Татуировки как изобразительное творчество осужденных
Человек, оказавшийся в местах лишения свободы, не утрачивает присущую ему художественную потребность самовыражения. Условия изоляции от общества, разлука с любимыми, родными и друзьями, осмысление прожитого и совершенного в жизни, а также законы новой жизни - все это является темами-мотивами, будоражащими художественное сознание осужденных. Одним из способов его выражения и является изобразительно-творческая деятельность лиц, ли- шснных свободы. Художественная потребность и даже одаренность некоторых преступников в области художественного творчества, как правило, проявляются в их умении и интересе к практической деятельности с разнообразными материалами. Они с удовольствием занимаются выпиливанием, выжиганием, резьбой, изготовлением несложных кустарных поделок: шкатулок, ручек, ножей, утвари и т.д. Эта увлеченность характерна как для несовершеннолетних правонарушителей, так и для взрослых преступников. Хотя некоторые изготавливаемые ими изделия и отличаются тщательностью и художественностью отделки, а также определенным уровнем мастере!ва исполнителя, вес же они не служат проявлением их высоких эстетических потребностей, а скорее обнаруживают их явное отсутствие. Эти поделки, как правило, не являются образцами высокохудожественного творчества, однако они служат объективным доказательством определенного уровня художественного развития, интересов и потребностей осужденных, раскрывая пробелы в их художсС1венно-эстетическом воспитании и обучении. Невысокий уровень визуально-эстсшчсских потребностей большинства осужденных объясняется спецификой их социально-личностного развития. Очевидно, что жизненный путь подавляющего большинства из них проходит не в общении с музейными и выставочными работами, не вблизи с мастерскими художников, и не в беседах об изобразительном искусстве. Бедность и явная недостаточность художественно-эстетических впечатлений в этой области приводят к формированию устойчивого пренебрежения к таким формам искусства, как живопись, графика, скульптура. Эстетические чувства, необходимые для воспитания этих видов искусства, оказываются не пробужденными, а отсутствие опыта общения с ними, восприятия их, приводит к естественному угасанию и тех минимальных, неразвитых художественных потребностей, которые были у них и потенциально могли бы быть заложенными, а в последствии развитыми.
Следует иметь в виду и то обстоятельство, что условия изоляции, в коюрых неизбежно оказываются преступники, отсутствие достаточного свободного времени для творчества, художественных материалов, необходимой методической литературы, квалифицированного педагогического руководства творчеством не могут способствовать не только развитию, но даже проявлению их визуально-эстетических, художественно-пластических способностей. Однако есть специфический жанр субкультуры преступного мира, к которому большинство осужденных приобщается очень рано. Одним из наиболее распространенных видов художественно-изобразительной деятельности осужденных является татуирование различных частей тела. На наш взгляд, этот особый жанр творчества представляет собой сложный феномен человеческой культуры вообще, и криминальной (преступной) субкультуры в частности. Любое творчество, любой художественный акт человека в функциональном отношении не однозначен, что. собственно, и отражает синкретический характер любой культуры. Данное положение становится очевидным в процессе анализа самих татуировок с точки зрения их функционального значения. Такой анализ позволяет определить, какие функции и в какой мере сохраняют свое значение в современной субкультуре преступного мира.
Явление бытования татуировок многоаспектно и полифункционально. Исходя из этого утверждения, следует рассмотреть не только их функции, но и проанализировать зю явление с разных позиций: от историко-культурологичсского, искусствоведческого, криминологического, психологического до социокультурного и философского. С целью доказательства данного положения необходимо, как нам представляется, вернуться к истории появления татуировок, проанализировать их генезис. Каково же их происхождение? Сегодня с уверенностью можно утверждать, что нательная роспись, а затем и татуировка - это первые проявления первобытного человека в изобразительной деятельности. Известный исследователь М.Н. Гернст'7 считал, что «татуировка» происходит от имени бога полинезийцев «Тики», установившего, по преданию, татуировку. Я.М. Коган14 был убежден, что корень слова «тау» соответствует яванскому «тату», обозначавшему в переводе «рана» или «раненый», ведь этот способ нанесения рисунка на кожу человека не может избежать раны и крови. 1 См Гернст М.Н. Татуировка в местах заключения г. Москвы // Преступный мир Москвы: Сб. М.1 Право и жизнь, 1924. С.219 1N См.. Коган Я.М. Татуировки у преступников. Одесса. Окрлит., 1928.
