Музыкально-художественное творчество осужденных
До сих пор малоизученной областью субкультуры преступного мира остаются музыкально-художественные интересы и творчество осужденных. Несмотря на то, что за последние пять-десять лет вышли в свет сборники (песенники)1- стихов, которые звучат как песни в местах лишения свободы, более или менее целостных, системных исследований музыкально-художественных интересов, потребностей и творчества преступников, к сожалению, не существует. Имеющиеся данные отрывочны, и, как правило, бессистемны, а потому не могут быть признаны исчерпывающими. Представить полную картину явления сложно в силу специфики исследуемого материала, требующего тщательного изучения. При этом важно учесть не только «букет» психологических качеств носителя и творца субкультуры преступного мира, но и особенности всех образцов, которые и составляют «сокровищницу» специфической субкультуры, имеющей вековые традиции. Чтобы выявить полную картину художественных интересов и потребностей преступников, необходимо изучить имеющиеся результаты музыкального творчества осужденных, учитывая скрытый (латентный) характер рассматриваемого нами явления. Исследователь, наблюдающий жизнь пчел, муравьев или обезьян, подходит к оценке их жизни со своей, человеческой, мерой понимания и своими критериями, интерпретациями их мотивов, потребностей, интересов, форм организации жизни, т.е. извне. Нечто подобное происходит и в нашем случае. Наблюдение «со стороны» традиций, культуры, коммуникаций всего ареала преступного мира, начиная с «подготовительного класса» (несовершеннолетние правонарушители) и заканчивая его аристократией - воров в законе, конечно же, не способно выявить полномасштабную картину
~ Песни неволи. М -Минск Ника-пресс; Юность Международный книжный дом, У96; Словарь жаргона преступников (блатная музыка). М., 1927; Песни преступного мира М. Изд. Н.А. Кушасва, 1995. явлений. Оно изначально обречено дать лишь картину с натуры, поскольку положение стороннего наблюдателя, находящегося вне этого мира, не способствует полному и достоверному осмыслению изучаемых им фактов и явлений. Однако именно подробное многоаспектное исследование, с точки зрения искусствоведения, психологии, педагогики и криминологии продуктов музыкального творчества осужденных, позволит приблизиться к пониманию такого явления, как субкультура преступного мира, причин се возникновения, стабильности существования и путей распространения. В связи с этим следует с особым вниманием отнестись к тем, естественно, «включенным» наблюдениям и описаниям, авторы которых находятся или находились «внутри» преступного мира, были непосредственно знакомы с ним как с будничным и обыденным явлением, с нормами, которые ими постоянно соблюдались и в выполнении которых преступный мир весьма консервативен и с подозрением относится ко всяким попыткам нововведений. Подобной достоверной, объективной информативностью обладает творчество самих преступников - сочиняемые и исполняемые ими песни, стихи, рассказы. Отраженный внутренний, духовный мир преступника в его «произведениях» может быть изучен и использован в качестве одного из критериев определения стадии, уровня исправления. Характерный материал в этом отношении даст В. Шаламов в «Очерках преступного мира»13. Писатель, проведший сталинское и послссталинское время в тюрьмах и лагерях не одно десятилетие, утверждает, что «блатари не любят стихов. Стихам нечего делать в этом чересчур реальном мире». Поэзия не может удовлетворить тех потребностей и эстетических запросов, которые утвердились в этом мире. Даже самые грамотные преступники не испытывают удовольствия от чтения стихов. Такое занятие кажется им дурачеством или детской забавой. Они не могут увлечься, например, Пушкиным или Лермонтовым в силу сложности и космической удаленности этой поэзии от норм их жизни.
