Совершенствование системы образования в местах лишения свободы
Потребность любого человека в образовании связана е объективно происходящей динамикой научно-технического прогресса общества, развитием культуры общества, а также комплексом субъективных аспектов - от способностей человека до его притязаний. Сущностное представление о развитии общества, его кулыуры можно сформулировать как прогрессирующее самопроизводство посредством саморазвития общественного человека. В этом контексте образование является важнейшей технологией, содержанием и формой такого самопроизводства. И если научно-технические достижения являются фиксацией уровня технологического развития, то культура выступает показателем уровня человеческого в человеке, мерилом его развития как социального существа. |ч См Хуторская Н Б Институт пробации в США' уголовно-правовые, криминологические и организационно-управленческие аспекты Авторсф. лис... канд юрид наук. М.,1992 См Исполнение уголовного наказания в виде лишения свободы в Англии и У злее. Лекция М Академия МВД России, 1995
Наметившаяся в последние десятилетия технократическая ориентация воспитания и образования в ущерб духовно-нравственному, художественно-эстетическому приводит человека к духовной нищс-ге, моральному уродству, потере нравственных ориентиров и ряду других проблем, в том числе и криминологического порядка. Подавляющее большинство осужденных имеют низкий уровень образования и, как мы уже отмечали, тенденция его падения сохраняется. Многие осужденные утратили общечеловеческие идеалы и ценности, стали жестокими и циничными, и после совершения npcciyn-лсния общество вынуждено их изолировать. Чтобы полноценное возвращение (ресоциализация) осуждение! о в общество состоялось, необходимо дать ему образование и воспитать его в соответствии с достижениями научно-технического прогресса, а также уровнем культуры в обществе Однако, учитывая деформацию в духовно-нравственной сфере осужденных, вес усилия сотрудников исправительных учреждений должны быть направлены на организацию эффективного процесса социокультурной ресоциализации осужденных
Именно полому одним из стратегических направлений совершенствования системы образования в местах лишения свободы является его гуманизация, направленная на формирование интеллекта, воспитание культуры чувств, эмоций, выработку определенной системы жизненных ценностей и ориентиров, на убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию. Главная задача педагогического персонала исправительных учреждений заключается в мобилизации всего комплекса воспитания, образования, просвещения и культуры на формирование у осужденных гуманистической ориентации личности с целью возвращения в социокультурное пространство страны. Механический рост знаний как простое наращивание информации, без творческого осмысления контекста, может привести к инертности личности и механическому восприятию социальной жизни Проблемы образования входят составной частью в комплекс социальных проблем, с коюрыми сталкивается каждый человек Прежде всего необходимо совершенствовать организационно-правовые основы системы образования осужденных в исправительных учреждениях. В соответствии с Конституцией РФ государство гарантирует "общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессиональною образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях" (п. 2 ст. 43) и "каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии" (п. 3 ст. 43).
Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (J993 г.) возложил на уголовно-исполнительную систему задачу обеспечения общего, профессионального образования и профессионального обучения осужденных (п. 3 ст. 2). Как видно, этот закон имеет определенное рассогласование с конституционным правом граждан на получение образования разных уровней. Эго позволяет неоднозначно трактовать задачи уголовно-исполнительной системы в области профессионального образования осужденных и предоставления им необходимых условий для получения общего образования, профессиональной подготовки (обучения) и профессионального образования (начального, среднего и высшего). В Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации (1997 г.) ст. 108 регламентирует порядок получения осужденными профессионального образования и профессиональной подготовки. Согласно п. 1 "в исправительных учреждениях организуются обязательное начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии (специальности), по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него". Таким образом, ст. 108 