Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возникновение субкультуры преступного мира




Социокультурная среда формирует внутренний мир индивида, его убеждения, взгляды, потребности, определяет систему ценностей. Кроме того, она способна в силу своих специфических особенностей влиять на духовную организацию человека.

В какой же momcih. или при каких условиях, «социокультурная среда» превращается к понятие «культура» - более сложное и много­аспектное понятие, которому до сих пор в науке не дано однозначно­го определения.

Культурные ценности есть результат интеллектуально-творческой деятельности человека, И. Кант усматривал отличительный признак культуры в том, что она является «деянием» человека, «созиданием через свободу»1.

Многие ученые рассматривали культуру как продукт матсриаль-

,~                                                                               -

ной и духовно-преобразующей деятельности людей, достигнутый

ими уровень овладения силами как внешней, так и внутренней при­роды.

Другой точки зрения придерживался выдающийся этнограф и ис> торик культуры XIX в. Э.Б. Тайлор, называя культурой только духов­ную сферу деятельности человека. «Культура, или цивилизация, широком этнографическом смысле слагается в своем целом из зна­ния, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и неко-

Кант И. Соч. в 6-ти т. М. Т.5. С. 318.


торых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества»2.

В каждом определении понятия «культура» акцент делается толь­ко на одном из ее признаков. На наш взгляд, наиболее целостно пред­ставлено это понятие у А. Моля: «Культура - это интеллектуальный аспект искусственной среды, которую человек создает в ходе своей социальной жизни. Она - абстрактный элемент окружающего его ми­ра..- Термин «культура» охватывает совокупность интеллектуальных элементов, имеющихся у данного человека или у группы людей и об­ладающих некоторой стабильностью, связанной с тем, что можно на­звать «памятью мира» или общества - памятью, материализованной в библиотеках, памятниках, языках»3.

Смысл данного понятия, определенный А, Молем, позволяет рас­сматривать любые интеллектуальные проявления человека, в том числе и его художественное творчество, как обязательное условие образования и жизнедеятельности социальной среды, а се стабиль­ность может быть связана с богатством художественного интеллекта человека, закрепленного в результатах его интеллектуально-художествснной деятельности.

Приведенные определения понятия «культура» характеризуют культуру в ее высших, классических формах, которые были отобраны в ходе длительного исторического развития. Общая культура, разви­ваясь из составляющих се субкультур (subculture - подкультура, англ., например, античная культура, эстетическая культура, культура преступного мира, дворянская культура, цыганская культура, певче­ская культура, культура быта и т. п.), отбирает лучшие, наиболее со­вершенные по форме и содержанию продукты интеллектуального творчества.

Таким образом, развитие субкультуры зависит от социокультур­ной среды и от интеллектуально-творческой деятельности индиви­дуумов, объединенных по ряду признаков в группы, сообщества, но, по утверждению И. Канта, она должна быть свободной.

Раскрывая глубинное значение понятия «общая культура», можно

прийти к истинному пониманию ценности каждой из субкультур, что

ает возможность противостоять узким, подчас идеологизированным

I Тайл °Р Э.Б. Первобытная культура, М., 1989. С 18. Моль А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973. С. 83.

 


взглядам, которые нередко оценивали подобным образом и культуру преступного мира.

Большинство ученых рассматривают культуру как «исторически определенную ступень развития общества и человека, выраженную (опрсдмеченную) в результатах материальной и духовной деятельно­сти людей, в создаваемой ими «второй природе»4. Акцент на соци­ально-историческом характере культуры является отражением особо­го подхода к пониманию явлений общественной жизни, который, од­нако, представляется лишь частично объективным, выявляющим при­роду рассматриваемого феномена.

Мировая (общая) культура собирает, объединяет и хранит обще­человеческие моральные, эстетические ценности, отбирая их в про-цессе эволюции из множества различных субкультур.

Многообразие субкультур обусловливается множеством сооб­ществ, объединенных общими ценностями, приемлемыми для опре­деленных групп людей. Объединяющие людей ценности лежат в ос­нове возникновения и формирования любой субкультуры: европей­ской, молодежной, русской и т. п.

В логике понятия «культура», сформулированного А. Молем, про­дукты художественно-эстетической деятельности преступников сле­дует изучать как свидетельство:

а) наличия определенной культуры, а значит, среды,

б) наличия некоего интеллектуально-художественного потенциала
его авторов;

в) стабильности социокультурной среды преступников;

г) естественного стихийного или управляемого развития социо­
культурной среды преступников.