Внимание преступников может привлечь поэзия более простая, с определенным сюжетом и действием. Шаламов называет Есенина, Некрасова, А. Толстого, стихи которых могли бы, а иногда и вызывают интерес в этом мире. См.: Шаламов ВТ. Очерки преступного мира. М, 1975. С.5. О сательность, абстрактность чувств и переживаний, отвлечен-рассуждений отталкивают преступников. При чтении или пере-азе прозаических произведений они также без внимания оставляют писание природы. Все эти проявления роднят представителей пре-гупного мира с известной в педагогике категорией неразвитых читателей. Более того, «потребность блатарсй в театре, в скульптуре, в живописи равна нулю. Интереса к этим музам, к этим родам искусства блатарь не испытывает никакого - он слишком реален; его эмоции «эстетического» порядка слишком кровавы, слишком жизненны. Тут уж дело не в натурализме - границы искусства и жизни неопределимы и тс слишком реалистические «спектакли», которые ставят бла-тари в жизни, пугают и искусство, и жизнь»14. Однако есть литературно-музыкальный жанр, наиболее близкий потребностям и уровню эстетического развития многих преступников. «... Блатарь, как ни мало в нем человеческого, - пишет В. Шала-мов, - не лишен эстетической потребности. Она удовлетворяется разнообразными тюремными песнями, которых там очень много. Есть песни эпические - вроде уже отмирающей «Гоп со смыком», стансов в честь знаменитого Горбачевского, других подобных звезд преступного мира или песни «островов Соловки». Есть песни лирические, в которых находят выход чувства блатаря, окрашенные весьма определенным образом и существенно отличающиеся от обычных песен как по своей интонации, так и по своей тематике, по мироощущению поющего»15. Тюремная лирическая песня, по мнению В. Шаламова, обычно весьма сентиментальна. Несмотря на множество погрешностей в стиле, в чувстве меры и вкусе, орфоэпии, она всегда имеет задушевный и печальный характер. Благодаря именно этому качеству тюремных песен они стали близки и понятны и за пределами мест лишения свободы.
Соответствует этому и мелодия, часто очень своеобразная. При всей примитивности исполнения, существенно усиливает впечатление от песни то обстоятельство, что исполнитель - не актер, а действующее лицо самой жизни, как правило, жестокой и трагичной. «Ав- В.Т. Шалимов. Указ. соч. Там же. тору лирического монолога, - пишет В. Шаламов, - нет надобности переодеваться в театральный костюм»'6. Феномен тюремного произведения (блатной песни) объясняется множеством причин, важнейшая из которых состоит в том. что они дают выход меланхолическому настрою осужденного, «обиженно-сти» судьбой, трагическому мироощущению. Отнюдь не случайность, но глубокая и древняя закономерность составляет основу преклонения преступника, как правило, недостаточно образованной личности, перед роком, фатумом, судьбой. Образ неизбежности, неотвратимости судьбы, фатальной предопределенности собственной жизни восходит к самым древним периодам в развитии человечества и еще сохраняется в цивилизованный период истории сегодняшнего времени. В античную эпоху не только люди, но и всемогущие и бессмертные боги бессильны перед фатумом (а у греков - Тихе и Ананке). Древнегреческий трагик Эврипид рассказывает, что и сам Зевс не может обойтись хотя бы без молчаливого согласия Ананке. Конечно же, в тюремном фольклоре исчезает тот высочайший литературно-философский уровень, присущий мифам и легендам о вездесущем фатуме, богинях судеб Парках, Мойрах и др. Собранный нами, изученный и опубликованный материал свидетельствует о том, что анонимный тюремный поэт, когда сочиняет стихи - сентиментален, примитивен и прост, поверхностно-глубокомыслен: Судьба во всем большую роль играет, И от судьбы далеко не уйдешь. Она повсюду нами управляет, Куда велит - покорно ты идешь. Такая песня, как правило, повествует о «джентльменском» наборе трагических закономерностей, случайностей или печальных переживаний героя песни, а подчас и самого поющего: отец - вор, страдания и слезы матери, чахотка, приобретенная в тюремных стенах и непреодолимая обреченность судьбы,
Однако, наряду с этим, автор песни может понимать необходимость и даже призывать к борьбе с этой обреченностью. Так, в другой песне осужденного говорится: В ком сила есть с судьбою побороться - Там же