УИК РФ жестко ограничила конституционное право граждан (осужденных) на получение профессионального образования более высокою уровня, кроме профессиональной подготовки и начального профессионального образования. Реализация в полном объеме конституционных норм в области общего и профессионального образования осужденных станет возможна, если в законодательном порядке будут внесены изменения и дополнения в УИК РФ и в Федеральный закон об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы. Уголовно-исполнительная система МВД, а ныне - Министерства юстиции России до недавнего времени располагала одной из наиболее крупных и развитых в мировой пенитенциарной практике систем общей и профессиональной подготовки (обучения) и образования рабочих кадров из числа осужденных в силу ее ориентации на нужды широко развитой производственной базы с большими и стабильными
объемами выпускаемой продукции. Однако за последние годы из-за сокращения государственных заказов производственным предприятиям уголовно-исполнительной системы, и, соответственно, значительного уменьшения количества требуемых рабочих мест, а также из-за отсутствия достаточного финансирования профессиональных училищ, работающих в УИС, наметилась угрожающая для этой системы тенденция резкого сокращения количества профессиональных училищ. Так, в течение 1995 года из 353 профессиональных училищ было закрыто 20, в 1996 году их уже стало меньше еще на 29. К концу 1996 года в сис В ближайшие годы потребуется разработка принципиально иной концепции системы образования, в основе которой будут новые организационно-правовые условия и методические приемы, отличающиеся гибкостью, многовариантностью (как в уровневом, так и в профессиональном плане) с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Рассогласованность правового и финансового обеспечения деятельности образовательных учреждении в местах лишения свободы привела к деформации системы общего и профессионального образования осужденных. Чтобы сохранить во многом уникальную систему общего и профессионального обучения и образования осужденных в нашей стране, необходимо принять ряд кардинальных мер в масштабе всего государства. Сегодня создать гибкую систему общего и профессионального образования осужденных к лишению свободы возможно, если целью ее работы будет выравнивание их уровня образования до общепринятых государственных стандартов, а также будет организовано получение профессиональной подготовки или профессии, востребусмой в открытой среде.
Классификационная структура системы профессионального образования осужденных в УИС не должна существенно отличаться от государственных стандартов, в которых выделено 5 ступеней: 1 ступень - ускоренная профессиональная подготовка; 2 ступень - начальное профессиональное образование по профес 3 ступень - начальное профессиональное образование по профес 4 ступень - повышенное профессиональное образование рабочих повышенное профессиональное образование специалисюв среднего звена (в техникумах, колледжах и др. формах); 5 ступень - послевузовское профессиональное образование: бака Создание условий для функционирования гибкой системы общего и профессионального образования, обучения и профессиональной подготовки, которая в полной мере могла бы реализовать конституционное право осужденного и которая должна включать: а) профессиональную подготовку, имеющую целью приобретение б) начальное профессиональное образование; в) среднее профессиональное образование, реализуемое в сред г) неполное высшее образование, в объеме двух курсов; д) высшее профессиональное образование с квалификацией "бака е) высшее профессиональное образование с квалификацией "спе ж) высшее профессиональное образование с квалификацией "ма Исходя из вышеизложенного, представляется целесообразным и актуальным изучение проблем, связанных не только с профессиональной подготовкой осужденных, но и возможностью совершенствования системы их обще! о и профессионального образования и обучения в новых условиях хозяйствования с получением квалификации, подтвержденной соответствующим документом. С отменой (Закон "Об образовании" L992 года) обязательности среднего (полного) общего образования возникли дополнительные проблемы в исправительных учреждениях с организацией и получением осужденными начального, среднего и высшего профессионального образования, так как не все заключенные на сегодняшний день имеют соответствующее общее образование и в силу этого не могут поступить во многие средние и высшие профессиональные учебные заведения.
