Религия и современные осужденные
⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 Процесс «возвращения», ресоциализации преступников чрезвычайно сложен, ибо затрагивает глубинные пласты человеческого сознания, его духовное начало. На что, как и чем надо повлиять, чтобы человек начал думать, чувствовать и поступать сообразно законам и нормам морали цивилизованного культурного общества? Над отвста- ми на эти вопросы ломают головы педагоги и психологи, философы н криминологи, теософы и врачи уже не одно тысячелетие. Одна из проблем заключается в том, что «сознание - это прежде всего знание, которое с помощью слов, математических символов, образов художественных произведений может быть передано другим людям, стать достоянием членов сообщества. Можно обладать большим запасом знаний в какой-либо специальной области и быть равнодушным, духовно бедным человеком. И напротив, неграмотный, проживший всю жизнь в глухом «медвежьем углу» человек способен явить нам необыкновенное величие человеческого духа... Разумеется, примитивность интересов, незнание богатств, накопленных человеческой культурой, интеллектуальная ограниченность, нссовмесж-мы с формированием духовно богатой личности»". Таким образом, объем знаний сколь ни был бы он энциклопедичен, не всегда является обязательным показателем духовного богатства человека. Проблема состоит в отборе оптимального по современному уровню науки и техники знания, в специальной подготовке педагога и способов передачи шаний, умений и навыков, которые окажут позитивное воздействие на духовное развитие человека В случае же с преступником эта проблема многокрашо усложняется. В основе всего процесса исправления лежит идея социокультурной ресопиализации осужденных путем развития духовности, нравственности и гуманности.
«Духовность...есть творческая сила, - писал русский философ В.В. Зсньковский, - определяющая новое качество жизни... Духовная жизнь есть жизнь, она полна динамизма и движения, разум и свобода в человеке, чувства и активность его, раскаяние в грехе и надежда на лучшее, все, все в нас светится и держится свсрхвремснным началом, которое сияет не только на вершинах психической жизни, но и в элементарных ее формах, во всем развитии души»'''. Говоря о нравственности, другой русский философ Н А. Бердяев4" особо выделил такие черты, как честность, достоинство, дисциплинированность, общественная справедливое^, культура, творчество и др. Он полагал, что эти благородные черты могут быть сформирова- Симонов П В, Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности М Наука, 1989 С 5 v > Зеньковский В.В. История русской философии Л., 1999. Т. 1. Ч. 1. С 7 40 См.. Бердяев НА. Истоки и смысл русского империализма М, 1990 С 150- 151. ны лишь на религиозной основе - русским православием. Эту позицию разделяли и другие философы-мыслители (П.А. Флоренский, B.C. Соловьев, К.Н. Вснтцсль и другие), утверждая, что нравственность должна быть религиозной, а высшей нравственностью считали церковь Эю качество они рассматривали не как нечто застывшее, а как такое свойство человеческой души, которое все время находится в движении и развитии, связывая его с волевым началом и внутренней борьбой человека. Не всегда педагоги, воспитатели, начальники отрядов и другие сотрудники исправительных учреждений способны поддержать баланс «кислорода человечности» и «производства гуманности». Но как же необходима тм сложная, кропотливая, тонкая работа, требующая души и сердца, по спасению человека, связанная с обретением и умножением 1аких общечеловеческих ценностей духовно-эстетического характера и нравственных импсрашвов, норм и привычек, как любовь, милосердие, добро, справедливость, честь, достоинство, истина, гармония и красота, т. с. высшая человеческая духовность.
