Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ситуационные задачи. Тема занятия 2. . Физиология форменных элементов крови.




Ситуационные задачи

1. Оцените объём плазмы и форменных элементов крови в литрах у здорового человека, если его масса 80 кг, а гематокрит равен 0, 4.

2. При хроническом недоедании, особенно при длительном дефиците белков, у людей развиваются так называемые «голодные отёки». Какие изменения состава крови способствуют возникновению такого состояния?

3. При длительном лечении голоданием в плазме крови уменьшается содержание альбуминов и повышается содержание глобулинов по отношению к норме. Как изменится при этом СОЭ, показатель гематокрита?

4. В крови уменьшилось количество бикарбонатов. Как изменится при этом свойства крови, и что надо сделать для нормализации щелочного резерва крови?

5. Во время пожара у человека, находившегося в помещении, возникло удушье, и он потерял сознание. Какова причина удушья? Какую помощь следует оказать пострадавшему?

6. Человек найден мёртвым в своей квартире, при осмотре места происшествия возникло подозрение об отравлении угарным газом. Можно ли с помощью анализа крови (какого? ) подтвердить или отвергнуть это предположение?

7. У человека, принимавшего фенацетин, появились все признаки кислородной недостаточности. Однако клинический анализ крови показал, что число эритроцитов и количество гемоглобина находятся в пределах нормы. Сердце работает нормально, количество кислорода в воздухе достаточно. О какой причине можно думать, какой анализ крови может помочь в установлении причины появления таких симптомов, если известно, что фенацетин – сильный окислитель.

8. Произошло убийство. В квартире у подозреваемого обнаружены на полу темно-красные пятна. Как доказать, что это кровь, а не краска?

9. При анализе крови практически здоровой женщины найдено: Нв – 115 г/л, СОЭ – 35 мм/час, эритроцитов – 3, 7 1012/л, общий белок 6 %. При каком состоянии женщин могут быть такие показатели состава крови?

10. Рассмотрите следующий анализ крови и дайте свое заключение: уд. Вес плазмы - 1, 040, рН венозной крови – 7, 25, глюкоза – 10 ммоль/л.

11. При исследовании крови было выявлено, что показатель гемато-крита у одного больного равен: форменные элементы – 60 %, плазма – 40 %,; у другого – форменные элементы – 40 %, плазма – 60 %. Переведите их в относительные показатели, сравните с нормой? Укажите возможные причины изменения гематокрита.

12. Больному перелили 450 мл крови (Нв – 130 г/л). На сколько граммов обогатилась его кровь гемоглобином?

13. При исследовании крови количество фибриногена оказалось равным 5 г/л, общего белка – 90 г/л, минеральных солей – 1 %. Оцените показатели.

14. На лабораторном столе находятся неподписанные колбы с растворами хлористого натрия. Известно, что в одну из них налит 0, 9 % раствор, в другую 0, 2 % раствор. Как установить концентрацию раствора в каждой колбе, воспользовавшись каплей крови человека?

15. При помещении в раствор поваренной соли эритроциты приобрели шарообразный вид. Каковы причины изменения формы эритроцитов? Какова приблизительно концентрация соли в этом растворе? Как называется этот процесс?

 

Тема занятия 2.

ФИЗИОЛОГИЯ ФОРМЕННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ КРОВИ.

Актуальность темы: Форменные элементы крови выполняют жизненно необходимые для организма функции: транспорт кислорода к тканям и углекислого газа к лёгким, входят всостав защитных систем, обеспечивая узнавание и уничтожение чужеродных агентов, попадающих во внутреннюю среду организма. Изменениеих свойств и количественных показателей являются важным диагностическим признаком оценки реакции организма на воздействия экстремальных факторов внешней среды и патологических агентов.

Учебные цели: Изучить свойства и функции эритроцитов и лейкоцитов, механизмы регуляции количества форменных элементов в периферической крови.