Веди борьбу до самого конца. Таким образом, трагическая судьба подобного героя может вос- ниматься преступником не только как символ обреченности, но и необходимость борьбы с этой обреченностью. И тем не менее, поизыв к борьбе «до самого конца» является всего лишь неким рито- пическим приемом. Сам автор, а вслед за ним и исполнитель хорошо понимают это, и тут же романтически драпируется безысходность, жертвенность и трагичность исхода этой борьбы тюремного жителя с окружающим его жестоким миром. Анализ оригинальных произведений осужденных, отбывающих наказания в исправительных учреждениях, даст основания утверждать, что некоторым, в особенности старинным лирическим песням и романсам преступного мира, свойственна не только глубокая, порой без чувства меры и вкуса эмоциональность, но и поэтич ность. Так, запев одного из подобных романсов: «Луной озарились зеркальные воды» вполне мог бы быть отнесен к жанру классического городского жестокого романса. Однако его продолжение немедленно разрушает обманчивость всей этой лирики: Люби меня, детка, пока я на воле, Пока я на воле, я твой, Тюрьма нас разлучит, я буду в неволе, Тобой завладеет корсшь мой. В этом романсе, как и в большинстве подобных, автор сжато и колоритно погружает слушателя в «романтическую» жизнь героя песни: Я жулик Одессы, сын преступного мира, Я - вор, меня трудно любить. Не лучше ль нам, детка, с тобою расстаться, Навеки друг друга забыть. Другой особенностью таких распространенных романсов является то, что они своим содержанием как бы полностью исчерпывают судьбу того, о ком в них поется, излагается вся его жизнь, а не какой-либо эпизод или переживание. Следовательно, еще одной отличительной чертой тюремных песен является их описательный, эпический характер. Перед слушателем в короткой и сжатой форме проходит вся жизнь и судьба. Это усиливает впечатление значительности содержания романса и глубины производимого им эмоционального воздействия: Я срок получу, меня вышлют далеко, Далеко в сибирские края, Ты будешь счастливой и. может, богатой, А я никогда, никогда.
Завершенность судьбы, ее непреодолимость и фатальность подчеркиваются этим двукратно повторенным «никогда, никогда». Одновременно автор достигает указанными словами концентрации внимания слушателя на трагической, безысходной обреченности «воровской» судьбы, которую не дано обойти никому. В этом трагизме находит свое выражение и склонность преступного мира к романтике, к жестам и позам, показывающим несхожесть, необычность их натур, жаждущих ареола трагических героев, гибнущих под ударами роковой судьбы. В романтизации своих чувс!в, поступков и всей жизни преступник находит не только удовольствие, но и оправдание самому себе. Взрослый преступный мир увлекается такими эпическими песнями, как «Остров Соловки», «Гоп со смыком», «Отворите окно, отворите», «Помню я ночку осеннюю, темную», «Не плачь, подруженька», «Не для нас заиграют баяны», «Осенняя ночка» и др. Подобные песни и романсы не имеют какого-либо специфического «блатного» содержания. Их общий слезливо-романтический тон, чувствительность содержания, достаточно высокое поэтическое качество делаю] их проявлениями высшего уровня субкультуры преступного мира. Однако этот воровской аристократизм, конечно же, свойствен далеко не всем. Примером обращенной к средней массе преступного мира может быть песня «Помню я ночку осеннюю, темную», которую несовершеннолетние правонарушители называют иногда «Медвежатники». В ней, как и во многих подобных ей, рассказывается о судьбе вора-мсдвсжатника, о грабеже, разтульной жизни после ограбления, аресте, роковой любви. За всем этим - обычный мотив покорности судьбе, обреченности на муки и страдания, разлуки с любимой. На примере этой песни легко проследить увлеченность автора теми деталями, описаниями и переживаниями, которые превращают жизнь вора в череду авантюрных, острых приключений, отличающих ее от будничной жизни простого человека. Как и во многих других песнях и романсах, здесь применяется прием повествования, как бы обращенный к любимой женщине: Помнишь ли, детка моя дорогая, Как жили мы вместе с тобой, Мы пили, кутили, смеялись, шутили. И я наслаждался тобой? Помнишь ли, детка моя дорогая, Как звали на дело меня, А ты у окошка стояла и плакала И не пускала меня? Далее описывается подробно подготовка к грабежу, поездка на извозчике до намеченного дома, осенняя