Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

По социокультурной ресоциализации заключенных




В современных условиях социальная стабильность общества стала главной ценностью и капиталом, а экономическое развитие и финан­совые ресурсы выступают в качестве средств обеспечения этой ста­бильности. Стабильное, устойчивое социальное развитие является главным показателем степени цивилизованности государства и обще­ства.

Кроме того, быстро меняющиеся социально-экономические усло­вия жизни в нашей стране вносят свои коррективы в деятельность уголовно-исполнительной системы, в том числе и в ее социальную сферу, затрагивающую права и интересы осужденных.

Пенитенциарные учреждения и содержащиеся в них заключенные являются предметом особой социальной заботы любого государства.

Разрешение создавшихся проблем в области реализации социаль­ных прав осужденных постоянно требует пристального внимания, а тем более сегодня, в период общего кризиса в стране.

Проблемам ресоциализации заключенных пенитенциарные систе­мы различных государств уделяли и уделяют специальное внимание. Зарубежные пснитснциаристы, придавая большое значение повыше­нию уровня общего образования заключенных, приобретению ими востребусмой в будущем специальности, профессии, еще в XIX в. пришли к осознанию необходимости особой организации этой сферы процесса исправления. Очевидно, что ими не могли и не должны бы­ли быть надзиратели, но должны были быть специально подготов­ленные люди, сочетающие в себе, отчасти, знания психолога и педа­гога, юриста и врача, желающие помочь человеку, оказавшемуся в беде.

Социальные аспекты исполнения наказания были рассмотрены еще в 1846 году во Франкфурте, где состоялся Первый международ­ный тюремный конгресс. Так с середины XIX в. началась история международного пенитенциарного сотрудничества, в том числе и в области социальной помощи заключенным.


Проблемы ресоциализации заключенных, решение их социальных

проблем рассматриваются в разных странах как особо важная сфера в контексте общих проблем социальной деятельности общества. Со­временное государство чрезвычайно практично, а потому вынуждено подсчитывать моральный и материальный ущерб от преступной дея­тельности его сограждан. Содержание исправительных учреждений, а также большого числа сотрудников силовых структур очень дорого обходится любому государству; от преступных действий страдают и погибают люди. Поэтому гораздо гуманнее и дешевле дать оступив­шемуся еще один шанс и помочь ему «встать в строй», почувство­вать себя вновь полноправным членом общества.

Необходимость возникновения социальной работы как особого вида профессиональной деятельности возникла на рубеже XIX и XX вв. во многих государствах: США, Великобритании, Германии, Нидерландах, Швеции, Франции и др. Всеобщее распространение гуманистических, демократических, эгалитарных представлений, а также интенсификация капиталистических производственных отно­шений в этот период, усиление эксплуатации, массовое обнищание и т.п. привели к необходимости, с одной стороны, защиты прав и сво­бод наемных рабочих, с другой - социальной помощи малоимущим, нищим, инвалидам и иным группам населения, нуждающимся в осо­бой поддержке, опеке и защите.

Есть существенные различия между предметом социальною зако­нодательства в США1" и Европе. В англосаксонском праве приори­тетное значение имеют личные и политические права. В европейском континентальном праве традиционно большее внимание уделяется социально-экономическим правам. Положения о социальных правах были внесены в тексты большинства европейских конституций, а в отдельных из них предусматривались и определенные виды гарантий.

Ведущие специалисты разных стран мира выступают сегодня за уючненис понятия «социальная работа», которая включает в себя гарантированную социальную помощь человеку, удовлетворение его минимальных потребностей и оказание благотворительной помощи находящимся за чертой бедности. Но этим не должна ограничиваться социальная работа. Она начинается тогда, когда ее субъекты вклю­чаются в самостоятельное решение своих проблем, а социальный ра­ботник несет ответственность за то, что обездоленная и менее защи-

1(1 Более подр. см.: Сафонов В Н. Социальное законодательство в США (истори-коправовые аспекты) //Государство и право М, 1999,№ 1. С. 98-105.


щенная маргинальная часть населения не будет исключена из процес­са социального развития. Именно в этом состоит одна из основных функций социальной работы как профессии.