Ученые предполагают, что родина татуировки - Гаити, где племена отмечали нательными символами достижение совершеннолетия, половой зрелости, юбилеи. Импортировал ритуальную достопримечательность мореплаватель Кук, Слово «татуировка» произошло от полинезийского «тату» (рисунок). Таитянское происхождение татуировки отстаивают авторы Большой советской энциклопедии19; в переводе «та» означает картинка, «ату» - дух. Получается «Та-ату», «тату» - картинка-дух. Вероятно, все эти версии близки к истине и этимологическое исследование слова «татуировка» позволяет продвинуться в понимании татуировок как явления, живущею тысячелетия. Не вызывает сомнений то, что татуировки появились у древних люден, и современные ученые рассматривают их как образцы первобытного искусства.
Нательные рисунки с использованием красящих веществ, вводимых под кожу, появились в Нвропе в начале XI11 века. Их использовали балаганные артисты, демонстрируя публике разукрашенное тело. Затем татуировки перекочевали в цирковое искусство с той же целью. Необычное художество имело 1акой успех, что через несколько десятилетий оно воспринималось как нормальное явление. Предприимчивые парижане первыми открыли мастерские по нанесению татуировок. Мастера сами изготавливали красящее вещество, которое вводилось под кожу клиенту за умеренную плату. Первыми из европейцев стали украшать себя татуировкой магросы кораблей, посещавшие далекие берега Африки и острова Полинезии. Моряки обычно изображали на руках или на груди якоря, корабли и другие атрибуты морской жизни. Обычай этот утвердился во всех флотах мира. Однако постепенно основными любителями татуировок стали преступники. Они восприняли этот обычай еще в XIX веке. В Россию эта мода проникла после русско-японской воины. В 3914 году российские криминологи отмечали, что среди заключенных та1уировки встречалась не чаще, чем у солдат и матросов. Но уже в 20-е годы положение изменилось: татуировка (особенно ее сложные формы) стала своеобразной «привилегией» и отличительным знаком преступника. Сторонники «имитативной» теории (Лукреций, Копт, Деламбер, Воррингер, Сеченов) признают искусство как проявление инстинкта 19 См/ Большая советская знциклопсдня. Изд.З-е. Т.25. М, 1976
подражания. Элемент подражания особенно ярко выражен в татуировках - первобытные люди стремились перенять повадки сильных, ловких, хитрых животных. Чтобы эти качества были присущи людям, на различные части тела наносилось изображение животного. Теория, рассматривающая искусство как выражение «инстинкта украшения» (Ч. Дарвин, О. Вейнингср, Гроссе и др.), называет в ряду других нательных украшений раскраску и татуировку как средство полового привлечения. Так, женщины народности йембс (Западная Африка) татуировали себе весь живот: это был особый тип татуировки, когда орнаментальный рисунок на теле оставался в виде рубцов от специальных порезов и глубоких ран. Татуировка как выражение «инстинкта украшения», способа привлечения внимания бытует у подавляющего большинства народов, находящихся на первобытнообщинном уровне развития. Есть вес основания считать, пишет В.Б. Мириманов20, что они имеют очень древнее происхождение.