темная ночь, одинокие фонари на улицах и даже страх грабителей перед предстоящим делом, что придаст всему дополнительную достоверность и психологическую оправданность: В санях у нас под медвежьими шкурами Серый лежал чемодан, И каждый преступник дрожащей рукою Щупал в кармане наган. Вот, наконец, дом и квартира, намеченная к грабежу, угрюмые ворота, дубовые двери, «стулья, комоды, шкафы» и вожделенная мечча и цель- «медвежонок» -сейф: Сверла стальные, сверла упругие, Словно два шмеля жужжат. Мы просверлили четыре отверстия В сердце стального замка. Дверцы стальные тихо открылися, Я не спускал с нее глаз, Деньги советские ровными пачками С полок глядели на нас Стилистика песен преступного мира заключается в сжатости и экономности выразительных средств, в эпичности, в определенной строгости формы, каноничности содержания. Здесь нет места индивидуальности, творческому своеобразию автора, напротив, все средства выражения подчинены особенностям жанра, при котором происходит некая типизация песни в зависимости от ее тематики. Особенно заметно это стремление в многочисленных вариантах песен или отдельных их частей. Так, в «Медвежатниках» два разных соавтора, совершенно по-разному, но в единой художественно-изобразительной форме описывают отъезд грабителя из столицы после удачного налета. Один из них пишет: Скромно одетый, с букетом в петлице, В сером английском пальто,
Ровно в семь тридцать покинул столицу, Даже не глянул в окно. С кинематографической четкостью слушатель представляет себе образ этого элегантного, скромно-сдержанного, сжатого, как пружина, со стальными нервами человека, готового в любую минуту к самым непредвиденным обстоятельствам. Другой автор в варианте этого четверостишья кажется более буднично детальным, но ему удается сохранить общую тональность: Помню досталась мне доля немалая - Сто сорок тысяч рублей. г, В эту же ночь решил я покинуть Столицу на несколько дней. Тюремная песня, возникая в определенную эпоху, несет в себе самой порой смутные, но все же различимые приметы своего времени. «Медвежатники», по-видимому, возникшие в начале 20-х годов XX века уже в послереволюционное время, также имеют эти приме-гы. В то же время, сохраняя черты переходного периода от старого к новому советскому бьпу, уехав из столицы (Петрограда), герой песни отправляется по обычному преступному маршруту - на юг. Примечательно, что автор подробно описывает маршрут этой поездки. Начавшись в Петрограде, она продолжается через Москву, Харьков, Батуми, Сухуми. Здесь он, наконец, останавливается отдохнуть от тюрьмы и проведенного «дела», знакомится с девушкой «чудом земной красоты». А вскоре «деньги, как снег, очень быстро растаяли, надо вернуться назад, надо опять с головой окунуться в хмурый и злой Петроград». Для того чтобы завершить характеристику содержания и стиля этой песни, состоящей как бы из двух самостоятельных частей, следует отметить, что для героя песни вообще любовь и встреча с «чудом земной красоты» не окружены романтическим ореолом, в этой встрече нет трагической увлеченности, истинного чувства, драматизма растоптанной любви, что нередко встречается в других песнях. Автор песни наделяет своего героя трезвой расчетливостью, циничностью отношения к любви, сознанием того, что она куплена и потому временна: Гт /- Не за то ты меня полюбила, ТТ "Л Г 11 Что кличка моя - Ураган, А полюбила за крупные деньги, За шумный большой ресторан. Необходимость вернуться «в хмурый и злой Петроград» становит- началом второй части песни, которая, как бы волнообразно повто-первую, вносит новый элемент в се содержание. Если первое дело вершилось столь удачно, то второе постигла неудача. Накануне дела «утром легавые всех повязали в пивной». Далее следует эпилог в строгих традициях тюремной песни. Сравним и здесь два варианта окончания. В первом, недостаточно строгом по своему художественно-стилистическому строю, автор пытается сохранить сдержанно-эмоциональный юн, через который все же прорывается нотка страдания и жалобы, но она едва уловима: По пыльной дор01С, под строгим конвоем _Я в уголовный иду, Десять со строгой теперь получаю Или уйду на Луну. Лишь первая строка данной строфы несет в себе эту едва уловимую нотку страдания, в основном же текст как бы сугубо информативен и безэмоционален. Гораздо более несдержанным проявляет себя автор