По мнению Национальной ассоциации социальных работников США, под социальной работой понимается профессиональная дея­тельность по оказанию помощи индивидам, незащищенным группам или общинам, усиление или возрождение их способностей к социаль­ному функционированию и созданию благоприятных общественных условий для достижения этих целей.

После второй мировой войны человечество с особой остротой ощутило необходимость решения проблем защиты и обеспечения прав человека, достойного прожиточного минимума, социального равенства, гарантированного социального обеспечения и социальной защиты наиболее уязвимых социальных групп и категории населе­ния, создание социальной стабильности с помощью таких механиз­мов, как социальная политика и социальная работа, В Европе начина­ется строительство «европейского социального пространства», а мо­мент создания Организации Объединенных Наций (1945 г.) можно считать началом функционирования «общемирового социального пространства».

В теории социальной работы уже доказана необходимость созда­ния «социальных пространств», т.е. территорий, контролируемых с позиций решения социально-бытовых и социокультурных проблем, соблюдения прав всех слоев населения.

Такими «территориальными сообществами», социальными орга­низациями устанавливаются правила, нормы, необходимость выпол­нения которых является обязательной для их членов.

Однако в самих государствах разграничение полномочий между федеральными и местными властями в решении социальных проблем становилось предметом длительных дискуссий. Противники феде­ральных социальных программ в США «обращали внимание на такие отрицательные последствия, как дублирование отдельных видов по­мощи на федеральном и местом уровнях, нескоординированность программ, увеличение количества федеральных предписаний, инст­рукций, постановлений и приказов, рост числа чиновников Вашинг­тона и в федеральных агентствах, и на местах»".

Сафонов В.Н. Указ. соч. С 103.


В 50-х годах пенитенциарные учреждения и заключенные, содер­жащиеся в них, становятся предметом особой социальной заботы го­сударственных, общественных и религиозных организаций во всем мире. Начиная с 1955 года под эгидой ООН проводятся международ­ные конгрессы по предупреждению преступлений и обращению с правонарушителями, разрабатываются и принимаются международ­но-правовые документы ООН в области обращения с осужденными.

В «Минимальных стандартных правилах ООН по обращению с за­ключенными» 1955 года (или в его европейском варианте - Европей­ских пенитенциарных правилах - ЕПП) определены правила работы, в том числе и социальной, проводимой с заключенными. Они осно­ваны на принципах уважения человеческого достоинства, справедли­вого обращения с заключенными, обеспечения самоуважения, регу­лярности инспектирования, защиты прав осужденных и соблюдения международных стандартов.

В теории социальной работы разрабатывается понятие «социаль­ное государство». Исторически формирование протосоциального го­сударства связывают с деятельностью рейхсканцлера Германской империи Отто фон Бисмарка-Шснгаузена (1815-1898). При его не­посредственном участии была разработана и принята серия социаль­ных законов, выделивших Германию среди других стран. Бисмарку удалось реализовать патриархальные представления о помощи не­имущим и заложить основу социальной политики, получившей в дальнейшем определение как «социальное маневрирование», а в ха­рактеристику действий правительства им введено понятие «государ­ственный социализм».

Продолжатели идеи Бисмарка в настоящее время для характери­стики уровня развития социального государства учитывают:

объем ассигнований на социальную сферу, внебюджетные фонды и социальное страхование;

степень развитости социальных служб;

наличие и специфику социального законодательства, сформиро-ванность нормативно-правовой базы социальной сферы.

Естественно, перечисленные параметры в тех или иных государ­ствах различны, что и определяет государственную социальную по­литику в целом и особенности социальной работы с различными ка­тегориями населения в разных странах, в том числе и с заключенны­ми.

Специальным объектом внимания служб социальной работы во


всем мире являются заключенные как одна из наименее защищенных групп населения. Понятно, что проблемы социальной помощи осуж­денным независимо от вида наказания носят общепланетарный ха­рактер, а их решение диктует необходимость совместных усилий как на уровне мирового сообщества, так и отдельного государства. История развития цивилизации привела не только к глубокому пони­манию человеческих прав всех граждан, но и к законодательному их закреплению в текстах основополагающих документов наиболее ав­торитетных международных и государственных организаций.