Эта работа в исправительных учреждениях осложняется тем, что в сознании осужденных необходимо сначала прервать культивирование зла, ненависти, нстсрпимосш, агрессии, разврата, жестокости. невежества и других человеческих пороков и юлько лишь затем наполнять душу и сердце осужденных благостью. На фоне ценностно-идеологической разоружен ности России, крайней ее социокультурной нестабильности социологи, философы, педагоги, криминолсни отмечают расшатывание, а в отношении осужденных и разрушение системы общечеловеческих ценностей. «Немалую офицагсльную роль сыграло запрещение религиозной деятельности в колониях. Вместе с верой в Бога бездумно выбросили тс огромные моральные ценности и представления общечеловеческого характера, носителем, хранителем и активным пропагандистом которых была церковь. Поэтому многие преступившие закон люди лишились возможности усвоения высоких идеалов и принципов, в силу чего ухудшились перспективы их исправления и в то же время усилились оюрванность, отчуждение от нормального «очеловеченного мира»". 41 Лнтонян Ю М., Михиш А С. Гуманизация и дифференциация условий содержания осужденных //Государство и право. 1995, № 8. С. 57, В определенный момент наступает противоречие между требованиями личности и сложившимися нравственно-духовными, правовыми, социокультурными и др. отношениями в обществе. Общество, как бы ни было оно само «больно», не принимает и находит силы отторгать и изолировать разрушающие его элементы. Устранение этих противоречий B.C. Соловьев видел в стремлении к общечеловеческой нравственности, звал человечество к высшему образу правды и любви. И это, по его мнению, могла обеспечить вера, церковь, религия42. Долгие годы одной из задач образовательных учреждений, в том числе и в местах лишения свободы, была передача всего добытого, найденного, открытою и сохраненного человечеством, воплощенного в поступках, постулатах, теориях, идеалах, в достижениях науки и культуры. Сегодня система образовательных учреждений в местах лишения свободы, т. е. известные и привычные нам передающие звенья, переживает сложные времена революционных преобразований. Таким институтом могли бы стать психологические службы, службы социальных работников, но их деятельность в этом направлении пока еще мало заметна и ощутима. Наметившийся около восьми лет назад разрыв в цепи и образовавшийся вакуум постарались заполни ib представители различных конфессий.
Проблема свободы совести в отношении осужденных долгие годы в нашей стране фактически не рассматривалась. Если же и уделялось внимание некоторым се аспектам, то подавались они лишь в негативном значении для осужденных и в целом для исправительной системы. «Большое значение имеет право осужденного на свободу совести. Как известно, до недавнего времени священнослужителям запрещалось посещать колонии. Осужденным не разрешалось даже иметь предметы культа (нательные крестики, четки и т. п.). Не было в колониях и религиозной литературы. В последние годы эти запреты были отменены Законом от 12 июня 1992 г. Исправительно-трудовой кодекс был дополнен специальной статьей, гарантирующей свободу совести и вероисповедания осужденных. Регламентировано право встреч со служителями культа. Разрешено отправление религиозных обрядов, пользование предметами культа и религиозной литературой. Вместе с тем оговорено, что отправление религиозных обрядов явля- См.: Соловьев В С Соч Т 1 М, 1989. С 268-269 ется добровольным и не должно нарушать правил внутреннего распорядка, ущемлять права других лиц, отбывающих наказание. В каждой колонии оборудованы специальные помещения, где священнослужители встречаются с осужденными, отправляют обряды (например, крещение, бракосочетание, исповедь и т. п.). В некоторых колониях построены церкви»''1. За последние семь-восемь лет положение стало существенно меняться. В 1992-1994 гг.44 были проведены первые социологические исследования влияния религии на осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях.
Наблюдения показали, что религиозные воззрения становятся необходимым аспектом жизни осужденных. Практика взаимодействия исправительных учреждений с религиозными организациями дала различные позитивные примеры, как участия священников в нравственном исправлении осужденных, так и религиозного использования отбывающими наказание своего права на свободу религиозных убеждений и отправление культов. Результат опросов отбывающих наказание привели к выводу о том, что наметилась устойчивая тенденция интенсификации религиозной жи*ни в исправительных учреждениях, растет число верующих, активизируется участие религиозных конфессий в общегуманитарной деятельности, в том числе оказании нравственного вспомогательно! о воздействия на осужденных. Из общего числа опрошенных осужденных верующим считает себя каждый третий. Еще больший процент составили лица, придающие важное значение релш ии в жизни человека: развитие религиозных отношений в иеправшсльных учреждениях одобряют в целом свыше половины опрошенных. Около 7% привержены принципу акшвного атеизма, а 15% считают себя неверующими44. Пока остается значительной доля осужденных, затруднившихся определить свое отношение к религиозной принадлежности (свыше 45%). Сравнивая эти данные е результатами опросов свободных граждан, можно констатировать более высокую потребность в религии у 43 Антонян Ю.М., Михтан Л.С. Указ соч С 62 44 См Башшков Г И, Артамонов В В.. Багрссва Е Г, Бужак В Е, Мокрецов А.И. 4^ Все цифры чаны по результатам исследования, проведенного коллективом сотрудников ВНИИ МВД России, в том числе и автором. осужденных. Такие выводы не случайны, они лишь свидетельствуют о необходимости в душевной беседе, в человеке, который бы их мог выслушать, понять и помочь. В практике работы исправительных учреждений нельзя допускать насильственного навязывания осужденному любых нравственных принципов, даже если они и общеприняты. Насилие может повлечь за собой у него реакцию еще большего отторжения даже подлинно нравственных принципов. О значении права на свободу совести для осужденных можно судить и по ответам относительно причин, приводящих их к рели гии, и мероприятиям, проводимым конфессиями: более половины называют веру в Бога и получаемую возможность покаяния за содеянное зло и нравственного возрождения; около трети находя! в культовых обрядах, мероприятиях религиозных организаций средства расширения связей с внешним миром, разнообразия в жизни исправительных учреждений;
около 50% придают важнейшее значение регулирующей и воспитательной функциям религии и считают, что работа конфессиональных организаций, приобщение к вере способствуют улучше нию взаимоотношений, укрепляют дисциплину и порядок. Распределение ответов об имеющейся потребности в приобщении к религии, намерении в дальнейшем, в том числе в колонии, регулярно совершать культовые дсйс!вия показывает, что около 35% изъявляют желание систематически совершать обряды непосредственно в колонии, 17,3% - посещать церковь, молельни и другие культовые места, 44,1% - регулярно отмечать религиозные праздники; намерены хотя бы изредка, от случая к случаю, совершать культовые действия более половины опрошенных. Анализ ответов позволяет утверждать, что все же у большинства осужденных в той или иной мере проявляется интерес к религии и потребность в ней, в «религиозном поведении», а значит, интенсивнее могла бы стать религиозная жизнь в исправительных учреждениях. Для совершенствования работы в этом направлении важно знать намерения сторон, их представление о потребностях в организации религиозной жизни в исправительном учреждении. Поэтому было изучено мнение осужденных об отношении администрации к культовой практике и тем самым - к тому значению, которое придается со стороны официальных лиц созданию условий для обеспечения соответствующих прав на свободу совести. Ответы распределились следующим образом: о том, что администрация способствует религиозной жизни, указывают 31,3% респондентов; относится безразлично - 35,8%; относится отрицательно, создает препятствия - 5,7%. Анализ этих данных свидетельствует, во-первых, об объективности мнения осужденных и, во-вторых, об ощутимом изменении отношения администрации и сотрудников исправительных