Многофункциональность татуировок выражается и в том, что они как вид первобытною искусства выполняли и так называемую «общеобразовательную» функцию21. Выраженные в знаках и символах, они являлись важнейшим звеном в процессе закрепления и передачи информации. Среди прочего нательные рисунки составляли, по мнению Г.В. Плеханова22, «одну из связей, соединяющих различные поколения, и служили именно для передачи культурных приобретений из рода в род». Татуировки появлялись как знак траура, являлись признаком и указателем имени, рода, тотема, социальной принадлежности, передающейся из поколения в поколение. Так наносились тотемные знаки, различного рода указатели, эмблемы, клейма, используемые в качестве знаков собственности, власти, родовой и племенной принадлежности. Функции татуировок тесно переплетаются: «образовательная», передающая знания, переходит в «социальную» со своим выражением социальной принадлежности, а затем и «магико-релипюзную» с изображениями духов, магических знаков и т.п. Принцип аналогии - вера в получение власти над предметом через овладение его образом - лежит в основе магико-рслигшиной функции татуировок. Рисунок руки, например, становится знаком облада- 20 См.: Мирнманов В.Б. Малая история искусств. Первобытное и традиционное искусство. М.: Искусство, 1973. С.37-38. :1 См.: Там же. С.78. 22 См.: Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. Соч. Т.5. С.346. ния и постепенно приобретает магический смысл23, а миндалевидная фигура, обращенная концом вниз, считается символом плодородия, женского начала24. Распространение клейма на теле преступников началось по инициативе государственных органов много веков назад. Отличительный знак обычно наносился на лицо (у женщин - на грудь или плечо) и мало чем напоминал произведение искусства. К примеру, на лбу российского каторжанина выжигался знак, в котором угадывалось слово «кат». Со временем уголовный клан помог сыскным структурам и сам стал метить своих представителей. Таким образом, генезис и многофункциональная «нагрузка» этой древней традиции нанесения татуировок обнаруживают в ней сложный комплекс социально и личностно обусловленных явлений, обслуживающих разнообразные смыслы:
обрядово-мистичсский; общественно-племенной (социальный статус); индивидуально-психический. Нанесение различных рисунков на тело может выполнять многие функции, оно оказывается не только средством приобщения к определенной группе людей с их идеалами, представлениями и потребностями, но также и своеобразным выражением бесповоротности, обязательности для себя однажды принятого решения о принадлежности к этой общности. Нательная символика использовалась в уголовным мире, так же как и в первобытном обществе, в качестве средства связи и носителя информации - реализуя познавательную функцию рассматриваемого феномена. Татуировка стала своеобразной визитной карточкой преступника, которую трудно испортить, а еще труднее потерять. По содержанию татуировок осужденные делили мир на «своих» и «чужих», на «воров» и «фраеров». В татуировках отражались криминальное прошлое, число судимостей, отбытый или назначенный судебным приговором срок, воровская «масть», отношение к административным органам, руководителям государства, а также склонности, характер, национальность, вероисповедание, сексуальная ориентация, место в уголовной иерархии и даже эрудиция. См.: Мириманов В.Б. Указ. соч. С.79. 24 См.: Окладников А.П. Олень и Золотые рога, Л.-М., 1964. С.36. Изучение мотивов нанесения преступниками татуировок, а также их значение и функции и есть предмет криминологического подхода к рассматриваемому феномену. Первым обратил внимание на татуировки среди преступников Чс-заре Ломброзо (1835-1909). Он считал это явление как проявление атавизма и как признак нравственно дефективных, неполноценных людей. По его мнению, носителями татуировок являлись антропологические типы, в большинстве своем прирожденные преступники и прирожденные проститутки. По существу, категоричные высказывания Ломброзо о мотивах появления татуировок у тех или иных групп людей лишь подтверждают «живучесть» функций татуировок, характерных еще для первобытно-общинного общества. Не учитывая различные потребности людей в нанесении татуировок, Ломброзо и рассматривал их как проявления атавизма. Действительно, неполноценные, с различными дефектами люди чаще других обращаются к мистике, религии, надеясь на спасение, приобретая силы, успокоение в божественных знаках, символах -- в этом и состояла мистико-религиозная функция татуировок. Дсжлвшсльно, проститутки чаще других представительниц женского пола наносили и наносят себе наколки. В этом случае, наряду с обозначением принадлежности к определенной социальной группе (общеобразовательная функция), еще стояла задача украшения своего тела таким своеобразным способом. Ч. Ломброзо, работая врачом в одной из тюрем Италии и создавая психологические портреты заключенных, одним из первых отметил автобиографичность наколок. Наблюдения итальянского криминолога вошли в его знаменитый альбом уголовных типажей. Д-р Ломброзо, осмотрев тела более 4000 солдат и до 3000 заключенных, нашел, что среднее число татуированных составляло 7,9%, варьируясь от 6 до 15%. Ломброзо считал, что по нательным узорам можно судить о личности владельца. Вообще, идеи Ломброзо были надолго забыты, поскольку советская криминология не признавала выдвинутую им теорию прирожденного преступника, а потому и не полемизировала с его взглядами. В прошлом веке полиция европейских стран, в том числе и России, начала изучать нательную символику преступников, формировать каталоги татуировок и проводить их анализ. Но тогда наколки воспринимались лишь как внешние приметы, что являлось предметом криминологического анализа преступника.