Например, в США социальная политика была ориентирована на создание государственных программ, рассчитанных на поддержку беднейших слоев населения. В то же время существующие налоговые льготы способствовали активному привлечению неправительствен­ных структур для реализации социальных программ и проведения социальной работы. Р. Рейган внес предложения по ограничению со­циальной ответственности федерального правительства, обращая внимание на то, что социальные программы являются по Конститу­ции сферой ответственности штатов и местных органов власти. «Из­вестно, - пишет В.Н. Сафонов, - что часть федеральных программ удалось ликвидировать. Однако той широкой поддержки, на которую консерваторы надеялись в штатах, они не получили. Губернаторы, мэры, представители штатов в обеих палатах конгресса, многие из которых раньше заявляли, что федеральный центр «узурпировал власть вопреки Конституции», теперь не были согласны с Рейганом. Это объяснялось тем, что тотальные сокращения социальных про­грамм потребовали бы увеличения социальных расходов внутри шта­тов. В течение десятилетий, начиная с Ф. Рузвельта, социальные про­граммы, несмотря на недостаточные ассигнования, способствовали реализации принципов либерализма и создания равных возможностей как основы концепции прав человека»1".

Но поскольку в США каждый штат пользуется автономией и име­ет свою законодательную власть, то принятые разными штатами за­коны, касающиеся социальной сферы, неодинаковы. Кроме того, они отличаются объемом финансирования социальных программ. Соци­альная работа в отношении правонарушителей осуществляется полу­чившей широкое распространение службой пробации (probation), ко­торая, кроме оказания социальной помощи условно осужденным и

Сафонов В.Н. Указ. соч. С. 104.


условно освобожденным (например, трудоустройство, предоставле­ние жилья, материальная поддержка и т.п.), ведет большую работу по профилактике рецидивной преступности.

В Германии на государственном уровне действует свод социаль­ного законодательства - Социальный кодекс, который объединяет всю совокупность социальных законов. Наряду с государственной социальной политикой, в Германии исторически сложилось традици­онное участие церкви в оказании социальной помощи и социальных услуг, осуществлении профессиональной подготовки социальных работников для служения католической и евангелической церкви. Таким образом социальными проблемами осужденных в Германии занимаются не только юсударствснные организации, но и религиоз­ные.

Социальное право Франции объединяет трудовое право, социаль­ное обеспечение и социальную помощь. Но государство реализует лишь незначительную часть социальных программ (опека инвалидов и лиц, требующих ухода, а также оказывает помощь людям, лишен­ным жилья), остальные направления социальной политики входят в компетенцию муниципалитетов, которые обладают значительными политическими, экономическими, социальными и культурными пол­номочиями с функциями контроля. Поэтому социальная работа с осужденными осуществляется в основном на региональном уровне.

В Великобритании и Финляндии наряду с государственными со­циальными структурами широко развита сеть неправительственных, общественных структур или полугосударствснных (Финляндия) об­разований, которые финансируются и контролируются государством. В их функции входят: разработка конкретных социальных программ, их реализация, оказание социальной помощи, привлечение к соци­альной работе необходимых специалистов на общественных началах и оказание помощи осужденным.

В Швеции реализация социальной политики практически полно­стью осуществляется государством. Неотъемлемой частью «швед­ской модели» является мощная система социального обеспечения всех слоев населения. Естественно, и социальная работа с осужден­ными осуществляется, в основном, на государственном уровне.

Целью социальной работы с осужденными следует считать по­мощь в снижении порога конфликтности осужденных с обществом посредством включенности в рсадаптационныс программы, трудовую деятельность, получение общего и профессионального образования.


Особой заботой социальных работников в зарубежных тюрьмах является организация образовательного процесса.

С большим количеством проблем, связанных с организацией об­щей и профессиональной подготовки (обучения) и образования за­ключенных, сталкиваются и наши зарубежные коллеги. Однако изу­чение опыта организации гибкой системы профессионального обра­зования заключенных, например в Финляндии, даст основания для использования его положительных результатов и в России.

Руководство пенитенциарной системой Финляндии придаст боль­шое значение обучению заключенных, изыскивая дополнительные среден^, различные формы и методы, разрабатывая оригинальные спецкурсы. Обучение в тюрьмах осуществляется в соответствии с общим законодательством Финляндии об основном, профессиональ­ном и ином образовании. В законодательстве об исполнении уголов­ного наказания также есть правовая норма о необходимости обучения заключенных.