учреждений к проникновению религии в места лишения свободы по сравнению с недавним прошлым. Опрос сотрудников колоний об отношении к религии и об их взглядах на ее значение для осужденных показал его более умеренный характер. Идею необходимости религии для человека и общества, ее пропаганды поддерживают 13,1%. Но большинство (88,1%) одобряют разрешение осужденным совершать культовые действия. Как видим, сами сотрудники в подавляющем большинстве остаются атеистами, далеко не все из них убеждены в необходимости религии в жизни человека. Однако крайне позитивным в сегодняшней ситуации следует признать то. что почти никто не препятствует в этом осужденным. Кроме гою, сотрудники считают, что религия привлекает осужденных прежде всего как появление в жизни нового, необычного, возможность времяпрепровождения (63.8%); средство расширения контактов с внешним миром (15,5%); возможность покаяния за содеянное, получения духовной и иной поддержки (10,6%); вследствие веры в Бога (3,1%); в отличие от осужденных, в способность религии улучшить мик роклимат в колониях убеждено меньшее число сотрудников (24,4%); 41,9% отметили положительное воздействие религии по отдельным аспектам жизни учреждений. Свыше 40% сотрудников ИУ считают, что поведение лиц, приобщившихся к вере или имеющих частые контакты со священниками, изменилось в лучшую еюрону незначительно. Но 6,3% дают по зтому вопросу твердый положительный ответ. Примечательно, однако, и то, что ни один из сотрудников не говорит об изменившемся в худшую сторону поведении осужденных данной категории. По мнению 43,1% сотрудников, осужденные проявляют повышенный интерес к мероприятиям религиозных организаций. Большая часть сотрудников исправительных учреждений (61%) выступают sa необходимость продолжения взаимодействия с конфессиями, оказа- ния им содействия. Кроме того, оценивая деятельность религиозных организаций, сотрудники указывают не только на их значимость в создании условий для культовой практики, но и на помощь в нравственном воспитании (22,5%), организации быта и досуга (19,4%), трудовом и бытовом устройстве освобождающихся (18,8 %). Осужденные и сотрудники исправительных учреждений дали оь носительно сопоставимые ответы, и уже поэтому их можно считать достаточно объективными. Исключение должно быть сделано в отношении причин, приведших осужденных в религию, к потребности в ней: осужденные, явно желая казаться лучше, на первое место ставят покаяние за содеянное *ло и нравственное возрождение. Сотрудники, все же не веря в такую возможность, рассматривают эту причину последней. В целом же следует отметить значительные шаги, проделанные по пути сближения позиций в отношениях осужденный -администрация исправительною учреждения в понимании места религии в жизни осужденного. «Гуманность к преступнику предполагает и формирование нового отношения к нему. Это - лишенное сентиментальности или ненависти отношение следователя, прокурора, суда, представителей администрации мест лишения свободы, всех сопричастных лиц, всего общества на основе уяснения того, что люди не рождаются, а становятся преступниками, что они остаются гражданами государства и чсрс? определенное время выйдут на свободу. Поэтому в настоящее время представителям администрации колонии необходимо перестроить свои отношения с осужденными в сотрудничество, взаимное доверие и деловое партнере 1во»4(). Может быть, именно религия выступит тем посредником, который улучшит взаимоотношения в исправительных учреждениях между осужденными и сотрудниками. Таким образом результаты опросов показывают, что к местам лишения свободы в России можно в полной мере отнести те положения о значимости для осужденных и исправительных учреждений реализации права на свободу совести, которые выражены в международных документах и исходят из достижений мировой практики. Процесс проникновения в колонию религиозных воззрений также связан с человеческим фактором - служителями той или иной религии. С чем идут они в колонии, представители каких религий, с каки- 46 Антонин Ю М, Михлнн Л С Указ. соч. С. 63. ми целями и задачами, как часто, какие существуют проблемы в этом процессе - ответы на эти и другие вопросы чрезвычайно важны для понимания сегодняшней