Скрытие, замещение и перенесение в жертвенно-буржуазном проекте жизни
Функционирование особенностей социального пространства в жертвенно-буржуазном проекте жизни подлежит детальному выяснению. Маркс мыслит скрытие в пространстве в качестве особенности капиталистической формы производства, в которой необходимый и прибавочный труд не разделен в пространстве (что отличает его ситуацию от «валашского крестьянина»), но осуществляется в одном пространстве по причине частной собственности на все средства производства. В бренд-городе это скрытие усугубляется невозможностью отделить труд от не-труда, поскольку любая деятельность осуществляется в пространстве, подчиненном капиталу. Благодаря этому скрытию остается незаметной тайна капиталистического накопления и политической гегемонии. Однако скрытие дополняется «цивилизующим влиянием капитала», обуржуазиванием рабочего, поднятием его культурного, физического и пр. уровней жизненного благоустройства. Таким образом, скрытие является фундаментом специфической для социально-пространственной трансформации капитализма характеристикой – замещения. В процессе замещения политическая определенность рабочего должна стать квази-буржуазной субъективностью, потребителем, субъектом-предприятием, самостоятельно осуществляющим свою свободу в предустановленных рамках респектабельности, производительности и эстетического вкуса. В бренд-городе замещение фундируется перемещением пространств производства и жизни рабочих на новое место, в котором воссоздается личное и публичное пространство по образу и подобию буржуазной жизни. В бренд-городе капиталистический город замещается эдемической природой, привычная противоположность буржуазной и рабочей жизни замещается сродным сосуществованием в одном пространстве двух противоположных классов под эгидой патерналистского, отцовского отношения капиталиста к детям-рабочим. Рабочие буквально вырываются из общественных отношений и условий жизни капиталистического общества, и помещаются в другое пространство, в котором также конституируются другие отношения, замещающие классовый антагонизм классовой дружбой и семейной целостностью, а точнее – универсализацией буржуазной формы политического существования рабочего. Замещение производительно, поскольку производит из политической определенности рабочего буржуазное предприятие, а скрытие является эффективной основой для замещения, которое в данном случае дополняется фактическим перемещением из города в деревню. Но данное перемещение не является непреложным условием для замещения, поскольку, как это можно было увидеть на примере современных форм жертвенно-буржуазного проекта жизни, оно осуществляется посредством дисциплины, потребления и пр. В замещении скрывается скрытие, а значит, формируются особые взаимоотношения между классами – жертвенно-буржуазные. Эта пространственная характеристика вместе с определенными социальными отношениями служат условием для третьей особенности социально-пространственной трансформации капитализма – перенесения.
Перенесение означает процесс, в котором часть социального пространства представляет собой общественное целое, выступая в качестве нормы или идеала для всего капиталистического общества. Бренд-город представляется для всего остального общества в качестве по видимости идеально организованного капиталистического пространства, лишенного имманентных ему противоречий. В газетах конца ХІХ – начала ХХ веков бренд-города Левера и Кэдбери восхваляются именно в качестве образчиков того, каким должен быть капитализм (см. дополнения №№ А, Б). Таким образом, происходит перенесение качеств частичного пространства на репрезентацию капиталистического общества в целом, на капитализм в целом, то есть одна часть социального пространства переходит из одной формы общественной представленности в другую, представляя целое капитализма. Иными словами, если есть идеальная часть, то и целое должно быть таким же – такова пространственная фигура легитимации капитализма со второй половины ХІХ в.