На различных стадиях исторического развития цивилизации взаи­модействие и взаимовлияние культуры и идеологии представляло сложный процесс, обусловленный общественными отношениями. Bj обществах, где еще только развивается демократия, культура всегда находится под прямым давлением идеологических установок, обес­печивающих условия функционирования «официальной» культуры. Вместе с тем наряду с «нормативной» культурой существуют и дру­гие, которые противостоят идеологическим воздействиям и являются относительно независимыми от официальной культуры. Взаимодей-

4 Эстетика: Словарь. М.. 1989. С 167


ствис и взаимовлияние культуры и идеологии происходит на уровне

субкультур.

Советское искусство долгие годы регламентировалось коммуни­стическими идеалами, принципами социалистического реализма. Субкультура преступного мира, в этом смысле, была относительно свободна от идеологических догм, чго явилось одним из устойчивых признаков самостоятельности данной субкультуры, се определенной отчужденности от культуры общества.

Возникновение субкультур всегда обусловлено сложным комплек­сом социально-исторических причин, ведущей в которых выступает социальный аспект. Выделение из общей массы определенной груп­пы людей с особыми интересами и потребностями, особыми соци­альными ролями, приводит к развитию специфической культуры, об­служивающей их духовно-эстетические, интеллектуальные запросы.

Существование такой социальной общности, как осужденные, ли­шенные свободы, с их особенными интересами и потребнос!ями, влечет за собой возникновение специфической субкультуры преступ­ного мира". Причем прослеживается определенная закономерность причинно-следственных связей между мотивами, потребностями лю­бого человека и соответствующей культурой.

При этом генезис художественно-эстетических интересов и по­требностей каждого нового поколения правонарушителей по-своему воздействуя на субкультуру и может как обогащать, так и обеднять ее.

Развитие субъекта художественной культуры совершается в про­цессе ее присвоения: от языка произведений художественною твор-чес!ва до способов художественного мышления, методов художест­венного освоения бытия и т. д. Содержание внутреннего мира носи­теля любой субкультуры формируется, с одной стороны, в результате присвоения, «распредмечивания» того богатства, которое в нем зало­жено, а с другой - в силу «первичного индивидуального творчества».

Развитие субьекга художественной субкультуры обусловлено его потенциальными способностями не только присваивать и воспроиз­водить уже существующие ценности, но и создавать то, чго появляет­ся впервые как результат самоактуализации уникальной личности. Хотя это «первичное творчество» возникает на основе и в процессе

1олробная характеристика художествен но-эстетических интересов и творчества.енных будет проанализирована в следующих разделах


«присвоения и переработки уже сотворенного, оно не может быть никакими ухищрениями рассудка выведено из него» (А.А, Мслик-Пашаев).

Наследование сотворенного и «первичное индивидуальное творче­ство» равно необходимы как для развития субкультуры, так и отдель­но! о человека.

Таким образом, формирующими субкультуру условиями является особая социо культур пая среда, определенная общность людей и на­личие потребности в ее творческом развитии у ее субъектов.

Вместе с тем субкультура постепенно абстрагируется от непосред­ственных, индивидуальных интересов и потребностей се субъектов, и начинает развиваться по своим внутренним законам, отфильтровывая из индивидуального художественного множества все самое лучшее, о] точки зрения ее ценностей, привнося эти достижения в общую куль-, туру. Так происходит процесс возникновения, развития и интеграции субкультур в общемировую культуру.

В процессе взаимодействия субкультур возникает общность худо­жественно-эстетических средств: поэтический язык, мелодия, ритм, интонациониость, образность, эмоциональность, метафоричность мышления и т. п. Конечно же, эти средства используются в рассмат­риваемой нами субкультуре преступников не всегда на достаточно высоком уровне совершенства, характерном для общей, классической культуры. Но они соответствуют определенному уровню творческого мышления социокультурной среды преступников, тем ценностям в идеалам, на основе которых и взросла субкультура преступного мира.

В этом и состоит механизм взаимопроникновения и взаимовлия­ния субкультур друг на друга. Необходимость возникновения общно­сти художественно-эстетических, средств между отдельными суб­культурами заставляет одних подстраиваться, соглашаться, пере­сматривать свои и принимать «чужие» ценности более активной, а1 порой и агрессивной субкультуры, - таков общий процесс взаимосвя­зи «переливания» культур по типу общеизвестного физического за­кона сообщающихся сосудов.