ситуации. По данным нашего исследования, представители религиозных ор-1анизаций видят притягательность религии для осужденных прежде всего в возможности покаяться в содеянном, получить духовную поддержку, а затем уже как средство расширения связей с внешним миром - проведения по-иному своего личного времени, 80% уверены, чю осужденные с повышенным интересом относятся к мероприятиям конфессий. О значимости задач по работе с осужденными служители культа расставили акценты следующим образом: 96% посчитали основной целью - возвращение человека на путь честного образа жизни, нравственное очищение; 92% - помощь в облегчении страданий, вызываемых неволей; 88% - дать возможность реализовать потребности в исполнении предписаний веры, 68% - приобщить к вере; 60% - помочь порвать с пьянством и алкоголизмом; 32% - возвратить в семью, к родным. Сопоставив ожидания осужденных и сотрудников исправительных учреждений от проникновения религиозных организаций с задачами самих религиозных конфессий, приходим к выводу, чю они совпадают, а значиь, результаты сотрудничества должны быть положительными. Итак, проведенный анкетный опрос в 60% исправительно-трудовых учреждений о положении религиозных организаций и их действиях в местах лишения свободы показал, что за последние восемь лет (после 1992 г.) религиозные организации различных конфессий очень активно стали осваивать ранее недоступную им сферу деятельности и влияния Наибольшую активность в силу объективных причин (наличие большой сети действующих территориальных храмов, общин, положенной иерархической структуры церковной власти, наличие финансовых и материальных возможностей, связей с административным аппаратом территорий и населенных пунктов и т.п.) проявила Русская Православная Церковь (РПЦ). Представители РПЦ обращались к администрации 73% исправительных учреждений России за разрешением на посещение осужденных для приобщения их к сво- ему вероучению (православию) и всегда такое разрешение получали. Причем речь идет не о единичных посещениях колоний священнослужителями по личным просьбам отдельных осужденных, а о начале последовательного, длительного процесса "воцерковлсния" осужденных и сотрудников исправительных учреждениях в рамках Русской Православной Церкви. На втором месте но количеству обращений за разрешением на проведение религиозных мероприятий, на организацию религиозной работы в колониях следует отмстить отечественные баптистские организации. Баптистские общины действуют в 41% исправительных учреждений (в 2% колоний администрация отказалась пустить их на свою 1Срриторию. Наиболее вероятно - это вмешательство местных православных властей, которые, естественно, стараются противодействовать любой религиозной конкуренции с ними). Третья по активности - Евангелическая Церковь, в которую входят как местные российские общины, так и зарубежные (в основном из Германии, США и Скандинавии). Представители российских общин этой церкви обращались за разрешением на свою деятельность в 28% существующих в России колоний. Представители зарубежных евангельских общин просили разрешения на проведение своих мероприятий в! 1% колоний. И в этих случаях администрация 1% исправительных учреждений им отказала. Евангелисты отличаются значительно большими ма1Сриалы1ыми возможностями, чем баптисты. Необходимо, однако, отметить, что если благотворительная деятельность РПЦ за редким исключением ограничивается бесплатным (и для администрации и для осужденных) проведением религиозных мероприятий - проповедей и различных обрядов, то посещения представителей евангелической церкви по большей части включают в себя еще и различные виды гуманитарной помощи: бесплатная раздача религиозной литературы, культовой индивидуальной атрибутики, продуктов питания и товаров широкого потребления (одежды, письменных принадлежностей, кассет и т.п.). В нынешних экономических условиях, в которых находятся почти все пенитенциарные учреждения, администрация практически вынуждена разрешать работать с осужденными неправославным христианским организациям, даже если это вызывает протесты религиозных иерархов РПЦ. Четвертой по активности работы в колониях является организация буддистского толка "Сознание Кришны" (кришнаиты).
