании сказано лишь то, что оно является третьей ступенью общего образования в нашей стране3. Эти и другие нововведения послужили причиной снижения уровня образования в России. Естественно, такая ситуация отразилась как на уровне общего, так и профессионального образования осужденных. В связи с отменой обязательности среднего (полного) общего образования возникли дополнительные проблемы в исправительных "ч См.: О внесении изменений н дополнении в Закон Российской Федерации «Об образовании»//Собрание законодательства Российской Федерации. 1996, №3,15 янв С.704. учреждениях с организацией и получением осужденными среднего и высшего профессионального образования, так как не все из заключенных на сегодняшний день имеют среднее (полное) общее образование. С целью совершенствования организации системы общего и профессионального образования и профессиональной подготовки (обучения) осужденных требовалось специальное изучение существующих различий в уровне и качестве общего и профессионального образования осужденных.
По данным переписей осужденных, начиная с 1970 года (после принятия Закона об обязательном всеобщем полном среднем образовании) по 1989 год была отмечена тенденция постоянного роста их образовательного уровня, что являлось закономерным отражением политики государства того периода в области образования населения. С конца 80-х годов началась перестройка нашего общества, что привело к смене приоритетов в социальной поли i икс. С легализацией и расширением коммерческой деятельности, с возможностью получения сиюминутной прибыли в сфере торговли престиж образования стал падать. Такая ситуация в открытой среде отразилась и на образовательном уровне лиц, лишенных свободы. Естественный в течение многих лет рост уровня образования осужденных в 1989 году прекратился, а в 1994-1995 годах начался его спад, который продолжается и сегодня. Так, например, в 1989 году (по данным специальной переписи) доля отбывавших наказание осужденных с образованием до 9 или 9 классов в колониях общего и усиленного режимов составляла 36,2%, в колониях строгого режима - 29,4% (из-за небольшого процента осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях особого режима - 6,4%, исследования в данном виде режима нами не проводились); с образованием 11 классов соответственно - 53,0 и 65,7%; имели высшее образование - 1,7 и 0,5%. А по данным Всероссийской контрольной переписи осужденных 1994 года, 40% из их числа в колониях общего режима имели до 9 или 9 классов (основное общее) образования и 26.1% из числа осужденных к лишению свободы в колониях строгого режима. Среднее общее (полное) образование получили 44,2% осужденных, находившихся в колониях общего режима, и 67% осужденных, содержавшихся в колониях строгого режима. Высшее образование имели 1,2% осужденных к лишению свободы в колониях общего режима и 0,5% -
в колониях строгого режима. Сравнивая эти показатели, можно констатировать, что в 1994 году по сравнению с 1989 годом количество осужденных (это число принимаем за 100%), имевших среднее общее (полное) образование в колониях общего режима, снизилось на 20,0%, а в колониях строгого режима их количество практически не изменилось. Такую ситуацию с осужденными, отбывавшими наказание в колониях строгого режима, на наш взгляд, можно объяснить неоднократным и (или) длительным пребыванием рецидивистов в учреждениях исправительной системы, где они ранее обязательно получали среднее образование.
Еще более удручающая картина резкого падения за последние годы уровня образования у несовершеннолетних осужденных. Представляется целесообразным более подробно остановиться на анализе уровня образования несовершеннолетних, поскольку ситуация в этой области существенно влияет на показатели рецидивной преступности, и, в целом, на профилактику преступности несовершеннолетних в стране. Так, если, по материалам переписи 1989 года, осужденные, отбывавшие наказание в воспитательно-трудовых колониях, имели: в пределах начального образования - 18,9%, неполное среднее - 69,5%, среднее общее - 10,6%, то уже. по данным переписи 1994 года, средний образовательный уровень (баллы) несовершеннолетних осужденных снизился на 10,7% и упал ниже уровня 1970 года (имеют в пределах начального образования - 34,6%, неполного среднего - 58,5% и среднего - 