Заключенным в Финляндии законодательно предоставлен выбор: труд или учеба в рабочее время. Главный принцип организации обу­чения (основного, среднего, а также профессионального) состоит в том, что тюрьмы не имеют своих собственных учебных заведений и учителей, а обучение организуется в сотрудничестве с внешними учебными учреждениями. Полученное в тюрьме образование в пол­ной мере соответствует образованию, полученному в рамках общей системы образования в стране. Так, например, в 1993 году 1810 за­ключенных учились в закрытых тюрьмах, а 234 - в учебных заведени­ях вне тюрьмы (режим открытых тюрем).

В финансировании основного, среднего и профессионального об­разования принимаю! участие государственные органы образования и муниципалитеты, однако в основном обучение заключенных фи­нансируется тюремными властями.

Общее образование, и особенно профессиональная подготовка, рассматриваются в Финляндии как одно из главных звеньев процесса рссоциализации заключенных к условиям жизнедеятельности после освобождения. Сегодня в тюрьмах Финляндии организовано свыше 140 курсов профессионального обучения заключенных продолжи­тельностью от двух недель до года (в среднем 12 недель). Kpyi предлагаемых специальностей постоянно варьируется и расширяется: от специалистов в области машиностроения, ЭВМ, деревообработки до персонала общественного питания и гостиниц, предпринимателей,

 


садоводов, работников домашнего хозяйства.

Заключенные, занимающиеся учебой, получают денежное возна­граждение на таких же условиях, как и работающие заключенные, в размере в среднем от 2 до 3,15 марок в час.

Финский опыт доказывает целесообразность и возможность при­менения дифференцированного подхода к заключенным в организа­ции необходимого им образовательного процесса.

Социальную работу с заключенными в пенитенциарных учрежде­ниях зарубежных стран осуществляют как штатные сотрудники (со­циальные работники), так и добровольцы. Различны подходы к опре­делению необходимой оптимальной численности платных социаль­ных работников в пенитенциарных учреждениях. Так. в Великобри­тании в каждом учреждении для молодых правонарушителей работа­ет группа социальных рабошиков численностью не менее двух чело­век. В США Национальный совет по преступности и дслинквснтно-сти несовершеннолетних установил численность социальных работ­ников в исправительных учреждениях в пропорции ] сотрудник на 40 правонарушителей.

В функции нештатных сотрудников входят посещение заключен­ных, беседы с ними, работа с лицами, злоупотребляющими алкоголем и наркотиками, участие в организации культурных и общеобразова­тельных мероприятий (включая заочное обучение), консультации за­ключенных по правовым вопросам, помощь в устройстве на работу и поисках жилья после освобождения, разъяснение религиозных во­просов, помощь семье заключенного, расследование петиций заклю­ченных, поданных администрации тюрьмы, услуги по оказанию по­мощи после отбытия срока заключения.

В отношении несовершеннолетних осужденных содержание соци­альной работы осложняется дополнительными целями. Таковыми являются: «обеспечение опеки, защиты, образования и профессио­нальной подготовки с целью оказания им помощи для выполнения социально полезной и плодотворной роли в обществе» (ст. 26.1 Пе­кинских правил). Следовательно, социальная работа в исправитель­ных учреждениях для несовершеннолетних должна решать не только задачу рссоциализации личности, но и обеспечивать ее гармоничное развитие, не уступающее по качеству развитию сверстников в откры-юй среде. В противном случае, по замечанию бывшего председателя Верховного Суда США Рамзея Кларка: «Любая тюрьма может ока­заться просто еще одним рассадником преступности - местом, где


содержатся трудные ребята»13.

Достижение дополнительных целей при проведении социальной работы с несовершеннолетними, отбывающими наказание в исправи­тельных учреждениях, осуществляется с учетом специального стату­са личности несовершеннолетнего. Этот процесс происходит в двух направлениях:

обеспечение естественных социальных благ (опека, дополнитель­ные права и льготы, культурно-оздоровительные мероприятия и т.д.);

приобретение новых (в виде исключения, как несовершеннолет­нему) для себя прав (образование, профессия, право на заключение брака и т.д.).

