Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

62. Проблемы планирования коррекционной работы с учащимися с ТНР.




62. Проблемы планирования коррекционной работы с учащимися с ТНР.

Коррекционная работа – это система специальных педагогических приемов и мероприятий, направленных не только на исправление отдельных нарушений, но и на формирование личности в целом. Одним из важных и сложных моментов в деятельности учителя-дефектолога является планирование коррекционной работы. Анализ существующей практики позволяет выделить ряд проблем в планировании коррекционной работы: Первая проблема заключается в прямом переносе логики планирования педагогической работы по учебному предмету на планирование коррекционных занятий. Это находит выражение в следующих аспектах планирования: в содержательном, что проявляется в абсолютном сходстве тем уроков по предметам государственного компонента и планируемых коррекционных занятий («Счет в пределах 100», «Правописание слов с корнем -вод-», «Дары леса», «Дикие и домашние животные» и т. п. ). Занятия в таком случае являются дополнительными уроками по тому или иному предмету; во временном, что проявляется: а) в строгой временной регламентации коррекционной работы - в расписывании коррекционной работы по темам с указанием количества часов на проведение соответствующих занятий и дат их проведения; б) планировании коррекционной работы в такой форме (тематической) на длительный отрезок времени (четверть, полгода, год); в) требовании жесткого следования заданным темам и датам их проведения (проверяя деятельность учителя-дефектолога, контролирующие лица сверяют темы и даты занятий, записанные в плане и журнале, требуя при этом их абсолютного сходства); Вторая проблема связана с представлением о коррекционной деятельности как об общеразвивающей работе по развитию всех познавательных процессов. Об этом свидетельствуют, как правило, тематические планы коррекционной работы практиков, формулировки тем в которых содержат: указание о направленности занятия на развитие отдельного психического процесса («Развитие внимания», «Развитие мышления», «Развитие памяти», «Развитие устной речи» и т. п. ); указание на используемые методы и формы работы («Игра " Будь внимательным" », «Магазин ковров», «Тренинг " Запомни картинки" », «Тренировка слуховой памяти» и т. п. ); указание на используемые методы и формы работы и их психологическую направленность («Игры и упражнения по развитию произвольного внимания», «Развитие слуховой памяти. " Пара слов" » и т. п. ). Занятия в данном случае чаще всего представляют собой набор предлагаемых детям заданий по развитию всех познавательных процессов независимо от того, есть у того или иного ребенка нарушения этих процессов или нет. Третья проблема связана с отсутствием отражения в планах коррекционной работы ее индивидуализированного характера. Об этом свидетельствуют запросы учителей-дефектологов в приобретении готовых, унифицированных планов и программ коррекционной работы. Четвертая проблема связана с отсутствием единых подходов к планированию коррекционной работы. Это приводит к тому, что в разных регионах республики планирование этого вида деятельности осуществляется по-разному. Выделенные проблемы в планировании коррекционной работы значительно снижают реализацию потенциальных возможностей занятий коррекционного компонента. Ведь планирование отражает понимание специалистом сути предстоящей деятельности, ее направленности и содержания.

 

63. Технология планирования корр. работы с учащ. с ТНР.

Технология планирования - это совокупность методов, приемов, способов в их взаимосвязи по формированию оптимальных плановых решений, направленных на достижение поставленных целей. Технология планированиякоррекционной работы с учащимися с ТНР включает следующие этапы: Первый этап - диагностический. Цель - выявить причины возникновения трудностей детей в учении. Средства достижения цели - специальные задания диагностического характера; Продукт (результат) - сведения о симптомах учебных затруднений и причинах их возникновения у учащихся, зафиксированные в диагностических картах. Второй этап - аналитический. Цель - определить направления и задачи коррекционной работы с учащимися. Средства достижения цели - анализ диагностических карт. Продукт (результат) - перспективный план коррекционной работы, который включат в себя направление и задачи.  функций.

