Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Совершенствование системы образования в местах лишения свободы




Потребность любого человека в образовании связана е объективно происходящей динамикой научно-технического прогресса общества, развитием культуры общества, а также комплексом субъективных аспектов - от способностей человека до его притязаний.

Сущностное представление о развитии общества, его кулыуры можно сформулировать как прогрессирующее самопроизводство по­средством саморазвития общественного человека. В этом контексте образование является важнейшей технологией, содержанием и фор­мой такого самопроизводства. И если научно-технические достиже­ния являются фиксацией уровня технологического развития, то куль­тура выступает показателем уровня человеческого в человеке, мери­лом его развития как социального существа.

См Хуторская Н Б Институт пробации в США' уголовно-правовые, кримино­логические и организационно-управленческие аспекты Авторсф. лис... канд юрид наук. М.,1992

См Исполнение уголовного наказания в виде лишения свободы в Англии и

У злее. Лекция М Академия МВД России, 1995

 


Наметившаяся в последние десятилетия технократическая ориен­тация воспитания и образования в ущерб духовно-нравственному, художественно-эстетическому приводит человека к духовной нищс-ге, моральному уродству, потере нравственных ориентиров и ряду других проблем, в том числе и криминологического порядка.

Подавляющее большинство осужденных имеют низкий уровень образования и, как мы уже отмечали, тенденция его падения сохраня­ется. Многие осужденные утратили общечеловеческие идеалы и цен­ности, стали жестокими и циничными, и после совершения npcciyn-лсния общество вынуждено их изолировать. Чтобы полноценное воз­вращение (ресоциализация) осуждение! о в общество состоялось, не­обходимо дать ему образование и воспитать его в соответствии с достижениями научно-технического прогресса, а также уровнем культуры в обществе Однако, учитывая деформацию в духовно-нравственной сфере осужденных, вес усилия сотрудников исправи­тельных учреждений должны быть направлены на организацию эф­фективного процесса социокультурной ресоциализации осужденных

Именно полому одним из стратегических направлений совершен­ствования системы образования в местах лишения свободы является его гуманизация, направленная на формирование интеллекта, воспи­тание культуры чувств, эмоций, выработку определенной системы жизненных ценностей и ориентиров, на убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию.

Главная задача педагогического персонала исправительных учре­ждений заключается в мобилизации всего комплекса воспитания, об­разования, просвещения и культуры на формирование у осужденных гуманистической ориентации личности с целью возвращения в со­циокультурное пространство страны.

Механический рост знаний как простое наращивание информации, без творческого осмысления контекста, может привести к инертно­сти личности и механическому восприятию социальной жизни

Проблемы образования входят составной частью в комплекс соци­альных проблем, с коюрыми сталкивается каждый человек

Прежде всего необходимо совершенствовать организационно-правовые основы системы образования осужденных в исправитель­ных учреждениях.

В соответствии с Конституцией РФ государство гарантирует "общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессиональною образования в государственных или


муниципальных образовательных учреждениях" (п. 2 ст. 43) и "ка­ждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее об­разование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии" (п. 3 ст. 43).

Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, испол­няющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (J993 г.) воз­ложил на уголовно-исполнительную систему задачу обеспечения общего, профессионального образования и профессионального обу­чения осужденных (п. 3 ст. 2). Как видно, этот закон имеет опреде­ленное рассогласование с конституционным правом граждан на по­лучение образования разных уровней. Эго позволяет неоднозначно трактовать задачи уголовно-исполнительной системы в области профессионального образования осужденных и предоставления им необходимых условий для получения общего образования, профес­сиональной подготовки (обучения) и профессионального образова­ния (начального, среднего и высшего).

В Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации (1997 г.) ст. 108 регламентирует порядок получения осужденными профессионального образования и профессиональной подготовки. Согласно п. 1 "в исправительных учреждениях организуются обяза­тельное начальное профессиональное образование или профессио­нальная подготовка осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии (специальности), по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него".

Таким образом, ст. 108 УИК РФ жестко ограничила конституци­онное право граждан (осужденных) на получение профессионального образования более высокою уровня, кроме профессиональной подго­товки и начального профессионального образования.