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что международное сообщество рассматривает личность несовершеннолетнего осужден­ного не только с позиций достижения целей уголовного наказания, но и в широком социальном аспекте, т.е. обеспечения его естественных социальных благ и обязательного создания условий для приобретения новых, дополнительных прав.

Основными документами, регулирующими правовое положение заключенных-несовершеннолетних, а также социальную работу с ними во время исполнения ими уголовного наказания, связанного с изоляцией от общества, являются:

Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправле­ния правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские пра­вила). Резолюция 40/33 Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1985 года.

Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности несовершеннолетних (Руководящие принципы, принятые в Эр-Рияде). Резолюция 45/112 Генеральной Ассамблеи ООН от 14 де­кабря 1990 года.

Правила Организации Объединенных Нации, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы. Резолюция 45/113 Гене­ральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 года.

Международные нормы, стандарты и правила, определяя основ­ные направления социальной работы, не выделяют социальную рабо­ту с осужденными как самостоятельное направление в уголовно-исполнительной политике государства. К ним относятся: правила об­ращения с осужденными, их труд, медицинское обслуживание, обра-

13 Кларк Р. Преступность в США. М.,1977. С,294,


зованис, профессиональная подготовка, социально полезные связи с родственниками и местной общиной. Все это должно привести к вы­работке у осужденного способности самостоятельно жить в обществе после освобождения.

Достижение этих целей возлагается на специалистов в той или иной сфере, т. с. в своих отраслях знаний. Но они, как таковые, не являются штатными социальными работниками исправительного уч­реждения, однако, несомненно, их участие в процессе исправления заключенных, в помощи им по широкому кругу социальных отноше­ний (организационных, этических, профессиональных, правовых и т.д.) весьма ощутимо. Конечно, отождествлять их с социальным ра­ботником в "чистом" виде нельзя.

Части 1, 2 ст. 49 Минимальных стандартных правил ООН по об­ращению с заключенными дают перечисление обязательного штата работников для пенитенциарных учреждений. В этом перечне - учи­теля, преподаватели ремесленных дисциплин, психиатры, психологи - стоят в одном ряду с социальными работниками.

Следовательно, социальный работник имеет особый правовой ста­тус - это самостоятельная профессия, предметом деятельности кото­рой является решение своих, самостоятельных задач во всем ком­плексе уголовно-исполнительной политики.-

Статья 61 тех же Правил указывает функции социального работ­ника в каждом исправительном учреждении:

поддержка и укрепление социально полезных связей с семьей;

поддержка и укрепление социально полезных связей с социаль­ными (общественными) организациями;

защита гражданских интересов осужденных;

защита прав осужденных на социальное обеспечение и другие со­циальные льготы.

Подобная трактовка социальной работы и функций социального работника в пенитенциарных учреждениях породила различные под­ходы к этим понятиям в уголовно-исполнительной политике разных государств.

В широком смысле социальная работа понимается как помощь в решении социально полезных задач, стоящих перед осужденным.

В узком смысле, деятельность института социальных работников, своего рода "проводников", консультантов, помогающих осужден­ным избрать и реализовать оптимальный путь достижения своих со­циально полезных целей.


Рекомендации международно признанных норм и правил социаль­ной работы как с несовершеннолетними, так и со взрослыми осуж­денными должны представлять собой неотъемлемую часть правовой системы и социальной политики каждого, в том числе и Российского государства с учетом его социально-экономических условий, а также этнических, религиозных, культурно-исторических особенностей.

Обязательным требованием международного сообщества к соци­альной работе является требование незамедлительной организации воспитательного процесса, включая и процесс социокультурной ре-социализации: «... с самого начала отбывания срока заключения, -гласит ст. 80 Минимальных стандартных правил обращения с заклю­ченными, - следует думать о будущем, которое ждет заключенного после его освобождения»,

Например, в Англии в первые часы заключения в тюрьму человек получает «Информационный пакет заключенного», состоящий из 15 отдельных брошюр, где изложены выдержки из тюремных правил и подробные разъяснения к ним. Кроме того, особое внимание уделе­но перечню предоставляемой заключенным социальной помощи и тому, каким образом се можно получить: «Полезные организации», «Условия к визитам в тюрьму», «Жалобы и предложения», «Соци­альная защита и выплата по освобождению», «Женщины-заключенные», «Малолетние правонарушители». «Визиты, письма и телефонные звонки», «Дисциплина в тюрьме», «Служба социального обеспечения» и другие.

