Возникновение субкультуры преступного мира
Социокультурная среда формирует внутренний мир индивида, его убеждения, взгляды, потребности, определяет систему ценностей. Кроме того, она способна в силу своих специфических особенностей влиять на духовную организацию человека. В какой же momcih. или при каких условиях, «социокультурная среда» превращается к понятие «культура» - более сложное и многоаспектное понятие, которому до сих пор в науке не дано однозначного определения. Культурные ценности есть результат интеллектуально-творческой деятельности человека, И. Кант усматривал отличительный признак культуры в том, что она является «деянием» человека, «созиданием через свободу»1. Многие ученые рассматривали культуру как продукт матсриаль- ,~ - ной и духовно-преобразующей деятельности людей, достигнутый ими уровень овладения силами как внешней, так и внутренней природы. Другой точки зрения придерживался выдающийся этнограф и ис> торик культуры XIX в. Э.Б. Тайлор, называя культурой только духовную сферу деятельности человека. «Культура, или цивилизация, широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и неко- Кант И. Соч. в 6-ти т. М. Т.5. С. 318. торых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества»2. В каждом определении понятия «культура» акцент делается только на одном из ее признаков. На наш взгляд, наиболее целостно представлено это понятие у А. Моля: «Культура - это интеллектуальный аспект искусственной среды, которую человек создает в ходе своей социальной жизни. Она - абстрактный элемент окружающего его мира..- Термин «культура» охватывает совокупность интеллектуальных элементов, имеющихся у данного человека или у группы людей и обладающих некоторой стабильностью, связанной с тем, что можно назвать «памятью мира» или общества - памятью, материализованной в библиотеках, памятниках, языках»3.
Смысл данного понятия, определенный А, Молем, позволяет рассматривать любые интеллектуальные проявления человека, в том числе и его художественное творчество, как обязательное условие образования и жизнедеятельности социальной среды, а се стабильность может быть связана с богатством художественного интеллекта человека, закрепленного в результатах его интеллектуально-художествснной деятельности. Приведенные определения понятия «культура» характеризуют культуру в ее высших, классических формах, которые были отобраны в ходе длительного исторического развития. Общая культура, развиваясь из составляющих се субкультур (subculture - подкультура, англ., например, античная культура, эстетическая культура, культура преступного мира, дворянская культура, цыганская культура, певческая культура, культура быта и т. п.), отбирает лучшие, наиболее совершенные по форме и содержанию продукты интеллектуального творчества. Таким образом, развитие субкультуры зависит от социокультурной среды и от интеллектуально-творческой деятельности индивидуумов, объединенных по ряду признаков в группы, сообщества, но, по утверждению И. Канта, она должна быть свободной. Раскрывая глубинное значение понятия «общая культура», можно прийти к истинному пониманию ценности каждой из субкультур, что ает возможность противостоять узким, подчас идеологизированным I Тайл °Р Э.Б. Первобытная культура, М., 1989. С 18. Моль А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973. С. 83.
взглядам, которые нередко оценивали подобным образом и культуру преступного мира.
Большинство ученых рассматривают культуру как «исторически определенную ступень развития общества и человека, выраженную (опрсдмеченную) в результатах материальной и духовной деятельности людей, в создаваемой ими «второй природе»4. Акцент на социально-историческом характере культуры является отражением особого подхода к пониманию явлений общественной жизни, который, однако, представляется лишь частично объективным, выявляющим природу рассматриваемого феномена. Мировая (общая) культура собирает, объединяет и хранит общечеловеческие моральные, эстетические ценности, отбирая их в про-цессе эволюции из множества различных субкультур. Многообразие субкультур обусловливается множеством сообществ, объединенных общими ценностями, приемлемыми для определенных групп людей. Объединяющие людей ценности лежат в основе возникновения и формирования любой субкультуры: европейской, молодежной, русской и т. п. В логике понятия «культура», сформулированного А. Молем, продукты художественно-эстетической деятельности преступников следует изучать как свидетельство: а) наличия определенной культуры, а значит, среды, б) наличия некоего интеллектуально-художественного потенциала в) стабильности социокультурной среды преступников; г) естественного стихийного или управляемого развития социо На различных стадиях исторического развития цивилизации взаимодействие и взаимовлияние культуры и идеологии представляло сложный процесс, обусловленный общественными отношениями. Bj обществах, где еще только развивается демократия, культура всегда находится под прямым давлением идеологических установок, обеспечивающих условия функционирования «официальной» культуры. Вместе с тем наряду с «нормативной» культурой существуют и другие, которые противостоят идеологическим воздействиям и являются относительно независимыми от официальной культуры. Взаимодей- 4 Эстетика: Словарь. М.. 1989. С 167 ствис и взаимовлияние культуры и идеологии происходит на уровне субкультур. Советское искусство долгие годы регламентировалось коммунистическими идеалами, принципами социалистического реализма. Субкультура преступного мира, в этом смысле, была относительно свободна от идеологических догм, чго явилось одним из устойчивых признаков самостоятельности данной субкультуры, се определенной отчужденности от культуры общества.
