1. Каково значение слова ЗОЛОТОЙ в данном тексте (в словосочетании золотое солнышко)?
1. Каково значение слова ЗОЛОТОЙ в данном тексте (в словосочетании золотое солнышко)? 1) содержащий золото 2) блестяще-жёлтого цвета 3) прекрасный, очень хороший 4) дорогой 2. Письменно расскажите о правописании слов с корнями -РАСТ- - -РОС-. Проиллюстрируйте с вой ответ примерами из данного текста. 3. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква О? 1) р_сти, подр_стай 2) р_сла, подр_сла 3) з_лотое, н_ряд 4) поск_рей, выр_стайте
175. Прочитайте текст и выполните задания 1-3. Р_стения непосредственно связаны с жизнью ч_ловека, с его культурой. На р_стениях отл_жился отпечаток истории ч_ловеческой культуры. Р_стения изменяют свой облик под влиянием руки ч_ловека. Ч_ловек переносит не только культурные р_стения, но и дикие в другие места, которые распол_жились д_леко от их родины. Как восп_минания о взятии Парижа русскими войсками в 1814 году осталось сорное р_стение свербига, с_мена которого вместе с сеном для л_шадей зав_зли во Францию к_заки. О более грозном событии г_ворят зар_сли аира, который р_стёт на б_регах Чудского оз_ра. (Н. Верзилин) Задания 1-3. 1. Какой из заголовков наиболее точно отражает основную мысль данного текста? 1) Сорные и культурные растения. 2) Растения на службе человека. 3) Многие растения приносят пользу. 4) Растения тесно связаны с жизнью человека и его культурой. 2. Слова с пропущенными буквами распределите и запишите по колонкам таблицы, обозначив в них корень.
3. В каком слове на месте пропуска пишется буква А? 1) отл_жился
2) распол_жились 3) зар_сли 4) р_стёт 176. Прочитайте текст и выполните задания 1-3. Лопух Обычно лопух р_стёт повсюду. Сколько пользы он может принести людям! Мощные корни этого р_стения кладут в суп, делают из них колеты, лепёшки. Если вам будут предл_гать чай с повидлом из лопуха, то не удивляйтесь и не отказывайтесь. Это очень вкусное повидло. Ещё из корней лопуха получается замечательный кофе. Корни лопуха для употребления в пищу пол_гается выкапывать осенью в первый год роста, когда он ещё не начал разр_статься. Листья лопуха тоже приносят пользу. На огородах при высадке рассады листья лопуха заменяют р_сточки молоденьких р_стений, спасают их от засухи. Крупные мягкие лисья лопуха можно сл_жить вместе, и получится у вас отличная шляпа. (Из «Календаря природы») Задания 1-3. 1. Какая из характеристик не свойственна данному тексту? 1) Текст рассчитан на широкий круг читателей. 2) Научная информация в тексте упрощена. 3) Незначительное количество терминов. 4) Лексика текста может быть понятна только специалисту в области ботаники. 2. Выпишите выделенные слова и графически объясните, какая орфограмма их объединяет. 3. Какое слово является исключением из правила о правописании корня -РАСТ- - -РОС-? 1) р_стение 2) р_сточки 3) р_стёт 4) разр_статься Правописание букв Е - И в корнях с чередованием 177. Прочитайте пословицы и поговорки и выполните задания 1-3. 1) Смелость города б_рёт. 2) Кто в бою вял, тот голову пот_рял. 3) Пуля чинов не разб_рает. 4) Солдат службы не выб_рает. 5) Не силой д_руться - умением. 6) Смелый поб_ждает, трусливый пог_бает. 7) Герой в бою, как в песне зап_вала. 8) Трус ум_рает тысячу раз, герой – только однажды. 9) Не т_ряй отвагу – назад ни шагу. 10) Рядом со смелым и бомба не л_житься – б_ится. 11) Смелый там найдет, где робкий пот_ряет. Задания 1-3. 1. Какая общая мысль объединяет эти пословицы и поговорки?
1) Погибнет слава россиян, если ныне устрашимся смерти. (Великий князь Святослав) 2) Лучше на месте умереть, чем вспять возвратиться. (Д. Пожарский) 3) Кто храбр – тот жив, кто смел – тот цел. (А. Суворов) 4) Или жить победителями, или, свершивши знаменитые подвиги, умереть со славой. (Великий князь Святослав) 2. К каждому выделенному глаголу подберите слово с другой чередующейся гласной корня. Запишите получившиеся пары слов и обозначьте в них корни. 3. Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только чередующиеся безударные гласные корня? 1) выб_рает, д_рутся, ум_рает 2) пот_рял, т_ряй, пот_ряет 3) поб_ждает, пог_бает, зап_вала 4) л_жится, б_ится, б_рёт 178. Прочитайте текст и выполните задания 1-3. Когда м_новали подъём, открылось ш_рокое ровное пространство, по которому вып_рали всюду огромные каменные глыбы. Мы зам_рли от восхищения. С_я ло солнце, вздыхала степь, бл_стела трава в бр_ллиантах дождя. Было тихо, дым пал в лощину и всё заст_лил. (Н. Гончаров) Задания 1-3. 1. К какому типу речи относится данный текст? 1) повествование 2) описание 3) рассуждение с элементами описания 4) повествование с элементами рассуждения 2. Выпишите из текста слова с безударными чередующимися гласными Е-И в корне. Графически объясните выбор букв. 3. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква И? 1) м_новал, бл_стела 2) вып_рали, ш_рокое 3) (в) бр_ллиантах, зам_рли 4) с_я ло, заст_лил
179. Прочитайте загадки и выполните задания 1-3. 1) Пост_лю дорожку, посыплю горошку, пол_жу калач – никому не взять. (Месяц и звёзды) 2) Рассыпался горох на тысячу дорог, никто его не соб_рает. (Звёзды на небе) 3) Зимой греет, весной тлеет, летом ум_рает, осенью ож_вает. (Снег) 4) Шла девица из Питера, несла кувшин бисера, она его рассыпала, никто его не соб_рёт: ни царь, ни царица, ни красная девица. (Звёзды) 5) Детки сели на карниз и р_стут всё время вниз. (Сосульки) 6) Выр_с лес белый весь, пешком в него не войти, на коне не въехать. (Узоры на окнах) 7) З_мой в поле л_жал, а в_сной в реку уб_жал. (Снег) Задания 1-3.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|