6,1%). Закон "Об образовании" (1992 г.), а также внесенные в него изменения и дополнения (1996 г.), законодательно закрепили снижение уровня обязательного образования в стране со среднего (полного) общего до основного общего образования. Таким образом, государство, принуждавшее ранее к бесплатному всеобщему среднему полному образованию, предоставило гражданам свободный выбор в принятии решения о получении того или иного уровня образования. В результате этой, казалось бы, гуманно-демократической акции уже в 1996-1997 учебном году по различным причинам не сели за парты 800 тыс. школьников в возрасте 6-17 лет (из них около 300 тыс. в возрасте 6-15 лет), оказавшись в свободное время на улице безнадзорными, что и привело многих из них на скамью подсудимых, а затем и в колонию. С 1991 но 1996 годы количество осужденных к лишению свободы.(лиц школь- ного возраста, которые нигде не учились и не работали) увеличилось в абсолютных цифрах в 2,5 раза. Распределение по юдам общего числа несовершеннолетних осужденных, не работавших и не учившихся, следующее: 1991 год-23,1%, 1992 год -27, 1%, 1993 год -34,5%, 1994 год - 38,2%, 1995 год - 40,1%, 1996 год - 40,6%, из них одна треть - неполучившис основного общего (9 классов) образования. В первом полугодии 2000 года количество несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательных колониях, не работавших и не учившихся, т.е. без определенного рода занятий, составило 48,5%. Из всех воспитанников колоний 24,4% имели к моменту осуждения лишь начальное образование, 50,2% - основное общее,!9,0% - среднее (полное) общее образование, 5,7% - среднее профессиональное и только 0,7% - высшее.
По данным Государственной статистической отчетности Министерства юстиции РФ (форма № 12), в среднем ежегодное увеличение количества несовершеннолетних осужденных за последние шесть лет составило 7,4%. Как видно из объективных цифровых показателей, в последние годы абсолютное число категории осужденных несовершеннолетних, нигде не учившихся и не работавших, неуклонно растет. Конечно, путь интеллектуального развития человека долог и труден, а материальное вознаграждение за него не всегда сиюминутно, поэтому иные несовершеннолетние находят более быстрые способы 5арабо-тать, но, к сожалению, минуя закон. Эта ситуация опасна уже потому, что может нарушиться баланс, допустимое равновесие между молодыми людьми, желающими получить образование более высокого уровня, и теми, кто решил его закончить лишь на начальных стадиях. Дальнейшее расслоение нашего общества по уровню образования приведет к более глубоким и сложным социальным процессам. Например, к появлению небольших сообществ со своей субкультурой, а значит, образом мыслей, чувств, образцами поведения. Но, как мы уже знаем, не всегда такие сообщества позитивно настроены по отношению к другим согражданам страны и в целом общества. Недовольство, дискомфорт, несправедливость, зависть, бедность - материальная и духовная, жадность, психологическая незащищенность - это то, что по существу и является причинами преступности. Расслоение общества по уровню образования, безусловно, способствует обострению всех этих негативных качеств. Сегодня темпы роста правонарушений среди несовершеннолетних в 15 раз опережают общие показатели темпов роста взрослой преступности (в 198! г. в преступлениях участвовало 100 тыс. подростков, в 1991 г. - 159 тыс., в 1993 г. - уже 203 тыс.)- В 1999 году закончился шестилетний период (1993-1998 гг.) некоторой стабилизации ситуации и даже снижения числа преступлений, совершаемых несовершеннолетними и при их соучастии. Количество преступлений почти сравнялось с уровнем 1995 года (209,8 тыс.) и составило 208,3 тыс. Однако по данным ГИЦ МВД России, по сравнению с 1998 годом, за 1999 год число преступлений, совершенных подростками, возросло на 10% (со 189,3 до 208,3 тыс.), а количество несовершеннолетних участников преступлений - на 11,3% (со 164,8 до 183,4тыс.