Организация занятий по воспитанию звуковой культуры речи в детском саду
Организация занятий по воспитанию звуковой культуры речи в детском саду В работе по формированию правильного звукопроизношения воспитатель использует три формы занятий: фронтальные, по подгруппам и индивидуальные. Фронтальные занятия по звуковой культуре речи в младшей, средней и старшей группах проводятся три раза в месяц, а в подготовительной — один раз; проводятся также четыре занятия по подготовке к овладению грамотой и непосредственно обучение грамоте. Кроме того, воспитанию правильной речи отводится по пять — семь минут дважды в неделю. Индивидуальные занятия организуются с отстающими детьми. В подгруппы по четыре — шесть человек включаются дети, которые не усвоили материал фронтального занятия. Они занимаются два-три раза в неделю в утренние и дневные часы, до завтрака или после сна. Во второй младшей группе и в начале пребывания детей в средней группе следует проводить три вида фронтальных занятий на каждый звук: 1. уточнение положения движений органов артикуляционного аппарата для данного звука; 2. уточнение произношения изолированного звука; 3)обучение правильному произношению звука в словах и узнавание его на слух (воспитание речевого слуха). К концу пребывания детей в средней группе и в старшей группе — другие три вида занятий: 1) уточнение произношения изолированного звука или вызывание его по подражанию; 2)воспитание фонематического слуха и правильного произношения звуков в словах; 3)формирование слухового восприятия и закрепление звука во фразовой речи. В подготовительной группе проводятся такие виды занятий: 1)дифференциация изолированных звуков на слух, а затем и в произношении;
2)дифференциация звуков в словах: красный, лак, рыболов; 3)дифференциация звуков во фразовой речи: потешки, скороговорки. Далее предлагаются примерные конспекты занятий с детьми в разных возрастных группах. По каждому из них можно провести несколько занятий с постепенным усложнением заданий, использовать материал выборочно или дополнить его по усмотрению педагога.
Конспект занятия с детьми трёх-четырёх лет Тема: звук В. Привитие навыков чёткого произношения звука в словах и во фразовой речи. Зима (продолжение). Цель: научить детей узнавать звук В на слух и произносить его в словах. Оборудование: предметные картинки, игрушки, фигурки-символы: колокольчики — символ звонкости (по числу детей); сюжетная картинка о зиме, рисунки волка и совы. Ход занятия 1. Оргмомент. 2. Игра «Покажи верхний заборчик» — «Прикрой его». Уточнение артикуляции звука В. Поднять верхнюю губу, показав верхние зубы, удержать в этой позиции на счет «раз-два-три», опустить губу, опять поднять и т. д. Такие движения повторить три-четыре раза. 3. Вспомним игру «Ёжик»: поднять нижнюю губу к верхним зубам и сдунуть с руки ватку или бумажку, при этом верхняя губа поднята — ффф. 4. Игры «Волк воет» и «Вьюга»: к звуку Ф добавляется голос. При необходимости можно приложить руку к гортани, чтобы почувствовать, что в горле что-то дрожит, — получится ввв. 5. Игры «Не пропусти вьюгу», «Волки воют» — узнавание звука В на слух при изолированном его произношении и в слогах: В, У, В, М, Б, В, Ф...; ВА, ФУ, ВО, МЫ, БЕ, ВЫ, УУ, ВУ... Услышав «вьюгу» или «вой волка», дети хлопают в ладоши или отмечают это другим способом: а) показывают рукой на большое изображение волка или зимы, метели, расположенное перед ними; б) поднимают фишку — колокольчик (символ звонкости звука В). 6. Игра «Запомни и назови».
Детям показывают четыре-пять предметных рисунков с названиями, начинающимися со звука В, правильно их называют, затем закрывают экраном. Дети должны запомнить их и назвать в том же порядке. За правильный ответ ребёнок получает фишку или на время берёт картинку себе. Примерные слова (картинки): волк, сова, воробей, дерево, валенки, варежки, корова и др. 7. «Назови по порядку». Дети называют по порядку имена детей, взявших картинки. Отвечают те из них, которые не участвовали в игре. Для большей наглядности дети с картинками выходят вперёд и становятся в порядке расположения рисунков. 8. «А что у него (у неё)? ». Дети вспоминают названия картинок у каждого ребёнка, в результате все запоминают их по порядку. 9. Беседа по сюжетной картинке о зиме. Какое время года изображено на картинке? (Зима. ) Что дети лепят из снега? ( Снеговика. ) Что надето на руки? (Варежки. ) Во что дети обуты? (Валенки. ) Какая птичка прыгает по снегу? (Воробей. ) Какая птица сидит на дереве и каркает? (Ворона. ) Где растёт много деревьев? (В лесу. ) Кто воет в лесу? (Волки. ) Какая птица ночью не спит? (Сова. ) (Работа по картинке «Сова»: ребята вспоминают всё, что знают о сове. ) 10. Разучивание стихотворения «Сова». В лесу темно, Все спят давно. Одна сова не спит, На суку сидит, Во все стороны глядит. 11. Потешка. Ва-ва-ва-ва, на суку сидит сова. Во-во-во-во, мы любуемся совой. Вы-вы-вы-вы, не видно ушек у совы. Ву-ву-ву-ву, мы увидели сову.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|