По социокультурной ресоциализации заключенных
В современных условиях социальная стабильность общества стала главной ценностью и капиталом, а экономическое развитие и финансовые ресурсы выступают в качестве средств обеспечения этой стабильности. Стабильное, устойчивое социальное развитие является главным показателем степени цивилизованности государства и общества. Кроме того, быстро меняющиеся социально-экономические условия жизни в нашей стране вносят свои коррективы в деятельность уголовно-исполнительной системы, в том числе и в ее социальную сферу, затрагивающую права и интересы осужденных. Пенитенциарные учреждения и содержащиеся в них заключенные являются предметом особой социальной заботы любого государства. Разрешение создавшихся проблем в области реализации социальных прав осужденных постоянно требует пристального внимания, а тем более сегодня, в период общего кризиса в стране. Проблемам ресоциализации заключенных пенитенциарные системы различных государств уделяли и уделяют специальное внимание. Зарубежные пснитснциаристы, придавая большое значение повышению уровня общего образования заключенных, приобретению ими востребусмой в будущем специальности, профессии, еще в XIX в. пришли к осознанию необходимости особой организации этой сферы процесса исправления. Очевидно, что ими не могли и не должны были быть надзиратели, но должны были быть специально подготовленные люди, сочетающие в себе, отчасти, знания психолога и педагога, юриста и врача, желающие помочь человеку, оказавшемуся в беде. Социальные аспекты исполнения наказания были рассмотрены еще в 1846 году во Франкфурте, где состоялся Первый международный тюремный конгресс. Так с середины XIX в. началась история международного пенитенциарного сотрудничества, в том числе и в области социальной помощи заключенным.
Проблемы ресоциализации заключенных, решение их социальных проблем рассматриваются в разных странах как особо важная сфера в контексте общих проблем социальной деятельности общества. Современное государство чрезвычайно практично, а потому вынуждено подсчитывать моральный и материальный ущерб от преступной деятельности его сограждан. Содержание исправительных учреждений, а также большого числа сотрудников силовых структур очень дорого обходится любому государству; от преступных действий страдают и погибают люди. Поэтому гораздо гуманнее и дешевле дать оступившемуся еще один шанс и помочь ему «встать в строй», почувствовать себя вновь полноправным членом общества. Необходимость возникновения социальной работы как особого вида профессиональной деятельности возникла на рубеже XIX и XX вв. во многих государствах: США, Великобритании, Германии, Нидерландах, Швеции, Франции и др. Всеобщее распространение гуманистических, демократических, эгалитарных представлений, а также интенсификация капиталистических производственных отношений в этот период, усиление эксплуатации, массовое обнищание и т.п. привели к необходимости, с одной стороны, защиты прав и свобод наемных рабочих, с другой - социальной помощи малоимущим, нищим, инвалидам и иным группам населения, нуждающимся в особой поддержке, опеке и защите. Есть существенные различия между предметом социальною законодательства в США1" и Европе. В англосаксонском праве приоритетное значение имеют личные и политические права. В европейском континентальном праве традиционно большее внимание уделяется социально-экономическим правам. Положения о социальных правах были внесены в тексты большинства европейских конституций, а в отдельных из них предусматривались и определенные виды гарантий.