другого варианта: Гонят нас, гонят по пыльной дороженьке, Скоро пригонят в тюрьму, Дадут по червонцу, а может, и больше, А может, сошлют на Луну. Автор этого варианта не просто нуждается, он взывает к сочувствию. Отсюда весь набор выразительно-смысловых элементов стиха: гонят нас, пыльная дороженька, чувства произвольности наказания (дадут десять лет, может быть, больше, может быть, «вышка» - расстрел). Следует заметить о достаточно сложной ассоциативности возникновения смысловых связей, примером чего является выражение «пошлют на Луну». Расстрел, называемый еще «вышка», происходит от слова «высшая мера наказания». Одновременно «вышка» апеллирует к сторожевым вышкам, находящимся на высоте. Зрение осужденного как бы от низин тюремной жизни поднимается сначала к «вышке», а затем естественным образом, еще выше - к Луне. Отсюда возникает новое смысловое значение расстрела - посылка на Луну. Луна одновременно несет в себе и иную смысловую, контекстную нагрузку, являясь в обиходной образной системе преступников символом безрадостности, печали, тусклости, обреченности. Объединяясь в еди- ном контексте, два этих смысла укрепляют в слушателе чувства трагической безысходности и обреченности. Автор этого варианта чувствует невозможность окончания песни на данной смысловой ноте и предлагает заключительную строфу, саму по себе очень примечательную: Сижу я теперь за решеткой стальною, Думаю думу одну; Хочется крикнуть: «Вы дайте свободу!» Жизнь свою снова начну. О какой новой жизни мечтает герой песни? Мало вероятно, что о жизни честной, нравственной, деятельной, трудовой. Самый же примечательный печальный смысл этой строфы рожден внутренним пониманием свободы как единственной и истинной формы жизни. Начать новую жизнь можно только обретя свободу. Таков драматический финал этой жизни. Некий классический, хрестоматийный характер имеет песня «Помню я ночку осеннюю, темную». Он создается целым набором стандартных, широко рассеянных в других произведениях изобразительно-выразительных и смысловых средств, общей коллизией драматичности воровской судьбы, эпичностью повествования, направленной не на описание случая, эпизода, а на характеристику всей жизни, со всеми ее проявлениями. Здесь и счастье воровское и неудача, воля и тюрьма, любовь и страдание, риск и наказание, ценность жизни и ее бессмысленность. «Вор и преступник ставит на удачу, - как бы говорит автор песни, - но умеют мужественно переносить и неудачу, столь частую в своих трагических судьбах». Наконец, следует отметить еще одну отличительную черту этой песни, которая является в большей или в меньшей степени особенностью всех тюремных песен. Это - ее балладная, развернутая и эпически-описательная манера изложения. Баллада, как известно, требует поэтического пространства. Это пространство, соединенное с певучестью и романтичностью содержания, придает тюремной песне особый колорит и убедительность, эмоциональность и возвышенность (при всей низменности содержания). Самой характерной чертой жанра тюремной песни является его сентиментально-романтический и чувственно-жалостливый ха рактер. Тюремная песня как особый жанр складывается из двух пластов песенной культуры. Основным является, конечно, специфически блатной, преступный пласт, полностью посвященный преступной те-
описывающий самые разнообразные жизненные коллизии, с ** ^ тми преступник имеет дело в течение своей жизни: мать, семья, мая женщина, воровская кодла, малина, лагерь, конвой, побег, (Ьортовый случай, философия преступной жизни и многое другое. R силу своих особых художественных качеств другой пласт тю- смной песенной субкультуры образуют произведения, проникающие „юла из общей поэтической культуры. Прежде всего это распространенные романсы лирического содержания «чувствительные», носящие мелодраматический характер. Среди них можно назвать «Пара гнедых», «Отворите окно, отворите», «Не плачь, подруженька», «Как хороша была ты, ночка голубая», «Я помню садик и ту аллею», «Не говорите мне о нем», «Васильки, васильки». Возможность сосуществования этих двух пластов связана с общностью художественно-выразительных средств и общим тоном этих по существу разнородных, но по форме очень близких явлений. Судя по песням, имеющим хождение в среде осужденных, преступник (вопреки распространенному мнению) не склонен героизировать свою