Изучение темы способствует формированию компетенций:

ОПК-1: готовность решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных, библиографических ресурсов, медико-биологической терминологии, информационно- коммуникационных технологий и учетом основных требований информационной безопасности.

ОПК-7: готовность к использованию основных физико-химических, математических и иных естественнонаучных понятий и методов при решении профессиональных задач

ОПК-9: способность к оценке морфофункциональных, физиологических состояний и патологических процессов в организме человека для решения профессиональных задач.

В результате изучения темы студенты должны:

Знать: Уметь: Владеть:
1. Функциональную характеристику, биофизические свойства эритроцитов и лейкоцитов. 2. Количественные показатели форменных элементов в перифе-рической крови и факторы, влияющие на эти показатели. 3. Способы регуляции количества эритроцитов в крови в соответствии с условиями окружающей среды. 4. Методики подсчёта эритроцитов и лейкоцитов в периферической крови, цветового показателя.   Интерпретировать результаты лабораторных исследований форменных элементов в периферичес-кой крови для оценки дыхательной и защитной функций крови.   Принципами подсчёта эритроцитов и лейкоцитов в периферической крови, цветового показателя.

 

Вид занятия: практическое занятие.

Продолжительность занятия (в академических часах): 4   часа (180 мин)

Оснащение:

1. Дидактический материал: Видеофильм «Физиология форменных элементов». Схемы функциональной системы (ФУС) регуляции количества эритроцитов в циркулирующей крови. Таблицы с пояснениями методик подсчёта эритроцитов и лейкоцитов. Смесители для эритроцитов и лейкоцитов, камеры Горяева. Микроскопы.

2. Технические средства обучения (компьютер, мультимедийный проектор).

Вопросы, изученные ранее и необходимые для освоения данной темы:

1. Гистология:  «Форменные элементы крови», «Иммунная система и клеточные взаимодействия в иммунных реакциях», «Органы кроветворения и иммунологической защиты»

Контрольные вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы: 1. Физиология эритроцитов.

1. 1. Строение, биофизические свойства, функции эритроцитов.

1. 2. Количественные характеристики эритроцитов в периферической крови человека. Характеристика понятий эритроцитоз, эритропения. Их виды.

1. 3. Факторы, влияющие на количество эритроцитов в крови.

Возрастные особенности.

2. Понятие системы эритрона, функциональная характеристика.

3. Механизмы регуляции количества эритроцитов в периферической крови.

4. Физиологическое значение увеличения количества эритроцитов у людей, постоянно живущих в горах. Роль эритропоэтинов.

5. Принципы подсчёта эритроцитов в периферической крови.

6. Цветовой показатель, его определение, клиническое значение.

7. Физиология лейкоцитов.

7. 1. Количество лейкоцитов в периферической крови, характеристика понятий лейкоцитоз, лейкопения. Виды этих состояний.

7. 2. Лейкоцитарная формула. Функции гранулоцитов и агранулоцитов. Возрастные особенности.

8. Принципы методики подсчёта количества лейкоцитов в периферический крови.

9. Физиология защитных систем организма, характеристика клеточного и гуморального иммунитета.

10. Решение тестовых заданий и ситуационных задач по разделу.

В тетради для практических занятий выполнить задания:

1. Указать виды отклонений количества эритроцитов от нормы, дать краткую характеристику этим состояниям. Обозначить состояния крови, связанные с изменением размеров эритроцитов и их формой. Сравнить с нормой.

2. Изобразить схему ФУС регуляции количества эритроцитов в циркулирующей крови. Указать быстрые и инертные способы поддержания в крови их оптимального уровня.

3. Указать виды отклонений количества лейкоцитов от нормы, дать им краткую характеристику.

4. Дать краткую характеристику неспецифическим защитным системам крови (гуморальным и клеточным механизмам).

5. Дать краткую характеристику специфическим защитным системам крови (гуморальным и клеточным механизмам).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...