Ведущие специалисты разных стран мира выступают сегодня за уючненис понятия «социальная работа», которая включает в себя гарантированную социальную помощь человеку, удовлетворение его минимальных потребностей и оказание благотворительной помощи находящимся за чертой бедности. Но этим не должна ограничиваться социальная работа. Она начинается тогда, когда ее субъекты включаются в самостоятельное решение своих проблем, а социальный работник несет ответственность за то, что обездоленная и менее защи- 1(1 Более подр. см.: Сафонов В Н. Социальное законодательство в США (истори-коправовые аспекты) //Государство и право М, 1999,№ 1. С. 98-105. щенная маргинальная часть населения не будет исключена из процесса социального развития. Именно в этом состоит одна из основных функций социальной работы как профессии. По мнению Национальной ассоциации социальных работников США, под социальной работой понимается профессиональная деятельность по оказанию помощи индивидам, незащищенным группам или общинам, усиление или возрождение их способностей к социальному функционированию и созданию благоприятных общественных условий для достижения этих целей. После второй мировой войны человечество с особой остротой ощутило необходимость решения проблем защиты и обеспечения прав человека, достойного прожиточного минимума, социального равенства, гарантированного социального обеспечения и социальной защиты наиболее уязвимых социальных групп и категории населения, создание социальной стабильности с помощью таких механизмов, как социальная политика и социальная работа, В Европе начинается строительство «европейского социального пространства», а момент создания Организации Объединенных Наций (1945 г.) можно считать началом функционирования «общемирового социального пространства». В теории социальной работы уже доказана необходимость создания «социальных пространств», т.е. территорий, контролируемых с позиций решения социально-бытовых и социокультурных проблем, соблюдения прав всех слоев населения. Такими «территориальными сообществами», социальными организациями устанавливаются правила, нормы, необходимость выполнения которых является обязательной для их членов.
Однако в самих государствах разграничение полномочий между федеральными и местными властями в решении социальных проблем становилось предметом длительных дискуссий. Противники федеральных социальных программ в США «обращали внимание на такие отрицательные последствия, как дублирование отдельных видов помощи на федеральном и местом уровнях, нескоординированность программ, увеличение количества федеральных предписаний, инструкций, постановлений и приказов, рост числа чиновников Вашингтона и в федеральных агентствах, и на местах»". Сафонов В.Н. Указ. соч. С 103. В 50-х годах пенитенциарные учреждения и заключенные, содержащиеся в них, становятся предметом особой социальной заботы государственных, общественных и религиозных организаций во всем мире. Начиная с 1955 года под эгидой ООН проводятся международные конгрессы по предупреждению преступлений и обращению с правонарушителями, разрабатываются и принимаются международно-правовые документы ООН в области обращения с осужденными. В «Минимальных стандартных правилах ООН по обращению с заключенными» 1955 года (или в его европейском варианте - Европейских пенитенциарных правилах - ЕПП) определены правила работы, в том числе и социальной, проводимой с заключенными. Они основаны на принципах уважения человеческого достоинства, справедливого обращения с заключенными, обеспечения самоуважения, регулярности инспектирования, защиты прав осужденных и соблюдения международных стандартов. В теории социальной работы разрабатывается понятие «социальное государство». Исторически формирование протосоциального государства связывают с деятельностью рейхсканцлера Германской империи Отто фон Бисмарка-Шснгаузена (1815-1898). При его непосредственном участии была разработана и принята серия социальных законов, выделивших Германию среди других стран. Бисмарку удалось реализовать патриархальные представления о помощи неимущим и заложить основу социальной политики, получившей в дальнейшем определение как «социальное маневрирование», а в характеристику действий правительства им введено понятие «государственный социализм».
Продолжатели идеи Бисмарка в настоящее время для характеристики уровня развития социального государства учитывают: объем ассигнований на социальную сферу, внебюджетные фонды и социальное страхование; степень развитости социальных служб; наличие и специфику социального законодательства, сформиро-ванность нормативно-правовой базы социальной сферы. Естественно, перечисленные параметры в тех или иных государствах различны, что и определяет государственную социальную политику в целом и особенности социальной работы с различными категориями населения в разных странах, в том числе и с заключенными. Специальным объектом внимания служб социальной работы во всем мире являются заключенные как одна из наименее защищенных групп населения. Понятно, что проблемы социальной помощи осужденным независимо от вида наказания носят общепланетарный характер, а их решение диктует необходимость совместных усилий как на уровне мирового сообщества, так и отдельного государства. История развития цивилизации привела не только к глубокому пониманию человеческих прав всех граждан, но и к законодательному их закреплению в текстах основополагающих документов наиболее авторитетных международных и государственных организаций. Например, в США социальная политика была ориентирована на создание государственных программ, рассчитанных на поддержку беднейших слоев населения. В то же время существующие налоговые льготы способствовали активному привлечению неправительственных структур для реализации социальных программ и проведения социальной работы. Р. Рейган внес предложения по ограничению социальной ответственности федерального правительства, обращая внимание на то, что социальные программы являются по Конституции сферой ответственности штатов и местных органов власти. «Известно, - пишет В.Н. Сафонов, - что часть федеральных программ удалось ликвидировать. Однако той широкой поддержки, на которую консерваторы надеялись в штатах, они не получили. Губернаторы, мэры, представители штатов в обеих палатах конгресса, многие из которых раньше заявляли, что федеральный центр «узурпировал власть вопреки Конституции», теперь не были согласны с Рейганом. Это объяснялось тем, что тотальные сокращения социальных программ потребовали бы увеличения социальных расходов внутри штатов. В течение десятилетий, начиная с Ф. Рузвельта, социальные программы, несмотря на недостаточные ассигнования, способствовали реализации принципов либерализма и создания равных возможностей как основы концепции прав человека»1".