Возникновение субкультур всегда обусловлено сложным комплексом социально-исторических причин, ведущей в которых выступает социальный аспект. Выделение из общей массы определенной группы людей с особыми интересами и потребностями, особыми социальными ролями, приводит к развитию специфической культуры, обслуживающей их духовно-эстетические, интеллектуальные запросы. Существование такой социальной общности, как осужденные, лишенные свободы, с их особенными интересами и потребнос!ями, влечет за собой возникновение специфической субкультуры преступного мира". Причем прослеживается определенная закономерность причинно-следственных связей между мотивами, потребностями любого человека и соответствующей культурой. При этом генезис художественно-эстетических интересов и потребностей каждого нового поколения правонарушителей по-своему воздействуя на субкультуру и может как обогащать, так и обеднять ее. Развитие субъекта художественной культуры совершается в процессе ее присвоения: от языка произведений художественною твор-чес!ва до способов художественного мышления, методов художественного освоения бытия и т. д. Содержание внутреннего мира носителя любой субкультуры формируется, с одной стороны, в результате присвоения, «распредмечивания» того богатства, которое в нем заложено, а с другой - в силу «первичного индивидуального творчества». Развитие субьекга художественной субкультуры обусловлено его потенциальными способностями не только присваивать и воспроизводить уже существующие ценности, но и создавать то, чго появляется впервые как результат самоактуализации уникальной личности. Хотя это «первичное творчество» возникает на основе и в процессе
1олробная характеристика художествен но-эстетических интересов и творчества.енных будет проанализирована в следующих разделах «присвоения и переработки уже сотворенного, оно не может быть никакими ухищрениями рассудка выведено из него» (А.А, Мслик-Пашаев). Наследование сотворенного и «первичное индивидуальное творчество» равно необходимы как для развития субкультуры, так и отдельно! о человека. Таким образом, формирующими субкультуру условиями является особая социо культур пая среда, определенная общность людей и наличие потребности в ее творческом развитии у ее субъектов. Вместе с тем субкультура постепенно абстрагируется от непосредственных, индивидуальных интересов и потребностей се субъектов, и начинает развиваться по своим внутренним законам, отфильтровывая из индивидуального художественного множества все самое лучшее, о] точки зрения ее ценностей, привнося эти достижения в общую куль-, туру. Так происходит процесс возникновения, развития и интеграции субкультур в общемировую культуру. В процессе взаимодействия субкультур возникает общность художественно-эстетических средств: поэтический язык, мелодия, ритм, интонациониость, образность, эмоциональность, метафоричность мышления и т. п. Конечно же, эти средства используются в рассматриваемой нами субкультуре преступников не всегда на достаточно высоком уровне совершенства, характерном для общей, классической культуры. Но они соответствуют определенному уровню творческого мышления социокультурной среды преступников, тем ценностям в идеалам, на основе которых и взросла субкультура преступного мира. В этом и состоит механизм взаимопроникновения и взаимовлияния субкультур друг на друга. Необходимость возникновения общности художественно-эстетических, средств между отдельными субкультурами заставляет одних подстраиваться, соглашаться, пересматривать свои и принимать «чужие» ценности более активной, а1 порой и агрессивной субкультуры, - таков общий процесс взаимосвязи «переливания» культур по типу общеизвестного физического закона сообщающихся сосудов. Каждая из субкультур, в том числе и субкультура преступников, безусловно, является результатом определенной ступени в развитш мышления, которое можно назвать интеллектуальным творчеством. Общепринятое деление культуры на материальную и духовную позволяет нам рассматривать культуру преступного мира, в основном, как духовную, связанную с проявлением высших - интеллекту- ных а не первичных - материальных потребностей. Говоря об интеллектуальных потребностях преступников в целом, пгзя отказать им в наличии творческого мышления только уже по-что они являются людьми, прошедшими долгий эволюционный развития человеческого сознания, живущими в XX и XXI вв. Однако важно иметь в виду качественное отличие их уровня сознания г сознания, свойственного представителям общей культуры человечества. Оно заключается в его антисоциальной направленности, обусловленной, в силу ряда причин, искаженным сознанием, в том числе и художественным, а значит, и всех его структурных компонентов: от мотивов, интересов, потребностей до ценностных ориентации и идеалов.
