Ситуационные задачи. Тема занятия 2. . Физиология форменных элементов крови.
Ситуационные задачи 1. Оцените объём плазмы и форменных элементов крови в литрах у здорового человека, если его масса 80 кг, а гематокрит равен 0, 4. 2. При хроническом недоедании, особенно при длительном дефиците белков, у людей развиваются так называемые «голодные отёки». Какие изменения состава крови способствуют возникновению такого состояния? 3. При длительном лечении голоданием в плазме крови уменьшается содержание альбуминов и повышается содержание глобулинов по отношению к норме. Как изменится при этом СОЭ, показатель гематокрита? 4. В крови уменьшилось количество бикарбонатов. Как изменится при этом свойства крови, и что надо сделать для нормализации щелочного резерва крови? 5. Во время пожара у человека, находившегося в помещении, возникло удушье, и он потерял сознание. Какова причина удушья? Какую помощь следует оказать пострадавшему? 6. Человек найден мёртвым в своей квартире, при осмотре места происшествия возникло подозрение об отравлении угарным газом. Можно ли с помощью анализа крови (какого? ) подтвердить или отвергнуть это предположение? 7. У человека, принимавшего фенацетин, появились все признаки кислородной недостаточности. Однако клинический анализ крови показал, что число эритроцитов и количество гемоглобина находятся в пределах нормы. Сердце работает нормально, количество кислорода в воздухе достаточно. О какой причине можно думать, какой анализ крови может помочь в установлении причины появления таких симптомов, если известно, что фенацетин – сильный окислитель. 8. Произошло убийство. В квартире у подозреваемого обнаружены на полу темно-красные пятна. Как доказать, что это кровь, а не краска?
9. При анализе крови практически здоровой женщины найдено: Нв – 115 г/л, СОЭ – 35 мм/час, эритроцитов – 3, 7 1012/л, общий белок 6 %. При каком состоянии женщин могут быть такие показатели состава крови? 10. Рассмотрите следующий анализ крови и дайте свое заключение: уд. Вес плазмы - 1, 040, рН венозной крови – 7, 25, глюкоза – 10 ммоль/л. 11. При исследовании крови было выявлено, что показатель гемато-крита у одного больного равен: форменные элементы – 60 %, плазма – 40 %,; у другого – форменные элементы – 40 %, плазма – 60 %. Переведите их в относительные показатели, сравните с нормой? Укажите возможные причины изменения гематокрита. 12. Больному перелили 450 мл крови (Нв – 130 г/л). На сколько граммов обогатилась его кровь гемоглобином? 13. При исследовании крови количество фибриногена оказалось равным 5 г/л, общего белка – 90 г/л, минеральных солей – 1 %. Оцените показатели. 14. На лабораторном столе находятся неподписанные колбы с растворами хлористого натрия. Известно, что в одну из них налит 0, 9 % раствор, в другую 0, 2 % раствор. Как установить концентрацию раствора в каждой колбе, воспользовавшись каплей крови человека? 15. При помещении в раствор поваренной соли эритроциты приобрели шарообразный вид. Каковы причины изменения формы эритроцитов? Какова приблизительно концентрация соли в этом растворе? Как называется этот процесс?
Тема занятия 2. ФИЗИОЛОГИЯ ФОРМЕННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ КРОВИ. Актуальность темы: Форменные элементы крови выполняют жизненно необходимые для организма функции: транспорт кислорода к тканям и углекислого газа к лёгким, входят всостав защитных систем, обеспечивая узнавание и уничтожение чужеродных агентов, попадающих во внутреннюю среду организма. Изменениеих свойств и количественных показателей являются важным диагностическим признаком оценки реакции организма на воздействия экстремальных факторов внешней среды и патологических агентов.
Учебные цели: Изучить свойства и функции эритроцитов и лейкоцитов, механизмы регуляции количества форменных элементов в периферической крови. Изучение темы способствует формированию компетенций: ОПК-1: готовность решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных, библиографических ресурсов, медико-биологической терминологии, информационно- коммуникационных технологий и учетом основных требований информационной безопасности. ОПК-7: готовность к использованию основных физико-химических, математических и иных естественнонаучных понятий и методов при решении профессиональных задач ОПК-9: способность к оценке морфофункциональных, физиологических состояний и патологических процессов в организме человека для решения профессиональных задач. В результате изучения темы студенты должны:
Вид занятия: практическое занятие. Продолжительность занятия (в академических часах): 4 часа (180 мин) Оснащение: 1. Дидактический материал: Видеофильм «Физиология форменных элементов». Схемы функциональной системы (ФУС) регуляции количества эритроцитов в циркулирующей крови. Таблицы с пояснениями методик подсчёта эритроцитов и лейкоцитов. Смесители для эритроцитов и лейкоцитов, камеры Горяева. Микроскопы. 2. Технические средства обучения (компьютер, мультимедийный проектор). Вопросы, изученные ранее и необходимые для освоения данной темы:
1. Гистология: «Форменные элементы крови», «Иммунная система и клеточные взаимодействия в иммунных реакциях», «Органы кроветворения и иммунологической защиты» Контрольные вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы: 1. Физиология эритроцитов. 1. 1. Строение, биофизические свойства, функции эритроцитов. 1. 2. Количественные характеристики эритроцитов в периферической крови человека. Характеристика понятий эритроцитоз, эритропения. Их виды. 1. 3. Факторы, влияющие на количество эритроцитов в крови. Возрастные особенности. 2. Понятие системы эритрона, функциональная характеристика. 3. Механизмы регуляции количества эритроцитов в периферической крови. 4. Физиологическое значение увеличения количества эритроцитов у людей, постоянно живущих в горах. Роль эритропоэтинов. 5. Принципы подсчёта эритроцитов в периферической крови. 6. Цветовой показатель, его определение, клиническое значение. 7. Физиология лейкоцитов. 7. 1. Количество лейкоцитов в периферической крови, характеристика понятий лейкоцитоз, лейкопения. Виды этих состояний. 7. 2. Лейкоцитарная формула. Функции гранулоцитов и агранулоцитов. Возрастные особенности. 8. Принципы методики подсчёта количества лейкоцитов в периферический крови. 9. Физиология защитных систем организма, характеристика клеточного и гуморального иммунитета. 10. Решение тестовых заданий и ситуационных задач по разделу. В тетради для практических занятий выполнить задания: 1. Указать виды отклонений количества эритроцитов от нормы, дать краткую характеристику этим состояниям. Обозначить состояния крови, связанные с изменением размеров эритроцитов и их формой. Сравнить с нормой. 2. Изобразить схему ФУС регуляции количества эритроцитов в циркулирующей крови. Указать быстрые и инертные способы поддержания в крови их оптимального уровня. 3. Указать виды отклонений количества лейкоцитов от нормы, дать им краткую характеристику. 4. Дать краткую характеристику неспецифическим защитным системам крови (гуморальным и клеточным механизмам). 5. Дать краткую характеристику специфическим защитным системам крови (гуморальным и клеточным механизмам).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|