Но поскольку в США каждый штат пользуется автономией и имеет свою законодательную власть, то принятые разными штатами законы, касающиеся социальной сферы, неодинаковы. Кроме того, они отличаются объемом финансирования социальных программ. Социальная работа в отношении правонарушителей осуществляется получившей широкое распространение службой пробации (probation), которая, кроме оказания социальной помощи условно осужденным и Сафонов В.Н. Указ. соч. С. 104. условно освобожденным (например, трудоустройство, предоставление жилья, материальная поддержка и т.п.), ведет большую работу по профилактике рецидивной преступности. В Германии на государственном уровне действует свод социального законодательства - Социальный кодекс, который объединяет всю совокупность социальных законов. Наряду с государственной социальной политикой, в Германии исторически сложилось традиционное участие церкви в оказании социальной помощи и социальных услуг, осуществлении профессиональной подготовки социальных работников для служения католической и евангелической церкви. Таким образом социальными проблемами осужденных в Германии занимаются не только юсударствснные организации, но и религиозные. Социальное право Франции объединяет трудовое право, социальное обеспечение и социальную помощь. Но государство реализует лишь незначительную часть социальных программ (опека инвалидов и лиц, требующих ухода, а также оказывает помощь людям, лишенным жилья), остальные направления социальной политики входят в компетенцию муниципалитетов, которые обладают значительными политическими, экономическими, социальными и культурными полномочиями с функциями контроля. Поэтому социальная работа с осужденными осуществляется в основном на региональном уровне. В Великобритании и Финляндии наряду с государственными социальными структурами широко развита сеть неправительственных, общественных структур или полугосударствснных (Финляндия) образований, которые финансируются и контролируются государством. В их функции входят: разработка конкретных социальных программ, их реализация, оказание социальной помощи, привлечение к социальной работе необходимых специалистов на общественных началах и оказание помощи осужденным. В Швеции реализация социальной политики практически полностью осуществляется государством. Неотъемлемой частью «шведской модели» является мощная система социального обеспечения всех слоев населения. Естественно, и социальная работа с осужденными осуществляется, в основном, на государственном уровне. Целью социальной работы с осужденными следует считать помощь в снижении порога конфликтности осужденных с обществом посредством включенности в рсадаптационныс программы, трудовую деятельность, получение общего и профессионального образования. Особой заботой социальных работников в зарубежных тюрьмах является организация образовательного процесса. С большим количеством проблем, связанных с организацией общей и профессиональной подготовки (обучения) и образования заключенных, сталкиваются и наши зарубежные коллеги. Однако изучение опыта организации гибкой системы профессионального образования заключенных, например в Финляндии, даст основания для использования его положительных результатов и в России. Руководство пенитенциарной системой Финляндии придаст большое значение обучению заключенных, изыскивая дополнительные среден^, различные формы и методы, разрабатывая оригинальные спецкурсы. Обучение в тюрьмах осуществляется в соответствии с общим законодательством Финляндии об основном, профессиональном и ином образовании. В законодательстве об исполнении уголовного наказания также есть правовая норма о необходимости обучения заключенных. Заключенным в Финляндии законодательно предоставлен выбор: труд или учеба в рабочее время. Главный принцип организации обучения (основного, среднего, а также профессионального) состоит в том, что тюрьмы не имеют своих собственных учебных заведений и учителей, а обучение организуется в сотрудничестве с внешними учебными учреждениями. Полученное в тюрьме образование в полной мере соответствует образованию, полученному в рамках общей системы образования в стране. Так, например, в 1993 году 1810 заключенных учились в закрытых тюрьмах, а 234 - в учебных заведениях вне тюрьмы (режим открытых