Как было отмечено ранее, одним из условий возникновения и функционирования субкультуры является наличие соответствующей социальной среды, а точнее - социокультурной среды. Именно она предопределяет и способствует развитию специфики субкультуры. В данном случае социальная среда преступного мира как в местах лишения свободы, так и в открытом обществе существенным образом влияет на характер, содержание и форму продуктов художественно-эстетического творчества правонарушителей. Именно поэтому воспитанники исправительных учреждений приобщаются к уголовной лирике, а не к классической поэзии и музыке, продолжают традиции нанесения татуировок специфического содержания и, как правило, не испытывают интереса к изобразительному искусству в его классических формах. Стабильность существования преступной среды является одним из факторов постоянного развития и обогащения се субкультуры. В свою очередь, стабильно существующая художественная субкультура преступного мира, приобщая все новые поколения к своим «ценностям», расширяет и укрепляет условия ее жизнедеятельности. Таким образом устанавливается закономерность воздействия среды на культуру и культуры на среду. Еще одним признаком стабильного существования любой субкультуры является преемственность ее традиций. М. Мид утвержда-что «...преемственность в каждой культуре зависит от одноврс->го проживания в ней по крайней мере представителей трех по-колений»'1.
'МидМ Культура и мир детства М., 1988. С. 323 В действующей в нашей стране исправительной системе мы ле| ко обнаружим эти три поколения. Стабильность ее существования обусловлена постоянным пополнением ее «рядов» за счет высокого процента рецидивной преступности, а также вследствие разницы в cpo-J как лишения свободы: несовершеннолетние правонарушители, как правило, с небольшими сроками; взрослые, отбывающие наказания в колониях общего режима и, наконец, взрослые, получившие макси-ч мально большие сроки лишения свободы в учреждениях строгого режима. Несмотря на обособленность мест заключения, территориальную удаленность друг от друга, существуют каналы коммуникаций, дакн щие возможность общения и взаимного обмена опытом и традициями преступной жизни. Важнейшим элементом этого обмена и являемся1 субкультура. Так происходит сохранение, развитие и передача, а шщ чит, преемственность специфических «культурных ценностей» в трех поколениях преступного мира, Каждое из этих поколений отличается разным уровнем вовлечем ности и информированности об общем объеме субкультуры. Третье поколение, наиболее «авторитетное», является, безусловно, осног^ч \\\ хранителем всего объема культуры преступного мира, пройдя все ее «университеты». Второе и первое поколения, в силу своих психа ю-гических и социальных установок, тяготея к законам, нормам жизни уголовной среды, испытывают естественную потребность в се куль-1 туре. Несовершеннолетние правонарушители также оказываются во! влеченными в непрерывный процесс воспроизводства морали, традиций и художественной культуры «преступного мира». Разумеется, между субкультурами и общей культурой происходит постоянный процесс взаимовлияния, взаимодействия и взаимонро-1 никновения. Достоянием общей культуры могут становиться отдели ные яркие, наиболее ценные образцы каждой субкультуры. В свою, очередь, «частная» культура впитывает и использует общепринятые формы, наполняя их своим специфическим содержанием. Так, например, жанр городского романса приобрел особое звучание, характер и эмоциональную окраску и трансформировался в новый жана уголовного лирического романса. Такую же эволюцию пережила т классическая баллада. (Подробнее эта проблема освещена в § 2.) Подобное же превращение характерно и для такой формы худозИ ствснно-эстетической деятельности, как нанесение татуировок. Они! существовали как самостоятельное явление первобытной культуры У] первобытных народов. В процессе развития цивилизации татуировки своих функций, распространялись на различные спсцифи- 'гпуппы человеческого общества. До новейшего времени они вировались у народов Африки, Индонезии, северных племен атинской Америки. В Европе и России они распространились yv'h в среди моряков и рыбаков, и, наконец, преимущественной средой бытования татуировок стал преступный мир. Г появлением государственной системы исправительных учреж- -ш и постом преступности возникла устойчивая, стабильная среда, бствуюшая развитию этого жанра. Таким образом