Для повышения профессиональной квалификации осужденных с предоставлением возможности приобретать среднее и высшее профессиональное образование необходимо в первую очередь повысить их общеобразовательный уровень, доведя его до общего (полного) среднего образования. В соответствии с Законом "Об образовании" осужденных можно распределить по 4 уровням имеющегося у них общего образования; 1-й - в пределах начального (не более 4 классов); 2-й - неполное основное (5-8 классов); 3-Й - основное (9 классов); 4-й - среднее (полное) общее (11 классов). По данным исследования уровня образования осужденных, в колониях общего режима имеют неполное основное образование (1-й и 2-й уровень) - 13% осужденных, основное (3-й уровень) - 30,2%, среднее (полное) общее (4-й уровень) - 52,5% осужденных. В колониях строгого режима соответственно: 11,5%, 21,6%, 59,7%. В среднем это выглядит следующим образом: 1-й и 2-й уровень - более 12,0% осужденных, 3-й уровень - около 26,0%, 4-й уровень - более 56,0% осужденных. Таким образом, более половины осужденных не может реализовать свое конституционное право на получение среднего и высшего профессионального образования в силу действия ст. 108 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Сложнейшей проблемой в местах лишения свободы является сегодня организация общего образования, поскольку отменен единый обязательный минимальный уровень общего образования. На практике в одной колонии осужденные могут иметь все уровни образования: от 1-го пройденного класса до 11 классов общеобразовательной школы. Для выравнивания осужденных по уровню общего образования в каждой колонии должны быть созданы условия, подобные общеобразовательной школе, с полным набором учителей по всем предметам. Понятно, что в этом случае наполняемость классов будет неравномерна, а подчас и минимальна, с нарушением требований Министер-
ства образования. Организованное таким образом общее образование для осужденных в каждой колонии государству экономически невыгодно, но с любой точки зрения это необходимо. Лишать их не только конституционного права, но и возможности более мягкой ресоциали-зации в открытую среду, морально-психологической стабильности, нельзя. Следует искать новые формы организации системы общего и профессионального образования в местах лишения свободы. В связи с этим, на наш взгляд, уместно вспомнить опыт зарубежных коллег. В мировом опыте существует практика распределения осужденных по исправительным учреждениям в соответствии с их уровнем образования и желанием или нежеланием его продолжать (и по какой специальности). Существует и другое решение проблемы, когда в закрытое исправительное учреждение приглашают учителей из общеобразовательной школы, расположенной вблизи тюрьмы. Либо под присмотром надзирателей заключенных, нуждающихся в получении общего образования, возят на занятия в общеобразовательную школу. Во всех этих случаях, как ни парадоксально, значительно экономятся средства. Слишком дорого, считают зарубежные коллеги, содержать в каждой колонии (тюрьме) здание школы, а также полноценный штат учителей и обслуживающего персонала. Целесообразнее, по их мнению, поручить организацию общего образования заключенных специалисту - социальному работнику, иметь в тюрьме несколько специальных автобусов и шоферов. При этом действительно реализуется дифференцированный подход к проблемам образования осужденных. Не все проблемы до сих пор решены и с профессиональным образованием российских осужденных. Так, в 1996 году 49500 осужденных к лишению свободы, или 41,6% от общего числа обученных, приобрели первичные профессиональные навыки (ступень "а") на производстве (в разных формах обучения). Свидетельства о получении начального профессионального образования (ступень "б"), т.е. рабочую профессию, приобрели в профессиональных училищах 69544 чел., или 58,4% от общего числа обученных. За последние годы среднее профессиональное образование не было получено ни одним из осужденных, имеющим на это право. Более шести лет идет эксперимент по организации для осужден статистическая академия, Университет Нестеровой и другие высшие учебные заведения, используя дистанционную форму обучения, оказывают услуги по подготовке специалистов высшей квалификации в колониях по всей России. Однако с появлением в наших исправительных учреждениях возможности получения осужденными высшего образования решена лишь часть проблем, связанных е системой образования в местах лишения свободы. Сегодня в пенитенциарной системе России пока не созданы условия, не отработаны организационно-правовые механизмы получения осужденными профессионального образования различных ступеней с учетом разного уровня их общего образования. Разобщенность деятельности образовательных учреждений в колониях ввиду их относительной самостоятельности, а также отсутствие должностного лица (или лиц), специально занимающегося стратегией повышения общего и профессионального уровня каждого осужденного, затрудняют организацию гибкой системы общего и профессионального образования граждан, находящихся в местах лишения свободы. Теоретически тот осужденный, который закончил 11 классов, может получить либо начальное профессиональное образование в профессиональном училище колонии, либо высшее (по дис-ганционнон или заочной форме обучения), но уже при наличии денег. На практике это удастся реализовать не везде. На сегодня потенциал осужденных, имеющих даже среднее общее (полное) образование, не всегда может реализоваться в профессиональном плане, а чаше он даже нивелируется с низким общеобразовательным уровнем большинства осужденных. Между тем очевидно, что педагогически выверенное, правильно организованное, интерсено поставленное профессиональное обучение вызывает у осужденных нравственные и эстетические переживания, развивас! культуру труда, возвращая его к социокультурным нормам открытой среды. Понятно, что в ситуации жесточайшей конкуренции рабочих мест в открытой среде уровень начального профессионального образования (на базе 9 классов) явно недостаточен. Этот факт существенно затруднит бывшему осужденному поиск места работы и тем самым, еще более осложнит процесс его ресоциалшации. Для создания условий в целях получения осужденными профессионального образования различного уровня чрезвычайно важны и актуальны проблемы финансового обеспечения деятельности образовательных учреждений в исправительной системе. Министерство юстиции России является собственником зданий, производственных мает ерских, оборудования, наглядных пособий, оргтехники и т.п. для размещения профессиональных учи производственной базы профессиональных училищ. На оплату труда педагогического персонала училищ при ИУ затраты Минобразования России составили около 33,7 млрд рублей, но так как эта сумма переводится в областные бюджеты обезличенно, то субъекты федерации в первую очередь обеспечивают финансирование ПУ, находящиеся в их собственности. Нами проанализирована практика финансирования профессиональных училищ в исправительных учреждениях УИН. В настоящее время сложилась трехуровневая система их финансирования: из федерального, областного и районного бюджетов. В соответствии с законами Российской Федерации "Об образовании" и "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", "Типового положения об учреждении начального профессионального образования"17, а также "Инструкции по организации начального профессионального образования осужденных в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"1* учебные заведения - ПУ при ИУ являются государственными учреждениями федерального уровня собственности и должны финансироваться из федерального бюджета. Они учреждаются, реорганизуются и ликвидируются Министерством образования РФ по согласованию с центральным органом управления уголовно-исполнительной системы России по предложению соответствующих органов: управления образованием и управления (отдела) по исполнению наказаний субъекта РФ. Руководствуясь письмом Министерства образования РСФСР от 17.07.1989 года Главами Администраций субъектов Российской Федерации были приняты решения о финансировании профессиональных училищ при ИУ из областных бюджетов. Спустя пять лет это решение узаконило Федеральное Собрание Российской Федерации, приняв Закон "О федеральном бюджете на 1994 год" (ст. 30). Начиная с 1994/1995 учебного года финансирование системы начального профессионального образования переведено из федерального бюджета на бюджеты субъектов Российской Федерации. 17 См.: Постановление Правительства РФ от 05.06.94 № 650. |К См.: Приказ МВД России и Минобразования России от 22.11.95 № 5927446. На сегодняшний день эта двусмысленная ситуация создает условия для отказа в финансировании профессиональных училищ при ИУ. Так, районная администрация г. Коврова отказалась финансировать профессиональное училище № 4 при УИН области. Главой администрации Владимирской области Н. Виноградовым было направлено письмо (от 17.02.1997г. № 01/02-19-158) в Правительство Российской Федерации (копии в Министерство образования, в Министерство внутренних дел России, а также в Министерство финансов) с изложением сложившейся ситуации и с просьбой о приведении в соответствие с действующим законодательством порядка финансирования данных учебных заведений и о финансировании учреждений начального профессионального образования при УИН области Министерством образования РФ за счет средств федерального бюджета. Ответы из Министерств были отрицательными. Возникшая в г. Коврове конфликтная ситуация переросла в судебное, разбирательство. Длительное время проблема остается нерешенной как во Владимирской области, так и по всей стране. Таким образом, сложившаяся трехуровневая система финансирования профессиональных училищ при ИУ, неурегулированность порядка финансирования данных учебных заведений приводят на практике к отказу от их финансирования на уровне субъектов федерации и к сокращению финансирования более чем на 50% от требуемых •затрат из федерального бюджета. Очевидно, что существующая система профессионального образования осужденных с перечнем молопрестижных и практически нс-вострсбусмых в условиях открытой среды профессий нуждается в основательной перестройке и переориентации. С большим количеством проблем, связанных с организацией общего и профессионального образования заключенных, сталкиваются и наши зарубежные коллеги. Однако изучение их опыта организации системы образования заключенных даст основания для использования его позитивных результатов в России. В финансировании общего и профессионального образования заключенных за рубежом принимают участие государственные органы образования и муниципалитеты, однако в основном их обучение финансируется тюремными властями, т.