Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Продолжение следует.




Продолжение следует...

Попробую написать рассказ о том, как я работала дет­ским психологом... Итак...

Как детский психолог я начала работать в самом на­чале девяностых годов в одном из центров по подготов­ке детей в школу. Взяла меня себе в помощницы педагог, бывший учитель математики, защитившая диссертацию по какой-то психологической методике и переквалифи­цировавшаяся в психологи. Женщина с серьезным име­нем Антонина и с таким же серьезным академическим взглядом на профессию во главу угла ставила дисципли­ну, порядок и графические диктанты. Эти диктанты и классические дидактические игры она безоговорочно считала главными средствами подготовки ребенка в шко­лу и подразумевала, что я пойду по проторенному ею широкому пути. Это было легко, но ужасно скучно. Не по мне. Работа, на мой взгляд, должна приносить если не деньги, то удовольствие обязательно. И вопреки ожида­ниям моей «шефини» я — подчас вслепую, спотыкаясь и падая, возвращаясь и топчась на месте — стала протап­тывать собственную тропинку. (До сих пор с большой благодарностью вспоминаю мое начальство, которое не вмешивалось, не контролировало и сквозь пальцы смот­рело на все мои затеи. ) Тропинка моя была то шире, то уже, то прямей, то извилистей, продвигаться по ней было довольно трудно, но с каждым шагом все интереснее, потому что я видела — дети тоже с удовольствием шага­ют вместе со мной, нога в ногу, а часто и забегая далеко вперед и показывая мне правильное направление.




Детям, часто туда-сюда ходящим через дверь, разделя­ющую мир реальный от мира фантазии, легко перемеща­ющимся из одного состояния в другое, присуще ощуще­ние себя сложными и разнообразными. Чтобы они не боялись своего разнообразия, не пугались того, что в них могут сменяться десятки разных состояний и ролей, у них должна быть возможность описывать себя, находить для этого своего разнообразия слова и образы. Их не надо учить этому, им нужно только помогать: наполнять — подпитывать, — это ощущение себя, усыхающее под вли­янием жесткого взрослого мира, предоставляя возмож­ность путешествовать по своим состояниям, создавая ус­ловия для того, чтобы они могли понимать себя, умели оставаться наедине с самим собой...

Так, прислушиваясь к детям и к себе, я все больше «расширяла русло» работы с фантазией, развитием вооб­ражения, движением под музыку, различными «волшеб­ными превращениями» и драматизациями.

На этом пути я часто сталкивалась со спонтанно «вы­даваемыми» детьми образами Растущего: или вырастаю­щего из желудя дерева, или растущего из семечка цветка, или травинки, или бутона, подставляющего солнышку свои щечки, или распускающейся — «потягивающейся» розы...

И сейчас я хочу поделиться с вами, дорогие читатели, своими наблюдениями...

Так... Что-то не то... Не получается у меня никакого рассказа: трудно как-то с фабулой, художественными об­разами и развитием сюжета... Нет задуманного и люби­мого мной непосредственного обращения к читателям... Монолог, какие-то вымученные выводы и рассуждения, а иногда — о ужас! — на языке и в воздухе чувствуется отвратительный металлически-методический привкус...

Не годится, так дело не пойдет. Надо придумать что-то другое!.. Пусть будет не рассказ, а небольшой докумен­тальный очерк, нет — пусть будет короткометражка о детях, познающих себя через образ Растущего. Я тоже буду иног­да (очень редко и по делу) появляться в кадре, а в основ­ном за кадром (тихо, вполголоса) пояснять вам, что про­исходит. Совсем без моих комментариев обойтись, к со-


жалению, не удастся: я, сознаюсь, пристрастна (к детям и этой теме), но постараюсь держать себя в руках. Если меня опять понесет, то вы, пожалуйста, дайте знать...

Итак, первые кадры показали нам взрослых теть, по-разному понимающих свое предназначение и с разных сторон прокладывающих свои дороги к детям. В центре мюей ленты все-таки не тети, а дети. Дети крупным пла­ном... А еще — цветы, кусты, трава, деревья...

Вот и сейчас на экране под музыку (пусть будет Ви­вальди, кусочки из «Времен года», негромко) появляются Знакомые всем вам «волшебные» кадры (как и в детстве, я смотрю их завороженно, не отрывая взгляда): на наших гла-зах за считанные минуты из маленького зернышка или се-Мечка появляется росток, который набирает силу, вытяги­вается, зреет, превращаясь в сильное большое растение... Вот оно распускает свои листья, вот сгибается под ветром... гре­ется на солнышке, разворачивает свои бутоны, вытягивает ветви, а вот — осыпает свои листья, готовится к зиме... Дети, будь то трехлетки или шестилетние, с удовольствием и го­товностью откликаются на мои предложения «превратить-


ся» или «побыть листочком, цветочком, деревом в лесу или на поляне» и т. д., и сами с радостью и без устали предлага­ют свои образы: «А давайте поиграем, как будто мы... » (мох, баобабы, водоросли... ).

