По курсу «Социальная психология»
Стр 1 из 15Следующая ⇒ Министерство образования и культуры РФ Калужский государственный педагогический университет им.К.Э.Циолковского Факультет психологии Социальная психология Методическое пособие для студентов дневного и вечернего отделений факультета психологии Калуга - 2004 Социальная психология/ Методическое пособие для студентов дневного и вечернего отделений факультета психологии. Сост. В.В.Говорун, О.В.Голубева, И.П.Краснощеченко, В.В.Спасенников. / Под ред. Краснощеченко И.П. Изд. 2-е дополненное - Калуга: КГПУ им. К.Э.Циолковского, 2004.
Рецензенты: В.В.Селиванов, д.пссихол.н., профессор, декан факультета психологии Смоленского гуманитарного университета В.А.Романенко, к.психол.н.. доцент кафедры психологии Калужского государственного педагогического университета им.К.Э.Циолковского
Методическое пособие знакомит с содержанием семинарских, лабораторно-практических занятий по курсу «Социальная психология». В пособие включены вопросы для подготовки к итоговому контролю, список литературы, тематика рефератов, а также задания для самостоятельной работы студентов. Изучение социальной психологии поможет студентам в понимании многих социально-психологических процессов, происходящих в повседневной жизни, в ситуациях взаимодействия с отдельными людьми, группами, а в дальнейшем послужат фундаментом при освоении учебных дисциплин «Психология управления», «Организационная психология», «Экономическая психология» и др. © Говорун В.В., Голубева О.В., Краснощеченко И.П., Спасенников В.В. © КГПУ им.К.Э.Циолковского
Пояснительная записка
Социальная психология - дисциплина базового учебного плана, входящая в стандарт психологической подготовки по специальности 020400 - Психология.
Социальная психология - отрасль психологического знания, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в группы, а также психологические характеристики самих этих групп. Как учебная дисциплина социальная психология призвана сформировать системное представление студентов о развитии и становлении социально-психологических знаний, разнообразии подходов к рассмотрению и исследованию социально-психологических феноменов. Круг социально-психологических явлений, подлежащих изучению в рамках социальной психологии, весьма широк: личность в группе, общение, коммуникация, взаимодействие людей, их влияние друг на друга, малые и большие группы, социально-психологические феномены: групповая динамика, лидерство, руководство, подчинение в группе, социальная фасилитация, ингибиция, и т.д. Курс "Социальная психология", рассчитанный на 60 учебных аудиторных часов (в т.ч. 30 часов - лекций, 10 - семинарских, 20 часов лабораторных и практических занятий), завершается экзаменом. Материалы, содержащиеся в методических рекомендациях, содержат учебный план курса, вопросы итогового контроля, список литературы, темы рефератов по курсу, а также задания для подготовки студентов к семинарским и практическим занятиям по курсу «Социальная психология». Задания к семинарским занятиям содержат перечень вопросов, требующих проработки источников, представленных в соответствующем списке, вопросы для самоконтроля. Задания к практическим и лабораторным занятиям также включают вопросы для подготовки, предполагающие осмысление теоретических знаний, необходимых для освоения методик и приемов диагностики социально-психологических процессов. Некоторые задания к практическим занятиям, вошедшие в данные в методические рекомендации, предполагается использовать на занятиях Психологического практикума 2-го курса, ориентированного на подготовку студентов к учебно-психологической практике.
Теоретические знания, полученные в ходе изучения социальной психологии, помогут студентам в понимании многих социально-психологических процессов, происходящих в повседневной жизни, в ситуациях взаимодействия с отдельными людьми, группами, а в дальнейшем послужат фундаментом при освоении учебных дисциплин «Психология управления», «Организационная психология», дисциплин специализаций «Психология управления», «Экономическая психология» и др.
Основные единицы государственного образовательного стандарта Высшего профессионального образования по специальности 020400 – Психология по курсу «Социальная психология»
История формирования социально-психологических идей: социально-психологические идеи в рамках философских и социологических учений, социальные и теоретические предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную дисциплину. Первые социально-психологические теории; закономерности общения и взаимодействия людей: соотношение категорий общение и деятельность; общение как коммуникация, общение как интеракция и общение как социальная перцепция; психология группы; психологические особенности больших социальных общностей; структурные и динамические характеристики малой группы; проблемы личности в социальной психологии; социализация, социальная установка, проблемы личности и группы; практические приложения социальной психологии.
ЛИТЕРАТУРА по курсу «Социальная психология» 1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. 2. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2001. – Базовый учебник. 3. Андреева Г. М., Богомолова Н, Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. 4. Асмолов Р.С. Психология личности. М., 1990. 5. Бакирова Г.Х. Тренинг управления персоналом. СПб: Речь.2004. 6. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: Прогресс, 1988. 7. Бернс Р. Развитие Я-концепции и обучение. М., 1987.
8. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1983. 9. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. М., 1983. 10. Большаков Б.Ю. Психотренинг: социодинамика, игры, упражнения. СПб: Социально-психологический центр, 1996. 11. Бороздина Г.В. Психология делового общения. М.: ИНФРА-М., 1999. 12. Говорун В.В., Краснощеченко И.П., Спасенников В.В. Социальная психология. Методические рекомендации к проведению лабораторно-практических и семинарских занятий. Калуга, 2001. 13. Годфруа Ж. Что такое психология. М., 1992. Т.2. 14. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. 15. Десев Л. Психология малых групп. М.,1979. 16. Деркач А.А. Социальная психология. М.: Академия, 2003. 17. Донцов А. И. Психология коллектива. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 18. Емельянов Ю.М. Активное социально-психологическое обучение. Л.: ЛГУ, 1985. 19. Жуков Ю. М. Эффективность делового общения. М.: Знание, 1988. 20. Зазыкин В.Г., Чернышев А.П. Менеджер: психологические секреты профессии. М, 1992. 21. Зейгарник Б. Ф. Теории личности в зарубежной психологии. М., 1982. 22. Зинкевич-Евстигнеева Т., Фролов Д., Грабенко Т. Технология создания команды. СПб: Речь, 2002. 23. Зимбардо Ф., Ляйпе М. Социальное влияние. СПб.: Питер, 2000. 24. Кон И. С. Открытие "Я". М., 1980. 25. Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. М.: Стрингер, 1992. 26. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В., Загоруйко Е.Н. Идентичность в норме и патологии. Новосибирск, 2000. 27. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы. М.: Изд-во МГУ, 1991. 28. Кричевский Р.Л. Если Вы – руководитель… М., 1990. 29. Крысько В.Г. Социальная психология в схемах и комментариях. СПб.: Питер, 2003. 30. Кузин Ф.А. Культура делового общения. М.: Ось-89, 2000. 31. Курбатов В. И. Искусство управлять общением. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 32. Лидерство. Психологические проблемы в бизнесе. Дубна: издательский центр «Феникс», 1997. 33. Методы социальной психологии // Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е Семенова. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1977. 34. Методы эффективного обучения взрослых// Аксенова Е.А., Базаров Т.Ю. и др. М.- Берлин, 1998. 35. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988. 36. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. СПб.: Питер, 2000. 37. Лабунская В. А. Невербальное поведение. Ростов: Изд-во Ростов ун-та, 1986. 38. Лебон Г. Психология масс и народов. М., 1994. 39. Лютенс Ф. Организационное поведение. М.:ИНФРА-М, 1999. 40. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. М.: Совершенство, 1998. 41. Методики социально-психологического исследования личности и малых групп. /Сборник научных трудов. Ответственные редакторы: А.Л.Журавлев, Е.В.Журавлева. М.: ИП РАН, 1995. 42. Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г.М.Андреевой, А.И.Донцова. М, МГУ, 1981.
43. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1999. 44. Немов Р.С. Психология. В 2-х книгах. Книга 1. М.: Владос, 1994. 45. Немов Р.С. Психологические условия и критерии эффективности работы коллектива. М.: Знание, 1982. 46. Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу. Книга для учителей о психологии ученического коллектива. М.: Педагогика. 1988. 47. Ниренберг Дж., Калеро Г. Читать человека как книгу. М., 1990. 48. Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб: СПбГУП, 2003. 49. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. М.: Питер, 2000. 50. Петровская Л. А. Компетентность в общении. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. 51. Петровская Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. М.: МГУ, 1985. 52. Петровский А. В. Личность. Деятельность Коллектив. М.: Политиздат, 1982. 53. Пиз А. Язык жестов. М., 1993. 54. Практикум по социально-психологическому тренингу./Под ред Б.Д.Парыгина. СПб: Изд-во Михайлова, 2000. 55. Психология. Учебник/ Под ред. А.А.Крылова. М. ПБОЮЛ, 2000. 56. Психология развивающейся личности / Под ред. А.В.Петровского. М., 1987. 57. Психология совместной жизнедеятельности малых групп и организаций. / Под ред А.Л.Журавлева и Е.В.Шороховой. И., 2001. 58. Психология формирования и развития личности. М., 1981. 59. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М., 1974. 60. Робер М.-А, Тильман Ф. Психология индивида и группы. Прогресс, 1988. 61. Рудестам К. Групповая психотерапия. М.: Прогресс, 1990. 62. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. 63. Совместная деятельность // Под ред. А.Л.Журавлева, П.Н.Шихерева, Е.ВШороховой М.: Наука, 1988 64. Современная зарубежная социальная психология. Тексты./ Под ред. Г.