е. федеральным ведомством. Общее образование, и особенно профессиональная подготовка, рассматриваются как одно из главных звеньев процесса ресоциали-зации заключенных после освобождения. Позитивный опыт зарубежных стран в создании условий для получения заключенными общего и профессионального образования следует учитывать при создании и разработке новых подходов к организации системы образования осужденных в нашей стране. Еще один путь - индивидуальный подход к осужденному при выборе и создании оптимальных условий в исправительном учреждении для его последующего образования. При распределении осужденного в колонию необходимо подходить дифференцированно, с учетом особенностей конкретного человека, предварительно изучив уровень его общего и профессионального образования, а также потребность в продолжении профессионального роста. И только после и на основании этого сделать заключение о направлении в ту или иную колонию, где есть возможность продолжения его образования. Необходимо решить вопрос о педагогической и экономической целесообразности наличия в каждой колонии и школы, и профессионального училища. Такая практика была оправдана, во-первых, обязательным в стране средним образованием (сегодня - среднее (полное) общее образование), во-вторых, наличием в каждой колонии производства, требующего квалифицированных рабочих кадров. Сегодня ситуация кардинально изменилась: уровень обязательного обра ювания снижен, а производственные мощности, как правило, стоят. Исчезла очевидная потребность в образовании, а значш и и образовательных учреждениях. В школах и профессиональных \чштшца\ мало учащихся. Повлиять на ситуацию можно и нужно. Один из возможных путей - сократить количество школ и профессиональных училищ, изменив при этом их кагсгорийноеть. Сегодня она зависи! от наполняемости школы учащимися, около 300 чел. Так определяется разрядность педагогов и директора школы - максимальный - 12-й разряд с соответствующей заработной платой. Другой путь - следовало бы пойти на предоставление льгот для осужденных, которые учатся. Так, в Финляндии заключенным, занятым учебой, выплачивается денежное вознаграждение на таких же условиях, как и работающему в размере в среднем от 2 до 3,15 марок в час. Подводя итоги сказанному, можно констатировать в целом низкий уровень потребности в повышении образовательного уровня у большинства осужденных молодежного возраста; об отсутствии финансовых возможностей на оплату образования; бесперспективность и непрестижность ряда профессий, предлагаемых в исправительных учреждениях; негативное влияние установок и требований социокультурной среды в местах лишения свободы (учиться - «западло». «профессионал» никогда не будет работать и пр.). Все эти факторы в той или иной мере оказывают влия- влияние на уровень образования и культуры осужденных и на перспективы их социокультурной ресо-циализации. Анализ комплекса социокультурных проблем общества, влияющих на уровень общего и профессионального образования осужденных, позволяет сделать вывод о том, что система общего и профессионального образования в исправительных учреждениях России переживает те же проблемы, что и в целом в обществе: общее образование осужденных характеризуется как многоуровневое; предлагаемый осужденным уровень профессионального образования, его содержание не отвечают современному уровню науки, техники, социальных технологий; среди большинства осужденных продолжает падать престиж образования; постоянно снижаются затраты на образовательные учреждения в ИУ; качественное профессиональное образование для осужденных становится все более недоступным. Из этого следует необходимость: дальнейшего изучения целесообразности организации и содержания в каждой колонии образовательных учреждений: школ и профессиональных училищ; решения проблемы финансирования общеобразовательных и профессиональных учреждений УИС из федерального бюджета; ликвидации двойного подчинения администрации ПУ органам образования и органам исполнения наказания субъектов Российской Федерации; применения дифференцированного подхода к выравниванию уровней общего образования осужденных путем распределения по колониям, где осужденный сможет получить образование более высокого для него уровня; разрешения о финансировании профессиональной подготовки по второй и более специальностям, получения среднего специального, а также высшего профессионального образования не только за счет средств учреждений, органов и предприятий уголовно-исполнительной системы, но и самого осужденного, общественных фондов, организаций, частных лиц; расширения должностных функций заместителя начальника колонии по воспитательной работе, возложив на него не только организацию воспитательной работы, но и изучение уровня общего и профессионального образования осужденных, а также создание условий для получения ими образования последующего уровня, в для получения ими образования последующего уровня, а также организацию маркетинга для всех видов учебных и производственных мощностей с передачей под его руководство отдела маркетинга