В том, как дети «живут и работают» в образах чего-либо растущего я вижу непосредственную реализацию живой детской потребности выражать себя, стремление «вырас­тать в мир» и в то же время «вырастать внутрь себя» — обращаться с собой, со своими чувствами и переживаниями.

Хочу, чтобы и вы увидели это чудо...

На экране группа детей, они только что прошли боль­шой «путь» от семечка до росточка, возбуждены, но хаоса в помещении нет. Наоборот, теплая и деловая атмосфера. Камера движется немного рывками и выхватывает из группы детей лицо пятилетнего Миши, который после того, как «вырос из семечка в гибкий зеленый росток», спе­шит поделиться с нами одним из самых важных жиз­ненных открытий, только что сделанных и прочувство­ванных им самим. Слышите, как он, торопясь, говорит: «А ведь никто не тащит меня силой, за уши, чтобы я рос! Я ведь Сам расту из Себя, и сила только во мне самом».

Похожим «ощущением роста» и «способностью расти множеством способов» делятся и другие дети. Вот их голоса:

— Когда я еще был совсем маленьким у мамы в жи­воте, это ведь уже был Я, хотя меня никто на свете еще не видел.

— Когда я еще не родился, я уже так же рос, как сей­час, даже еще быстрее, а ведь я был не из глины: ко мне нельзя было прилепить новый кусок и вылепить такого же, но только побольше. Я сам расту — и это хорошо!

— Это похоже как желудь маленький сначала, а по­том — росточек тоненький, а ведь какой дуб вырастает! Солнце и питание — это, конечно, важно. Но сила-то — внутри!

Небольшая пауза, и звучит Бах, но не орган, а что-то очень ясное, тихое и настоящее в своей незатейливо­сти — клавесинная пьеска из «Нотной тетради Анны-Магдалены»... И опять крупный план — на экране появ-


ляется... (нет, вы ошиблись, это не Дюймовочка, хотя, со­гласна, очень похожа) — это Оля, для своих трех с не­большим лет такая маленькая и тоненькая, что легко может спрятаться за любым из своих ровесников.

Это неземное, невесомое прозрачное существо с серь­езным, никогда не улыбающимся личиком-монеткой ко мне на занятия привели родители — немолодые и «стран­ные» не только по манере одеваться, но и по манере об­щаться, вернее сказать — не общаться. Потихонечку, от встречи к встрече, из отдельных слов, которыми удостаи­вала меня мама Оли (если вы посмотрите внимательно на экран, то сразу увидите ее среди других родителей — вот эта женщина в сером и бесформенном одеянии, ко­торая всем своим существом хочет остаться незаметной, слиться с толпой, но странным образом всегда выделяет­ся из нее — своим взглядом, манерами и способом пере­движения в пространстве), я узнала кое-что из их жизни. Что выходят они с дочкой из своей квартиры только для того, чтобы прийти к нам в «школу», что кормит она дочь с полугода и до сих пор только кефиром и белым хлебом, изредка дает фрукты: «Ведь выросла же! А то пригото­вишь, время и продукты потратишь, а она есть не будет», что гуляет с ней очень мало: «Полезнее читать книжки, а у песочницы только обижают». Что девочка, кроме роди­телей и иногда приходящей к ним совсем старенькой [бабушки, ни с кем не общается...

Я ценю подвиг Олиной мамы, которая, осознавая «не­правильность» сложившейся ситуации, собрала все свои силы и привела дочь «заниматься с другими»: «А то бу­дет такая же, как мы с мужем, лучше не надо».

Отмотаем пленку немного назад и заглянем на наши Первые занятия. Вот комната, вот дети, вот Елена Алек­сандровна (это меня так дети называют), вот все вместе ползают, прыгают, летают. А где маленькая Оля? А она, съежившись, сидит на стуле в уголке и с живым ужасом в глазах, не моргая, смотрит на приближающихся к ней де­тей. Но не убегает и не отворачивается... Часто я просто беру ее на руки и так провожу занятия, благо веса в ней, как в перышке. Потихоньку Дюймовочка начинает вста­вать и переступать около стула, задавать мне вопросы


(речь у Оли оказывается очень богатой и эмоциональ­ной, правда, с книжным лексиконом), потом решается брать игрушки из рук других детей.

После занятий, на которых дети представляли себя в образе растений, цветов, деревьев, девочка заметно рас­крепощается, начинает улыбаться, отвечать на вопросы детей, больше двигаться...