Концепция социальной помощи заключенному начинает дейст­вовать с момента появления в тюрьме и ознакомления с этим паке­том. Основные свои социальные потребности заключенный обсужда­ет с персоналом тюрьмы. Наилучшим способом выяснения ситуации служит, прежде всего, разговор или консультация заключенного пер­сональным офицером, если он есть, или любого другого представите­ля персонала тюрьмы.

Консультанты службы социального обеспечения имеются в каж­дой тюрьме и в каждой колонии для малолетних правонарушителей. Разница состоит в том, что в колониях для малолетних правонаруши­телей представители службы социального обеспечения постоянно находятся в пенитенциарном учреждении и обязаны помогать в ре­шении большинства самых разнообразных проблем. Для взрослых заключенных данная служба может располагаться как на территории тюрьмы, так и за ее пределами.


В задачи консультанта по социальным вопросам входит:

а) помощь в разрешении ежедневных проблем заключенных,
включая тс, которые явились причиной совершенного преступления;

б) налаживание контакта с внешним миром, семьей;

в) подготовка заключенного к освобождению и адаптации в от­
крытой среде;

г) подбор необходимой образовательной программы;

д) выбор коррекционных курсов (антиалкогольные, избавление от
наркотической зависимости);

с) преодоление психологических комплексов, различных проблем (избавление от депрессии, агрессии, страха и т.п.);

ж) организация консультирования заключенного со спсциали-счом по конкретной проблеме.

Кроме того, заключенные могут получить необходимую информа­цию и помощь, пользуясь установленными в тюрьмах компьютерами.

Значительный интерес в организации социальной работы с осуж­денными представляет опыт Германии. Педагоги и социальные ра­ботники после предварительных собеседований, изучения потенци­альных возможностей осужденного составляют акт, на основании которого осужденного направляют в соответствующее исправитель­ное учреждение. Так, в тюрьму г. Мюнстера направляются лица для завершения среднего образования, в тюрьму г. Варлея - желающие получить нужную профессию и ремесло, в тюрьму г. Гсллсрмс на­правляются студенты. Таким образом обеспечивается преемствен­ность социально позитивных процессов личности не только в откры­той среде, но даже в условиях изоляции от общества.

Социальные работники во многих странах мира организуют спе­циальные программы по реабилитации преступников, руководствуясь различными теориями, используя многообразие методов.

Тс. кто основывается на когнитивно-бихевиористском подходе, т.е. влияющих на образ мышления установок и поведение преступни­ков, пользуются сегодня наибольшим успехом как среди молодежи, так и применительно к взрослым людям. Однако даже этот подход, по мнению Дж. Всннарда, К. Хсддсрмана и Д. Сагга, не обеспечи­вает достаточно эффективного результата в исправлении смешанных (по возрасту) групп правонарушителей - в среднем условно-досрочно освобождаемых на 10-15% меньше, чем в однородных группах. Наи­большие результаты этот подход дает при работе с группами высоко­го риска. Социальная программа в отношении таких преступников

 


чрезвычайно интенсивна и насыщена. Она основана на методах ак­тивного изучения права, государственного устройства и участия в правоотношениях. Этот метод используется также для профилактики взаимоотношений, предотвращения насилия в семье.

Новейшие социальные программы по реабилитации заключенных, по мнению зарубежных коллег, должны сочетать тренинги по осоз­нанному изменению образа мыслей, поведенческих установок с прак­тикумом по социальным взаимоотношениям, поиску возможных пу­тей выхода из кризисных ситуаций. Когнитивно-бихевиористская ме­тодика работы с заключенными направлена на использование лично­стного контроля и помощь заключенным в осознании ответственно­сти за агрессивное поведение.

В ряде стран мира большую часть социальных проблем, связанных с лицами, отбывающими наказание в пенитенциарных учреждениях, или с лицами, условно осужденными, берут на себя различные обще­ственные, государственно-общественные и религиозные организации. В арабских странах общественные организации выполняют значи­тельный объем работы по оказанию социальной помощи осужден­ным. Так, в Сирии созданы общественные губернские общества по заботе об осужденных, в Йеменской республике эту функцию выпол­няет Комитет народной защиты. В Японии около 100 общественных ассоциаций веду г работу в сфере реабилитационной помощи осуж­денным.

