Преемственность эстетического воспитания в общеобразовательных школах и исправительных учреждениях
Исправительно-трудовая педагогика опиралась в своем развитии не только на достижения, но и «впитывала» просчеты и недостатки общей педагогики. В то же время практика работы общеобразовательной школы в той или иной мере подвергалась переосмыслению, видоизменялась и реализовывалась в исправительных учреждениях для несовершеннолетних правонарушителей. Не была исключением для подобных трансформаций и область художественно-эстетического воспитания и образования. Необходимость изменений в системе образования и воспитания остро чувствовалась в начале века, и особенно перед революцией 1917 года. Старая школа так долго оставалась под гнетом накопившихся недостатков и противоречий, что изменения в ней казались неизбежными. Творчество педагогов этого переходного периода во многом свидетельствует о кризисе старых идей и о бурном творческом потоке новых, порой излишней их романтизации. Характерным отражением этого процесса является, по существу, концепция развития воспитания и образования П.П. Блонского, высказанная им в статьях и книгах. Ему принадлежит обоснование принципов перестройки педагогической науки и практики на основе целостного подхода к изучению ребенка. Им была научно обоснована необходимость изучения психических и физических свойств человека, в их взаимосвязи и взаимодействии П.П. Блонский и Л.С. Выготский исследовали своеобразие разных возрастных периодов и связанных с ними особенностях воспитания и обучения. Более того, П.П. Блонский доказал научную несостоятельность теории моральной дефективности, согласно которой нравственное уродство определялось как специфическое психическое заболевание, не связанное с другими отклонениями в психическом и физическом развитии ребенка. Он настаивал на необходимости рассматривать нравственность как сложное явление не биологического, а социального порядка. Он призывал во всех случаях, когда ребенок обнаруживает отклонение в поведении, понять сущность этих отклонений, выявить их причины и создать все условия для их преодоления1.
Впервые среди общих принципов школьной работы выделяется необходимость самостоятельного и последовательного решения целого круга своеобразных педагогических задач, которые могут быть решены только средствами эстетического воздействия. В сущности впервые, еще в неосознанной форме, возникает идея системы эстетического развития личности. Большое внимание П.П. Блонский уделял эстетике среды, эстетическому воздействию на ребенка. В опубликованной в 1916 году в «Вестнике воспитания» статье «Задачи и методы народной школы» он выдвигает 12 тезисов, характеризующих всеобщую неудовлетворенность старой школой, и среди них тезис десятый: «Современная школа игнорирует эстетику, и в ней находит мало пищи сердце ребенка»2. В форме ясной и четкой антитезы им формулируется задача новой школы, состоящая в развитии эмоционально-чувственной сферы и сферы эстетических переживаний. П.П. Блонский усматривал прямую связь эстетических чувств и переживаний с моралью. По его мнению, в основе поведения человека лежит эмоциональная сфера. Педагогам, философам еще предстояло сделать новые шаги в понимании специфики эстетического воздействия, но само по себе признание необходимости эстетики в школе, обогащения мира эстетических переживаний ребенка было новым и прогрессивным движением в общей педагогике. Примечательно и то во взглядах П.П. Блонского, что средством такого развития он не считал исключительно искусство. «...Мы будем развивать в ребенке, - писал он, - умение находить красоту в той жизни, которая повседневно окружает его, и умение создавать красоту из самого заурядного. Не аристократов, но демократов духа го-