Каждая из субкультур, в том числе и субкультура преступников, безусловно, является результатом определенной ступени в развитш мышления, которое можно назвать интеллектуальным творчеством.

Общепринятое деление культуры на материальную и духовную позволяет нам рассматривать культуру преступного мира, в основ­ном, как духовную, связанную с проявлением высших - интеллекту-


ных а не первичных - материальных потребностей. Говоря об интеллектуальных потребностях преступников в целом, пгзя отказать им в наличии творческого мышления только уже по-что они являются людьми, прошедшими долгий эволюционный развития человеческого сознания, живущими в XX и XXI вв. Однако важно иметь в виду качественное отличие их уровня сознания г сознания, свойственного представителям общей культуры челове­чества. Оно заключается в его антисоциальной направленности, обу­словленной, в силу ряда причин, искаженным сознанием, в том числе и художественным, а значит, и всех его структурных компонентов: от мотивов, интересов, потребностей до ценностных ориентации и идеа­лов.

Как было отмечено ранее, одним из условий возникновения и

функционирования субкультуры является наличие соответствующей социальной среды, а точнее - социокультурной среды. Именно она предопределяет и способствует развитию специфики субкультуры. В данном случае социальная среда преступного мира как в местах ли­шения свободы, так и в открытом обществе существенным образом влияет на характер, содержание и форму продуктов художественно-эстетического творчества правонарушителей. Именно поэтому воспи­танники исправительных учреждений приобщаются к уголовной ли­рике, а не к классической поэзии и музыке, продолжают традиции нанесения татуировок специфического содержания и, как правило, не испытывают интереса к изобразительному искусству в его классиче­ских формах.

Стабильность существования преступной среды является одним из факторов постоянного развития и обогащения се субкультуры. В свою очередь, стабильно существующая художественная субкультура преступного мира, приобщая все новые поколения к своим «ценно­стям», расширяет и укрепляет условия ее жизнедеятельности. Таким образом устанавливается закономерность воздействия среды на куль­туру и культуры на среду.

Еще одним признаком стабильного существования любой суб­культуры является преемственность ее традиций. М. Мид утвержда-что «...преемственность в каждой культуре зависит от одноврс->го проживания в ней по крайней мере представителей трех по-колений»'1.

 

'МидМ Культура и мир детства М., 1988. С. 323


В действующей в нашей стране исправительной системе мы ле| ко обнаружим эти три поколения. Стабильность ее существования обу­словлена постоянным пополнением ее «рядов» за счет высокого про­цента рецидивной преступности, а также вследствие разницы в cpo-J как лишения свободы: несовершеннолетние правонарушители, как правило, с небольшими сроками; взрослые, отбывающие наказания в колониях общего режима и, наконец, взрослые, получившие макси-ч мально большие сроки лишения свободы в учреждениях строгого режима.

Несмотря на обособленность мест заключения, территориальную удаленность друг от друга, существуют каналы коммуникаций, дакн щие возможность общения и взаимного обмена опытом и традициями преступной жизни. Важнейшим элементом этого обмена и являемся1 субкультура. Так происходит сохранение, развитие и передача, а шщ чит, преемственность специфических «культурных ценностей» в трех поколениях преступного мира,

Каждое из этих поколений отличается разным уровнем вовлечем ности и информированности об общем объеме субкультуры. Третье поколение, наиболее «авторитетное», является, безусловно, осног^ч \\\ хранителем всего объема культуры преступного мира, пройдя все ее «университеты». Второе и первое поколения, в силу своих психа ю-гических и социальных установок, тяготея к законам, нормам жизни уголовной среды, испытывают естественную потребность в се куль-1 туре. Несовершеннолетние правонарушители также оказываются во! влеченными в непрерывный процесс воспроизводства морали, тради­ций и художественной культуры «преступного мира».

Разумеется, между субкультурами и общей культурой происходит постоянный процесс взаимовлияния, взаимодействия и взаимонро-1 никновения. Достоянием общей культуры могут становиться отдели ные яркие, наиболее ценные образцы каждой субкультуры. В свою, очередь, «частная» культура впитывает и использует общепринятые формы, наполняя их своим специфическим содержанием. Так, на­пример, жанр городского романса приобрел особое звучание, харак­тер и эмоциональную окраску и трансформировался в новый жана уголовного лирического романса. Такую же эволюцию пережила т классическая баллада. (Подробнее эта проблема освещена в § 2.)

