Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гипотетическая ролевая структура группы




(название таблицы записывается в конце занятия)

Лидергруппы-

«Звезда» -

«Генератор идей» -

«Заводила» -

«Коллективист» -

«Единоличник» -

«Избегаемый» -

1. ЛИДЕР ГРУППЫ - формальный или неформальный руководитель, организатор деятельности, лицо, пользующееся несомненным авторитетом.

2. "ЗВЕЗДА" - наиболее популярный член группы, не принимающий непосредственного участия в управлении (может совпадать или не совпадать с лидером).

3. "ГЕНЕРАТОРИДЕЙ"- лицо, к решениям которого привыкли прислушиваться, обращаются за помощью и т.п.

4. "ЗАВОДИЛА" - весельчак, компанейский парень (девушка). Душа общества.

5. КОЛЛЕКТИВИСТ - исполнитель, середняк группы, принимающие активное участие во всех мероприятиях, но не в главных ролях (2-3 человека).

6. ЕДИНОЛИЧНИК - тихони, члены группы, не проявляющие интереса к происходящему в группе, как по собственной воле, так и в силу других причин.

7. ИЗБЕГАЕМЫЙ - лицо, с которым мало общаются, не приглашают к участию в совместных мероприятиях и т.п., в крайних случаях изгой, аутсайдер.

Как видно, этот список включает социометрические статусы и позволяет, кроме того, по совпадению первых четырех пунктов определить тип лидера (эмоциональный, деятельностный и т. п.)

4.б. Составление гипотез-карты межличностных отношений в группе.

Инструкция: Заполните предложенную таблицу. Включите всех членов группы, в том числе и отсутствующих и не забудьте себя.

 

 

Гипотез-карта группы
Ф.И.О. Личные предпочтения Чем обусловлены Авторитетные личности Коммуникация Критичность оценок Позиция Роль в группе
               
               
               

 

1 Ф.И.О. - фамилии и инициалы всех членов группы, включая себя.

2 ЛИЧНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ - члены группы, которым отдают предпочтение в совместной деятельности, взаимопомощь, общение.

3. ЧЕМ ОБУСЛОВЛЕНЫ - личные качества (какие), дружба, финансовый интерес.

4. АВТОРИТЕТНЫЕ ЛИЧНОСТИ - кто способен оказать влияние, через кого можно воздействовать: член группы, родители, преподаватели, никто.

5. КОММУНИКАЦИЯ - по двум параметрам:

- склонен/не склонен сообщать информацию;

- склонен/не склонен принимать информацию.

 

 


6. КРИТИЧНОСТЬОЦЕНОК проявляется в том, каким образом, насколько критично, с предубеждениемили без предубеждения относится к однокурсникам, может ли менять свое мнение о них.

7. ПОЗИЦИЯ - направленность в общении: свысока, на равных, снизу.

8. РОЛЬ В ГРУППЕ - вписывается ли в коллектив, не возможно обойтись, является причиной конфликтов в группе.

5. Подведение итогов занятия

Проделанная во время занятия работа принимается за исходные гипотезы. Студентам сообщаются названия таблиц и дальнейшие задачи.

Семинарское занятие

Теоретические ориентации зарубежной социальной психологии.

Цель: рассмотреть основные подходы, сложившиеся в зарубежной психологии

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ.

1. Необихевиористкая ориентация. Межличностные отношения. Оперантное научение Б.Ф.Скиннера [6, 339-352]. Теория социального научения (Дж.Роттер) [6, 412-422].Теория взаимозависимости (Келли Г., Тибо Дж.). Социальное поведение как обмен (Хоманс Дж,). [1], [3, с.50-91].[4].

2. Когнитивизм как доминирующая ориентация в современной социальной психологии. Теория диссонанса. Понятие каузальной атрибуции. [1], [3, с. 92-137],[4].

3. Интеракционная ориентация. Теория ролей в концепции символического интеракционизма (Дж. Мид, Г. Блумер, Э. Гоффман). [1], [3, с.169-196], [4].

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект - Пресс, 1997. с. 40-46.

2. Введение в практическую социальную психологию. /Под ред. Ю.М.Жукова, Л.А.Петровской, О.В.Соловьевой– M.: Наука, 1994.

3. Современная зарубежная социальная психология. Тексты. /Под ред. Г.М.Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А.Петровской. - М.: МГУ. 1984.

4. Хрестоматия по социальной психологии. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. с. 5-11, с. 12-19.

5. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1999.

Темы рефератов

1. Социальная психология как наука. Место социальной психологии в системе научного знания.

2. История формирования социально-психологических знаний. Ведущие ориентации в современной зарубежной социальной психологии.

3. Исходные принципы и проблематика исследований в когнитивной ориентации.

4. Практические приложения теории ролей в социальной психологии.

5. Основные принципы социального научения.

6. История развития отечественной социально-психологической науки.

7. Развитие практической социальной психологии как область профессиональной деятельности в современной России.

Раздел 2. Социальная психология личности

Семинарское занятие

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...