1 См.: Блонский Л.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 Блонский П.П. Задачи и методы новой народной школы // Пзбр. педагогиче товим мы. Что красивого сегодня увидел ты по дороге в школу? Что красивого у тебя дома?.. Присмотрись: есть много, очень много незаметной, тихой красоты»3. Дальнейшее развитие взгляды П.П. Блонского получили в его книге «Трудовая школа». Она создавалась в совершенно новых условиях социально-политического развития общества. Контуры будущего устройства жизни еще не воспринимались отчетливо, и ученый-педагог, выписывая «на чистом листе общества», мог реализовать свои идеальные представления о будущей системе образования и воспитания. Потому и содержание книги носит революционный, гуманистический характер. Детство и юношество - общепризнанные периоды эстетического творчества. Задача трудовой школы, в отличие от старой, виделась П.П. Блонскому в том, чтобы эстетическое творчество не было изолировано от жизни, от реальных жизненных потребностей и интересов школьников. Занятия искусством (рисованием, музыкой) сами по себе обладают очень малой педагогической ценностью и воздействие их на личность крайне ограничено, поскольку чаще всего опираются на оторванное от жизни искусство, воспринимаемое вне современных и жизненных обстоятельств, или, напротив, подчиняясь сухим идеологическим принципам. П.П. Блонский писал: «Сейчас сплошь и рядом сводят обучение любому искусству к специализации в технике данного искусства и именно поэтому обычно такое обучение не даст почти никаких результатов. Эстетическое воспитание должно исходить из естественной радости человека в красоте и пробуждать в нем общее стремление и привычку к искусству. И только тогда, когда у подростка уже образовалась радость и привычная склонность к эстетическому творчеству, только после этого может идти речь об обучении технике эстетического творчества»4.
Дальнейшая деятельноеib школы в области эстетического воспитания школьников 30-х годов и позднее, а также школьная теория и практика утверждали универсальность такого подхода независимо от видов и форм художественно-творческой работы: музыкально-эстетической (В.Н. Шацкая и С.Т. Шацкий); музейной, изобрази- ' Блонский П П. Указ, соч С.82. 4 Блонский П П. Трудовая школа // И)бр. педагогические и психологические сочинения М, 1979 Т I С 142 тельной (А.В. Бакушинский); театральной (А.А. Брянцев, С.В. Образцов, Н.И. Сац) и др. В.Н. и С.Т. Шацкие в 20 - 30-х годах явились «проводниками» идей, подходов, принципов эстетического воспитания школьников массовых школ в условия специального педагогического учреждения с особым «трудным» детским контингентом. В.Н. и С.Т. Шацкие, будучи не просто талантливыми педагогами, но и музыкантами-профессионалами с консерваторским образованием, в самом начале своей деятельности в колонии «Бодрая жизнь» старались приобщать «детей улицы» к труду, знаниям и культуре. Особое внимание они уделяли обучению воспитанников навыкам игры на музыкальных инструментах и пению. Вероятно, эти успехи были незначительны в общем процессе перевоспитания оступившихся детей (о чем и предупреждал П.П. Блонский). Шацкие постепенно приходят к убеждению о необходимости расширения творческой деятельности воспитанников, они уходят от узкого музыкального образования к более широкому - эстетическому. Скорректировав свою деятельность, они организовывают занятия по рисованию и лепке, по постановке спектаклей и подготовке концертов Хотя слово «система» ими и не произносилось, но характер их требований к содержанию изучаемого материала, методам и дидактическим принципам, последовательности развития учащегося различными средствами искусства - все это представляло собой в самой первоначальной форме требования и критерии, приближающиеся к принципам системности. Важнейшим для педагогов оставалось сохранение в процессе пре
А.С. Макаренко, подытожив и развив накопленный художественно-педагогический опыт, по существу создал основу системы эстетического воспитания как неотъемлемой, но самостоятельной части многообразного процесса перевоспитания несовершеннолетнего правонарушителя. Примечательно то, что принципы системности эстетического воспитания А.С. Макаренко сформулировал (не называя это системой), обобщая эффективность деятельности исправительного учреждения для несовершеннолетних. Новая ступень в развитии идей системности эстетического воспитания была предпринята в исправительной педагогике, а затем уже перенесена в общую. Педагогические идеи А.С. Макаренко в области эстетического воспитания и их реализация в процессе перевоспитания правонарушителей заслуживают особого специального рассмотрения в отдельном параграфе (см. гл. Ill, 2). Богатейший опьп А.