у. Каждый четвертый несовершеннолетний правонарушитель сегодня - учащийся школы, а каждый пятый - нигде не учился и не работал. С 1995 года по 1999 год число несовершеннолетних учащихся и студентов, принимавших участие в преступлениях, увеличилось на 7,3%. В ближайшее время можно ожидать еще более существенный рост этого показателя, так как на 54,1% (с 371,6 до 572,7 тыс.) увеличилось количество учащихся общеобразовательных школ и на 50,5% (со 162,8 до 245,1 тыс.) - иных учебных заведений, доставленных в органы внутренних дел за противоправную деятельность. Более того, 49,3 тыс. подростков, доставленных в 1999 году в органы внутренних д'зл, не имели даже начального образования! Тревожит и тот факт, что за последние пять лет число неработающих и неучащихся несовершеннолетних - участников преступлений увеличилось на 2,0%. Резервом преступников указанной категории можно считать и возросшую на 9,4% армию неработающих и неучащихся подростков, доставленных в милицию по различным основаниям. Кроме того, продолжает оставаться высокой криминальная активность детей в возрасте до 14 лет: в 1999 году количество подростков, совершивших общественно опасные деяния, по которым уголовные дела были прекращены или в их возбуждении было отказано в связи с недостижением возраста привлечения к уголовной ответственности, 4 См Преступность несовершеннолетних в России (1995-1999 гг.) М ГИЦ МВД России, 2000 составило 106,2 тыс. Следует отмстить, что по приговорам судов не все несовершеннолетние правонарушители осуждаются к лишению свободы, эта мера наказания применяется не более чем к 50% данной категории преступников. За последние шесть лет количество несовершеннолетних осужденных к лишению свободы выросло в 1,5 раза, рецидивная преступность среди несовершеннолетних за тот же период возросла более чем в 3,5 раза! Таков результат государственной политики в области образования, законодательно закрепленного снижения уровня обязательного образования для граждан страны, что, безусловно, является показателем общей культуры подрастающего поколения. Как видим, незанятость учебой из-за отсутствия потребности в обучении либо невозможности ее оплачивать, отсутствие достойной работы в силу возраста, а также низкого уровня общего и неполученного профессионального образования приводят многих несовершеннолетних к противоправному поведению, к «преступной» работе, влекущей за собой уголовное наказание в виде лишения свободы. Пока, к сожалению, не изменило общей ситуации в стране и принятие в июне 1999 года Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Принятие закона не может гарантировать быстрых и положительных результатов, поскольку на практике еще не отработаны механизмы взаимодействия всех субъектов - органов и учреждений системы профилактики. Как изменился уровень образования осужденных за последние годы? Сравнительный анализ материалов Специальной переписи 1989 года и Всероссийской контрольной переписи осужденных 1994 года позволяет утверждать, что за период с 1989 по 1994 годы снизился образовательный уровень как взрослых, так и несовершеннолетних осужденных. Этот вывод соответствует итогам нашего исследования в исправительных учреждениях. Особый интерес представляют данные об уровне образования несовершеннолетних правонарушителей, отбывавших наказание в воспитательных колониях. Из общего количества обследованных (4503 осужденных) 68,1% не имеют основного общего образования, причем в некоторых регионах эта цифра значительно выше средних показателей. Так, в Краснодарском и Красноярском краях, а также в Омской области число несовершеннолетних правонарушителей, не закончивших 9 классов, составляет соответственно 89,4, 83,6 и 80,5%. Лишь 3,7% от общего числа несовершеннолетних закончили 11 классов и получили аттестат о среднем (полном) общем образовании. Эти цифры свидетельствуют в целом о низком уровне общего образования несовершеннолетних и его различиях. Понятно, что в этой ситуации (с целью выравнивания осужденных по уровню общего образования как обязательное условие их последующего профессионального роста) общеобразовательные школы в воспитательных колониях не только должны быть сохранены, но и организационно и методически усилены, с целью выполнения чрезвычайно важной задачи по ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей. Тяжелый, болезненный переход страны к новым экономическим отношениям всех субъектов общества создаст все новые и новые проблемы и в организации обучения, воспитания, жизни в местах лишения свободы. Современная социально-экономическая ситуация в стране существенно сказывается на работе всей уголовно-исполнительной системы. Несмотря на незначительное снижение (по официальной статистике) роста прсс!