жизнь, драппироваться в позу борца, защитника, искателя справедливости, хотя и по-своему, но восстанавливающего гармонию жизни. Самое большее, на что он претендует - это придать своей жизни ореол жертвы обстоятельств, происхождения, роковой предопределенности. Отсюда постоянные мотивы сетования на судьбу, жажда сочувствия, печальная и безысходная обреченность до той поры, пока обстоятельства не дадут возможности вырваться из их плена и совершить новое преступление, возвращающее все к прежнему состоянию. Еще одной особенностью тюремной песни является сращивание классического произведения с преступной символикой и содержанием. Происходит некий симбиоз - обрамление текста специфическими деталями, содержанием, при котором классический текст становится частью более крупного произведения. Так используется классический романс «Не говорите мне о нем» в тюремном романсе «Мурочка Боброва». Как и в других случаях, существует огромное количество вариантов этого романса под разными названиями, то более коротких, то более подробных и детальных. АЦнако во всех вариантах фраза «не говорите мне о нем, еще былое забыто» вносит в общий текст колорит той же обреченности, печа-•I и трагичности судьбы воровской подруги, Мурочки Бобровой. Слияние этих двух текстов придает романсу безусловную поэтичность, возвышает его над уровнем обыденно тюремной лирики. Поэтому можно утверждать, что такой монтаж произведен автором не случайно, не в силу сюжетной близости классического романса тому, о чем сочинял он сам, а в силу потребности придать ему большую выразительность и поэтическую убедительность для слушателя. Вместе с тем различия поэтического уровня автору основного текста скрыть все-таки не удается. Его текст шаблонно близок десяткам других, страдает красивостями, т. е. безвкусицей: Блондинка, жгучие глаза, Покорно голову склонила И побледнела вся она, И шарфом все лицо закрыла. Ей председатель говорит: - Скажите, Мурочка Боброва, Вам предстоит сказать два слова. - Не говорите мне о нем, В общем массиве песенной субкультуры преступного мира соотношение произведений, составляющих определенную ветвь классической художественной культуры (городской романс, жестокий, цыганский, мещанский) и современной песни специфического тюремного песенного жанра, составляет примерно 1:20. При огромном общем материале доля первой также является весьма значительной. Это наблюдение имеет важное значение при подходе к анализу музыкально-песенной культуры преступников. Гипотетически в их интересах и потребностях это соотношение должно быть примерно равным или с незначительным перевесом в ту или другую сторону. На чем может основываться такое предположение? В ходе исследования музыкально-песенных интересов осужденных нами было записано 286 песен, не считая нескольких coicn вариантов, которые имеют хождение в этой среде. Отмеченное соотношение для взрослого преступного мира в среде несовершеннолетних правонарушителей ниже в два раза, т. с. составляет 1:40. Всего около 8% песен и романсов имеют художественно-эстетическое значение и их происхождение связано с поэзией высокого уровня. Следовательно, или предполагаемое положительное воздействие комплекса семейно-социал!ьныХ факторов в прежней жизни несовершеннолетнего правонарушителя отсутствовало, или это воздействие оказывается прочно забытым, как бы отодвинутым за занавес опыта и памяти. В данном случае следует лишь подтвердить, что такое замещение очевидно и является доказанным и с точки зрения формирования и развития художественных интересов и потребностей. Чтобы разобраться в огромном поле песенной субкультуры, окружающей несовершеннолетнего правонарушителя и являющейся отражением его собственных интересов и потребностей, следует разделить его на определенные тематические циклы. Принципом такого тематического распределения могут служить основные вехи и события жизни преступника: воля и нравы преступного мира, арест, тюрьма и лагерь, юска по матери и любимой женщине, жажда свободы и воли, освобождение или побег, несчастная одинокая старость. Все эти тематические циклы имеют личностный характер. Песни, входящие в указанные циклы, служат как бы готовыми моделями для выражения собственных эмоций - исполнитель выражает в них самого себя в уже сложившихся поэтических и лирических формах. Наиболее значительной по своему составу является тема