совсршив- яяся эволюция татуировок привела к качественному изменению со- епжания, характера, способов нанесения наколок, а также сфер их распространения. Этот пример доказывает сложность бытования социокультурных пластов: татуирование тел, начавшись как явление общей культуры, затем становится одним из проявлений профессиональных субкультур, в дальнейшем своем развитии приобретает культурную норму такой специфической социальной прослойки, как преступники, В современных условиях наблюдается тенденция обратного «врастания» традиций субкультуры преступников в комплекс норм общей культуры. Об этом свидетельствует возникновение несколько десятилетий назад в Европе и Америке устойчивого направления современного искусства - «боди-арт». Создана и международная ассоциация «тату-художников». В 1996 году в Амстердаме был открыт музей татуировок, где хранятся известные собирателям рисунки для нанесения их на тело в виде татуировок. Этому процессу, безусловно, способствуют и российские преступники, «открывшие» для себя заграницу. В помощь нашим зарубежным коллегам в 1993 году ЮЛ. Дубягин и Е.А. Тенлицкий издали «Краткий англо-русский и русско-английский словарь уголовного жаргона»6, куда вошли и пояснения к ста наиболее распространенным татуировкам. Выявленные закономерности взаимопроникновения культур убеждают в наличии комплекса причин и условий, взаимно воздействующих друг на друга. В своем классическом исследовании Э.Б. Тай-кор, рассматривая проблему соотношения различных форм, видов культуры, отмечает; «Изучая различные обычаи и воззрения, мы неизменно убеждаемся в наличии причинности, лежащей в основе яв- ^.м.: Дубягин Ю.П.. Тсплицкий Е.А. Краткий англо-русский н русско-словарь уголовного жаргона. М.: Терра, 1993.
лении человеческой культуры, в действии законов закрепления и распространения, сообразно которым эти явления становятся устойчивыми, характерными элементами общественной жизни на определенных стадиях культуры.... Без сомнения, взгляды и привычки, одинаково принадлежащие значительной части человечества, в большинстве случаев обязаны своим происхождением здравому суждению и практической мудрости»7. Содержание субкультуры в любой исторический период ее развития есть отражение сложного комплекса верований, взглядов, моральных и эстетических представлений. Будучи сами по себе достаточно устойчивыми, они обусловливают и определенную стабильность данной культуры в се основных чертах. Так, функции татуировок мало изменились в течение веков, сохраняя в себе значения: религиозно-мистические, эстетические (украшение), знака социальной роли и др. В процессе эволюции доминирующее значение приобретали тс или иные функции. Факторами, воздействующими на изменение доминант, и является сложный комплекс верований, взглядов, моральных и эстетических представлений, характерных для того или иного исторического периода, той или иной общности людей Так, например, в содержании современных татуировок появляются мошвы социального протеста (например, наколка на пятке nopipcra известного государственного руководителя с надписью «чтобы всю жизнь давить его»), возрастает их образно-символический смысл, характеризующий положение и роль его носителя в иерархии преступного мира. Такое же явление наблюдается и в песенной культуре правонарушителей. «Показав, что явления культуры могут быть разделены на значительное число групп, куда войдут искусство, верования, обычаи и пр., мы приходим к вопросу, в какой мере факты, размещенные по этим группам, развивались одни из других»*. Субкультура, как мы уже отмечали, возникает, в первую очередь, как средство отражения, а затем и удовлетворения соответствующих психологических интересов, потребностей и установок человека. Поэтому ведущими мотивами этой культуры являются мотивы глубоких душевных потрясений, выражение чувства протеста, тоски, отчаяния и ожесточения. Все это способствует возникновению эмоциональных Ташюр Э Б. Первобытная культура. М. 1989. С. 26 Там же. С 27. стрессов, общей психической напряженности и нестабильности поведения. Л.