упности за последний год, количество убийств и других тяжких преступлений против ллчности неуклонно растет. Однако наше общество сегодня не готово инвестировать деньги в необходимом количестве на решение комплекса проблем, связанных с профилактикой и борьбой с преступностью, условиями содержания осужденных и совокупностью мероприятий, направленных на их рссо-циализацию. Именно поэтому в настоящее время в учреждениях уголовно-исполнительной системы осложнились условия для реализации осужденными своих конституционных прав, в том числе и на получение профессионального образования Произошла серьезная деформация системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки осужденных не только на производстве, но и в сфере учреждений профессионального образования. Но, как не парадоксально, сегодня одни решают вопрос о необходимости профессионального образования и профессионального обучения осужденных; другие убеждены в его обязательности, но не знают, кому это надо. Какие категории осужденных по возрастным, психологическим особенностям, образовательному уровню, а также по режиму содержания испытывают потребность в дальнейшем про- фсссиональном образовании? Целью настоящего исследования являлось изучение условий, позволяющих эффективно функционировать системе профессионального образования осужденных, а также факторов, препятствующих данному процессу. Кроме того, одной из задач научной работы было выявление профессиональных потребностей осужденных, отбывающих наказание в различных режимах содержания. Для этого были разработаны: методика сбора информации, позволяющая изучить организацию образовательного процесса в колониях, уровни общего и профессионального образования осужденных; персональный опросник для изучения профессиональных потребностей осужденных; специальный психологический тест для сопоставления объективных и субъективных данных о профессиональных возможностях осужденных. Исследование было организовано в различных регионах, информация была получена из 36 колоний 12 регионов России, обследовано 43538 осужденных. На наш взгляд, изучение современных проблем организации общего и профессионального образования осужденных не может ограничиваться каким-либо одним уровнем проблем социологическим, экономическим, правовым или финансовым, психологическим или псдагошчсским. В основу научного анализа ситуации должен быть положен принцип системного подхода. Изменилась правовая регламентация организации профессионального образования в исправительных учреждениях. В соответствии с Конституцией РФ государство гарантирует «общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях»5. Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992,1996 годы) «для граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых и исправительно-трудовых учреждениях, администрацией этих учреждений и государственными органами управления образованием создаются условия для получения основного общего и начального профессионального образования, профессиональной подготовки, а также самообразования»6. 3 Конституция Российской Федерации П 2 ст 43 ''О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании». М, 1996. П- 12 ст. 50. Более того, «государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые»7. Данная правовая норма распространяется и на осужденных. Однако осужденные в нашей стране находятся в более выгодном положении по сравнению с обычными учащимися, поскольку предельный возраст получения основного общего образования законом не установлен и, более того, они могут бесплатно получить профессиональное образование по нескольким специальностям, а единственным условием «конкурса» на зачисление в образовательное учреждение для них является судимость. В свою очередь, в Законе Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» на уголовно-исполнительную систему возложена задача обеспечения общего профессионального образования и профессионального обучения осужденных8. Следовательно, «осуществлять общее и профессиональное образование и профессиональное обучение» осужденных должны учреждения, исполняющие наказания9. (Понятие «профессиональное образование» предполагает получение профессии в образовательном учреждении. Под термином «профессиональное обучение» понимается индивидуальное или бригадное обучение специальности непосредственно на производстве.) Однако реализация конституционного права граждан в получении среднего профессионального образования в условиях исправительных учреждений для большинства осужденных сегодня проблематична в силу ряда причин. Во-первых, среднее профессиональное образование базируется на неоконченном среднем общем (9 классов), а также на полном сред- 7 О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании». М., 1996. П. 3 ст. 5. к См.. Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». П. 3 ст.2. 9 См.: Там же. П. 3 ст. 13. нем общем образовании (11 классов), получение которого с 1992 года стало необязательным, Во-вторых, снижение обязательного уровня общего образования, а также перестройка финансово-экономической системы в нашей стране повлекли за собой сокращение школ и ПТУ в учреждениях, исполняющих наказание (в 1994 году закрыто 4 ПТУ в УИС). В-трстьих, «новые русские осужденные» имеют крайне низкий уровень общего образования (9 классов и менее), что не позволит им перейти к следующей ступени их профессионального роста. В-четвертых, в настоящее время учебный процесс профессиональных училищ колоний предполагает предоставление осужденным только начального профессионального образования независимо от уровня общего (9 или 31 классов). По данным исследования, в колониях общего режима из 19591 осужденного 13% имеют неполное основное общее образование (до 9 классов), 30,2% - основное общее (9 классов), 52,5% осужденных успели получить среднее (полное) общее образование (II классов), а 13,5% из них уже имеют среднее профессиональное образование, лишь у 2,1% осужденных - высшее образование, оставшиеся 2,2% приходится на психически неполноценных и безграмотных. Таким образом, потенциальных претендентов на получение среднего профессионального образования - 39% из числа обследованных осужденных, находящихся в колониях общего режима. Однако, как показывают результаты анкетного опроса, не все из них хотели бы повысить свой профессиональный уровень. К сожалению, таких желающих оказалось ничтожно мало - 7,1% от числа осужденных, имеющих полное среднее образование и не имеющих среднего профессионального образования, что составляет 2,8% от числа обследованных осужденных, отбывающих наказание в колониях общего режима. Анализ уровня образования осужденных в колониях строгого режима позволяет утверждав, что из 19444 человек только 11,5% имеют неоконченное основное общее (до 9 классов), 21,6% - основное общее образование (9 классов), 59,7% смогли получить среднее (полное) общее образование (11 классов), а 10,0% из них имеют среднее профессиональное образование и у 0,9% осужденных - высшее образование, 6,3% составляют психически неполноценные и безграмотные. Следовательно, потенциальных претендентов на получение срсд- него профессионального образования выявлено 49,7% из числа обследованных осужденных, находящихся в колониях строгого режима. Но хотят получить среднее профессиональное образование, по данным нашего анкетного опроса, лишь 18,6% от числа осужденных, имеющих полное среднее образование и не имеющих среднего профессионального образования, что составляет 9,2% от числа обследованных осужденных, отбывающих наказание в колониях строгого режима. В общем же, из 39035 опрошенных осужденных, находящихся в колониях общего и строгого режимов, лишь 12% хотели бы получить среднее профессиональное образование, имея для этого необходимую общеобразовательную базу, причем таких осужденных, содержащихся в строгом режиме, в 3,3 раза больше, чем в колониях общего режима. Задача повышения общекультурного, образовательного уровня осужденных осложняется и еще одним обстоятельством. Сравнительный анализ статистических данных показывает, что осужденные, отбывающие наказание в колониях строгого режима и желающие продолжить свое профессиональное образование по сравнению с осужденными, содержащимися в колониях общего режима, старше на 10 лет. Если в колонии общего режима возраст этой группы лиц 21-25 лет, то в колонии строгого режима - 31-35 лет. Это различие, на наш взгляд, можно объяснить тем, что в колониях общего режима отбывает наказание более молодое поколение, выросшее в период перестройки. Оно пыталось зарабатывать деньги не ia счет своей профессиональной квалификации, а используя финансово-правовую нестабильность существующих рыночных отношений, в большинстве случаев его теневых сторон. Жить таким образом, по их мнению, можно и без образования. Многие из них, как показал наш анкетный опрос осужденных, желая работать после освобождения в коммерческих структурах менеджерами, брокерами, фермерами и т.