тюрем). В финансировании основного, среднего и профессионального образования принимаю! участие государственные органы образования и муниципалитеты, однако в основном обучение заключенных финансируется тюремными властями. Общее образование, и особенно профессиональная подготовка, рассматриваются в Финляндии как одно из главных звеньев процесса рссоциализации заключенных к условиям жизнедеятельности после освобождения. Сегодня в тюрьмах Финляндии организовано свыше 140 курсов профессионального обучения заключенных продолжительностью от двух недель до года (в среднем 12 недель). Kpyi предлагаемых специальностей постоянно варьируется и расширяется: от специалистов в области машиностроения, ЭВМ, деревообработки до персонала общественного питания и гостиниц, предпринимателей,
садоводов, работников домашнего хозяйства. Заключенные, занимающиеся учебой, получают денежное вознаграждение на таких же условиях, как и работающие заключенные, в размере в среднем от 2 до 3,15 марок в час. Финский опыт доказывает целесообразность и возможность применения дифференцированного подхода к заключенным в организации необходимого им образовательного процесса. Социальную работу с заключенными в пенитенциарных учреждениях зарубежных стран осуществляют как штатные сотрудники (социальные работники), так и добровольцы. Различны подходы к определению необходимой оптимальной численности платных социальных работников в пенитенциарных учреждениях. Так. в Великобритании в каждом учреждении для молодых правонарушителей работает группа социальных рабошиков численностью не менее двух человек. В США Национальный совет по преступности и дслинквснтно-сти несовершеннолетних установил численность социальных работников в исправительных учреждениях в пропорции ] сотрудник на 40 правонарушителей. В функции нештатных сотрудников входят посещение заключенных, беседы с ними, работа с лицами, злоупотребляющими алкоголем и наркотиками, участие в организации культурных и общеобразовательных мероприятий (включая заочное обучение), консультации заключенных по правовым вопросам, помощь в устройстве на работу и поисках жилья после освобождения, разъяснение религиозных вопросов, помощь семье заключенного, расследование петиций заключенных, поданных администрации тюрьмы, услуги по оказанию помощи после отбытия срока заключения. В отношении несовершеннолетних осужденных содержание социальной работы осложняется дополнительными целями. Таковыми являются: «обеспечение опеки, защиты, образования и профессиональной подготовки с целью оказания им помощи для выполнения социально полезной и плодотворной роли в обществе» (ст. 26.1 Пекинских правил). Следовательно, социальная работа в исправительных учреждениях для несовершеннолетних должна решать не только задачу рссоциализации личности, но и обеспечивать ее гармоничное развитие, не уступающее по качеству развитию сверстников в откры-юй среде. В противном случае, по замечанию бывшего председателя Верховного Суда США Рамзея Кларка: «Любая тюрьма может оказаться просто еще одним рассадником преступности - местом, где содержатся трудные ребята»13. Достижение дополнительных целей при проведении социальной работы с несовершеннолетними, отбывающими наказание в исправительных учреждениях, осуществляется с учетом специального статуса личности несовершеннолетнего. Этот процесс происходит в двух направлениях: обеспечение естественных социальных благ (опека, дополнительные права и льготы, культурно-оздоровительные мероприятия и т.д.); приобретение новых (в виде исключения, как несовершеннолетнему) для себя прав (образование, профессия, право на заключение брака и т.д.). Изложенное позволяет сделать вывод о том, что международное сообщество рассматривает личность несовершеннолетнего осужденного не только с позиций достижения целей уголовного наказания, но и в широком социальном аспекте, т.е. обеспечения его естественных социальных благ и обязательного создания условий для приобретения новых, дополнительных прав. Основными документами, регулирующими правовое положение заключенных-несовершеннолетних, а также социальную работу с ними во время исполнения ими уголовного наказания, связанного с изоляцией от общества, являются: Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила). Резолюция 40/33 Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1985 года. Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности несовершеннолетних (Руководящие принципы, принятые в Эр-Рияде). Резолюция 45/112 Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 года. Правила Организации Объединенных Нации, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы. Резолюция 45/113 Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 года. Международные нормы, стандарты и правила, определяя основные направления социальной работы, не выделяют социальную работу с осужденными как самостоятельное направление в уголовно-исполнительной политике государства. К ним относятся: правила обращения с осужденными, их труд, медицинское обслуживание, обра- 13 Кларк Р. Преступность в США. М.,1977. С,294, зованис, профессиональная подготовка, социально полезные связи с родственниками и местной общиной. Все это должно привести к выработке у осужденного способности самостоятельно жить в обществе после освобождения. Достижение этих целей возлагается на специалистов в той или иной сфере, т. с. в своих отраслях знаний. Но они, как таковые, не являются штатными социальными работниками исправительного учреждения, однако, несомненно, их участие в процессе исправления заключенных, в помощи им по широкому кругу социальных отношений (организационных, этических, профессиональных, правовых и т.д.) весьма ощутимо. Конечно, отождествлять их с социальным работником в "чистом" виде нельзя. Части 1, 2 ст. 49 Минимальных стандартных правил ООН по обращению с заключенными дают перечисление обязательного штата работников для пенитенциарных учреждений. В этом перечне - учителя, преподаватели ремесленных дисциплин, психиатры, психологи - стоят в одном ряду с социальными работниками. Следовательно, социальный работник имеет особый правовой статус - это самостоятельная профессия, предметом деятельности которой является решение своих, самостоятельных задач во всем комплексе уголовно-исполнительной политики.- Статья 61 тех же Правил указывает функции социального работника в каждом исправительном учреждении: поддержка и укрепление социально полезных связей с семьей; поддержка и укрепление социально полезных связей с социальными (общественными) организациями; защита гражданских интересов осужденных; защита прав осужденных на социальное обеспечение и другие социальные льготы. Подобная трактовка социальной работы и функций социального работника в пенитенциарных учреждениях породила различные подходы к этим понятиям в уголовно-исполнительной политике разных государств. В широком смысле социальная работа понимается как помощь в решении социально полезных задач, стоящих перед осужденным. В узком смысле, деятельность института социальных работников, своего рода "проводников", консультантов, помогающих осужденным избрать и реализовать оптимальный путь достижения своих социально полезных целей. Рекомендации международно признанных норм и правил социальной работы как с несовершеннолетними, так и со взрослыми осужденными должны представлять собой неотъемлемую часть правовой системы и социальной политики каждого, в том числе и Российского государства с учетом его социально-экономических условий, а также этнических, религиозных, культурно-исторических особенностей. Обязательным требованием международного сообщества к социальной работе является требование незамедлительной организации воспитательного процесса, включая и процесс социокультурной ре-социализации: «... с самого начала отбывания срока заключения, -гласит ст. 80 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, - следует думать о будущем, которое ждет заключенного после его освобождения», Например, в Англии в первые часы заключения в тюрьму человек получает «Информационный пакет заключенного», состоящий из 15 отдельных брошюр, где изложены выдержки из тюремных правил и подробные разъяснения к ним. Кроме того, особое внимание уделено перечню предоставляемой заключенным социальной помощи и тому, каким образом се можно получить: «Полезные организации», «Условия к визитам в тюрьму», «Жалобы и предложения», «Социальная защита и выплата по освобождению», «Женщины-заключенные», «Малолетние правонарушители». «Визиты, письма и телефонные звонки», «Дисциплина в тюрьме», «Служба