За разрешением на работу с осужденными они обращались к администрации 23% исправительных учреждений, но в половине случаев получили отказ, чему способствовал экзотический внешний вид приверженцев этой религии, необычность их обрядности и откровенно коммерческая направленность характера распространения ими своей религиозной литературы (только за деньги и по весьма высоким ценам). "Адвентисты седьмого дня" также проявили высокую миссионерскую активность, обратившись к администрации 18% пенитенциарных учреждений за разрешением на работу е осужденными и сотрудниками, но получили его только от 13% исправительных учреждений. Необходимо отмстить, что "адвентисты седьмого дня" отличаются от прочих христианских направлений, в частности, тем, как относятся к дню недели "суббота". В этот день адвентисты не могут не только работать, но даже готовить пищу, В нынешних производственных и экономических условиях это не существенно, но в будущем, в период восстановления разрушенного народного хозяйства может привести к дополнительным конфликтам. В 11% исправительных учреждений действую! мусульманские общины. В основном эти колонии локализованы на Северном Кавказе и в Поволжье и не имеют тенденции расширять этот ареал. "Свидетели Иеговы" работают в 6% колоний, хотя обращались за разрешением в 9% исправительных учреждений, а вот "пятидесятники" действуют в 7% мест лишения свободы, им никто не отказал в посещении мест лишения свободы. Завершают группу активно работающих с осужденными религиозных организаций последователи Порфирия Иванова. Их деятельность на практике известна в 5% российских колоний. Кроме религиозных организаций указанных направлений, в местах лишения свободы действуют католики, иезуиты, буддисты, "святое братство", "Армия Спасения" и даже муниты, но сфера их воздействия ограничена несколькими колониями с незначительным кругом последователей из числа осужденных, Показательный пример - буддизм в колониях. Это религиозное направление обнаружено только в 7 обследованных исправительных учреждениях, а число лиц, соотносящих себя с ним, хотя и относительно значительно - около 550 человек - но в социальном плане очень пассивно и миссионерской деятельностью практически не занимается Каких-либо запретов на работу с осужденными ни на одну из этих религиозных организаций нигде не накладывалось, что почти всегда вызывало протесты со стороны священнослужителей РПЦ, если они тоже действовали в соответствующих колониях. Из религиозных организаций, не получивших официального статуса или запрещенных, пытались оказывать влияние на осужденных, минуя одобрение админисграции лишь "Белое Братство" и секта Аса-хары. Они действовали через расконвоированных и родственников осужденных. Это выражалось в передаче на территорию колоний листовок и литературы, распространении учения через вновь прибывающих в места лишения свободы молодых осужденных. В соответствии с известным распоряжением МВД России все эти действия пресекались администрацией исправительных учреждений. Также предпринимались попытки вступать в контакты с осужденными представителями конфессий, имеющих официальный статус, но без разрешения администрации мест лишения свободы. Наибольшую активность в этом плане проявили кришнашы, "свидетели Иеговы", "адвентисты седьмого дня" и члены иностранных протестантских организаций, легально находящиеся на территории России. Вполне вероятно, что какая-то часть этих контактов осталась латентной. Дольше всех в исправительных учреждениях действуют евангелисты, баптисты и РПЦ, исламские общины и "адвентисты седьмого дня", пятидесятники, буддисты, "свидетели Иеговы", последователи Порфирия Иванова. Кришнаиты и протестанты из-за рубежа редко ведут постоянную работу на одном месте, поэтому в среднем их влияние на осужденных не превышает полугода. Визиты в территориальные учреждения представителей иных религиозных организаций имеют единичный, непостоянный характер. По имеющимся данным, можно примерно рассчитать число верующих по каждой упомянутой конфессии, находящихся в исправительных учреждениях России (без тюрем и колоний-поселений): православных верующих в ИТУ около 20000 человек, баптистов - более 4000 человек, мусульман - более 3000, евангелистов - более 3000, буддистов, адвентистов, пятидесятников - примерно по 600-700 человек, протестантов зарубежных конфессий и "свидетелей Иеговы" - примерно по 400, ивановцев - около 300, кришнаитов - более 100. Все остальные, известные в колониях религиозные организа-