Третий этап - стратегический (прогностический). Цель - выделить комплекс задач, над которым учитель-дефектолог планирует работать в течение определенного периода.  Средства достижения цели - анализ перспективного плана коррекционной работы и школьной программы. На основе сопоставления этих двух объектов анализа определяется, над какими обобщенными умениями и в какой области развития надо работать в первую очередь, так как от этого зависит степень успешности ребенка при усвоении программного материала. Продукт (результат) - план коррекционной работы. Этот план состоит из двух частей: в первой, основной части плана указываются задачи коррекционной работы (задачи прописываются по направлениям коррекционной работы с указанием учащихся, для которых они актуальны), а вторая часть плана - календарно-тематический план коррекционных занятий, который составляется на одну (ближайшую) неделю. Также можно отметить и то, что технология планированиякоррекционной работы с учащимися с ТНР включает: - выбор оптимальных для развития ребёнка с ТНР коррекционных методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями; -организация и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий; -системное и разностороннее развитие речи и коррекцию речевых расстройств; - совершенствование коммуникативной деятельности; - формирование и коррекцию общефункциональных и специфических механизмов речевой деятельности; - развитие и коррекцию дефицитарных функций (сенсорных, моторных, психических) у учащихся с ТНР; -развитие познавательной деятельности, высших психических функций (что возможно только лишь в процессе развития речи); - формирование или коррекцию нарушений развития личности, эмоционально-волевой сферы с целью максимальной социальной адаптации учащихся с ТНР.

 

64. Концептуальные подходы к интегрированному обучению и воспитанию учащихся с ТНР. Интегрированное образование – это процесс совместного обучения и воспитания детей с ОПФР и не имеющих таких ограничений – посредством создания дополнительных специализированных условий. Цель такого образования – социализация ребенка Создание особых условий обучения детей с ТНР: 1. Специальный учебный план. 2. Продление срока обучения. 3. Увеличение количества часов на предметы. 4. Коррекционно-развивающая область учебного плана. 5. Психолого-педагогическое сопровождение. 6. Логопедическое сопровождение. 7. Использование специальных учебников, рабочих тетрадей. 8. Поэтапное усвоение программного материала. 9. Материально-техническое оснащение образовательного процесса 10. Специальная подготовка педагогических кадров. 11. Согласованная работа учителя-логопеда (педагога-психолога) с учителем начальных классов с учетом особых образовательных потребностей обучающихся. Концепция интегрированного обучения строится на трех основных принципах: ранней диагностике и коррекции; обязательной коррекционной помощи каждому ребенку, интегрированному в общеобразовательное пространство; обоснованном отборе детей для интегрированного обучения. Для детей с ТНР возможны такие модели интеграции: - частичная, когда ребенок с ТНР находится в образовательном учреждении, в котором обучаются и нормально развивающиеся дети, получая при этом систематическую помощь специалистов. В дошкольном возрасте дети посещают детские учреждения комбинированного вида и получают помощь логопеда, психолога в группах компенсирующей направленности. В школьном возрасте посещают массовую школу, но учатся в специальных классах, не включаясь в процесс совместного обучения с остальными детьми, т. е. имеет место частичная интеграция; - полная, когда 1—2 ребенка с отклонениями в развитии вливаются в обычные группы детского сада или классы школы (например, дети с ринолалией); по уровню своего психофизического, речевого развития они соответствуют возрастной норме и психологически готовы к совместному обучению; коррекционную помощь они получают по месту обучения, или ее оказывают им родители под контролем специалистов. Идея такой интеграции близка идее инклюзивного образования, когда образовательная интеграция детей с ТНР предполагает не просто обучение и воспитание детей с нарушениями речи совместно с нормально развивающимися сверстниками, а организованную совместную жизнь всех воспитанников в стенах образовательного учреждения. Без ранней диагностики дети с ТНР попадают в условия спонтанной интеграции. Находясь в среде нормально развивающихся сверстников без четких, рекомендованных специалистами показаний, дети не получают специализированной логопедической помощи. Наиболее адекватными условиями для интегрированного обучения дошкольников располагают комбинированные образовательные учреждения,             то есть те, в которых имеются как обычные, так и специальные группы, в которые попадают дети по направлениям психолого-медико-педагогических комиссий. Организация педагогической помощи детям с ТНР в аспекте содействия образовательной интеграции должна быть направлена на: развитие коммуникативных умений и навыков; формирование социального поведения, поддержание и расширение социального взаимодействия; помощь в овладении социальными ролями; расширение причастности к групповому опыту и усиление чувства принадлежности; сопровождение и стабилизацию досуговой деятельности; обеспечение благоприятных условия для совместной деятельности детей, с целью преодоления изолированности детей с нарушениями речи; создание в социальном окружении ребенка благоприятного психологического климата для морального и эмоционального воспитания.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...