В начале XIX века сыщик уголовной полиции Парижа Э. Видок предложил систему идентификации преступника, построенную на особых приметах. Была создана картотека на парижский криминалитет с указанием фамилий, биографии, кличек, адресов, преступных связей и внешних особенностей. Тогда же в Сюрте (службе криминальной безопасности) появился художник-криминалист, который делал наброски с лиц уголовников. За двадцать лет службы Видоку и его подчиненным удалось накопить более 4 миллионов карючек. Примечательно, что сам Эжен Видок был в прошлом преступником. Новый виток в развитии идентификации преступников по внешним признакам произошел в середине прошлого века, когда в брюссельской порьме впервые принялись фотографировать осужденных преступников и вносить их в картотеку. Настоящую же революцию в криминалистике провел Альфонс Бертильон. Он предложил измерять подследственных (существовало 11 различных измерений), брать у них oiпечатки пальцев и ввести «словесный портрет». Толкование татуировок становилось для полиции обычным инструментом в борьбе с преступностью. Но мгновенной отдачи не было и быть не могло. На изучение и классификацию нательной живописи требовались десятилетия, и к новому направлению постепенно охладели. Его отнесли к разряду кабинетных теорий. Полиция лишь регистрировала татуировки, относясь к ним как к обычным особым приметам преступника. Каталогом пользовались, когда надо было установить личность погибшего, идентифицировать - опознать преступника, объявить розыск и т.д. В начале XX века татуировки получили распространение на Сахалине, в Петрограде, в Москве, в основном среди воров. Нательный рисунок имел скрыл ый смысл и, указывая, прежде всего, на принадлежность к конкретной преступной группе, помогал быстро устанавливать связь с вором своей «масти». Начиная с 30-х годов в Советском Союзе ситуация несколько изменилась. Татуировки были вынуждены изучать, потому что они стали своеобразным орудием уголовного мира. Ни в одной стране мира заключенные не были настолько «сине-фиолетовыми» от татуировок, как у нас (конкурировать с ними могли лишь японские якудзи или воины китайских триад). Корни этого феномена кроются там же, где и корни всей тюрсмно-лагсрной субкультуры. Еще 7 - 8 лет назад криминалисты из Америки, Германии, Франции скептически относи-
лись к каталогам татуировок и снисходительно отказывались от информационной помощи в этом вопросе. Развитие нательной символики длилось почти полвека, и к 50-м годам преступный мир имел «свои» татуировки. Тогда же утвердилось жесткое право на ношение определенного рисунка согласно статусу данного преступника в тюрсмно-лагсрной системе. Тело заключенного превратилось как бы в его личное дело, которое мог прочитать далеко не каждый. Шла постоянная борьба за достоверность символики, за чистоту нательной информации. «Самозванцы» жестоко наказывались, вплоть до членовредительства и «опускания». За «симуляцию» лагерного авторитета могла настичь смерть. «Элита» преступного мира пыталась защитить свои наколки от подделок, изобретая новые символы, не приметные, но обязательные для определенной категории преступников детали рисунка. Традиционно отрицательное отношение ряда криминологов к татуировкам было обусловлено распространенным мнением о том, что они являются лишь «паспортом преступника»: особые знаки, рисунки, раскрывающие знающему эти обозначения сведения о том, где, когда, сколько, за какой вид преступления и т.