ции, имеют в своих рядах около 500 человек. Таким образом в системе НТК России находится приблизительно 34000 верующих осужденных. При анализе результатов исследования не подтвердилось предположение, что некоторые религиозные общины осужденных подпадут под влияние и будут управляемы "воровскими авторитетами" или их ставленниками. Никто из опрошенных не подтвердил фактическую реализацию такой возможности. Члены группировок с отрицательной направленностью пока не проявляют интереса к религиозным общинам осужденных и верующим, заметных конфликтов между ними также не отмечено. Религиозные мероприятия, проводимые при посещении членами местных религиозных общин осужденных в исправительных учреждениях, занимают довольно много времени и существенно влияют на распорядок дня отряда. Русская православная церковь по степени охвата осужденных пока превосходит все остальные конфессии вместе взятые. Конечно, в колониях, где есть действующие храмы РПЦ, позволяющие проводить все православные службы, они могут проводиться и по 10 раз в месяц, все зависит от условий и отношения администрации учреждения. Иные религиозные организации в колониях, как уже отмечалось, имеют небольшой объем влияния и свои мероприятия проводят один раз в месяц, иногда и реже. Однако в некоторых колониях действуют одновременно общины 4-5 конфессий. Это создаст определенные трудности для администрации исправительных учреждений, так как в четверти всех учреждений есть только одно пригодное для этих целей помещение - клуб. Возникающая проблема разведения их по разным помещениям требует контроля, координации и планирования действий различных общин, во избежание обид и конфликтов. И, тем не менее, реальная польза от религиозной деятельности в колониях признается практически всеми опрошенными сотрудниками, она носит в основном воспитывающий характер, о чем свидетельствуют социологические опросы: 32% опрошенных сотрудников связывают с ней уменьшение межличностной напряженности в отрядах, снижение конфликтности и позитивные изменения в нравственных ориеншрах осужденных; в лучшей организации проведения свободного времени, практиче-
ски не дающего возможности совершать нарушения установленного порядка, видят основную пользу от религиозных мероприятий 20% представителей администрации НТК; улучшение дисциплины и управляемости осужденных отметили 19% опрошенных сотрудников; снижение количества правонарушений - 7%; на пользу от предоставления конфессиями гуманитарной помощи осужденным и сотрудникам указали 11 % опрошенных; значение деятельности религиозных общин для поддержания социально положительных связей с внешним миром отмстили 3%; 2% опрощенных сотрудников упомянули о помощи религиозных организаций в трудовом и бьповом устройстве освобождающимся осужденным. . В то же время в некоторых колониях администрация не видит пользы or сотрудничества с религиозными организациями и от проводимых ими мероприятий. Более того, высказывас!ся мнение, чго это направление воспитательной работы дестабилизирует yciano-вившийся в учреждении распорядок дня и создаст дополнительные трудности и нагрузки начальникам отрядов и другим сотрудникам. Существуют и другие проблемы взаимодействия религиозных организаций и учреждений, исполняющих наказание. Конечно, представители религиозных организаций, получившие разрешение на работу с осужденными, хотели бы, чтобы помощь, которую оказывает администрация учреждений, состояла бы в большем объеме. Должностные же лица большинства колоний полагают, что уже само предоставление времени и обеспечение условий для религиозных мероприятий является достаточной помощью. Однако в других, учреждениях находят возможность и выделяют строительные материалы и для производства осужденными ремонтно-строительных работ в храмах колоний или местного прихода, причем иногда (при согласии выделяемых осужденных) это делается безвозмездно. И в этих случаях местный священник, работающий с осужденными в колонии. тоже не ставит вопросы об оплате за проведение служб и обрядов. В других колониях осужденные оказывают помощь в изготовлении предметов церковного обихода и религиозной атрибутики: деревянных основ для иконостасов и алтарей, художественное вышивание культовых символов и надписей на матерчатых изделиях, производство мелкой религиозной металлогалантерси и т. п. Администрация некоторых пенитенциарных учреждений ограни- чивастся предоставлением легкового транспорта для доставки священнослужителей и сопровождающих их лиц к местонахождению колонии. Подавляющее большинство опрошенных сотрудников колоний утверждают, что вес стороны взаимодействия между ними и религиозными организациями в правовом отношении урегулированы и в дальнейшей регламентации не