п., не считают для себя необходимым получить какую-нибудь профессию, повысить свой образовательный и культурный уровень. Осужденные, отбывающие наказание в колониях строгого режима, относятся более серьезно к своему профессиональному образованию в силу большего жизненного опыта, осознания современной социально-экономической ситуации и своего места в обществе. Отказ подростков еще на свободе от посещения общеобразовательной школы и как одна из причин омоложение подростковой пре- ступности - таковы последствия столь высокого процента малограмотных воспитанников колоний. Целью нашего исследования являлся комплексный анализ общего и профессионального образования у лиц, отбывающих наказание. По данным исследования, 45,4% осужденных, находящихся в колониях общего режима, в данный момент не имеют профессии, из них 70% закончили не более 9 классов. Среди осужденных, отбывающих наказание в колониях строгого режима, 27,6% не определились профессионально, из них более 50% имеют общее образование до 9 классов. Однако трудовые навыки по уже имеющимся профессиям, полученные осужденными до лишения свободы или в колониях, при распределении их по учреждениям для исполнения наказания, к сожалению, не учитываются. Включение осужденного в трудовой процесс, реализованная возможность продолжения его образования по выбранной ранее специальности - это и психологическая поддержка, и одобрение, и удовлетворение от осознания своей необходимости, это и уверенность в возвращении. Безусловно, использование уже имеющегося общего и профессионального уровня у осужденных - одна из центральных задач на пути их социокультурной рссоциализации. По данным исследования, среди осужденных, отбывающих наказание в колониях общего режима, имеющих общее среднее образование и профессиональную подготовку, только 14,8% используются по специальности, полученной до осуждения. А среди лиц, имеющих полное среднее и среднее профессиональное образование, лишь 14,4% востребованы в трудовой деятельности по имеющейся у них специальности. Из числа осужденных с высшим образованием работают в колонии по специальности всего 18%. Аналогична информация о трудоиспользовании по ранее полученным специальностям осужденных, находящихся в колониях строгого режима. Из осужденных, имеющих неоконченное среднее образование и профессиональную подготовку, работают по специальности всего 17%. А из тех, кто завершил среднее общее образование и имеет профессиональную подготовку, работают по специальности, полученной до осуждения -21,4%. Осужденные, имеющие полное среднее и среднее профессиональное образование, используются по освоенной ими профессии -18,6%. Из числа осужденных с высшим образованием работают в колонии по своей специальности 24,3%. Нельзя не отметить положительную тенденцию: как видно из приведенных данных, процент предоставления работы по полученной ранее специальности выше у лиц, имеющих высшее образование -специалисты нужны везде, что вполне закономерно. В то же время государство, предоставляя осужденным возможность получить иную, новую профессию, подчас вторую, третью и даже четвертую, и причем бесплатно, создает условия для превращения осужденного во всесторонне развитую гармоническую личность с высоким уровнем профессионального образования по ряду профессий. Для государства это дорого, но, организуя систему образования в исправительных учреждениях таким образом, оно дает осужденным шанс избрать для себя путь скорейшей ресоциализации. Одним из главных объектов совершенствования процесса образования является обучаемый субъект - сам осужденный, его индивидуально-психологические особенности. На личностном уровне было проведено психологическое тестирование 200 осужденных (по случайной выборке), находящихся в колониях общего и строгого режимов. Использован рисуночный тест, позволяющий на бессознательном уровне определить психологическую направленность личности на реализацию своих потенциальных способностей