Реализация в полном объеме конституционных норм в области общего и профессионального образования осужденных станет воз­можна, если в законодательном порядке будут внесены изменения и дополнения в УИК РФ и в Федеральный закон об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свобо­ды.

Уголовно-исполнительная система МВД, а ныне - Министерства юстиции России до недавнего времени располагала одной из наибо­лее крупных и развитых в мировой пенитенциарной практике систем общей и профессиональной подготовки (обучения) и образования рабочих кадров из числа осужденных в силу ее ориентации на нужды широко развитой производственной базы с большими и стабильными

 


объемами выпускаемой продукции.

Однако за последние годы из-за сокращения государственных за­казов производственным предприятиям уголовно-исполнительной системы, и, соответственно, значительного уменьшения количества требуемых рабочих мест, а также из-за отсутствия достаточного финансирования профессиональных училищ, работающих в УИС, наметилась угрожающая для этой системы тенденция резкого со­кращения количества профессиональных училищ. Так, в течение

1995 года из 353 профессиональных училищ было закрыто 20, в

1996 году их уже стало меньше еще на 29. К концу 1996 года в сис­
теме исполнения наказаний оставалось 304 профессиональных учи­
лища. Но если эта прогрессия ликвидации профессиональных учи­
лищ, находящихся в колониях сохранится, то тридцатипятилетняя
история профессионального обучения и образования осужденных
закончится ее развалом. Сегодня ситуация несколько стабилизирова­
лась, однако негативная тенденция сохраняется.

В ближайшие годы потребуется разработка принципиально иной концепции системы образования, в основе которой будут новые ор­ганизационно-правовые условия и методические приемы, отличаю­щиеся гибкостью, многовариантностью (как в уровневом, так и в профессиональном плане) с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.

Рассогласованность правового и финансового обеспечения дея­тельности образовательных учреждении в местах лишения свободы привела к деформации системы общего и профессионального обра­зования осужденных.

Чтобы сохранить во многом уникальную систему общего и про­фессионального обучения и образования осужденных в нашей стране, необходимо принять ряд кардинальных мер в масштабе всего госу­дарства.

Сегодня создать гибкую систему общего и профессионального образования осужденных к лишению свободы возможно, если целью ее работы будет выравнивание их уровня образования до общеприня­тых государственных стандартов, а также будет организовано полу­чение профессиональной подготовки или профессии, востребусмой в открытой среде.

Классификационная структура системы профессионального обра­зования осужденных в УИС не должна существенно отличаться от государственных стандартов, в которых выделено 5 ступеней:

1 ступень - ускоренная профессиональная подготовка;


2 ступень - начальное профессиональное образование по профес­
сиям, для овладения которыми не требуется среднего общего образо­
вания;

3 ступень - начальное профессиональное образование по профес­
сиям, для овладения которыми требуется среднее общее образование;

4 ступень - повышенное профессиональное образование рабочих
(в средних профессиональных училищах, лицеях и т. п.). Среднее
профессиональное образование;

повышенное профессиональное образование специалисюв средне­го звена (в техникумах, колледжах и др. формах);

5 ступень - послевузовское профессиональное образование: бака­
лавр, специалист, магистр.

Создание условий для функционирования гибкой системы общего и профессионального образования, обучения и профессиональной подготовки, которая в полной мере могла бы реализовать конститу­ционное право осужденного и которая должна включать:

а) профессиональную подготовку, имеющую целью приобретение
учащимися навыков, необходимых для выполнения определенной
работы (она не сопровождается повышением образовательного
уровня обучающегося);

б) начальное профессиональное образование;

в) среднее профессиональное образование, реализуемое в сред­
них специальных учебных заведениях или на первой ступени обра­
зовательных учреждений высшего профессионального образования;

г) неполное высшее образование, в объеме двух курсов;

д) высшее профессиональное образование с квалификацией "бака­
лавр";

е) высшее профессиональное образование с квалификацией "спе­
циалист";

ж) высшее профессиональное образование с квалификацией "ма­
гистр".