д. сидел человек - носитель татуировки. Однако лагерная живопись не была догмой. Изобразительное творчество поощрялось, заключенные с удовольствием наносили на кожу репродукции картин и фотографий, клялись на своем теле в любви и верности женщинам, напоминали о мести за измену, «благодарили» страну и вождей за «счастливое детство» и т.д. Но существовали символы, за которые их владелец должен был отвечать. Большой вклад в криминологический аспект изучения многофункциональности татуировок у современных преступников внес своими исследованиями Аркадий Григорьевич Бронников, что позволило ему сформулировать основные мотивы нанесения преступниками татуировок: «неписаный» закон принятия в свою среду лиц, отбывающих наказания, личное самоутверждение в определенной группе; тщеславие, бравада друг перед другом, хвастовство, желание показать свою выносливость, некую исключительность, необычность и превосходство над окружающими; подражание более опытным преступникам, уже имеющим татуировку; своеобразное украшение, знак «памяти» пребывания в ИТК; живучесть обычаев, традиций нанесения татуировок»25. Данная нами классификация функций татуировок, характерных для нанесения их первобытными людьми, основанная на искусствоведческом подходе, се справедливость и причины живучести и в современной действительности соответствуют и выводам А.Г. Бронникова. «Неписаный» закон преступников «принятия в свою среду» есть ничто иное, как результат несколько измененной познавательной функции такого своеобразного явления, как татуировки, поскольку она закрепляет и передает, как правило, строго определенную информацию, имея повышенную смысловую нагрузку. Кроме того, выделенный А.Г. Бронниковым мотив необходимо рассматривать как проявление одновременно и социальной функции татуировок, поскольку реально заключенная в ней информация содержит сведения об определенной социальной группе людей, о преступных кланах, о месте и времени отбывания наказания, о характере совершенного преступления и т.д. Нанесение определенной татуировки часто является обязательной ритуальной процедурой такого специфического «обряда» преступников, как «принятие в свою среду». Второй мотив — «тщеславие, бравада, желание показать свою выносливость и т.п.» следует отнести к иному уровню рассмотрения проблемы, а именно к чисто психологическому, а по мнению других ученых, даже к физиологическому. Так, французский криминолог Тард был убежден в том, что татуировки «... у заключенных распространяются быстрее в силу нечувствительности их кожи и сильной скуки в заключении»26. Вероятно, в основе данного утверждения лежит неадекватно сильное эмоциональное негативное отношение к преступникам, как к лицам бездумным, жестоким, бесчувственным, способным на преступление, и, стало быть, обладающим «нечувствительной кожей». Однако в этом случае происходит смешение понятий «чувственный» и «чувствительный»: человек, способный к устойчивому эмоциональному отношению к явлениям действительности, имеющим для него стабильную потребностно-мотивационную значимость (чувственный), отличается от человека, способного воспри- Бронников А.Г. Татуировки осужденных и их криминологическое значение: Методические разработки. М.: Академия МВД СССР, 1980. С.16. 20 Тарл. Сравнительная преступность / Пер. с фр. М.: Типография т-ва IT.Д. Сытина, 1907. С.50-52.