социального обеспечения» и другие. Концепция социальной помощи заключенному начинает действовать с момента появления в тюрьме и ознакомления с этим пакетом. Основные свои социальные потребности заключенный обсуждает с персоналом тюрьмы. Наилучшим способом выяснения ситуации служит, прежде всего, разговор или консультация заключенного персональным офицером, если он есть, или любого другого представителя персонала тюрьмы. Консультанты службы социального обеспечения имеются в каждой тюрьме и в каждой колонии для малолетних правонарушителей. Разница состоит в том, что в колониях для малолетних правонарушителей представители службы социального обеспечения постоянно находятся в пенитенциарном учреждении и обязаны помогать в решении большинства самых разнообразных проблем. Для взрослых заключенных данная служба может располагаться как на территории тюрьмы, так и за ее пределами. В задачи консультанта по социальным вопросам входит: а) помощь в разрешении ежедневных проблем заключенных, б) налаживание контакта с внешним миром, семьей; в) подготовка заключенного к освобождению и адаптации в от г) подбор необходимой образовательной программы; д) выбор коррекционных курсов (антиалкогольные, избавление от с) преодоление психологических комплексов, различных проблем (избавление от депрессии, агрессии, страха и т.п.); ж) организация консультирования заключенного со спсциали-счом по конкретной проблеме. Кроме того, заключенные могут получить необходимую информацию и помощь, пользуясь установленными в тюрьмах компьютерами. Значительный интерес в организации социальной работы с осужденными представляет опыт Германии. Педагоги и социальные работники после предварительных собеседований, изучения потенциальных возможностей осужденного составляют акт, на основании которого осужденного направляют в соответствующее исправительное учреждение. Так, в тюрьму г. Мюнстера направляются лица для завершения среднего образования, в тюрьму г. Варлея - желающие получить нужную профессию и ремесло, в тюрьму г. Гсллсрмс направляются студенты. Таким образом обеспечивается преемственность социально позитивных процессов личности не только в открытой среде, но даже в условиях изоляции от общества. Социальные работники во многих странах мира организуют специальные программы по реабилитации преступников, руководствуясь различными теориями, используя многообразие методов. Тс. кто основывается на когнитивно-бихевиористском подходе, т.е. влияющих на образ мышления установок и поведение преступников, пользуются сегодня наибольшим успехом как среди молодежи, так и применительно к взрослым людям. Однако даже этот подход, по мнению Дж. Всннарда, К. Хсддсрмана и Д. Сагга, не обеспечивает достаточно эффективного результата в исправлении смешанных (по возрасту) групп правонарушителей - в среднем условно-досрочно освобождаемых на 10-15% меньше, чем в однородных группах. Наибольшие результаты этот подход дает при работе с группами высокого риска. Социальная программа в отношении таких преступников
чрезвычайно интенсивна и насыщена. Она основана на методах активного изучения права, государственного устройства и участия в правоотношениях. Этот метод используется также для профилактики взаимоотношений, предотвращения насилия в семье. Новейшие социальные программы по реабилитации заключенных, по мнению зарубежных коллег, должны сочетать тренинги по осознанному изменению образа мыслей, поведенческих установок с практикумом по социальным взаимоотношениям, поиску возможных путей выхода из кризисных ситуаций. Когнитивно-бихевиористская методика работы с заключенными направлена на использование личностного контроля и помощь заключенным в осознании ответственности за агрессивное поведение. В ряде стран мира большую часть социальных проблем, связанных с лицами, отбывающими наказание в пенитенциарных учреждениях, или с лицами, условно осужденными, берут на себя различные общественные, государственно-общественные и религиозные организации. В арабских странах общественные организации выполняют значительный объем работы по оказанию социальной помощи осужденным. Так, в Сирии созданы общественные губернские общества по заботе об осужденных, в Йеменской республике эту функцию выполняет Комитет народной защиты. В Японии около 100 общественных