на производстве исправительного учреждения. С учетом высказанных предложений необходимо также совершенствовать нормативно-правовую базу организации современной системы образования осужденных в нашей стране. Если же сегодня приоритеты социальной политики государства в области образования осужденных не изменятся, процесс их социокультурной ресоциализации значительно осложнится, а следовательно, и прогноз о росте рецидивной преступности, к сожалению, будет неутешителен, особенно среди молодежи, Социально-экономические преобразования, происходящие в нашем государстве, выявили острую потребность в создании системы социальной работы с осужденными, отбывающими уголовное наказание с изоляцией от общества В свое время политико-воспитательная работа с осужденными в исправительно-трудовых учреждениях СССР являлась продолжением государственной политики, в соответствии с которой приоритетными считались интересы не личности, а государства. Поэтому идейно-политическое воспитание считалось основным, а социальные аспекты индивидуальной работы с личностью осужденного представлялись как решение образовательно-воспитательных задач, трудовых и бытовых проблем осужденных. Надо отмстить, что в тех конкретно-исторических условиях такой подход был оправданным и давал положительные результаты. Интеграция России в международное сообщество, декларация о приоритете общечеловеческих ценностей и закрепление их в Конституции Российской Федерации потребовали нового подхода к организации и содержанию социальной политики государства. Социально-политические изменения в нашей стране создали условия для принятия специальных мер по проведению социальной помощи осужденным. С перестройкой социально-экономической жизни в нашей стране и исчезновением некоторых социальных институтов произошли изменения и в работе исправительных учреждений. Хорошо отлаженная система политике-в ос питательно и работы преобразовалась в воспитательную работу. Специальной службы, организующей и научно-методически обслуживающей социальную работу и социальную помощь осужденным, в настоящее время в системе исполнения наказаний не существует, хотя отдельные подразделения исправительных учреждений решают некоторые из этих проблем осужденных. Среди комплекса факторов, определяющих уголовно-исполнительную политику государства, необходимо выделить реко-
мсндации международных норм, стандартов и правил о правах человека по обращению с осужденными, оказанию им социальной помощи, а также опьп социальной работы с заключенными неправительственных организаций. Однако Россия не может и не должна копировать модели социальной работы других стран. В то же время мировой опыт - один из важнейших источников как новых плодотворных идей, так и учета возможных ошибок в организации и проведении социальной работы в нашей стране. Государственная социальная политика российского государства включает, наряду с другими направлениями, цели и задачи социальной политики в отношении осужденных к различным видам наказания. Эти проблемы являются составной частью уголовно-исполнительной политики нашего государства. В задачи уголовно-исполнительного законодательства, в частности, входят: охрана прав, свобод и законных интересов осужденных; оказание осужденным помощи в социальной адаптации. Закреплены законодательно основные права осужденных (ст. 12-14 УИК РФ), участие общественных объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, определены формы их участия (ст. 23 УИК РФ) в данной работе. Таким образом, социальная помощь, социальная работа с осужденными в нашей стране, ориентируясь на международные требования, сегодня закреплена и законодательно, как раздел социальной политики государева. Однако в силу экономических, а также организационно-методических проблем социальная политика в отношении осужденных остается до конца нереализованной. Государственные и общественные институты, призванные оказывать социальную помощь осужденным, защищать их конституционные права, осуществлять профилактику социальной дезадаптации несовершеннолетних, реабилитацию и рссоциализацию лиц, нуждающихся в этом, не в состоянии решить данные задачи в силу ведомственной разобщенности, отсутствия либо недостаточного межведомственного взаимодействия, отсутствия организационных структур, основной целью которых являлась бы прежде всего социально-психологическая, профилактическая, юридическая и коррекционно-реабилитационная работа. Ускоряя или замедляя решение этих проблем, следует понимать, что в связи с распространением субкультуры преступного мира в социокультурное поле страны возникает закономерный вопрос, успеем ли мы «вдохнуть» накопленные человечеством культурные ценности в подрастающее поколение, выработать у него стойкий иммунитет к негативному влиянию? Или волна акультурной деструкции, в том чЕ1слс и в виде субкультуры преступников, приведет нас к новой гуманитарной поляризации мира. Решение этого вопроса во многом зависит от поиска механизмов недопущения распространения данной субкультуры в том виде, в котором она бытует сегодня. И здесь организация, содержание и качество образования и воспитания осужденных в современных исправительных учреждениях играют решающую роль. Глава III
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|