Исходя из вышеизложенного, представляется целесообразным и актуальным изучение проблем, связанных не только с профессио­нальной подготовкой осужденных, но и возможностью совершенст­вования системы их обще! о и профессионального образования и обу­чения в новых условиях хозяйствования с получением квалификации, подтвержденной соответствующим документом.

С отменой (Закон "Об образовании" L992 года) обязательности


среднего (полного) общего образования возникли дополнительные проблемы в исправительных учреждениях с организацией и получе­нием осужденными начального, среднего и высшего профессиональ­ного образования, так как не все заключенные на сегодняшний день имеют соответствующее общее образование и в силу этого не могут поступить во многие средние и высшие профессиональные учебные заведения.

Для повышения профессиональной квалификации осужденных с предоставлением возможности приобретать среднее и высшее про­фессиональное образование необходимо в первую очередь повысить их общеобразовательный уровень, доведя его до общего (полного) среднего образования.

В соответствии с Законом "Об образовании" осужденных можно распределить по 4 уровням имеющегося у них общего образования; 1-й - в пределах начального (не более 4 классов); 2-й - неполное ос­новное (5-8 классов); 3-Й - основное (9 классов); 4-й - среднее (пол­ное) общее (11 классов).

По данным исследования уровня образования осужденных, в ко­лониях общего режима имеют неполное основное образование (1-й и 2-й уровень) - 13% осужденных, основное (3-й уровень) - 30,2%, среднее (полное) общее (4-й уровень) - 52,5% осужденных. В коло­ниях строгого режима соответственно: 11,5%, 21,6%, 59,7%. В сред­нем это выглядит следующим образом: 1-й и 2-й уровень - более 12,0% осужденных, 3-й уровень - около 26,0%, 4-й уровень - более 56,0% осужденных.

Таким образом, более половины осужденных не может реализо­вать свое конституционное право на получение среднего и высшего профессионального образования в силу действия ст. 108 Уголовно-исполнительного кодекса РФ.

Сложнейшей проблемой в местах лишения свободы является сего­дня организация общего образования, поскольку отменен единый обязательный минимальный уровень общего образования. На практи­ке в одной колонии осужденные могут иметь все уровни образова­ния: от 1-го пройденного класса до 11 классов общеобразовательной школы.

Для выравнивания осужденных по уровню общего образования в каждой колонии должны быть созданы условия, подобные общеобра­зовательной школе, с полным набором учителей по всем предметам. Понятно, что в этом случае наполняемость классов будет неравно­мерна, а подчас и минимальна, с нарушением требований Министер-

 


ства образования. Организованное таким образом общее образование для осужденных в каждой колонии государству экономически невы­годно, но с любой точки зрения это необходимо. Лишать их не только конституционного права, но и возможности более мягкой ресоциали-зации в открытую среду, морально-психологической стабильности, нельзя. Следует искать новые формы организации системы общего и профессионального образования в местах лишения свободы.

В связи с этим, на наш взгляд, уместно вспомнить опыт зарубеж­ных коллег. В мировом опыте существует практика распределения осужденных по исправительным учреждениям в соответствии с их уровнем образования и желанием или нежеланием его продолжать (и по какой специальности). Существует и другое решение проблемы, когда в закрытое исправительное учреждение приглашают учителей из общеобразовательной школы, расположенной вблизи тюрьмы. Либо под присмотром надзирателей заключенных, нуждающихся в получении общего образования, возят на занятия в общеобразова­тельную школу.

Во всех этих случаях, как ни парадоксально, значительно эконо­мятся средства. Слишком дорого, считают зарубежные коллеги, со­держать в каждой колонии (тюрьме) здание школы, а также полно­ценный штат учителей и обслуживающего персонала. Целесообраз­нее, по их мнению, поручить организацию общего образования за­ключенных специалисту - социальному работнику, иметь в тюрьме несколько специальных автобусов и шоферов. При этом действи­тельно реализуется дифференцированный подход к проблемам обра­зования осужденных.