На экране опять крупный план: Оля рисует себя в виде «Розового куста» и тихим, но твердым голоском ком­ментирует. Давайте послушаем ее рассказ:

Я — красненький куст роз. Это внизу — буквы такие, как меня зовут.

А это — солнышко такое. Это — точечки такие, чтобы я красивой была.

Это я так себя нарядила. Это — игрушечка такая, что­бы играть.

А это — внизу — букашки, как будто сейчас лето. Это ласточки как будто летом прилетают. Они дружат с кустиком. Я говорю им вот что: «Здравствуйте! » А рядом вот такой ребенок, я ему тоже говорю: «Здрав­ствуй! »

Все хотят, чтобы им говорили «здравствуйте! ».

Мне нужны шипы,

чтобы получше вести себя!

Камера постепенно отъезжает, становятся видны дру­гие дети. Они, закончив рисовать, встают, ходят, смотрят рисунки друг друга, показывают пальцами, руками, всем телом то, что нарисовали... (Звучит не музыка, а, напри­мер, шум луга с трелью кузнечиков, с пением птиц и тре­петом их крыльев. )

На экране появляется лицо красивой ухоженной де­вочки с полуприкрытыми глазами и надутыми губками, а затем и вся девочка — высокая, статная, одетая ярко, как кукла Барби, но все равно похожая на Снежную короле­ву. Она тоже показывает свой рисунок. Мы слышим ее низкий, немного монотонный голос:

Это роза и тюльпан. Я все вместе, а не что-то от­дельное.


Шипы мне нужны, чтобы я была красивая. Надо мной — облака! Мне под ними хорошо. Я им говорю: «Облака! Закрывайте солнце! » Меня облака защищают от солнца. За мной никто не ухаживает.

Это Виолетта, наша следующая героиня, классичес­кая «капризная дочка богатых родителей» — «новых рус­ских», недавно переселившихся в Москву из провинции. Ее папа (видите полноватого немолодого мужчину, кото­рый стоит рядом со мной и, несмотря на то что он ниже меня, смотрит на меня сверху вниз? ), приведя дочку на занятия, первым делом гордо рассказал, что покупает ей все, что бы она ни захотела. Виолетта во время занятий смотрит на меня и детей тоже сверху вниз, устало и не­доверчиво. Она, несмотря на свой малый возраст, как будто пресыщена жизнью, вяло и без интереса воспринимает все, что мы делаем. Ее трудно чем-либо увлечь, растормо­шить... И вот сейчас мы видим на экране редкий кадр: эта «Снежная королева», перевоплотившись в «куст роз», вдруг выдает такую философскую фразу (гештальтисты меня поймут! ): «Я — все вместе, а не что-то отдельное»! — иоткрывает новую грань «понимания роли шипов»: «Шипы мне нужны, чтобы я была красивая». Ура! (Я не могу удержаться от эмоционального комментария. ) Лед тронулся (в этом месте пусть прозвучат несколько так­тов торжественной музыки, можно — заключительные ак­корды из «Музыки на воде» Генделя, и на ветру пошумит листьями и спелыми цветами куст шиповника)...

Рита (опять крупный план) — из тех детей, по лицу которых трудно угадать их возраст. Мне кажется, она и два года назад была такой же: с серьезной шепеляво-сбивчи-Вой речью и с суровыми чертами лица, что, впрочем, не ме­шает ей на наших занятиях улыбаться и даже хохотать иног­да. А теперь совсем ненадолго перед нами мама Риты — немолодая сильная женщина с простым лицом, она волну­ется, потому что ее Рита каким-то образом сегодня выде­лилась из группы детей, и выговаривает дочке: «Надо все­гда слушаться педагогов! » Видите, как девочка, только что светящаяся и летящая, при этих словах моментально туск-


неет и застывает? Это легко можно заметить, не так трудно увидеть и то, что Рита, несмотря на свою внешнюю актив­ную и даже покровительственную позицию по отношению к другим детям, часто чувствует себя очень одинокой и без­защитной. Ее рисунок и рассказ помогут нам узнать, как и каким она воспринимает окружающий мир. (На фоне го­лоса девочки тихо, но отчетливо звучит отрывок из «Зимы» «Времен года» Вивальди. )

Я — куст роз, на меня напали — залезли червяки.

И на всех моих братиков — они вокруг меня.

На всех моих братиках — цветочки, а на мне — шипы.

У меня стебель такой добрый, но на него тоже залезли червяки.

Я чувствую, как они меня как-то кусают по всему телу.

А это — их Хозяин.

Под землей, вот здесь, когда я только начинала рисо­вать, сначала была Мама куста роз.

Потом ее закрыли воротами, хотели ее...

Такого дыма напустили, чтобы она не убежала.