нимать органами чувств любые раздражения и отвечать на них каким-либо образом: движением, осознанным ощущением, вегетативной реакцией и т.п. (чувствительный). Третий, выделенный А.Г. Бронниковым мотив нанесения тарировок преступниками, как «подражание» более опытным преступникам, уже имеющим татуировку. В известном смысле данный мотив позволяет провести аналогию с «имитативной теорией», определяющей необходимость для первобытного человека подражания (танцы, рисунки, татуировки) более сильным, смелым, ловким, хитрым представителям окружающего мира. Обычно у новичков исправительных учреждений возникает целая гамма чувств при виде разрисованных татуировками преступников: с ненавистью и завистью, с отвращением и подобострастием все же, порой и неосознанно, «новенькие» стремятся подражать «старожилам» исправительных учреждений. Первоначальное значение данной функции татуировок рассматривалось как явление первобытною искусеiua. Сегодня от этой функции остался лишь мошв «подражания» и без реализации его в искусе ibc (изображение своего «кумира») сохранился как чисто психологическое явление, приводящее в движение различные сферы человеческого существа. Под его воздействием могут проявляться и художественные потребности преступников (сочинение стихов, написание портрета и т.п.), но в современных тарировках ЭЮ1 мотив отсутствует. Однако до сих пор не утрачено и первоначальное значение данной функции татуировок, носившее отпечаток «подражания представителям окружающею мира» (изображение хищных птиц, козлов, баранов, змей т.п.). Желание иметь своеобразные украшения, знак «памяти» пребывания в ИТК А.Г. Бронников выделил в четвертый мошв нанесения татуировок осужденными. Положение первой сю части доказывает существование татуировок и сегодня как выражение «инстинкта украшения», бытовавшее у подавляющего большинства народов на первобытно-общинном уровне развития. Знак «памяти» пребывания в ИТК А.Г. Бронников, вероятно, гожс рассматривает как своеобразное украшение. Однако, на наш взгляд, специальные отметки в виде татуировок о виде совершенного преступления, месте отбывания наказания, сроках и т.п. наносятся на тело осужденными под воздействием более слож- ного мотива, чем простое желание «украсить себя». В данном случае. по нашему мнению, эти татуировки являются знаком приобщенности человека к преступному миру, к той или иной его группе, «сословию», региону и т.д. В некоторых случаях их наносят и вопреки желанию самого татуируемого, в принудительном порядке, что также не является украшением, происходящим от слов: красное, красота, красивое. А.Г. Бронников считает, что живучесть обычаев, традиций нанесения татуировок является еще одним (пятым) мотивом, движущим их распространение. По нашему мнению, высказанное суждение нельзя считать мотивом, поскольку им не обслуживается изначальная потребность человека. Однако А.Г. Бронников сформулировал вывод о тысячелетней «жизни» татуировок, разумеется, исходя из совокуп-носчи социально-личностных мотивов их существования. Определяющим для нас в феномене татуировок является не столько их обрядность, сколько знак принадлежности к специфическому миру, знак иерархического нахождения в нем данной личности, сю опыта и в определенном смысле «профессиональной» орисша-ции. Кроме того, татуировка у осужденного, преступника как знак при-надлежносш к преступному миру есть один из способов кулыурной идентификации себя с преступной средой. Процесс социокультурной идентификации чрезвычайно важен для любою человека, в том числе и для осужденного, поскольку каждый человек нуждается в психологической защите и удовлетворении ряда жизненно важных в данный период потребностей, не нашедших отклика и реализации в открытом социуме. Благодаря нанесению татуировки происходит социокультурная идентификация осужденного в группе, порождающая у него чувство уверенности, стабильности и единства со средой. Принимая ряд определенных социокультурных ценностей, идеологических норм, считая распределение ролей в групповой иерархии справедливым, нанося соответствующую татуировку, осужденный приобретает ощущение социальной и психологической защищенности. В этом и заключается психологиче ский аспект рассмотрения феномена татуирования тела осужденными. Безусловно, кроме всего перечисленного, в этом явлении отражается и некоторая сверхличная философия, на которую обратил внимание известный писатель-философ Ю.П. Азаров. Он попытался рас- смотреть феномен татуировок в философском аспекте. Ю.П. Азаров, в частности, писал, что «татуировки обнаруживают изначальный опыт сознания путем феноменологической редукции. Философия тезиса «Не забуду мать родную» как бы противостоит своей феноменальной цслокупностью всеобщему: «Все позабыли, откуда они родом», а раз нет антитез - затруднен и синтез, представляющий собой универсальное интенциональнос, то есть неразложимое на части, движение человеческого духа, когда кровное родство через целостный характер социализации обретает новую духовную ипостась. Тезис «не забуду мать родную» явно ориентирован на трансцендентное озарение субъекта как созидателя культуры...»". Наряду с объяснениями функций татуировок как проявлений ритуальности, обрядности, как непременного атрибута преступной субкультуры, они могут рассматриваться и в более широком философском плане, как выражение внутренней надмирной сущности человеческих переживаний, стремления к единству духовных сущностей разных людей, объединяемых общим страданием, общей трагической судьбой. Здесь на поверхность выступает другая сторона содержания татуирования. Ю.П. Азаров отмечает: «Постигая основную доктрину своей личности через единство «Я-концспции» и «Я-образа», субъект обретает свою свободу, номинально и самостоятельно зачисляя себя в разряд людей уже сделавших выбор главных ценностей, среди которых на первом месте: родсгво с матерью, свобода и соборная святость. Заметим, заключенный как бы «прозревает» свою экзистенцию, т.е. татуировку, постоянно ощущая как корень своего существа именно в пограничных ситуациях борьбы, страдания, смерти. Не случайно рядом с названными тезисами нередко можно обнаружить татуировки с изображением могил, крестов, утверждений пессимистического толка типа «Нет счастья в жизни»2". Функция татуировок - «зачисление себя в разряд сделавших выбор главных ценностей» является не только актом некоторой номи-нализации, как правильно определяет Ю.П. Азаров, но и выбора нравственных установок и способа поведения, следования им. 27 Азаров Ю.П. Групповые люди. М., 1990. С.26. 2S Там же. С. 27.