Не все проблемы до сих пор решены и с профессиональным обра­зованием российских осужденных. Так, в 1996 году 49500 осуж­денных к лишению свободы, или 41,6% от общего числа обученных, приобрели первичные профессиональные навыки (ступень "а") на производстве (в разных формах обучения). Свидетельства о получе­нии начального профессионального образования (ступень "б"), т.е. рабочую профессию, приобрели в профессиональных училищах 69544 чел., или 58,4% от общего числа обученных.

За последние годы среднее профессиональное образование не бы­ло получено ни одним из осужденных, имеющим на это право.

Более шести лет идет эксперимент по организации для осужден­
ных высшего профессионального образования (предполагаемая сту­
пень "г", "д" и "е") в исправительных учреждениях УИН Ленинград­
ской, Московской и Свердловской областей, опыт которых был изу­
чен и распространен. Сегодня Московская    экономико-


статистическая академия, Университет Нестеровой и другие высшие учебные заведения, используя дистанционную форму обучения, ока­зывают услуги по подготовке специалистов высшей квалификации в колониях по всей России.

Однако с появлением в наших исправительных учреждениях воз­можности получения осужденными высшего образования решена лишь часть проблем, связанных е системой образования в местах ли­шения свободы. Сегодня в пенитенциарной системе России пока не созданы условия, не отработаны организационно-правовые механиз­мы получения осужденными профессионального образования раз­личных ступеней с учетом разного уровня их общего образования.

Разобщенность деятельности образовательных учреждений в ко­лониях ввиду их относительной самостоятельности, а также отсутст­вие должностного лица (или лиц), специально занимающегося стра­тегией повышения общего и профессионального уровня каждого осужденного, затрудняют организацию гибкой системы общего и профессионального образования граждан, находящихся в местах ли­шения свободы. Теоретически тот осужденный, который закончил 11 классов, может получить либо начальное профессиональное образо­вание в профессиональном училище колонии, либо высшее (по дис-ганционнон или заочной форме обучения), но уже при наличии денег. На практике это удастся реализовать не везде. На сегодня потенциал осужденных, имеющих даже среднее общее (полное) образование, не всегда может реализоваться в профессиональном плане, а чаше он даже нивелируется с низким общеобразовательным уровнем боль­шинства осужденных.

Между тем очевидно, что педагогически выверенное, правильно организованное, интерсено поставленное профессиональное обуче­ние вызывает у осужденных нравственные и эстетические пережива­ния, развивас! культуру труда, возвращая его к социокультурным нормам открытой среды.

Понятно, что в ситуации жесточайшей конкуренции рабочих мест в открытой среде уровень начального профессионального образова­ния (на базе 9 классов) явно недостаточен. Этот факт существенно затруднит бывшему осужденному поиск места работы и тем самым, еще более осложнит процесс его ресоциалшации.

Для создания условий в целях получения осужденными профес­сионального образования различного уровня чрезвычайно важны и актуальны проблемы финансового обеспечения деятельности обра­зовательных учреждений в исправительной системе.

Министерство юстиции России является собственником зданий, производственных мает ерских, оборудования, наглядных


пособий, оргтехники и т.п. для размещения профессиональных учи­
лищ при ИУ и организации учебного процесса. Кроме того, ГУИН
России ежегодно финансирует профессиональные училища при ИУ.
Так, например, в 1996 году свыше 6,8 млрд рублей исправительными
учреждениями израсходовано на укрепление      учебно-

производственной базы профессиональных училищ. На оплату труда педагогического персонала училищ при ИУ затраты Минобразования России составили около 33,7 млрд рублей, но так как эта сумма пере­водится в областные бюджеты обезличенно, то субъекты федерации в первую очередь обеспечивают финансирование ПУ, находящиеся в их собственности.

Нами проанализирована практика финансирования профессио­нальных училищ в исправительных учреждениях УИН. В настоящее время сложилась трехуровневая система их финансирования: из фе­дерального, областного и районного бюджетов. В соответствии с законами Российской Федерации "Об образовании" и "Об учрежде­ниях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", "Типового положения об учреждении начального профес­сионального образования"17, а также "Инструкции по организации начального профессионального образования осужденных в учрежде­ниях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"1* учебные заведения - ПУ при ИУ являются государственными учреж­дениями федерального уровня собственности и должны финансиро­ваться из федерального бюджета. Они учреждаются, реорганизуются и ликвидируются Министерством образования РФ по согласованию с центральным органом управления уголовно-исполнительной систе­мы России по предложению соответствующих органов: управления образованием и управления (отдела) по исполнению наказаний субъ­екта РФ.