Подобное же превращение характерно и для такой формы худозИ ствснно-эстетической деятельности, как нанесение татуировок. Они! существовали как самостоятельное явление первобытной культуры У] первобытных народов. В процессе развития цивилизации татуировки


своих функций, распространялись на различные спсцифи-

'гпуппы человеческого общества. До новейшего времени они

вировались у народов Африки, Индонезии, северных племен

атинской Америки. В Европе и России они распространились

yv'h в среди моряков и рыбаков, и, наконец, преимущественной

средой бытования татуировок стал преступный мир.

Г появлением государственной системы исправительных учреж-

-ш и постом преступности возникла устойчивая, стабильная среда,

бствуюшая развитию этого жанра. Таким образом совсршив-

яяся эволюция татуировок привела к качественному изменению со-

епжания, характера, способов нанесения наколок, а также сфер их

распространения.

Этот пример доказывает сложность бытования социокультурных пластов: татуирование тел, начавшись как явление общей культуры, затем становится одним из проявлений профессиональных субкуль­тур, в дальнейшем своем развитии приобретает культурную норму такой специфической социальной прослойки, как преступники,

В современных условиях наблюдается тенденция обратного «врастания» традиций субкультуры преступников в комплекс норм общей культуры. Об этом свидетельствует возникновение несколько десятилетий назад в Европе и Америке устойчивого направления со­временного искусства - «боди-арт». Создана и международная ассо­циация «тату-художников». В 1996 году в Амстердаме был открыт музей татуировок, где хранятся известные собирателям рисунки для нанесения их на тело в виде татуировок.

Этому процессу, безусловно, способствуют и российские преступ­ники, «открывшие» для себя заграницу. В помощь нашим зарубеж­ным коллегам в 1993 году ЮЛ. Дубягин и Е.А. Тенлицкий издали «Краткий англо-русский и русско-английский словарь уголовного жаргона»6, куда вошли и пояснения к ста наиболее распространенным татуировкам.

Выявленные закономерности взаимопроникновения культур убе­ждают в наличии комплекса причин и условий, взаимно воздейст­вующих друг на друга. В своем классическом исследовании Э.Б. Тай-кор, рассматривая проблему соотношения различных форм, видов культуры, отмечает; «Изучая различные обычаи и воззрения, мы не­изменно убеждаемся в наличии причинности, лежащей в основе яв-

^.м.: Дубягин Ю.П.. Тсплицкий Е.А. Краткий англо-русский н русско-словарь уголовного жаргона. М.: Терра, 1993.

 


лении человеческой культуры, в действии законов закрепления и рас­пространения, сообразно которым эти явления становятся устойчи­выми, характерными элементами общественной жизни на опреде­ленных стадиях культуры.... Без сомнения, взгляды и привычки, оди­наково принадлежащие значительной части человечества, в боль­шинстве случаев обязаны своим происхождением здравому сужде­нию и практической мудрости»7.

Содержание субкультуры в любой исторический период ее разви­тия есть отражение сложного комплекса верований, взглядов, мо­ральных и эстетических представлений. Будучи сами по себе доста­точно устойчивыми, они обусловливают и определенную стабиль­ность данной культуры в се основных чертах. Так, функции татуиро­вок мало изменились в течение веков, сохраняя в себе значения: ре­лигиозно-мистические, эстетические (украшение), знака социальной роли и др.

В процессе эволюции доминирующее значение приобретали тс или иные функции. Факторами, воздействующими на изменение до­минант, и является сложный комплекс верований, взглядов, мораль­ных и эстетических представлений, характерных для того или иного исторического периода, той или иной общности людей Так, напри­мер, в содержании современных татуировок появляются мошвы со­циального протеста (например, наколка на пятке nopipcra известного государственного руководителя с надписью «чтобы всю жизнь давить его»), возрастает их образно-символический смысл, характеризую­щий положение и роль его носителя в иерархии преступного мира.

Такое же явление наблюдается и в песенной культуре правонару­шителей. «Показав, что явления культуры могут быть разделены на значительное число групп, куда войдут искусство, верования, обычаи и пр., мы приходим к вопросу, в какой мере факты, размещенные по этим группам, развивались одни из других»*.

Субкультура, как мы уже отмечали, возникает, в первую очередь, как средство отражения, а затем и удовлетворения соответствующих психологических интересов, потребностей и установок человека. По­этому ведущими мотивами этой культуры являются мотивы глубоких душевных потрясений, выражение чувства протеста, тоски, отчаяния и ожесточения. Все это способствует возникновению эмоциональных

Ташюр Э Б. Первобытная культура. М. 1989. С. 26

Там же. С 27.


