Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1. К какому типу речи относится данный текст?




Хохлатка

Звенят, начинают переговариват_ся весенние ручейки, бегут к реке мимо кустов ольхи и ивы. Не скоро ещё ольха и ива оденут_ся в свои зелёные весенние платья. Но откуда взялся чудесный сиреневый подснежник под кустами? А это зацвела хохлатка.

Цветёт подснежник, жужжат возле него пчёлы и шмели, норовят добрат_ся до сладкого сока.

Отцветут сиреневые цветочки хохлатки. Упадут на землю семена. Чтобы вырасти и зацвести, опять хохлатке потребует_ся несколько лет. Вот и судите сами, как бережно нужно относит_ся к каждому цветку. (По А. Онегову)

Задания 1-3.

1. К какому типу речи относится данный текст?

1) повествование с элементами рассуждения

2) описание с элементами рассуждения

3) рассуждение

4) повествование

2. Выпишите в столбик выделенные глаголы и образуйте от них форму 3-го лица единственного числа. Один из записанных вами глаголов (на выбор) разберите по составу.

3. В каком предложении пишется глагол с -ТСЯ?  

1) Цветёт подснежник, жужжат возле него пчёлы и шмели, норовят добрат_ся до сладкого сока.

2) Вот и судите сами, как бережно нужно относит_ся к каждому цветку.

3) Не скоро ещё ольха и ива оденут_ся в свои зелёные весенние платья.

4) Звенят, начинают переговариват_ся весенние ручейки, бегут к реке мимо кустов ольхи и ивы.

164.  Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Солнце и радуга

Раз после дождя выглянуло солнышко, и появилась семицветная радуга. Кто не глянет на радугу, всяк ею любует_ся. Загордилась радуга и стала хвалит_ся, что она красивее самого солнца.

Услышало эти речи солнышко и говорит: «Ты красива, но ведь без меня и радуги не было бы». А радуга только смеёт_ся и пуще хвалит_ся.

Тогда солнышко рассердилось и решило спрятат_ся за тучу, и радуга исчезла. (А. Чеснокова)

Задания 1-3.

1. Какая из пословиц отражает основную мысль данного текста?

1) Правду говорить – многим досадить.

2) Всякое терпенье меру любит.

3) Достоинство не в гордости, а в скромности.

4) Кто хвалится, тот с горы свалится.

2. Спишите вторую часть текста, вставляя, где необходимо, Ь. Перед глаголами на -ТСЯ и -ТЬСЯ поставьте вопросы.

3. В каком словосочетании пишется глагол с -ТЬСЯ?  

1) только смеёт_ся

2) ею любует_ся

3) пуще хвалит_ся

4) спрятат_ся за тучу

 

165. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Адмирал

Эта бабочка вьёт_ся над лесными полянками и опушками, летает на пустырях, любит пересаживат_ся на цветы. А ещё любит садит_ся на стволы берёз и лакомит_ся сладким соком дерева.

Название у неё морское. В старину моряки в чине адмирала носили через плечо красную ленту. У бабочки тоже на передних крыльях находит_ся по красной полосе, будто она носит через плечо красную ленту. (По Ю. Дмитриеву)

Задания 1-3.

1. Какая задача ставится автором в этом тексте?

1) Сообщить научную информацию о бабочке адмирале.

2) Обменяться впечатлениями о бабочке адмирале.

3) Сообщить инструкцию, как обращаться с бабочкой адмиралом.

4) Красочно описать бабочку адмирал, её особенности и повадки.

2. Спишите первую часть текста, графически объясняя написание глаголов на -ТСЯ и -ТЬСЯ.

3. В каком словосочетании пишется глагол с -ТСЯ?  

1) пересаживат_ся на цветы

2) любит садит_ся

3) любит лакомит_ся

4) находит_ся на крыльях

166. Прочитайте пословицы и поговорки и выполните задания 1-3.

1) Прятат_ся за чужие спины русский солдат не привык. 2) При храбром командире и трус храбрым становит_ся. 3) Не силой держит_ся – уменьем. 4) Солдат и стоя выспит_ся. 5) Учит_ся солдату никогда не поздно. 6) Мало отвагу иметь, надо сражат_ся уметь. 7) Целым домой воротит_ся – в бою не дремать.

Задания 1-3.

1. Какая тема объединяет эти пословицы и поговорки?

1) Ум, смекалка и находчивость.

2) Боевое мастерство.

3) Бдительность.

4) Солдатская служба.

2. Заполните таблицу, используя примеры из пословиц и поговорок.

Глаголы на -ТСЯ и -ТЬСЯ

Неопределённая форма 3-е лицо, единственное число

3. В каком примере необходимо вставить на месте пропуска букву Ь?  

1) уметь сражат_ся

2) стоя выспит_ся

3) дерут_ся не силой

4) трус храбрым становит_ся


ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ В КОРНЯХ СЛОВ

Правописание проверяемых и непроверяемых

безударных гласных в корнях слов

167. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.


Вет_р с зап_да л_тел на в_сток,

Оборвал кл_новый л_сток,

Он р_дился прошлой в_сной,

Весь такой кр_сивый, р_зной,

Жёлтый, по кр_ям – красный,

Лист кл_новый, такой прекрасный!

Я д_рю его тебе от души.

В толстой книжке его засуши –

Он тебя согреет з_мой,

Лист _сенний – подарок мой. (И. Токманова)


Задания 1-3.

1. Какой из заголовков наиболее точно отражает содержание этого текста?


1) Кленовый листок.

2) Лист осенний.

3) Прекрасная осень.

4) Осенний подарок.


2. Выпишите из текста слова с орфограммами в корне, распределив их по колонкам таблицы:

Слова с проверяемыми безударными гласными в корне Слова с непроверяемыми безударными гласными в корне

3. В каком слове пропущена буква, обозначающая безударный непроверяемый гласный корня?  


1) р_дился

2) д_рю

3) _сенний

4) в_сток


168. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

С др_внейших вр_мён цв_ты сопров_ждали т_ржественные события в жизни ч_ловека. В зависимости от _бычаев, уклада жизни цв_точные украшения были различными. В Древнем Риме, у греков, славян ими _влялись в_нки, в в_сточных странах – г_рлянды, в которых цв_ты и в_тви связывались в ленты. Букеты по_вились зн_чительно позже, в эпоху Возвр_ждения, причём не как укр_шения, а как источники _роматов. Поэтому они были неб_льшими, но состояли из цв_тов, обладающих сильным зап_хом. (А. Кияткин)

Задания 1-3.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...