М.Андреевой, Н.Н.Богомоловой, Л.А.Петровской. М.: МГУ, 1984. 65. Социальная психология /Под ред. А.Н.Сухова и А.А.Деркача. М.: Академия, 2003. – Базовый учебник. 66. Социальная психология в современном мире/ Т.Л.Алавидзе, Г.М.Андре-ева, Е.В.Антонюк и др.; Под ред. Г.М.Андреевой, А.И.Донцова. М.: Аспект Пресс, 2002. 67. Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Самара, 1996. 68. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М., 1980. 69. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994. 70. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1994. 71. Фромм Э. Искусство любви. Минск. 1991. 72. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М.: Прогресс - Универс, 1993. 73. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. М.: Физкультура и спорт, 1988. 74. Чернышев В.Н., Двинин А.П. Человек и персонал в управлении. СПб., 1997. 75. Чикер В.А. Психологическая диагностика организации и персонала. СПб.: Речь, 2003. 76. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. С.Пб. Питер, 1998. 77. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании Часть 1. Ростов-на-Дону.1993. 78. Шибутани Т. Социальная психология. М.- Ростов-на Дону: Феникс, 1998. 79. Шихирев П. Н. Современная социальная психология в Западной Европе. М.: Наука, 1985. 80. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М., 1980. 81. Хьелл Л. Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1999. 82. Эриксон Э. Идентчность: юность и кризис. М., 1994.
ВОПРОСЫ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ 1. Феноменология социальной психологии. Предмет и объект науки. 2. Основные категории и понятия социальной психологии. 3. Становление и развитие социальной психологии за рубежом. 4. Развитие отечественной социальной психологии. 5. Общая характеристика методов социальной психологии. 6. Общая характеристика основных направлений и научных школ зарубежной психологии. 7. Бихевиоральный и необихевиоральный подход в социальной психологии (Дж.Уотсон, Б.Скиннер, А.Бандура, Д.Хоманс, Г.Келли, Дж.Тибо). 8. Когнитивная ориентация в социальной психологии (Л.Фестингер). 9. Интеракционистская ориентация в социальной психологии (М.Кун, Ч.Кули, Г.Блумер, Э.Гоффман). 10. Психоаналитический подход в социальной психологии (Т.Адорно, Доллард и Дуб, В.Беннис и Г.Шепард) 11. Принцип деятельности в отечественных социально-психологических исследованиях. 12. Социальная психология личности. Развитие Я-концепции личности и процесс социализации. Понятие о личностной и социальной идентичности. 13. Социальные установки личности и их роль в регуляции поведения личности. Понятие аттитьюда в социальной психологии. Структура аттитьюда. 14. Механизмы самопознания личности в социальном взаимодействии. Понятие об "окнах" Иогари. 15. Э.Фромм о социализации и формировании социального характера. 16. Понятие социализации личности. Подходы к рассмотрению социализации. Модель развития личности в группе (по А.В.Петровскому). 17. Этапы социализации личности (по Э.Эриксону). 18. Институты социализации, их вклад в социальное развитие личности. 19. Социализация, дифференцированная по половому признаку. Гендерные роли, их характеристика. 20. Феномены самоэффективности личности (А.Бандура) и выученной (приобретенной) беспомощности (М.Селигман). Условия развития и повышения самоэффективности личности. Причины развития приобретенной беспомощности и условия предупреждения ее возникновения. 21. Социально-психологические барьеры личности: понятие, функции, природа. Виды социально-психологических барьеров: барьеры личности и общности, барьеры деятельности, барьеры общения. 22. Проблема общения в работах отечественных психологов: Б.Г.Ананьева, В.Н.Мясищева, А.А.Бодалева, А.А.Леонтьева. 23. Общая характеристика общения. Функции общения. Виды общения: диалогическое, императивное, манипулятивное, ритуальное общение. 24. Общение как процесс обмена информацией. Характеристика коммуникативной стороны общения. 25. Общение как процесс взаимодействия между людьми. Характеристика интерактивной стороны общения. 26. Общение как процесс восприятия и понимания людьми друг друга. Характеристика перцептивной стороны общения. Механизмы социальной перцепции. А.А.Бодалев о межличностном восприятии и понимании. 27. Невербальная коммуникация. Знаковые системы и из характеристика: оптико-кинетическая, пара- и экстралингвистическая системы, система организации пространства и времени коммуникативного процесса, система визуального контакта. 28. Понятие о межличностной аттракции. Условия возникновения аттракции. Уровни аттракции. 