С. Макаренко по исправлению преступников — это блестящий пример того, как экстремальная ситуация специального учреждения для несовершеннолетних правонарушителей позволяет, дает возможность лучше понять норму, а также причины и условия, способствующие отклонению от нормы и тем самым определить пути и условия восстановления нормального развития личности. Но развить эти и другие идеи Блонскому, Выготскому, Макаренко, Шацким - в целом педологам - не дали: специальное решение ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. «О педологических извращениях в системе наркомпроса»^ отменило и запретило педологию. По существу, был поставлен запрет на творчество в области педагогики во благо всестороннего развития личности. Постановление отвергло научный подход к объяснению отклонений в развитии личности на основе как биологической, так и социальной обусловленности этого процесса. Ученые-педагоги были фактически отстранены от анализа влияний социальной среды (куда входили проблемы эстетики окружающей действительности) на личность. Как неоспоримый факт признавалось, что советское общество успешно воспитывает людей в духе социализма. Причины отклонений в поведении детей, в частности, объяснялись недостаточным воспитательным влиянием, педагогической запущенностью. Формировалось представление о всемогуществе воспитания. Постановление на долгие годы отбросило назад педагогическую науку и практику. Последующие десятилетия не внесли в рассматриваемую проблему большей ясности.
Сознательное выдвижение критериев и принципов системности тех или иных видов воспитания, в том числе и эстетического, относится уже к середине 60-х годов. В статьях и коллективных сборниках ряд авторов (Ф.Ф. Королев, Б.П. Рождественский, Г.А. Петрова, Н.И. Киященко, Н.А. Ветлугина, А.И. Буров и др.) рассматривали вопросы системы эстетического воспитания школьников в некоторой целостности, с анализом ее внутренних слагаемых, с точки зрения содержания и путей организации. 5 См.: Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: Сб. док. 1917-1973 гг. М.: Педагогика, 1974 С. 173-175. Своеобразие концепций различных авторов состояло в том, что одни из них наибольшее внимание уделяли проблемам содержания, другие рассматривали систему эстетического воспитания как некий всеобщий организационный принцип. Так, Н.А. Ветлугипа в статье «К вопросу о системе эстетического воспитания» писала: «Под системой эстетического воспитания понимается не законченная и выстроенная конструкция, а установление гибких, диалектических взаимосвязей между внешними воздействиями и внутренними процессами, между характером эстетической деятельности и способностями людей, между различными процессами и свойствами личности»6. Только через 30 лет идеи Блонского и Выготского о целостном подходе в изучении ребенка как социального, психического и физического объекта и субъекта воспитания и образования возродились и проросли новыми подходами. Стержень концепции Н.А. Ветлугиной - идея индивидуализации системы эстетического воспитания школьников, опоры на особенности и свойства личности, внимание к ее внутренним процессам. Во всей глубине они могут быть поняты лишь сегодня, в период отказа от одностороннего подхода к системе воспитания. Общеобразовательная школа и школа в исправительном учреждении того периода были готовы воспринимать и внедрять лишь универсальные конструкции в виде программ воспитания и образования, в значительной степени лишенные начал индивидуализации, а годные лишь для всей массы учащихся, без какой-либо дифференциации их психологических, умственных, творческих задатков и способностей. В области эстетического воспитания принцип «Одна программа для всех школ и учащихся» сковывал деятельность педагогов, мешал развитию индивидуальных форм и методов формирования личности, не позволял в полной мере раскрыть способности ребенка в посильных для него индивидуальных формах эстетической деятельности. Следование этому принципу и в школах исправительных учреждений привело к тому, что в большинстве случаев уроки по предметам художественного цикла без учета личностных особенностей несовершеннолетних правонарушителей, пробелов в их знаниях, низкой культуры, искаженных эстетических интересов и потребностей не содержали необходимого воспитательно-образовательного потенциала. 6 Ветлугнна Н.А. К вопросу о системе эстетического воспитания // Эстетика и человек. М„ 1967. СЗО. Педагогическая интуиция Н.