приобщения к прест;пно»му миру, его нравам и особенностям, роковой предопределенности человека идти по этому пути. Так, в одной из популярных песен "Там далеко на севере далеком" поется о том, что герой песни родился в семье вора, скитавшегося всю жизнь по тюрьмам, где и умер: Чтоб легче жить мюей родной мамаше, Я потихоньку нач^л воровать, "Ты будешь вор, к»ак твой родной папаша," - Роняя слезы говорила мать. Однако слезы и борьба матери за сынане увенчались успехом: Семнадцать лег Mine только миновало, А я уже познал преступный мир, Я жил, кутил, но дсенег не хватало, Я ревизором стал «чужих квартир. Далее следует опшсание короткой любви к девушке, встреченной на пересылке, переживание се неизвестно! дальнейшей судьбы: О, боже мой, агде моя пацанка, В каких ты тюрьмах, в каких ты лагерях? Я вспоминаю те маленькие ножки, Тебя, фортовая, все в тех же лопарях. О, где же ты и кто тебя фалует, Начальник МУРа или старый уркаган, А может быть, налево подалась ты, Иль при побеге шмальнул тебя наган? Для тюремных песен характерно использование жаргонной лексики. Как правило, они просты и понятны любому слушателю, но в текстах нередко мелькают специфические слова или выражения, затрудняющие и загрязняющие восприятие и переживание целого. В этом смысле "Там далеко на севере далеком" является ярким примером по насыщенности этой лексикой. Наряду с содержанием песен от лица автора, есть множество других, в которых повествование ведется описательно, как рассказ о чужой жизни. В них явно проявляется определенная сюжетность и скрытая нравоучительность, в особенности если это связано с рассказом об изломанной женской судьбе. Такова, например, песня "Махачкала": Ребенок - деточка, ты всем известная, Тебе идет двадцатая весна, Ты рано встретила вино, шампанское, Диваны мягкие и хор цыган. На тех диванах подушки алые, Ты полуголая лежишь одна, Глаза янтарные, чуть-чуть печальные, Губы искусаны, сама пьяна. Пример этой песни показывает, что тюремная лирика достаточно поэтична, выразительна и живописна. Она хорошо использует детали быта легкой жизни и создает требуемое настроение. В особенности ей удается передать жертвенность и трагизм, фатальность происходящего. Вот как описывает автор этой песни происхождение и окружение этой деточки: Отец твои пьяница за рюмкой тянется, А мать уборщица - какой позор! Сестра гулящая - б... настоящая, Братишка маленький - карманный вор.
Песни, романсы, баллады, которые читаются, слушаются и поются преступниками в опосредованной форме, выражают их эстетические запросы. Прежде всего, это отражение особого мировосприятия, жизненной философии, формирующей отношение к ним, создающее особую шкалу ценностей, где больше, чем в реальном мире, риска, азарта, страха, смелости, трагизма, одиночества, осознанного, а иногда и неосознанного чувства избранности, отмеченности судьбой и природой. Чем трагичней эта судьба - тем лучше, тем больше в ней притягательности. Отсюда и частый мотив многих песен - не только родства с другими людьми, но и отверженности, отличия от других. Авторы тюремных песен нередко винят в этом общество, семью или случай. Как правило, они не склонны доискиваться до причин своей особой судьбы. В популярной среди преступников песне "Бродяга" они так и поют: Бродяга я и это не скрываю, Но человек с такою же душой. Кто виноват, что с детских лет страдаю И в лагерях закончу путь я свой? Этот риторический вопрос остается без ответа. Он задан не для того, чтобы найти на него ответ, а просто как некая отвлеченная сентенция, смысл которой очевиден. Дальнейшее содержание песни подтверждает это. Автор раздумывает над тем, что ему не пришлось ступить на верную дорогу и построить свою жизнь разумно, что его влекли к себе "воры, бродяги, женщины, вино". Иногда он чувствовал отвращение к такой жизни и с редким для тюремных песен беспристрастием негативно оценивает мораль этого круга: И думал я к той жизни не вернуться, Уйти от подлых близких мне друзей, Но жизнь смотрела мне в глаза серьезно, И я опять повиновался ей. Жизнь раз дана - об этом каждый знает, Всяк шел туда, куда вела тропа, Одни прожившие звали ее раем, Рекою слез другим она текла. Обреченно-меланхолическое восприятие своей судьбы - типичная форма выражения своего отношения к ней. Правонарушитель с детства и юности, попадающий в орбиту этого мировоззрения, как