в различных видах деятельности, т. е. выявляющий совпадение психофизиологических возможностей осужденных с их профессиональными потребностями. Было выделено шесть типов индивидуально-типологических различий по характеру, активности и отношению к деятельности, в том числе и профессиональной. Из них к «доминирующему» типу можно отнести 25,4% осужденных, к «ответственным исполнителям» - 9,2%, «тревожно-мнительным» - 16,2%, к «рациональному» типу - 12,7%, к «интуитивному» - 14,5% и к «творческому» - 22,0%. По характеру отношения к деятельности, профессиональной активности и, прежде всего, по желанию продолжить свое профессиональное образование выявлено следующее: преобладает «доминирующий» тип - 64% осужденных, из них 14% не имеют профессии; на втором месте - «рациональный» - 59%, из них не имеют профессии -23%; на третьем - «тревожно-мнительный» - 57%, из этого количества 38% осужденных не имеют профессии; на четвертом - «интуитивный» - 56%, без профессии - 14%; на пятом - «ответственный исполнитель» - 44%, все осужденные этого типа имеют профессию; и на шестом - «творческий» - 42%, из них 19% не имеют профессии. Доминирующий тип - потенциальные руководители и они не стремятся приобрести рабочую специальность, большинство из них хотят получить высшее образование и работать в коммерческих структурах (иметь свое дело, быть менеджером, брокером, фермером и т.п.). Среди осужденных этого типа, как показал анализ, 50% хотят получить иную профессию. Рациональный тип - осужденные данного типа ориентированы на современные социально-экономические условия жизни, хотят получить такую профессию, на которую в настоящее время есть спрос (специальности для работы в коммерческой структуре, программисты ЭВМ, водители и т.п.). Из этих осужденных 36% желают получить вторую профессию. Тревожно-мнительный тип - те из них, кто не имеют профессии, стремятся получить хотя бы какую-нибудь, чтобы иметь средства к существованию, а те из них, у кого уже есть профессия (в большинстве случаев не одна), хотели бы на всякий случай приобрести еще, так как представители этого типа легко могут поменять как место работы, так и специальность (какую специальность хотят получить, они, как правило, не знают). Дополнительную профессию не прочь получить 19% осужденных этого типа. Интуитивный тип - отлично понимают, что, не имея профессии или имея ту, на которую в настоящее время нет спроса, прожить достаточно сложно, поэтому стремятся получить конъюнктурную специальность (будет меняться спрос - будут менять профессию). Среди них 42% хотят поменять профессию. Ответственный исполнитель - качественно и ответственно выполняют свою работу, редко меняют направление выбранной профессии, хотят повышать свою квалификацию и образовательный уровень. Среди тех, кто изъявил желание получить профессиональное образование (44%), нет ни одного, кто не имел бы профессии. Творческий тип - обладают творческими, художественными или иными способностями. Стремятся повысить свою квалификацию или получить образование, соответствующее их способностям. Среди них 23% хотят повысить образовательный уровень. Результаты психологического тестирования подтвердили данные анкетирования осужденных, их осознанных ответов о своих профессиональных потребностях, а также статистических показателей информации, полученной из двенадцати регионов России. Однако следует учитывать, что выявленные типологические особенности проявляются при нормальном развитии психики. В противном случае, индивидуальные особенности могут быть реализованы антисоциальным, неприемлемым путем, вплоть до преступной деятельности, что может привести к рецидиву. В связи с этим количество осужденных, обладающих потенциальными возможностями реально получить образование, будет значительно меньше, так как аномальное психическое развитие не позволит им реализовать свои профессиональные желания и потребности. Характерно, что из всех 200 обследованных осужденных в Республике Карелия 20% не имели профессии до осуждения. К этому стоит добавить и то, что из 2819 осужденных, отбывающих наказание в колониях общего и строгого режимов этой Республики, 59% (!) до осуждения не рабо(али. а значит, большая часть из них не имели средств к существованию. На первый взгляд, пар
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|