В Финляндии в ] 975 году была основана Ассоциация по делам ис­пытания и последующего ухода для помощи в решении социальных проблем условно освобожденных и освобожденных заключенных. Деятельность и финансы этой организации находятся под контролем и руководством Министерства юстиции. Цетральная администрация Ассоциации расположена в Хельсинки. Кроме того, Ассоциация име­ет 19 областных бюро в крупнейших городах страны, 4 местных бю­ро и 2 центра деятельности, предоставляющих работу освобожден­ным заключенным. Ассоциация имеет 219 штатных сотрудников и около 40 работающих по совместительству. Цель их деятельности состоит в разносторонней помощи (психологическая поддержка, юридические консультации, решение проблем с жильем, трудоуст­ройство) лицам, освобожденным или условно освобожденным.

Руководство Ассоциации работает в тесном контакте с админист­рацией и социальными работниками тюрем с целью изменения усло­вий отбывания наказания для скорейшей реадаптации желающих ис-


правиться. Так, осужденный, не нарушающий режима, осознавший свою вину и решивший встать на путь исправления, в соответствии с законодательством Финляндии, отбывает часть срока в закрытой тюрьме (строгий режим содержания), затем может быть переведен в открытую тюрьму (менее строгий режим содержания), а оставшуюся часть срока может находиться под пристальным вниманием и заботой сотрудников Ассоциации вне мест заключения. Если условно осво­божденный совершит в это время противоправный поступок или на­рушит установленный порядок общения с сотрудниками Ассоциации, руководство Ассоциации направляет документы в суд, а тот, в свою очередь, выносит решение о возвращении условно освобожденного в тюрьму.

Подводя итоги анализу социальной работы с заключенными в за­рубежных странах, следует отметить, прежде всего, вековую историю института социальных работников в местах лишения свободы; необ­ходимость обязательной специальной профессиональной подготовки социальных работников для работы е заключенными; устоявшиеся цели и задачи их дсятсльносш, куда обязательно входят и проблемы социокультурной рссоциализации заключенных; отработанный меха­низм финансирования этой категории служащих пенитенциарных учреждений; понимание необходимости совершенствования соци­альной работы с заключенными и сегодня.

Для России зарубежный опыт социальной работыы с заключенны­ми чрезвычайно интересен и актуален. На протяжении последнего десятилетия российская пенитенциарная система находится в состоя­нии реформирования всех сторон ее деятельности. Сегодня уже не существует политико-воспитательного направления работы исправи­тельных учреждений, а новая концепция еще не выработана. Пред­ставляется целесообразным разностороннее изучение опыта и ис­пользование всего самого ценного с учетом российской специфики и наших условий.

Исследованию близких проблем были посвящены работы Н.Б. Хуюрской: «Институт пробации в США: уголовно-правовые,

ы См.: Социальная защита человека: региональные модели / Под ред. В.Г. Боча­ровой, М.П. Гурьяновой. М.: Изд-во АСОПиР РФ, 1995; Обучение социальной ра­боте: состояние и перспективы. Материалы Международных Конгрессов Школ соци­альный работы. М., 1997.

 


криминологические и организационно-управленческие аспекты»1^; «Исполнение уголовного наказания в виде лишения свободы в Анг­лии и Уэлсе»16.

Однако целью этих исследований был анализ опыта работы по решению отдельных социальных проблем заключенных в зарубеж­ных странах. Опыт же организации и содержания социальной работы с заключенными как одно из важных направлений пенитенциарной системы по решению проблем социокультурной ресоциализации за­ключенных до настоящего времени изучен не был.

Таким образом, актуальность и научная новизна исследований в области социальной работы с заключенными определяются необхо­димостью изучения относительно новой для российской пенитенци­арном системы организации и содержания социальной работы с за­ключенными с целью создания условий социокультурной ресоциали­зации осужденных, а значит, дальнейшей гуманизацией условий от­бывания наказания лиц, лишенных свободы в России. Это и является основным требованием мирового сообщества и нашего времени.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...