А. Ветлугиной, основываясь на точном знании процесса воспитания и развития ребенка, позволила ей выявить и обратить особое внимание педагогов на главную трудность в жизни каждого человека: необходимость достижения гармонии между «внешними воздействиями и внутренними процессами». Формирование личности во всем богатстве ее сущностных творческих задатков, утверждала она, наиболее успешно протекает в условиях именно такой гармонии. Разлад между личностью и обществом, личностью и средой является причиной возникновения и укрепления внутренних кризисов и конфликтов, в процессе разрешения которых складываются различные типы поведения, в том числе и асоциального, отклоняющегося от нравственных и правовых норм общественной жизни. Эстетическое воспитание, само искусство с его облагораживающей силой способны сгладить эти конфликты и кризисы, внести в их течение и развитие психологический комфорт, необходимую психологическую защищенность, естественность, разумность. Н.А. Ветлугина, как мы видим, приходила в противоречие с ортодоксально понимаемой сущностью системы эстетического воспитания. Ее призыв к индивидуализации, приоритету интересов личности, с одной стороны, убеждал в необходимости разработки совсем иной системы - для каждой личности - своей, специальной. С другой стороны, делал ненужной и бесполезной некую единую для всех систему, к созданию которой были устремлены усилия педагогической мысли, как в теории, так и на практике. Слишком заманчивой казалась идея разработки такой системы в центре большой страны. Эмпирический опыт общеобразовательных школ в эти годы неизбежно тяготел к тому, чтобы объединить под именем системы механическое множество разнообразных форм и видов работы без ясного понимания цели этой деятельности. А.И. Буров критиковал такой подход и в этой связи писал о том, что в большинстве работ, касающихся системы эстетического воспитания, преобладает суммарно-механический подход, стремление охватить по возможности все элементы, которые могут войти в эстетическое воспитание, т. с. стремление представить его как полноту множества7. А.И. Буров на основе анализа предшествующего этапа разработки принципов системы эстетического воспитания приходил к выводам, 7 См Буров А.И. Теоретические проблемы системы эстетического воспитания // Эстетическое воспитание в школе. М, 1980 С. 10
которые могли стать основой для дальнейших исследований в этой области. Определяя предмет эстетического воспитания как формирование эстетического отношения к действительности и эстетической потребности, А.И. Буров тем самым ограничивал и цель системы эстетического воспитания школьников. Всем своим содержанием, суммой факторов, системой методов она должна воздействовать на формирование эстетического отношения и развитие эстетической потребности. Личность, таким образом, приобретает способность к творческой деятельности, к дальнейшему освоению искусства и всех форм эстетического. Вслед за Н.А. Ветлугиной в концепции А.И. Бурова подчеркивается направленность эстетического воспитания на личность, которая определяется как основной структурный элемент системы, ее предмет и цель. Понятие «система» обычно ассоциируется с представлениями о последовательности и целостности, педагогической управляемости и эффективности педагогическою воздействия. Выявление неразрешимого противоречия между теоретическими принципами системы.хлстичсскою воспитания школьников общеобразовательных школ и возможностью ее реального воплощения в виде каких-либо универсальных программ или концепций привело к увеличению, гипертрофии организационных вопросов, преобладанию в ней моментов управления и организации. Во многих регионах в течение последнего десятилетия были разработаны и внедрялись областные, республиканские, региональные программы художественно-эстетического образования и воспитания. В этом процессе есть свои плюсы и минусы. Конечно, организация и распределение задач, е учетом не только специфики всех учреждений - субъектов этих программ, а также с учетом местных условий - дело чрезвычайно полезное и эффективное. В то же время не секрет, что обоснование целесообразности подобных программ влечет за собой выделение денежных средств из местных бюджетов на их реализацию, которые нередко и остаются в «организационных» коридорах. Подобное увлечение, хотя и в меньшей степени, стало характерным и для исправительных учреждений. Они явились отражением того суммарно-механического принципа, о котором писал А.