Руководствуясь письмом Министерства образования РСФСР от 17.07.1989 года Главами Администраций субъектов Российской Фе­дерации были приняты решения о финансировании профессиональ­ных училищ при ИУ из областных бюджетов. Спустя пять лет это решение узаконило Федеральное Собрание Российской Федерации, приняв Закон "О федеральном бюджете на 1994 год" (ст. 30). Начиная с 1994/1995 учебного года финансирование системы начального про­фессионального образования переведено из федерального бюджета на бюджеты субъектов Российской Федерации.

17 См.: Постановление Правительства РФ от 05.06.94 № 650.

См.: Приказ МВД России и Минобразования России от 22.11.95 № 5927446.


На сегодняшний день эта двусмысленная ситуация создает усло­вия для отказа в финансировании профессиональных училищ при ИУ. Так, районная администрация г. Коврова отказалась финансировать профессиональное училище № 4 при УИН области. Главой админи­страции Владимирской области Н. Виноградовым было направлено письмо (от 17.02.1997г. № 01/02-19-158) в Правительство Российской Федерации (копии в Министерство образования, в Министерство внутренних дел России, а также в Министерство финансов) с изложе­нием сложившейся ситуации и с просьбой о приведении в соответст­вие с действующим законодательством порядка финансирования данных учебных заведений и о финансировании учреждений началь­ного профессионального образования при УИН области Министерст­вом образования РФ за счет средств федерального бюджета. Ответы из Министерств были отрицательными.

Возникшая в г. Коврове конфликтная ситуация переросла в судеб­ное, разбирательство. Длительное время проблема остается нерешен­ной как во Владимирской области, так и по всей стране.

Таким образом, сложившаяся трехуровневая система финансиро­вания профессиональных училищ при ИУ, неурегулированность по­рядка финансирования данных учебных заведений приводят на прак­тике к отказу от их финансирования на уровне субъектов федерации и к сокращению финансирования более чем на 50% от требуемых •затрат из федерального бюджета.

Очевидно, что существующая система профессионального образо­вания осужденных с перечнем молопрестижных и практически нс-вострсбусмых в условиях открытой среды профессий нуждается в основательной перестройке и переориентации.

С большим количеством проблем, связанных с организацией об­щего и профессионального образования заключенных, сталкиваются и наши зарубежные коллеги. Однако изучение их опыта организа­ции системы образования заключенных даст основания для исполь­зования его позитивных результатов в России.

В финансировании общего и профессионального образования за­ключенных за рубежом принимают участие государственные органы образования и муниципалитеты, однако в основном их обучение фи­нансируется тюремными властями, т.е. федеральным ведомством.

Общее образование, и особенно профессиональная подготовка, рассматриваются как одно из главных звеньев процесса ресоциали-зации заключенных после освобождения.

Позитивный опыт зарубежных стран в создании условий для по­лучения заключенными общего и профессионального образования


следует учитывать при создании и разработке новых подходов к ор­ганизации системы образования осужденных в нашей стране.

Еще один путь - индивидуальный подход к осужденному при вы­боре и создании оптимальных условий в исправительном учреждении для его последующего образования. При распределении осужденного в колонию необходимо подходить дифференцированно, с учетом осо­бенностей конкретного человека, предварительно изучив уровень его общего и профессионального образования, а также потребность в продолжении профессионального роста. И только после и на основа­нии этого сделать заключение о направлении в ту или иную колонию, где есть возможность продолжения его образования.

