Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1. Каково значение слова ЗОЛОТОЙ в данном тексте (в словосочетании золотое солнышко)?




1. Каково значение слова ЗОЛОТОЙ в данном тексте (в словосочетании золотое солнышко)?

1) содержащий золото

2) блестяще-жёлтого цвета

3) прекрасный, очень хороший

4) дорогой

2. Письменно расскажите о правописании слов с корнями -РАСТ- - -РОС-. Проиллюстрируйте с вой ответ примерами из данного текста.

3. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква О?


1) р_сти, подр_стай

2) р_сла, подр_сла

3) з_лотое, н_ряд

4) поск_рей, выр_стайте



 

175. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Р_стения непосредственно связаны с жизнью ч_ловека, с его культурой. На р_стениях отл_жился отпечаток истории ч_ловеческой культуры. Р_стения изменяют свой облик под влиянием руки ч_ловека. Ч_ловек переносит не только культурные р_стения, но и дикие в другие места, которые распол_жились д_леко от их родины.

Как восп_минания о взятии Парижа русскими войсками в 1814 году осталось сорное р_стение свербига, с_мена которого вместе с сеном для л_шадей зав_зли во Францию к_заки.

О более грозном событии г_ворят зар_сли аира, который р_стёт на б_регах Чудского оз_ра. (Н. Верзилин)

Задания 1-3.

1. Какой из заголовков наиболее точно отражает основную мысль данного текста?

1) Сорные и культурные растения.

2) Растения на службе человека.

3) Многие растения приносят пользу.

4) Растения тесно связаны с жизнью человека и его культурой.

2. Слова с пропущенными буквами распределите и запишите по колонкам таблицы, обозначив в них корень.

Безударные гласные в корнях слов

Проверяемые ударением Не проверяемые ударением Чередующиеся
 

3. В каком слове на месте пропуска пишется буква А?


1) отл_жился

2) распол_жились

3) зар_сли

4) р_стёт


176. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Лопух

Обычно лопух р_стёт повсюду. Сколько пользы он может принести людям! Мощные корни этого р_стения кладут в суп, делают из них колеты, лепёшки. Если вам будут предл_гать чай с повидлом из лопуха, то не удивляйтесь и не отказывайтесь. Это очень вкусное повидло. Ещё из корней лопуха получается замечательный кофе. Корни лопуха для употребления в пищу пол_гается выкапывать осенью в первый год роста, когда он ещё не начал разр_статься.

Листья лопуха тоже приносят пользу. На огородах при высадке рассады листья лопуха заменяют р_сточки молоденьких р_стений, спасают их от засухи. Крупные мягкие лисья лопуха можно сл_жить вместе, и получится у вас отличная шляпа. (Из «Календаря природы»)

Задания 1-3.

1. Какая из характеристик не свойственна данному тексту?

1) Текст рассчитан на широкий круг читателей.

2) Научная информация в тексте упрощена.

3) Незначительное количество терминов.

4) Лексика текста может быть понятна только специалисту в области ботаники.

2. Выпишите выделенные слова и графически объясните, какая орфограмма их объединяет.

3. Какое слово является исключением из правила о правописании корня -РАСТ- - -РОС-?


1) р_стение

2) р_сточки

3) р_стёт

4) разр_статься



Правописание букв Е - И в корнях с чередованием

177. Прочитайте пословицы и поговорки и выполните задания 1-3.

1) Смелость города б_рёт. 2) Кто в бою вял, тот голову пот_рял. 3) Пуля чинов не разб_рает. 4) Солдат службы не выб_рает. 5) Не силой д_руться - умением. 6) Смелый поб_ждает, трусливый пог_бает. 7) Герой в бою, как в песне зап_вала. 8) Трус ум_рает тысячу раз, герой – только однажды. 9) Не т_ряй отвагу – назад ни шагу. 10) Рядом со смелым и бомба не л_житься – б_ится. 11) Смелый там найдет, где робкий пот_ряет.

Задания 1-3.

1. Какая общая мысль объединяет эти пословицы и поговорки?

1) Погибнет слава россиян, если ныне устрашимся смерти. (Великий князь Святослав)

2) Лучше на месте умереть, чем вспять возвратиться. (Д. Пожарский)

3) Кто храбр – тот жив, кто смел – тот цел. (А. Суворов)

4) Или жить победителями, или, свершивши знаменитые подвиги, умереть со славой. (Великий князь Святослав)

2. К каждому выделенному глаголу подберите слово с другой чередующейся гласной корня. Запишите получившиеся пары слов и обозначьте в них корни.

3. Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только чередующиеся безударные гласные корня?

1) выб_рает, д_рутся, ум_рает

2) пот_рял, т_ряй, пот_ряет

3) поб_ждает, пог_бает, зап_вала

4) л_жится, б_ится, б_рёт

178. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Когда м_новали подъём, открылось ш_рокое ровное пространство, по которому вып_рали всюду огромные каменные глыбы. Мы зам_рли от восхищения. С_я ло солнце, вздыхала степь, бл_стела трава в бр_ллиантах дождя. Было тихо, дым пал в лощину и всё заст_лил. (Н. Гончаров)

Задания 1-3.

1. К какому типу речи относится данный текст?

1) повествование

2) описание

3) рассуждение с элементами описания

4) повествование с элементами рассуждения

2. Выпишите из текста слова с безударными чередующимися гласными Е-И в корне. Графически объясните выбор букв.

3. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква И?

1) м_новал, бл_стела

2) вып_рали, ш_рокое

3) (в) бр_ллиантах, зам_рли

4) с_я ло, заст_лил

 

 

179. Прочитайте загадки и выполните задания 1-3.

1) Пост_лю дорожку, посыплю горошку, пол_жу калач – никому не взять. (Месяц и звёзды) 2) Рассыпался горох на тысячу дорог, никто его не соб_рает. (Звёзды на небе) 3) Зимой греет, весной тлеет, летом ум_рает, осенью ож_вает. (Снег) 4) Шла девица из Питера, несла кувшин бисера, она его рассыпала, никто его не соб_рёт: ни царь, ни царица, ни красная девица. (Звёзды) 5) Детки сели на карниз и р_стут всё время вниз. (Сосульки) 6) Выр_с лес белый весь, пешком в него не войти, на коне не въехать. (Узоры на окнах) 7) З_мой в поле л_жал, а в_сной в реку уб_жал. (Снег)

Задания 1-3.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...