И. Буров. В единой программе объединяется деятельность библиотек, школ, музеев, филармоний, местного радиовещания и телевидения, направленная на традиционные для них формы художественно- эстетического воспитания населения. Определенный эффект в силу необходимости согласовывать свою работу с другими учреждениями такая программа может дать, но она не способна изменить качество воспитания, индивидуализировать свое воздействие на каждую отдельную личность, а самое главное, вовлечь ее в какие-либо формы творческой деятельности. Такие программы остаются, как и прежде, на уровне решения просветительских задач, тогда как сама сущность эстетического воспитания состоит скорее не в приобретении и преумножении знаний об искусстве, сколько в опыте переживания искусства, развитии способности к эмоциональному и творческому отношению к искусе ту, жизни, способности переносить опыт восприятия и оценки искусства на собственную художественно-творческую и эстетическую деятельность. Между тем концентрация внимания на знаниях, средствах, способах и совокупности мероприятий оставляет в стороне само содержание эстетического воздействия; художественный материал, используемый педагогом, становится как бы фактором второстепенным, не имеющим решающего значения в процессе воспитания. Тогда как в полной мере характеризовать качество системы, а следовательно, и ее эффективность в развитии личности, в совершенствовании ее вкусов, идеалов, потребностей, может только содержание произведений искусства. Именно поэтому так много внимания уделяется не только в местах лишения свободы, но и в преступных сообществах на свободе «художественно-эстетическому образованию» новичков, приобщению их к образцам субкультуры преступного мира. Условия исправительного учреждения позволяют постепенно привлечь внимание, а затем и заменить «подделки» подлинными произведениями искусства. Учет психологического состояния осужденного, его художественно-эстетических потребностей позволит наиболее точно подобрать необходимое произведение, чтобы затем сосредоточить внимание на вечных духовных ценностях. Многие ранее разработанные теоретические идеи эстетического воздействия, образования и воспитания сегодня не реализованы в практике работы как общеобразовательных, так и исправительных учреждений. Это происходит в силу ряда социально-политических, экономических, социокультурных изменений, происходящих в нашем обществе. Наше сегодняшнее сознание еще должно прийти к пониманию необходимости в новых теоретических разработках художественно-эстетического освоения окружающей действительности и ее влияния на темпы и качество не только развития личности, но и, если есть в этом необходимость, ее перевоспитания. Процесс обучения и воспитания, а тем более ликвидация пробелов в обучении и перевоспитании - живой, глубоко индивидуальный процесс, определяющими элементами которого являются личность педагога и особенности обучающегося, а также формы и методы их взаимного общения. Богатство и разнообразие личностей создают условия возникновения и существования в каждом отдельном случае особенного «сплава» интересов и потребностей личности и возможностей педагогического мастерства воспитателя. Такие же черты «индивидуальности» и своеобразия имеет и коллектив учащихся, а в условиях исправительного учреждения - это коллектив осужденных со своей субкультурой, стремящийся сохранять, изучать и поддерживать се. Антиискусство в данном случае ничем не отличается от искусства, поскольку также является формой отражения окружающей действительности, и воспринимается преступниками как «учебник» преступной жизни. Важное значение с точки зрения требований системности приобретает качество эстетического воспитания, в зависимости от этого мы различаем его уровни: стихийно-эмпирический, эмпирически-функциональный, эмпирически-системный и системный. Развитие художественно-эстетического опыта начинается с эпизодического использования средств эстетического воспитания в учебно-воспитательном процессе, не касающемся уроков искусств. Внимание к красоте и гармонии законов и формул, явлений природы, труда, к красоте жизни - обычные и распространенные приемы такой первоначальной и «поверхностной практики» эстетического воспитания. Так же эпизодически используются эти средства во внеклассной, внешкольной работе, в семейном воспитании. Эмпирически-функциональный уровень предлагает уже значительный педагогический опыт и осознанное стремление к функциональному использованию средств