стрессов, общей психической напряженности и нестабильности пове­дения.

Л.С. Выготский в известной работе «Психология искусства» при­ходит к выводу, что в основе проявлений культуры, искусства лежат глубокие душевные переживания человека «Существеннейшая осо­бенность человека, в отличие от животного, заключается в том, что он вносит и отделяет от своего тела и аппарат техники и аппарат на­учного познания, которые становятся как бы орудиями обгцсства. Так же точно и искусство есть общественная техника чувства, орудие общества, посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа»9,

В рассматриваемой субкультуре преступного мира особенность установок, интересов и потребностей се носителей заключается в их антиобщественной направленности, проявляющейся в совершении противоправных поступков, преступлений. Часто это сопровождается определенной психической ущербностью, вызываемой разнообраз­ными физиологическими и социальными предпосылками.

Совершенный человеком противоправный aKi, естественно, созда­ст ситуацию неприятия и отторжения его обществом. Изоляция еще больше отчуждает преступника от нормальных условий социальной жизни, приводит к определенной ломке его представлений, активизи­рует процесс вовлечения его в рассматриваемую субкультуру. В дальнейшем своем приобщении к ней он может оставаться в положе­нии относительно пассивного потребителя или приобретать более высокое качество - участвовать в создании и воспроизведении этой культуры. Именно здесь начинается область активною художествен­ного творчества, находящаяся в зависимости от традиций и жанров данной субкультуры и отражающая верования, взгляды и, в целом, сознание представителей преступного мира.

Субкультура, таким образом, есть проявление специфических ху­дожественных потребностей представителями определенной общно­сти. Отсюда становится понятной неэффективность, сложность при­общения представителей любого из этих трех поколений к чуждой им культуре, какого бы уровня и качества она ни была. Искусственное, обязательное, грубое насаждение мировых художественных ценно­стей «за колючей проволокой» не оказывает и не сможет оказать су­щественного влияния на уровень сознания преступников и псреори-

9 11

Выготский Л С Психология искусства. М, 1968. С 317


стацию их на общечеловеческие культурно-эстетические ценности. Процесс воздействия на эстетическое сознание осужденных (пре­ступников) с целью изменения его основных ценностных компонен­тов чрезвычайно сложный и тонкий, поскольку у них. как правило, отсутствуют художественно-эстетические потребности, ценности и идеалы общего культурного уровня, характерного в целом для стра­ны. Несогласие с идеалами и ценностями, устройством, законами, культурой, требованиями, предъявляемыми обществом субъекту, подчас приводи! его к открытому протесту. Разновидностью откры­тою протеста можно считать любое преступление, а также некоторые акции субъектов различных субкультур (например, вызывающее ше­ствие или парад в неподобающем виде представителей сексуальных меньшинств).

Таким образом, асоциальные поступки привели их и к социокуль­турному протесту, что и заставило протестующих, преступников обособиться, выделиться в субкультуру. Причем существует опреде­ленная закономерность и зависимость между асоциальным поведени­ем, психологическим дискомфортом личности и его социокультурной дезадаптацией. В основе любого из этих явлений лежит недовольст­во, несогласие, неудовлетворенность чем-либо. Однако неважно, в какой из этих сфер первоначально человек чувствует дискомфорт, так как в конечном итоге в той или иной степени они будут затронуты все.

Требовать от осужденных проявления интереса и творчества на уровне высокого искусства бессмысленно и бесперспективно. Эта закономерность должна побуждать сотрудников исправительных уч­реждений к выбору особых средств и методов воспитательно-образовательной работы среди осужденных, в особенности среди несовершеннолетних.

Еще более трудной представляется задача социокультурной рссо-циализации осужденных. Раскрытию этой проблемы посвящена тре­тья глава монографии.

Итак, особенность интересов, потребностей и установок носителей субкультуры является одним из решающих факторов, влияющих на ее специфику и своеобразие. В свою очередь, ощущение контраста субкультур может только усилить сознание неизменности, стабиль­ности элементов, составляющих специфическую особенность груп­пы, к которой принадлежит данный человек.

Художественная культура каждого преступника, осужденного


представляет собой сложную систему приобщения его к субкультуре. В нее входит:

во-первых, ценностное ориентирование в области субкультуры, которое проявляется в оценках продуктов художественного творчест­ва, взглядах и убеждениях;

во-вторых, участие в создании самого «искусства» во всем много­образии форм проявления этого участия;

в-третьих, художественные знания теоретического и практическо­го характера, передающиеся из поколения в поколение.