Она хотела убежать в лес к другим людям, но не уда­лось ей!

Мама говорит: «Я чувствую зло-ос-сть, как будто ва­рят злой суп! »

Потому что я не люблю злых вещей и злых супов!

Я злюсь на этого хозяина, говорю ему: «Перестань! »

У Хозяина червяки идут из волос.

Я — куст роз — говорю: «Не надо! Сейчас солнышко выйдет, и все твои червяки вернутся обратно к тебе! »

Цветочков на мне нет, потому что они потом будут расти, когда будет лето.

А сейчас пока — зима...

Я надеюсь, что после наших занятий, когда у Риты была возможность открытого выражения своих чувств, когда ее чувства выслушивала и принимала не только я, но и дети, ее восприятие мира изменилось — он стал более дружелюбным по отношению к ней, и зима закон­чится, и цветочки ее наконец распустятся... (Музыка за­тихает, камера показывает глаза Риты, в них — небо. )


А на экране вот-вот появится следующий, на этот раз — последний герой нашей короткометражки. От зрителей поначалу потребуется специальное усилие и внимание, чтобы выделить этого тихого, незаметного мальчика из пестрой и шебуршащей группы детей. Камера несколько раз проскальзывает мимо, не задерживаясь на мальчике, потом наконец останавливается, фиксирует его лицо, и перед нами возникает замкнутый, немногословный, на­стороженный Дима. Чтобы получше познакомиться с этим человеком, тихим и глубоким, надо отправиться в неда­лекое прошлое. Тогда он в первый раз позволил мне заг­лянуть в его мир. Это произошло во время игры в пре­вращения... (Почему-то захотелось, чтобы за кадром зву­чала щемяще-веселая пьеса «Плач домового» со старой пластинки «Музыка тридцатых годов» — хлюпающий сурдинкой тромбон. ) После моего предложения закрыть глаза и превратиться «в кого захочу» комната наполни­лась «игрушками», «куклами», «машинами», а маленький Дима, с трудом выпускаемый на «уроки» двумя бабушка­ми, превратился в... старый шкаф.

Я, поцарапанный, стою в углу, — показывал Дима, — качаюсь, если меня тронуть. У меня ножки неодинако­вые. И у меня всегда открывается дверка. Ее закрывают, а она открывается. Скрипит. Меня, наверное, скоро поста­вят в кладовку. Бабушки говорят: «Ты никому не нуж­ный шкаф, всегда всем мешаешь своей дверкой! » Мне грустно.

Продолжили игру тем, что дети (и сам Дима в процес­се обмена ролями) заглядывали в шкаф и клали туда на хранение свои вещи, игрушки, еду... Или находили там что-то интересное, неизвестное, вкусное... Или прятались в этом шкафу, держа дверцу изнутри, чтобы их никто не нашел. Сам Дима потом «покрасил» шкаф в синий цвет, но дверцу не стал чинить, оставил: «Так веселее». (Тром­бон, успокаиваясь, затихает. ) А мы возвращаемся на за-

нятие, где дети рисуют себя в виде растений и цветов...

Всегда с недоверием и опаской «процеживая через себя» все то, чем мы занимались, Дима на этот раз своей


готовностью «работать» глубоко трогает меня. Когда он подходит ко мне со своим листочком и начинает гово­рить, я настолько остро чувствую его доверие, его хруп­кость и свою ответственность перед ним, что потом, спу­стя годы, всегда вспоминаю «телом» именно этот момент, когда речь заходит об ответственности терапевта...

На экране — рисунок Димы. И мы слышим, как маль­чик тихим-тихим шепотом рассказывает:

Это то, что у меня внутри... Не знаю что, но то, что у меня внутри.

Вокруг везде чернота и темнота. Зелененькое — это живое какое-то.

Это как-то двигается... Я — это Живое...

Я медленно двигаюсь, очень... Я не могу быстро, у меня нет ног.

Вокруг меня темное, черное — Неживое...

Я говорю этой темноте, что мне трудно там передви­гаться.

Темнота ничего не отвечает... Это все...

(Камера задерживается на рисунке, чуть отъезжает, что­бы было видно лицо Димы. Тишина. Затем на экране тот же рисунок Димы, крупно — тоненький зеленый листо­чек, заключенный в черный круг, затем камера медленно отъезжает, скользит по рисунку и мы видим, что весь ри­сунок усыпан разноцветными звездочками. Рождается тихая, спокойная, уверенная в себе музыка — каждый слышит свою. )

Разноцветные звездочки Дима по собственному же­ланию нарисовал уже на следующем занятии, рисовал он увлеченно, со спокойным ровным дыханием: «Если у меня будет время, я все вокруг заполню звездами! »

Конец фильма.

(Продолжение следует. )


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...