нуждаются. Немногочисленные предложения от представителей правоприменительной системы по упорядочению отношений между ними и осужденными, с одной стороны, и религиозными организациями - с другой, сводятся к более четкому соблюдению посещений священнослужителями мест лишения свободы и выделению бюджетных средств на расходы администрации, связанные с этими посещениями. В нескольких колониях были отмечены конфликты между осужденными из-за их принадлежности к различным религиозным конфессиям. Дело в том, что многие колонии испытывают острый недостаток свободных площадей в жилых зонах. Подавляющее большинство опрошенных сотрудников колоний высказалось за приобщение религиозных организаций к процессу культурно-нравственного воспитания осужденных и использования религиозного воздействия в условиях исправительных учреждений с целью их исправления, помощи в их рссоциализации. Однако нера зрешснных проблем во взаимодействии представителей религиозных конфессий и администраций исправительных учреждений пока еще много. Может быть, следует изучить вопрос: о целесообразности введения в колониях в той или иной форме института капелланов; об официальном правовом оформлении отношений между государством и церковью в этой области; о необходимости подготовки методических рекомендаций для сотрудников по взаимодействию с религиозными организациями и использованию их возможностей в работе по исправлению осужденных; о разработке специального учебного курса для сотрудников по основам религиозных знаний; о разработке юридической базы, регламентирующей выделение, оформление и(или) строительство культовых религиозных помещений для различных конфессий на территории исправительных учреждений. Вопрос о правовом регулировании взаимодействия двух сторон не так прост, как может показаться на первый взгляд. Его прямая постановка не дает возможности сомневаться в его необходимости и вынуждает четко определить в законодательстве проблемы взаимодействия. Итак, прежде всею, подавляющее большинство сотрудников полагают, что отношения сторон в настоящее время урегулированы в достаточной мере и нет необходимости во введении каких-либо дополнительных правовых норм. Вместе с тем существует и ряд сомнений, проблем, предложений правового характера о взаимодействии администрации исправшсльных учреждении, осужденных и религиозных организаций: 1) правовое определение перечня религиозных конфессий и ор 2) привлечение представителей религиозных организаций к ра 3) учет мнения священнослужителей при решении вопросов дос 4) более детальное регулирование вопросов, связанных с обес т.д.); 5) право на строительство культового помещения на территории 6) введение должности штатного священнослужителя ИУ; 7} закрепление за исправительными учреждениями посюянного представителя Церкви; 8) введение должности старосты церковной общины осужденных 9) регулярные занятия по изучению Закона Божия, Библии; 10) организация в колонии православных воскресных школ и т. д. регулирования деятельности религиозных организаций в исправительных учреждениях нуждаются в дальнейшем изучении, научном анализе, совершенствовании правового регулирования взаимодействия религиозных конфессий и исправительных учреждений. Вместе с тем, может быть, и следует согласиться с мнением тех сотрудников, которые считают, что детальная правовая регламснта-
ция этой деятельности вовсе не обязательна и можно обойтись документами рекомендательного характера. Однако было бы неправильно возложить вес надежды и всю работу по культурно-нравственному воспитанию в решении проблем социокультурной рссоциализации осужденных лишь па представителей религиозных конфессий. Необходимо возобновить ранее традиционные, но работающие с позитивным результатом формы и направления нравственно-эстетического воспитания осужденных; привлечение общественных организаций к исправлению осужденных; выступления перед осужденными деятелей искусства и культуры; развитие самодеятельных организаций осужденных (самоуправление, общественные фонды); общеобразовательное и профессиональное обучение осужденных и влияние педагогических коллективов школ, учебных центров, профессиональных училищ; широкое привлечение к процессу исправления и рссоциализации родственников; возобновление клубной работы (художественной самодеятельности, библиотек, теле-, радиогазет и л. д.); физкультурно-спортивные мероприятия и т. д. Таким образом анализ влияния религии в исправительных учреждениях Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что деятельность рслшиозных организаций с
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|