С. Выготский в известной работе «Психология искусства» приходит к выводу, что в основе проявлений культуры, искусства лежат глубокие душевные переживания человека «Существеннейшая особенность человека, в отличие от животного, заключается в том, что он вносит и отделяет от своего тела и аппарат техники и аппарат научного познания, которые становятся как бы орудиями обгцсства. Так же точно и искусство есть общественная техника чувства, орудие общества, посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа»9, В рассматриваемой субкультуре преступного мира особенность установок, интересов и потребностей се носителей заключается в их антиобщественной направленности, проявляющейся в совершении противоправных поступков, преступлений. Часто это сопровождается определенной психической ущербностью, вызываемой разнообразными физиологическими и социальными предпосылками. Совершенный человеком противоправный aKi, естественно, создаст ситуацию неприятия и отторжения его обществом. Изоляция еще больше отчуждает преступника от нормальных условий социальной жизни, приводит к определенной ломке его представлений, активизирует процесс вовлечения его в рассматриваемую субкультуру. В дальнейшем своем приобщении к ней он может оставаться в положении относительно пассивного потребителя или приобретать более высокое качество - участвовать в создании и воспроизведении этой культуры. Именно здесь начинается область активною художественного творчества, находящаяся в зависимости от традиций и жанров данной субкультуры и отражающая верования, взгляды и, в целом, сознание представителей преступного мира. Субкультура, таким образом, есть проявление специфических художественных потребностей представителями определенной общности. Отсюда становится понятной неэффективность, сложность приобщения представителей любого из этих трех поколений к чуждой им культуре, какого бы уровня и качества она ни была. Искусственное, обязательное, грубое насаждение мировых художественных ценностей «за колючей проволокой» не оказывает и не сможет оказать существенного влияния на уровень сознания преступников и псреори- 9 11 Выготский Л С Психология искусства. М, 1968. С 317 стацию их на общечеловеческие культурно-эстетические ценности. Процесс воздействия на эстетическое сознание осужденных (преступников) с целью изменения его основных ценностных компонентов чрезвычайно сложный и тонкий, поскольку у них. как правило, отсутствуют художественно-эстетические потребности, ценности и идеалы общего культурного уровня, характерного в целом для страны. Несогласие с идеалами и ценностями, устройством, законами, культурой, требованиями, предъявляемыми обществом субъекту, подчас приводи! его к открытому протесту. Разновидностью открытою протеста можно считать любое преступление, а также некоторые акции субъектов различных субкультур (например, вызывающее шествие или парад в неподобающем виде представителей сексуальных меньшинств). Таким образом, асоциальные поступки привели их и к социокультурному протесту, что и заставило протестующих, преступников обособиться, выделиться в субкультуру. Причем существует определенная закономерность и зависимость между асоциальным поведением, психологическим дискомфортом личности и его социокультурной дезадаптацией. В основе любого из этих явлений лежит недовольство, несогласие, неудовлетворенность чем-либо. Однако неважно, в какой из этих сфер первоначально человек чувствует дискомфорт, так как в конечном итоге в той или иной степени они будут затронуты все. Требовать от осужденных проявления интереса и творчества на уровне высокого искусства бессмысленно и бесперспективно. Эта закономерность должна побуждать сотрудников исправительных учреждений к выбору особых средств и методов воспитательно-образовательной работы среди осужденных, в особенности среди несовершеннолетних. Еще более трудной представляется задача социокультурной рссо-циализации осужденных. Раскрытию этой проблемы посвящена третья глава монографии. Итак, особенность интересов, потребностей и установок носителей субкультуры является одним из решающих факторов, влияющих на ее специфику и своеобразие. В свою очередь, ощущение контраста субкультур может только усилить сознание неизменности, стабильности элементов, составляющих специфическую особенность группы, к которой принадлежит данный человек. Художественная культура каждого преступника, осужденного представляет собой сложную систему приобщения его к субкультуре. В нее входит: во-первых, ценностное ориентирование в области субкультуры, которое проявляется в оценках продуктов художественного творчества, взглядах и убеждениях; во-вторых, участие в создании самого «искусства» во всем многообразии форм проявления этого участия; в-третьих, художественные знания теоретического и практического характера, передающиеся из поколения в поколение. Следовательно, преступник, вступивший во взаимодействие с субкультурой, находится с ней в трех важнейших отношениях: он объективно, а подчас вынужденно: а) усваивает художественный багаж предшествующих поколений б) функционирует в данной среде как носитель и выразитель ху в) вольно или невольно «обогащает» се, создавая новые образцы В каждой форме отношений преступника и субкультуры существует определенная степень взаимодействия, соответствия между субкультурой и личностью, которая определяет се характер и качественную «модальность», г.