29. Механизмы стереотипизации, эмпатии и идентификации в социальном познании. Позитивные и негативные стороны стереотипизации. 30. Значение критики во взаимоотношениях людей. Конструктивная и деструктивная критика. Формы конструктивной критики. 31. Деловая беседа. Ее структура. Приемы аргументации и контраргументации. 32. Социально-психологическая характеристика конфликтов. Типология конфликтов. Стадии протекания конфликтов. 33. Методы профилактики и урегулирования конфликтов. Переговоры как метод урегулирования конфликтов. 34. Понятие о группах в социальной психологии. Классификация групп. Их основные признаки. 35. Структура малой группы: формальная и неформальная. Распределение ролей в группе. 36. Развитие группы. Характеристика подходов к рассмотрению развития группы в отечественной психологии (Л.И.Уманский, А.Г.Ковалев, А.В.Петровский). Стадии развития группы и их особенности. 37. Исследования малой группы в отечественной психологии. Группа как субъект деятельности и отношений. Стратометрическая теория А.В.Петровского. 38. Понятие о социально-психологическом климате в группе. Факторы СПК. Условия оптимизации психологического климата в группе. 39. Руководство и лидерство в малых группах. Влияние и власть руководителя. Формы власти. 40. Теории происхождения лидерства. Теории черт лидера (Стогдилл, Манн). Поведенческий подход в рассмотрении лидерства (Левин, Ликерт). Ситуационные теории (Модели Фидлера, Херсея и Бланшарда, Хауза и Митчелла). 41. Понятие о стилях лидерства в группе, их характеристика и влияние на групповые процессы. 42. Социальная психология совместной деятельности. Формы организации совместной деятельности. Индивидуальная и совместная деятельность: сравнительный анализ эффективности. Исследования совместимости в совмест-ной деятельности. 43. Групповая динамика: теория и исследования. Вклад К.Левина в развитие социальной психологии. Исследования групповой динамики в отечественной психологии. 44. Факторы, влияющие на эффективность групповой деятельности. Распределение ролей в группе. 45. Социально-психологические феномены: социальная фасилитация, социальная ингибиция, групповая поляризация. Эксперименты Н.Триплета. 46. Социально-психологические феномены: групповое давление. Эксперименты Аша. Понятие конформизма, нонконформизма, конформности. 47. Групповые нормы и их значение для группы. Процесс нормообразования в группе. Эксперименты Шерифа и Милгрема. 48. Социально-психологические феномены: групповое единомыслие. Причины проявления, позитивные и негативные аспекты проявления группового единомыслия в деятельности организации, условия преодоления негативных последствий. 49. Социально-психологическое воздействие: сущность, структур, принципы. 50. Способы социально-психологического влияния: заражение, внушение, убеждение, пример. 51. Манипулятивные приемы влияния, используемые в социальной практике. 52. Межгрупповые отношения. Эксперименты М.Шерифа по межгрупповому взаимодействию. В.С.Агеев о межгрупповом взаимодействии. Сущность феноменов внутригруппового и внешнегруппового фаворитизма. 53. Социальные стереотипы и их свойства (согласованность, схематичность и упрощенность, эмоционально-оценочная нагруженность, устойчивость, ригидность к новой информации). Значение стереотипов в межличностных отношениях. 54. Психология больших групп. Понятия "толпа", "публика", "аудитория" и их социально-психологическая характеристика. Г.Лебон, С.Московиси о поведении толпы. 55. Современное общество: социально-психологические характеристики страт. 56. Психология общественного сознания. Психологическая сущность воздействия на массовое сознание выборных технологий. 57. Массовая коммуникация. Понятие, сущность, этапы исследования. Основные социально-психологические функции массовой коммуникации (социальная ориентировка и участие в формировании общественного мнения, аффилитация, социальная идентификация, контакт с другим человеком, самоутверждение). 58. Социально-психологический тренинг как метод АСПО. Ю.М.Емельянов, Л.А.Петровская, Б.Д.Парыгин о СПТ. 59. Дискуссионные методы в АСПО: метод мозгового штурма, групповое принятие решения, метод фокус-группы. 60. Игровые методы в АСПО: деловые игры, ролевые игры, организационно-деятельностные игры. 61. Приемы активного слушания в профессиональном общении психолога с клиентом. 62. Реклама как социально-психологический феномен. 63. Прикладная социальная психология и политика. 64. Прикладная социальная психология в сфере экономики. 65. Прикладная социальная психология в образовании. 66. Прикладная социальная психология в здравоохранении. СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНРАСКИХ И ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|