Перенесение скрывает замещение – как производительно-эксплуатирующий процесс обуржуазивания рабочего – представляя естественность, «прозрачность» капитализма, его приверженность к жизни (деревенская, природная, естественная атмосфера и семейные идеалы бренд-городов; мотив жертвенности как общечеловеческого в современном культе потребления и пожертвований); в перенесении скрывается пространственность общественных отношений капитализма, а точнее частичное пространство бренд-города фетишизируется, выступая в качестве видимого, наглядного показания жизнеспособности капитализма, легитимируя его существование, как будто общественные отношения могут быть показаны в овеществленной форме. В то же время перенесение замещает скрытие, поскольку благодаря особой пространственной организации эксплуатация проявляется в качестве «цивилизующего влияния капитала», в форме обуржуазивания и навязывания потребностей рабочим. Понятие перенесения показывает процесс замены целого частью, при том, что эта часть осуществляет поддержку, легитимацию всему целому, по видимости (или фактически, как на примере исследования бренд-городов можно было убедиться), находясь вне этого целого (деревня по отношению к конфликтно организованному капиталистическому городу). Частичность, паллиативность такого способа буржуазного решения противоречий выражается в том, что капитализму достаточно производить такие част(ич)ные пространства, чтобы доказать свою жизнеспособность. Действительно, культурный и жизненный уровень рабочих повышается, цивилизующая функция капитала проявляется, как и предвидел Маркс, но только на основании того, что жертвами непосредственной капиталистической эксплуатации и глобальных проблем капиталистического человечества становятся все те, кто находятся за пределами частичных пространств [ср.: 12, с. 27].
Выводы к разделу 2
Во втором разделе было показано, что одним из ответов на кризис воспроизводства рабочей силы во второй половине ХІХ века в развитых капиталистических странах было производство особых пространств – бренд-городов. Бренд-город – это социальное пространство, в котором капитализм инвертируется, представляется в качестве по видимости идеально организованного сообщества. Функционирование бренд-города как образчика по видимости идеально организованного капитализма было возможно благодаря инициированию особого проекта жизни. То есть, не только обеспечением жизненных и культурных форм существования рабочих, но и соответствующим превращением антагонистических классовых противоречий в отношения семейные, капиталиста – в патерналиста, а рабочего – в квази-подобие буржуа (в «джентльмена») в эстетических и моральных характеристиках. Предоставление со стороны капитала рабочему условий существования и культурного роста («жертва» капитала) является условием требования жертвенности со стороны рабочего в виде производительности и политической лояльности. Таким образом, отдельный капиталист легитимирует не только собственное существование и гегемонию, но еще и служит в качестве образца для легитимации всего капитализма в целом. Разработка понятия проекта жизни осуществляется благодаря обращению к теориям биополитики Фуко и суверенной власти Агамбена. Исходя из анализа этих теорий и вписывания их в контекст социально-пространственной трансформации капитализма, представляется возможным сделать вывод, что жертвенно-буржуазный проект жизни является процессом воспроизводства особой буржуазной формы жизни и заменой всякой другой, независимой от него определенности (пролетарской, классовой). Жизнь рабочего в бренд-городе оплачивается «смертью» рабочего как политического субъекта.
Далее, было показано, что превращение бренд-городов в массовую форму в США в начале ХХ-го века было ознаменовано юридическим закреплением статуса корпорации как «государства в государстве», которая одновременно и включается в политическое сообщество, и исключается из него, поскольку ее чрезвычайные полномочия по обеспечению существования общества, публичного пространства, общественных нужд, позволяют ей нарушать закон совершенно безнаказанно. Представителем общего блага становится квази-публичная, квази-государственная форма существования капитала – корпорация. Корпоративизация как процесс превращения капитала в корпорацию является одним из существеннейших моментов в развитии жертвенно-буржуазного проекта жизни: все общество «одаряется» «жертвенностью» корпораций, в ответ они требуют абсолютное подчинение и легитимацию. На современном этапе социально-пространственной трансформации капитализма непосредственным требованием к рабочей силе является ее участие в жертвенных, волонтерских, социально-значимых, неоплачиваемых, самомотивированных организациях и мероприятиях. Кроме того, частично-пространственная форма разрешения противоречий капитализма проявляется в том, что эксплуатация стран «третьего мира» становится предпосылкой существования частичной зажиточности жертвенно-буржуазного проекта жизни в развитых капиталистических странах, также как и эксплуатация колоний была предпосылкой существования рабочей аристократии, как об этом замечают Фридрих Энгельс и Владимир Ленин. В заключении была концептуализирована трансформация товара посредством понятия «бренд-товар» и подведены итоги относительно особого функционирования специфических для процесса социально-пространственной трансформации капитализма характеристик пространства: скрытия, замещения и перенесения в контексте жертвенно-буржуазного проекта жизни.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|