Необходимо решить вопрос о педагогической и экономической целесообразности наличия в каждой колонии и школы, и профессио­нального училища. Такая практика была оправдана, во-первых, обя­зательным в стране средним образованием (сегодня - среднее (пол­ное) общее образование), во-вторых, наличием в каждой колонии производства, требующего квалифицированных рабочих кадров. Се­годня ситуация кардинально изменилась: уровень обязательного об­ра ювания снижен, а производственные мощности, как правило, сто­ят. Исчезла очевидная потребность в образовании, а значш и и обра­зовательных учреждениях. В школах и профессиональных \чштшца\ мало учащихся.

Повлиять на ситуацию можно и нужно. Один из возможных путей - сократить количество школ и профессиональных училищ, из­менив при этом их кагсгорийноеть. Сегодня она зависи! от напол­няемости школы учащимися, около 300 чел. Так определяется раз­рядность педагогов и директора школы - максимальный - 12-й разряд с соответствующей заработной платой.

Другой путь - следовало бы пойти на предоставление льгот для осужденных, которые учатся. Так, в Финляндии заключенным, заня­тым учебой, выплачивается денежное вознаграждение на таких же условиях, как и работающему в размере в среднем от 2 до 3,15 марок в час.

Подводя итоги сказанному, можно констатировать в целом низкий уровень потребности в повышении образовательного уровня у боль­шинства осужденных молодежного возраста; об отсутствии финансо­вых возможностей на оплату образования; бесперспективность и не­престижность ряда профессий, предлагаемых в исправительных уч­реждениях; негативное влияние установок и требований социокуль­турной среды в местах лишения свободы (учиться - «западло». «про­фессионал» никогда не будет работать и пр.). Все эти факторы в той или иной мере оказывают влия- влияние на уровень образования


и культуры осужденных и на перспективы их социокультурной ресо-циализации.

Анализ комплекса социокультурных проблем общества, влияю­щих на уровень общего и профессионального образования осужден­ных, позволяет сделать вывод о том, что система общего и профес­сионального образования в исправительных учреждениях России пе­реживает те же проблемы, что и в целом в обществе:

общее образование осужденных характеризуется как многоуров­невое;

предлагаемый осужденным уровень профессионального образова­ния, его содержание не отвечают современному уровню науки, тех­ники, социальных технологий;

среди большинства осужденных продолжает падать престиж обра­зования;

постоянно снижаются затраты на образовательные учреждения в ИУ;

качественное профессиональное образование для осужденных ста­новится все более недоступным.

Из этого следует необходимость:

дальнейшего изучения целесообразности организации и содержа­ния в каждой колонии образовательных учреждений: школ и профес­сиональных училищ;

решения проблемы финансирования общеобразовательных и про­фессиональных учреждений УИС из федерального бюджета;

ликвидации двойного подчинения администрации ПУ органам об­разования и органам исполнения наказания субъектов Российской Федерации;

применения дифференцированного подхода к выравниванию уровней общего образования осужденных путем распределения по колониям, где осужденный сможет получить образование более вы­сокого для него уровня;

разрешения о финансировании профессиональной подготовки по второй и более специальностям, получения среднего специального, а также высшего профессионального образования не только за счет средств учреждений, органов и предприятий уголовно-исполнительной системы, но и самого осужденного, общественных фондов, организаций, частных лиц;

расширения должностных функций заместителя начальника колонии по воспитательной работе, возложив на него не только организацию воспитательной работы, но и изучение уровня обще­го и профессионального образования осужденных, а также создание условий для получения ими образования последующего уровня, в


для получения ими образования последующего уровня, а также орга­низацию маркетинга для всех видов учебных и производственных мощностей с передачей под его руководство отдела маркетинга на производстве исправительного учреждения.

С учетом высказанных предложений необходимо также совершен­ствовать нормативно-правовую базу организации современной сис­темы образования осужденных в нашей стране.