Следовательно, преступник, вступивший во взаимодействие с суб­культурой, находится с ней в трех важнейших отношениях: он объек­тивно, а подчас вынужденно:

а) усваивает художественный багаж предшествующих поколений
преступников, являясь объектом художественного воздействия;

б) функционирует в данной среде как носитель и выразитель ху­
дожественно-культурных ценностей определенной группы;

в) вольно или невольно «обогащает» се, создавая новые образцы
субкультуры, будучи субъектом художественного творчества.

В каждой форме отношений преступника и субкультуры сущест­вует определенная степень взаимодействия, соответствия между суб­культурой и личностью, которая определяет се характер и качествен­ную «модальность», г.с. тип художественной культуры личности10.

Каждый несовершеннолетний правонарушитель, вовлеченный в субкультуру преступного мира, также существует на определенной ступени взаимопроникновения, усвоения и ее воспроизведения.

Сравнительный анализ общепринятых понятий «культура» (Ю.Б. Борсв, Н.И. Киящснко, Н.Л. Лейзеров, Ю.У. Фохт-Бабушкин, Л.П. Буева, Л.П. Печко и др.) и «субкультура» приводит нас к выводу, что существовавшие в культурологии и в педагогике определения понятия «культура» были ориентированы преимущественно на се высший уровень, так называемую мировую (общую) культуру.

Вместе с тем подчас игнорировалось существование множества разнообразных субкультур как самостоятельных, являющихся неотъ­емлемой частью ее содержания и участвующих в развитии общей культуры. Только взаимодействие и взаимовлияние субкультур фор­мируют ту почву, на которой произрастают высшие ценности миро­вой культуры. Диалектика взаимодействия субкультур должна быть

См. Крупник Е П Психологическое воздействие искусства на детей школь­ного возраста. Дне докт. психол. наук М., 1990.

 


выше методологических и идеологических оценок их качества, их роли в формировании сознания личности, наконец, их художествен­но-эстетических качеств.

Примером такого узко догматического содержания является опре­деление, данное одним известным советским эстетиком: «Культура -это ценностно и символически закрепленная человеческая деятель­ность и ее продукты, освещенные гуманными нравственными целя­ми, упорядоченная человеческая деятельность»".

Рассматривая с этих позиций субкультуру преступного мира, можно придти к двум парадоксальным выводам: либо ее нет, либо она - некультура. В течение десятилетий наше общество под влияни­ем подобных теоретических концепций считало, что субкультуры преступного мира реально не существует, поскольку она не является культурой. Безусловно, главным и непреходящим остается се обще­человеческое содержание. Именно оно и выступает главным призна­ком мировой (общей) культуры.

Однако все, что так или иначе было связано с понятием «культу­ра», рассматривалось только как позитив. Но ведь сорняки вырастают и на культивируемых землях! В этом и состояла методологическая ошибка нескольких десятилетий в развитии нашего общества. Делать вид, что такого явления, как субкультура преступного мира, у нас в стране не существует, значит, не исследовать его, не понимать при­чин его возникновения, бытования и развития, недооценивать всю опасность его проникновения в культуру общества. Сегодня социо­культурная среда России нуждается не только в защите, охране, очищении, но и в изучении механизмов недопущения «расползания» субкультуры преступного мира.

Реализация художественно-эстетических потребностей преступ­ников, находящихся в исправительных учреждениях, выраженная в продуктах их художественно-эстетической деятельности, создает не­кую «вторую природу» их жизни. Изучение этого своеобразного пла­ста отражаемой преступниками окружающей их действительности позволит продвинуться в понимании мотивов и потребностей этой деятельности, а следовательно, и всей структуры сознания лиц, ли­шенных свободы.

Анализ продуктов художественного творчества воспитанников исправительных учреждений дает возможность опосредованного и потому наиболее объективного и эффективного способа изучения самой личности правонарушителя. Художественное творчество лю­бого человека есть проявление актуализации личности, ее сстсствсн-

 

11 Борев Ю Б. Эстетика 4-с изд., доп М, 1988. С. 203.


самовыражение в отличие от вынужденного заполнения анкет, 'просников, недостаточно откровенных бесед и т.п.

Возникает закономерный вопрос: можно ли считать продукты ху­дожественно-эстетической деятельности преступников, лиц, находя­щихся в исправительных учреждениях, проявлением культуры?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...