правило, ничего не пытаясь изменить в своей жизни, покорно переживает все, что случается с ним. В тюрьме и колонии он мечтает о воле, любимой девушке, а на воле не может противостоять своим асоциальным наклонностям и традициям преступного мира. Внешний, поверхностный взгляд, оценивает его жизнь как полную трагических неожиданностей и случайностей, но внутренний глубокий анализ обнаруживает последовательность в его поведении, закономерность и не осознаваемую целенаправленность. Неспособность преодолеть инерцию своих внутренних преступных влечений есть не только показатель отсутствия воли или характера, но, прежде всего, это показатель принадлежности к психосоциальному типу с нерегулируемым поведением и с иными духовно-нравственными ориента-циями. Трагизм переживаний (тема первой группы песен) преступника, так ярко проявляющийся в песнях, поражает и рождает сочувствие, но в нем самом эти переживания остаются не связанными ни с прошлым, ни с будущим. Происходящее сегодня никак не определяет его будущего. Как барометр бесстрастно и механически фиксирует повышение и понижение атмосферного давления, так и его жизнь, волнами поднимаясь и опадая, переходит от удачи к неудаче, от воли к тюрьме, от юности к старости и смерти. Любая мысль о самосовершенствовании, о необходимости духовно-нравственного очищения чужда как юному, так и взрослому преступному миру. Подросток-правонарушитель, безусловно, подпадает под власть обаяния этих трагических чувств, которые сотрясают взрослого. Чаще всего это происходит потому, что нечто близкое по силе ему уже пришлось пережить и самому во время первого задержания, ареста или суда. Страсть к повторению сильных переживаний - тоже особого рода наркотическое средство, влекущее к себе и требующее повторений. Преступник же не только в жизни, но и в песнях своего круга имеет возможность повторения и переживания этих чувств. Приведем пример характерной песни «Узники» (в иных вариантах «Указники»): Идут на север срока огромные, Кого ни спросишь - у всех указ, Приди, приди, подруга милая, Взгляни, быть может, в последний раз. А завтра рано утром покину пересылку я, Уйду этапом на Воркуту И под конвоем своей работой тяжкою Быть может, смерть себе найду. Друзья укроют мой труп бушлатиком. На холм высокий меня снесут И похоронят в сырой могиле общей, А сами с грустью запоют. Множество песен такого характера развивают в поющем и слушающем их чувства обреченности и предназначенности быть жертвой, словно какая-то непреодолимая сила витает над их головами. Гипнотическое воздействие этого скрытого духа особенно сильно действует на подростков, юношей, часто навсегда подпадающих под его власть, теряющих волю управлять собственной жизнью. Страдания и мученичество впитываются ими бессознательно, день за днем, проникая во все поры. Именно это чувство делает их столь пассивными перед лицом новых испытаний и искушений. Виноват я во всем - ты не раз говорила: "Брось ты славу вора, что повсюду гремит". Не послушал тебя - нас тюрьма разлучила, Жизнь разбилась о твердый холодный гранит. Вот наступит зима, забушуют метели, Скоро, скоро на Север этапом уйду, Буду счастлив тогда, коль в земле похоронят, А пока, может быть, похоронят во льду. Это страшное, но вместе с тем реальное будущее, как ни удивительно, не отталкивает малолетнего, не пугает его смертельно, а оставляет равнодушным как нечто далекое и фантастическое. Среди наиболее ярких и эмоциональных песен этой тематики преступники особенно выделяют такие, как «Арестанты», «Бродяга», «Вор», «Впереди таежные дороги», «Вечер за решеткой», «Ванинский порт», «Волюшка», «Голубые воронки», «Гоп-стоп», «Журавли» (во множестве вариантов), «День и ночь над тайгой завывают бураны», «Огни притона», «Тюрьма - мой дом родной» и многое другое. Вторая по значению тема тюремных песен - песни о матери. Комплекс вины перед матерью - одно из сильнейших чувств, которое терзает преступника. В нем еще так сильны воспоминания о ней, о ее доброте, ее муках и страданиях, о всем том горе, которое причинил он ей своими поступками. Изломанная жизнь причиняет ему боль, но он знает, что она не сравнима с болью матери, день и ночь мучительно переживающей его вину и наказание. Тюремные песни описывают мать поседевшей, больной, часто переносящей б
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|