ассоциаций веду г работу в сфере реабилитационной помощи осужденным. В Финляндии в ] 975 году была основана Ассоциация по делам испытания и последующего ухода для помощи в решении социальных проблем условно освобожденных и освобожденных заключенных. Деятельность и финансы этой организации находятся под контролем и руководством Министерства юстиции. Цетральная администрация Ассоциации расположена в Хельсинки. Кроме того, Ассоциация имеет 19 областных бюро в крупнейших городах страны, 4 местных бюро и 2 центра деятельности, предоставляющих работу освобожденным заключенным. Ассоциация имеет 219 штатных сотрудников и около 40 работающих по совместительству. Цель их деятельности состоит в разносторонней помощи (психологическая поддержка, юридические консультации, решение проблем с жильем, трудоустройство) лицам, освобожденным или условно освобожденным. Руководство Ассоциации работает в тесном контакте с администрацией и социальными работниками тюрем с целью изменения условий отбывания наказания для скорейшей реадаптации желающих ис- правиться. Так, осужденный, не нарушающий режима, осознавший свою вину и решивший встать на путь исправления, в соответствии с законодательством Финляндии, отбывает часть срока в закрытой тюрьме (строгий режим содержания), затем может быть переведен в открытую тюрьму (менее строгий режим содержания), а оставшуюся часть срока может находиться под пристальным вниманием и заботой сотрудников Ассоциации вне мест заключения. Если условно освобожденный совершит в это время противоправный поступок или нарушит установленный порядок общения с сотрудниками Ассоциации, руководство Ассоциации направляет документы в суд, а тот, в свою очередь, выносит решение о возвращении условно освобожденного в тюрьму. Подводя итоги анализу социальной работы с заключенными в зарубежных странах, следует отметить, прежде всего, вековую историю института социальных работников в местах лишения свободы; необходимость обязательной специальной профессиональной подготовки социальных работников для работы е заключенными; устоявшиеся цели и задачи их дсятсльносш, куда обязательно входят и проблемы социокультурной рссоциализации заключенных; отработанный механизм финансирования этой категории служащих пенитенциарных учреждений; понимание необходимости совершенствования социальной работы с заключенными и сегодня. Для России зарубежный опыт социальной работыы с заключенными чрезвычайно интересен и актуален. На протяжении последнего десятилетия российская пенитенциарная система находится в состоянии реформирования всех сторон ее деятельности. Сегодня уже не существует политико-воспитательного направления работы исправительных учреждений, а новая концепция еще не выработана. Представляется целесообразным разностороннее изучение опыта и использование всего самого ценного с учетом российской специфики и наших условий. Исследованию близких проблем были посвящены работы Н.Б. Хуюрской: «Институт пробации в США: уголовно-правовые, ы См.: Социальная защита человека: региональные модели / Под ред. В.Г. Бочаровой, М.П. Гурьяновой. М.: Изд-во АСОПиР РФ, 1995; Обучение социальной работе: состояние и перспективы. Материалы Международных Конгрессов Школ социальный работы. М., 1997.
криминологические и организационно-управленческие аспекты»1^; «Исполнение уголовного наказания в виде лишения свободы в Англии и Уэлсе»16. Однако целью этих исследований был анализ опыта работы по решению отдельных социальных проблем заключенных в зарубежных странах. Опыт же организации и содержания социальной работы с заключенными как одно из важных направлений пенитенциарной системы по решению проблем социокультурной ресоциализации заключенных до настоящего времени изучен не был. Таким образом, актуальность и научная новизна исследований в области социальной работы с заключенными определяются необходимостью изучения относительно новой для российской пенитенциарном системы организации и содержания социальной работы с заключенными с целью создания условий социокультурной ресоциализации осужденных, а значит, дальнейшей гуманизацией условий отбывания наказания лиц, лишенных свободы в России. Это и является основным требованием мирового сообщества и нашего времени.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|