Изучение филологической поддержки или текстовых разъяснений татуировок вносит свой вклад в изучение мотивов нанесения татуировок и их функций. Большая часть татуировок, как целостной композиции, дополняется поясняющими рисунок текстами, представляющими собой некоторую консистенцию особых моральных заповедей, число которых не так велико. Смысл и функция таких сентенций, сопровождающих и поясняющих рисунок, состоит в том, чтобы этот рисунок понимался «зрителем» не с точки зрения воспринимающего его, а с точки зрения того, кто его предъявляет. Иначе были бы неизбежными разночтения в понимании их содержания, смысла и предназначения. По своей форме и содержанию татуированные изображения весьма разнообразны. Следует иметь в виду, что происходящие изменения во взглядах, правах, привычках, интересах людей, веяния моды оказывают определенное влияние как на форму, так и на содержание татуировок. Классифицируя их, криминолог А.Г. Бронников отмечает, что татуировки на поверхности тела обычно выражаются в форме: даты (цифры); отдельных букв, слов или сочетания букв (аббревиатура); текста; рисунков и условных знаков; комбинированных вариантов указанных форм. Даты (цифры) преимущественно обозначают год рождения носителя татуировки и наносятся, как правило, на внешней поверхности основных фаланг пальцев правой или левой руки. Они могут и не иметь никакой связи с годом рождения и располагаться на других участках поверхности тела человека (на кисти руки, запястье, предплечье, плече, груди, ноге и т.д). Отдельные буквы, слова или сочетания букв осужденные, особенно женщины, довольно часто татуируют на своем теле. Как правило, на тыльной стороне пальцев или кистях рук и могут расшифровываться как инициалы или имя носителя татуировки, его любимой или другого близкого человека. Отдельные слова, набор букв, татуированные на теле осужденного, читаются как сочетания начальных букв других слов. Такие аббревиатуры популярны среди осужденных в силу своей неоднозначности, «таинственности», поскольку они представляют собой так называемые «криптограммы» (тайнопись). Например: Слон - смерть легавым от ножа, сердце любит одну навеки, с ма- лых лет одно несчастье, сердце любит острый нож. Зло - завет любимого отца, за все легавым отомщу. Барс - бей актив, режь сук; бей активистов, режь стукачей. Бог - был осужден государством, бог отпустит грехи, буду опять грабить, боюсь остаться голодным. Вуз - вечный узник тюрьмы, веселым умру зеком. Кот - коренной обитатель тюрьмы, как одной трудно, кто отогреет тоску. Тексты, Обычно они бывают в виде заверений в любви, изречений, заклинаний, сетований на свою судьбу, угроз и т.п. Поскольку для их размещения требуется значительная площадь поверхности тела, постольку чаще всего они наносятся на груди, животе, спине, а иногда на предплечье, плече, ногах. Например: Бог создал вора, а черт - прокурора. Везде бывал, но дом родной не забывал. Верните мне в юнос!ь обратный билет - я сполна заплатил за дорогу. Жизнь прошла мимо. Кто не лишен свободы, тот не знает се цены. Ну, мент, погоди! Не забуду мать родную. Татуировки в виде рисунков также весьма разнообразны по содержанию. Эю могут быть самые простые знаки (крест, звезда, череп и т.д.). Распространены изображения различных видов оружия (кинжалов, скрещенных сабель, пистолетов и т.п.). Иногда рисунки образуют довольно сложные комбинации, которые располагаются на груди или на спине. Очень часто рисунки и их сочетания имеют символическое значение, в них зашифрован некий скрытый смысл. Истолковать татуированные знаки-символы нелегко, ибо они меняют свое содержание. Избранный сюжет, как правило, выражает желание, стремление обладать каким-либо качеством, свойством, выделить себя из общей среды. При нанесении татуировок на поверхности своего тела чаще всего выбирают такие рисунки-символы, которые отражают не только вкусы, желания, намерения, но и нередко фиксируют определенные этапы преступной деятельности: какое именно совершил преступление (кражу, грабеж, убийство); сколько имел судимостей; сколько лет пробыл в местах лишения свободы; какое положение занимает в прс- ступной среде и т.