эстетического воспитания. Однако в этом и заключается его недостаток. Средства эстетического воздействия во всем их разнообразии и богатстве используются в дидактических целях, отчего формализуется их сущность, утрачивается воспитательная сила, особенно тогда, когда это касается привлечения произведений искусств в функциях, оторванных ог их подлинной специфики. Третий уровень - эмпирически-системный - начинает приобретать признаки цельности, последовательности, внутренней обуслов- ленности своих форм и методов, тяготеет к объединению разнообразных средств эстетического развития, значительно глубже понимает их своеобразие и важность педагогического мастерства в их использовании. Педагог этого уровня преподавания отличается глубокими знаниями своего предмета, способностью соотнесения их с широким кругом учебных дисциплин, целями и задачами воспитания, спецификой обучаемого и воспитуемого. Высший уровень - системный, подтверждает достижение внутренней целостности и непротиворечивости ее составных частей, завершается отбор наиболее целесообразных средств воздействия на личность, в единстве решается комплекс всех образовательно-воспитатсльных задач, вытекающих из своеобразия индивидуальностей и коллективов. Системный уровень отличается рациональной организацией всего учебно-воспитательного процесса, выбором наиболее эффективных средств и методов педагогического воздействия, пониманием подлинной сущности эстетических явлений. К сожалению, па сегодняшний день качество реализации идей эстетического воспитания несовершеннолетних правонарушителей в исправительных учреждениях редко поднимается до этого уровня. Здесь сказывается весь тот огромный комплекс идей и методологических положений исправительно-трудовой системы: декларационный характер признания воспитательной функции наказания; отсутствие учета специфики социокультурного развития правонарушителей, своеобразие их художественно-эстетических интересов и потребностей, недостаточной художественно-творческой подготовки педагогов, непонимание огромного воспитательного потенциала оптимально действующей системы эстетического воздействия как одного из путей социокультурной рссоциализации правонарушителей и другие причины. Общеобразовательная школа с ее сложившейся к сегодняшнему времени структурой художественно-эстетической деятельности является определенной моделью использования богатых воспитательных возможностей искусства в формировании развивающейся личности. Принципы, на которых основывается эта структура, могут быть перенесены в другие области воспитания или на другие средства воспитания и развития личности: целостности и целесообразности, комплексности (взаимосвязь искусств) и взаимосвязи видов воспитания, единства и взаимосвязи целей, задач и методов на различных ступенях развития человека - преемственности, единства образовательно-воспитательных задач, значимости личности педаго-) а и др. Перенесение теоретических идей и практического опыта, накопленного в общей педагогике в области эстетического воспитания школьников общеобразовательных школ в колонии, позволит совершенствовать процесс перевоспитания правонарушителей в условиях исправительного учреждения. Подводя итоги, следует признать, что разработка концепции художественно-эстетического воспитания в нашей стране была предпринята в 20 - 30-х годах двадцатого века на основе педагогической практики по исправлению несовершеннолетних правонарушителей. И эго не случайно. Выдающиеся ученые, педагоги, психологи, такие, как П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.С. Макаренко, В.Н. и С.Т. Шацкие и другие видели в искусстве, эстетике, художественно-эстетическом творчестве, эстетическом воспитании и образовании путь социокультурной рссоциализации преступников, путь исправления их душ. Позднее их идеи легли в основу системы эстетического воспитания школьников массовых общеобразовательных школ. Сегодня в большинстве исправительных учреждений, в том числе и для несовершеннолетних, нет педагогически обоснованной системы художественно-эстетического воздействия на осужденных с целью их исправления. Однако опыт упомянутых выше педагогов заслуживает особого внимания, современно! о анализа и новых художественно-эстетических экспериментов в исправительных учреждениях по пути их социокультурной рссоциализации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|