Если же сегодня приоритеты социальной политики государства в области образования осужденных не изменятся, процесс их социо­культурной ресоциализации значительно осложнится, а следователь­но, и прогноз о росте рецидивной преступности, к сожалению, будет неутешителен, особенно среди молодежи,

Социально-экономические преобразования, происходящие в на­шем государстве, выявили острую потребность в создании системы социальной работы с осужденными, отбывающими уголовное нака­зание с изоляцией от общества В свое время политико-воспитательная работа с осужденными в исправительно-трудовых учреждениях СССР являлась продолжением государственной поли­тики, в соответствии с которой приоритетными считались интересы не личности, а государства. Поэтому идейно-политическое воспита­ние считалось основным, а социальные аспекты индивидуальной ра­боты с личностью осужденного представлялись как решение образо­вательно-воспитательных задач, трудовых и бытовых проблем осуж­денных. Надо отмстить, что в тех конкретно-исторических условиях такой подход был оправданным и давал положительные результаты.

Интеграция России в международное сообщество, декларация о приоритете общечеловеческих ценностей и закрепление их в Консти­туции Российской Федерации потребовали нового подхода к органи­зации и содержанию социальной политики государства. Социально-политические изменения в нашей стране создали условия для приня­тия специальных мер по проведению социальной помощи осужден­ным.

С перестройкой социально-экономической жизни в нашей стране и исчезновением некоторых социальных институтов произошли из­менения и в работе исправительных учреждений. Хорошо отлажен­ная система политике-в ос питательно и работы преобразовалась в вос­питательную работу. Специальной службы, организующей и научно-методически обслуживающей социальную работу и социальную по­мощь осужденным, в настоящее время в системе исполнения наказа­ний не существует, хотя отдельные подразделения исправительных учреждений решают некоторые из этих проблем осужденных.

Среди комплекса факторов, определяющих уголовно-исполнительную политику государства, необходимо выделить реко-

 


мсндации международных норм, стандартов и правил о правах чело­века по обращению с осужденными, оказанию им социальной помо­щи, а также опьп социальной работы с заключенными неправитель­ственных организаций.

Однако Россия не может и не должна копировать модели социаль­ной работы других стран. В то же время мировой опыт - один из важнейших источников как новых плодотворных идей, так и учета возможных ошибок в организации и проведении социальной работы в нашей стране.

Государственная социальная политика российского государства включает, наряду с другими направлениями, цели и задачи социаль­ной политики в отношении осужденных к различным видам наказа­ния. Эти проблемы являются составной частью уголовно-исполнительной политики нашего государства. В задачи уголовно-исполнительного законодательства, в частности, входят: охрана прав, свобод и законных интересов осужденных; оказание осужденным помощи в социальной адаптации. Закреплены законодательно основ­ные права осужденных (ст. 12-14 УИК РФ), участие общественных объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказа­ния, определены формы их участия (ст. 23 УИК РФ) в данной работе.

Таким образом, социальная помощь, социальная работа с осуж­денными в нашей стране, ориентируясь на международные требова­ния, сегодня закреплена и законодательно, как раздел социальной политики государева. Однако в силу экономических, а также орга­низационно-методических проблем социальная политика в отноше­нии осужденных остается до конца нереализованной. Государствен­ные и общественные институты, призванные оказывать социальную помощь осужденным, защищать их конституционные права, осуще­ствлять профилактику социальной дезадаптации несовершеннолет­них, реабилитацию и рссоциализацию лиц, нуждающихся в этом, не в состоянии решить данные задачи в силу ведомственной разобщенно­сти, отсутствия либо недостаточного межведомственного взаимодей­ствия, отсутствия организационных структур, основной целью ко­торых являлась бы прежде всего социально-психологическая, профи­лактическая, юридическая и коррекционно-реабилитационная работа.

Ускоряя или замедляя решение этих проблем, следует понимать, что в связи с распространением субкультуры преступного мира в со­циокультурное поле страны возникает закономерный вопрос, успеем ли мы «вдохнуть» накопленные человечеством культурные ценности в подрастающее поколение, выработать у него стойкий иммунитет к негативному влиянию? Или волна акультурной деструкции, в том чЕ1слс и в виде субкультуры преступников, приведет нас к новой гу­манитарной поляризации мира.

Решение этого вопроса во многом зависит от поиска механизмов недопущения распространения данной субкультуры в том виде,


в котором она бытует сегодня. И здесь организация, содержание и качество образования и воспитания осужденных в современных ис­правительных учреждениях играют решающую роль.

Глава III

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...