д. Можно привести несколько примеров смыслового значения отдельных рисунков-символов: Орел-- символ силы, здоровья, власти, стремления к свободе. Погоны (на плечах) - в звании «капитан», «майор», «полковник» -отличительный знак авторитета, главенства, старшинства в уголовной среде. В настоящее время эти символы не обязательно соответствуют действительному статусу лица. Пират с ножом в зубах, руках, черт, скелет человека, сцена казни, отсечение головы - угроза в чей-либо адрес. Жук, паук, муха на фоне тюремной решетки или запутавшиеся в сети паутины - большая часть жизни проведена в местах лишения свободы. Татуировки псевдохудожественного, религиозного, эротического, патриотического содержания могут не иметь прямой связи с совершаемыми преступлениями, однако рядом с ними могут быть рисунки циничною содержания, татуировки, относящиеся к преступной «профессии», к пребыванию ее носителя в исправительном учреждении. Искусе 1воведчсский анализ татуировок позволяет различать внутренний и внешний, самостоятельный смысл. Благодаря такому аспекту рассмотрения становится очевидным, что многозначность изображения (ю, к чему стремится живопись) в данном случае игнорируется, и с вполне ясной целью. В ходе исследования нами изучено около 150 образцов татуировок, достаточно распространенных среди преступников. Естественно, не все татуировки одинаково широко распространены. Но нами были отобраны те, которые являются определенными «матрицами» для размножения. Они существуют именно как образцы, при помощи которых нанести рисунок может каждый владеющий технологией этого престижного в преступной субкультуре ремесла. Существует несколько способов нанесения татуировок в зоне. Лучшим красящим веществом считается китайская тушь. Но долгие десятилетия она была недоступна для большинства заключенных. Самостоятельно татуировка наносилась редко: прибегали к помощи специалистов. Подобные услуги были не из мелких, и лагерный художник за свое мастерство брал относительно солидное вознаграждение. Вначале на коже набрасывался контур рисунка, затем приступали к «иглоукалыванию». Опытные «художники» наносили ровку без предварительной подготовки. Позже стали использовать трафаретную печать. На толстом куске картона рисовали утвержденный эскиз и утыкали его иглами. Трафарет прикладывали к телу и били по нему сверху. После этого в многочисленные ранки втирали красящее вещество. Именно по способу нанесения (накалывания) татуировки иногда называют наколками. Как правило, тот, кто делает наколку, рисунок, руководствуется не своим вдохновением и не собственным представлением о результате, но он следует определенному трафарету в прямом и переносном смысле. Рисунок татуировки, как правило, не несет в себе какие-либо черты индивидуальности, особого «творческого» стиля и содержания. Это объясняется рядом причин, но в первую очередь теми мотивами, во имя которых татуировки существуют вообще. Так, религиозная живопись, хотя и в большей мере зависит от индивидуальности и творческой манеры художника, но вес же в главном подчиняется канонам, существующим веками и строго регламентируемым церковью. В татуировках эта подчиненность традициям соблюдается еще более жестко и последовательно. Если бы возобладала иная тенденция (творческой свободы и воли художника-татуировщика), то татуировки превратились бы в нечто иное. Скорее всего это был бы
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|