с. тип художественной культуры личности10. Каждый несовершеннолетний правонарушитель, вовлеченный в субкультуру преступного мира, также существует на определенной ступени взаимопроникновения, усвоения и ее воспроизведения. Сравнительный анализ общепринятых понятий «культура» (Ю.Б. Борсв, Н.И. Киящснко, Н.Л. Лейзеров, Ю.У. Фохт-Бабушкин, Л.П. Буева, Л.П. Печко и др.) и «субкультура» приводит нас к выводу, что существовавшие в культурологии и в педагогике определения понятия «культура» были ориентированы преимущественно на се высший уровень, так называемую мировую (общую) культуру. Вместе с тем подчас игнорировалось существование множества разнообразных субкультур как самостоятельных, являющихся неотъемлемой частью ее содержания и участвующих в развитии общей культуры. Только взаимодействие и взаимовлияние субкультур формируют ту почву, на которой произрастают высшие ценности мировой культуры. Диалектика взаимодействия субкультур должна быть См. Крупник Е П Психологическое воздействие искусства на детей школьного возраста. Дне докт. психол. наук М., 1990.
выше методологических и идеологических оценок их качества, их роли в формировании сознания личности, наконец, их художественно-эстетических качеств. Примером такого узко догматического содержания является определение, данное одним известным советским эстетиком: «Культура -это ценностно и символически закрепленная человеческая деятельность и ее продукты, освещенные гуманными нравственными целями, упорядоченная человеческая деятельность»". Рассматривая с этих позиций субкультуру преступного мира, можно придти к двум парадоксальным выводам: либо ее нет, либо она - некультура. В течение десятилетий наше общество под влиянием подобных теоретических концепций считало, что субкультуры преступного мира реально не существует, поскольку она не является культурой. Безусловно, главным и непреходящим остается се общечеловеческое содержание. Именно оно и выступает главным признаком мировой (общей) культуры. Однако все, что так или иначе было связано с понятием «культура», рассматривалось только как позитив. Но ведь сорняки вырастают и на культивируемых землях! В этом и состояла методологическая ошибка нескольких десятилетий в развитии нашего общества. Делать вид, что такого явления, как субкультура преступного мира, у нас в стране не существует, значит, не исследовать его, не понимать причин его возникновения, бытования и развития, недооценивать всю опасность его проникновения в культуру общества. Сегодня социокультурная среда России нуждается не только в защите, охране, очищении, но и в изучении механизмов недопущения «расползания» субкультуры преступного мира. Реализация художественно-эстетических потребностей преступников, находящихся в исправительных учреждениях, выраженная в продуктах их художественно-эстетической деятельности, создает некую «вторую природу» их жизни. Изучение этого своеобразного пласта отражаемой преступниками окружающей их действительности позволит продвинуться в понимании мотивов и потребностей этой деятельности, а следовательно, и всей структуры сознания лиц, лишенных свободы. Анализ продуктов художественного творчества воспитанников исправительных учреждений дает возможность опосредованного и потому наиболее объективного и эффективного способа изучения самой личности правонарушителя. Художественное творчество любого человека есть проявление актуализации личности, ее сстсствсн-
11 Борев Ю Б. Эстетика 4-с изд., доп М, 1988. С. 203. самовыражение в отличие от вынужденного заполнения анкет, 'просников, недостаточно откровенных бесед и т.п. Возникает закономерный вопрос: можно ли считать продукты художественно-эстетической деятельности преступников, лиц, находящихся в исправительных учреждениях, проявлением культуры?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|