5. Этап проведения круглого стола.
Ведущий. Известная всем семья Никитиных считает, что наказывать и хвалить детей не надо: если провинился – просто огорчиться, расстроиться, не скрывать своего огорчения, а если ребенок совершил хороший поступок – порадоваться за него. Каждый может проверить это на себе: если за вас радуется кто-то, вы приобретаете уверенность в себе, чувство достоинства, готовы «горы свернуть». В то же время испытываете чувство благодарности к тому, кто искренне рад вашей радости. А если за вас огорчаются, что вы испытываете? Стыд, раскаяние – очищающие, возвышающие человека чувства. У жалеющих вас появляется сочувствие, желание помочь, спасти. Это роднит людей, делает их ближе друг к другу.
Давайте обсудим: согласны ли вы с мнением Никитиных или у вас есть своя точка зрения по данному вопросу? Можно ли обойтись без окрика, сердитого назидания по отношению к ребенку? ( Родители дискутируют. )
Кажется, без этого не обойтись. С детства – «нельзя», «не тронь» и т. д. Зачастую из-за постоянной нашей занятости нам некогда спокойно, последовательно доказывать ребенку его неправоту. Повысили тон, крикнули «нельзя» - ребенок подчинился. А дальше? Или безропотно подчиняется приказанию, или делает все наоборот. Надо все время помнить, что перед нами человек со своими переживаниями, чувством собственного достоинства! Самое дорогое для нас –дети. Давайте будем терпимы по отношению к ним. Ведь и мы, взрослые, часто ошибаемся.
Еще один непростой вопрос: бывает, наказали ребенка, а оказалось, что он не виноват. Как вы поступаете в таких случаях? (Родители дискутируют. )
В анкете был такой вопрос: « Какие поощрения и наказания вы применяли к ребенку в течение двух последних недель? » Ответы: «В основном используются такие меры: ремень, ставили в угол, не разговаривали с ребенком в течение 15 минут. »
Поговорим о физическом наказании. Существует точка зрения: когда вы физически наказываете ребенка, вы те самым воспитываете испорченного человека. Холодные люди жестоко наказывают ребенка по любому поводу, редко ласкают или целуют из боязни испортить его; никогда не отступятся от своего решения; никогда не признаются в своей ошибке или слабости; не поделятся воспоминаниями о своем детстве.
- Ваше мнение?
(Ответы родителей. )
Чрезмерной строгостью, окриком, одергиванием, наказанием благих целей не достигнешь, хорошего человека не вырастишь, потому что жестокость вызовет или ответную жестокость (иногда спустя годы), или лицемерие. Родители прибегают к строгости, и кажется, что это мгновение решает сложности в воспитании, заменяет долгий, кропотливый труд, терпеливые разъяснения. Скажешь «нельзя», не сломает нужную вам вещь, не будет обижать слабого. И редко кто из нас задумывается над тем, что в будущем породит запрет, окрик, наказание.
На ваших столах лежат памятки. Конечно, эти советы не могут быть приняты всеми как руководство к действию. Сначала я предлагаю вам ознакомиться с памяткой
« Если ребенок провинился» и высказать свое мнение:
- Каких правил вы придерживаетесь?
- С какими вы не согласны?
- Какое из правил вызывает у вас протест, почему?
- Какое из правил вы узнали впервые? Будете ли применять его?
- Ваши дополнения, советы. (Обсуждение памятки. )
Сейчас вам предстоит вспомнить и проанализировать случаи, когда приходилось наказывать ребенка. Пусть памятка « Наказывая ребенка, нужно помнить» поможет вам в этом. Прочитав ее, отметьте, пожалуйста, знаком « » те пункты, которые выполняются вами, знаком «-« те пункты, которые не выполняются. Если правила выполняются только одним членом семьи, а другими игнорируются, то, конечно, успехов быть не может. Мы надеемся, что вы обязательно обсудите эти вопросы в семейном кругу.
(Идет работа с памятками).
Завершить разговор хочется словами С. Соловейчика – писателя, большого знатока детских душ, который утверждал: « Любить –значит принимать человека таким, какой он есть», и далее на вопрос «Как бороться с недостатками детей? » отвечал: «Бороться-то, конечно, можно, но победить их можно лишь любовью. Ведь перед нами не враг, а собственный ребенок»
Ребенок все время виноват перед нами? Значит, мы его не любим. Скорее всего, мы боимся за него, но страх – не любовь. Или мы стыдимся своего ребенка перед другими людьми, что тоже не похоже на любовь.
Откажемся от мысли, будто у нас должен быть идеальный ребенок, без недостатков; откажемся от мысли доводить его до совершенства. Примем его таким, какой он есть, и он с каждым днем будет лучше и лучше. А если мы его не принимаем, он сопротивляется каждому нашему слову, каждому движению, и все наши усилия ни к чему не приводят.
Есть семьи, где дети навсегда признаны неудавшимися и навечно виноваты перед родителями. С ними не разговаривают. « Какие могут быть разговоры? Он меня покоя лишил, а я с ним разговаривать должен? » Придет час и ребенок скажет Вам: «Я с тобой не хочу разговаривать».
Обычно мы отказываем в любви ребенку тогда, когда он больше всего нуждается в этом. Веселого и благополучного любят все, от неудачливого отворачиваются, хотя именно ему нужна наша любовь. Самые злобные чувства рождаются в душе «отвергнутого» ребенка, самые мстительные картины появляются в его сознании. (Родители обсуждают услышанное).
А сейчас я предлагаю продолжить разговор о поощрении детей. Давайте обсудим следующие вопросы:
- За что нужно благодарить, хвалить ребенка?
- Не подавлять, а возносить. Внушать ребенку чувство уверенности, заострять внимание на самых малых успехах. Согласны ли вы с этим утверждением?
- Чего надо бояться во время похвалы? (Идет диспут. )
6. Продолжение круглого стола.
Ведущий. А теперь « Острое блюдо». Вопросы написаны на листе бумаги. Если вы не хотите отвечать на вопрос, передавайте его дальше по кругу.
(Родители зачитывают вопросы, отвечают. )
Следующая наша работа – составление свода правил для взрослых о том, как поощрять и наказывать детей. Представьте, что нам предложили составить свой свод правил.
(Родители по очереди говорят правила, передавая друг другу игрушку)
Памятка для родителей « Если ребенок провинился... »
1. Не начинайте разговор с ребенком если вы в плохом настроении.
2. Сразу дайте оценку проступку, ошибке; узнайте, что ребенок думает по этому поводу.
3. Не унижайте ребенка.
4. Не вымогайте обещаний, для ребенка они ни чего не значат.
5. Оценивайте поступок, а не личность: «Ты поступил плохо» вместо «Ты плохой».
6. После замечания прикоснитесь к ребенку и дайте почувствовать, что вы
ему сочувствуете, верите в него.
Воспользуйтесь поиском по сайту: