Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

{155} Две постановки «Двенадцатой ночи» 7 страница




Нет, все-таки приходится предположить, что кое-где, временно, сохранились у нас в небольшом количестве и нехорошие люди. Они нехарактерны для нашего строя и эпохи, но их вполне бывает иногда достаточно, чтобы испортить настроение и жизнь людям хорошим и для эпохи характерным.

И нередко законы и постановления и даже организованное вмешательство общественности бывают бессильны против их пакостей. И только всенародная, дружная борьба, основанная на общем понимании того, что хорошо, а что плохо, явится действенным оружием.

А вот для выработки этого единого понимания, единых мерок морали искусство, и в частности театр, может многое сделать и делает.

В пьесе Угрюмова добро и зло распределены среди персонажей довольно неожиданным и причудливым образом: группе центральных положительных действующих лиц противопоставлена кучка явно отрицательных, людей-пережитков, которые «еще порой встречаются» в нашем обществе. Мелкий эстрадный жулик, дама, легкомыслие которой едва не приводит к уголовщине, и осатанелая клеветница-доносчица, которую уже знают все прокуроры города и области. Казалось бы, с самого начала нам уже ясен, пожалуй слишком ясен, моральный итог этого столкновения.

Но великолепным драматургическим поворотом действия все наши предположения опрокидываются. Оказывается, что эти отбросы общества, силой обстоятельств пьесы двинутые на доброе дело, обнаруживают в себе обнадеживающие возможности к возрождению, а источником зла и бедствий для хороших людей оказывается один из солиднейших {237} персонажей, облеченный общественным доверием и занимающий ответственный пост в системе народного питания.

Впрочем, зрителям не возбраняется уповать, что события пьесы повлияют и на его моральный облик!

Зло, рассмотренное под увеличительным стеклом театрального искусства, теряет связь с его жизненными мерками. В этом одно из отличий драматургии от искусства фельетона.

И если для фельетона нужен достаточно значительный жизненный факт, то на сцене совсем не важно, совершилось преступление или только могло совершиться, каково число жертв или пострадавших. Если вскрыта психологическая и действенная механика возникновения зла, этого уже совершенно достаточно.

Зло так и не совершилось в этой комедии. Мало того, главная героиня — вдова академика, прекрасной души человек — даже и не догадалась, какая против нее затевалась каверза.

И так гораздо лучше — и для нее, и для нас с вами, если мы успеем ее полюбить.

Но нашему суду все ясно. И настолько ясны те строгие предупреждения, которые сделаны автором безжалостным и жадным «еще изредка встречающимся отдельным представителям нашего общества», что есть некоторая надежда, что это станет ясно и им тоже.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...