Гипотетическая ролевая структура группы
(название таблицы записывается в конце занятия) Лидергруппы- «Звезда» - «Генератор идей» - «Заводила» - «Коллективист» - «Единоличник» - «Избегаемый» - 1. ЛИДЕР ГРУППЫ - формальный или неформальный руководитель, организатор деятельности, лицо, пользующееся несомненным авторитетом. 2. "ЗВЕЗДА" - наиболее популярный член группы, не принимающий непосредственного участия в управлении (может совпадать или не совпадать с лидером). 3. "ГЕНЕРАТОРИДЕЙ"- лицо, к решениям которого привыкли прислушиваться, обращаются за помощью и т.п. 4. "ЗАВОДИЛА" - весельчак, компанейский парень (девушка). Душа общества. 5. КОЛЛЕКТИВИСТ - исполнитель, середняк группы, принимающие активное участие во всех мероприятиях, но не в главных ролях (2-3 человека). 6. ЕДИНОЛИЧНИК - тихони, члены группы, не проявляющие интереса к происходящему в группе, как по собственной воле, так и в силу других причин. 7. ИЗБЕГАЕМЫЙ - лицо, с которым мало общаются, не приглашают к участию в совместных мероприятиях и т.п., в крайних случаях изгой, аутсайдер. Как видно, этот список включает социометрические статусы и позволяет, кроме того, по совпадению первых четырех пунктов определить тип лидера (эмоциональный, деятельностный и т. п.) 4.б. Составление гипотез-карты межличностных отношений в группе. Инструкция: Заполните предложенную таблицу. Включите всех членов группы, в том числе и отсутствующих и не забудьте себя.
1 Ф.И.О. - фамилии и инициалы всех членов группы, включая себя. 2 ЛИЧНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ - члены группы, которым отдают предпочтение в совместной деятельности, взаимопомощь, общение. 3. ЧЕМ ОБУСЛОВЛЕНЫ - личные качества (какие), дружба, финансовый интерес. 4. АВТОРИТЕТНЫЕ ЛИЧНОСТИ - кто способен оказать влияние, через кого можно воздействовать: член группы, родители, преподаватели, никто. 5. КОММУНИКАЦИЯ - по двум параметрам: - склонен/не склонен сообщать информацию; - склонен/не склонен принимать информацию.
6. КРИТИЧНОСТЬОЦЕНОК – проявляется в том, каким образом, насколько критично, с предубеждениемили без предубеждения относится к однокурсникам, может ли менять свое мнение о них. 7. ПОЗИЦИЯ - направленность в общении: свысока, на равных, снизу. 8. РОЛЬ В ГРУППЕ - вписывается ли в коллектив, не возможно обойтись, является причиной конфликтов в группе. 5. Подведение итогов занятия Проделанная во время занятия работа принимается за исходные гипотезы. Студентам сообщаются названия таблиц и дальнейшие задачи. Семинарское занятие Теоретические ориентации зарубежной социальной психологии. Цель: рассмотреть основные подходы, сложившиеся в зарубежной психологии ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ. 1. Необихевиористкая ориентация. Межличностные отношения. Оперантное научение Б.Ф.Скиннера [6, 339-352]. Теория социального научения (Дж.Роттер) [6, 412-422].Теория взаимозависимости (Келли Г., Тибо Дж.). Социальное поведение как обмен (Хоманс Дж,). [1], [3, с.50-91].[4]. 2. Когнитивизм как доминирующая ориентация в современной социальной психологии. Теория диссонанса. Понятие каузальной атрибуции. [1], [3, с. 92-137],[4]. 3. Интеракционная ориентация. Теория ролей в концепции символического интеракционизма (Дж. Мид, Г. Блумер, Э. Гоффман). [1], [3, с.169-196], [4]. ЛИТЕРАТУРА 1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект - Пресс, 1997. с. 40-46.
2. Введение в практическую социальную психологию. /Под ред. Ю.М.Жукова, Л.А.Петровской, О.В.Соловьевой– M.: Наука, 1994. 3. Современная зарубежная социальная психология. Тексты. /Под ред. Г.М.Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А.Петровской. - М.: МГУ. 1984. 4. Хрестоматия по социальной психологии. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. с. 5-11, с. 12-19. 5. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1999. Темы рефератов 1. Социальная психология как наука. Место социальной психологии в системе научного знания. 2. История формирования социально-психологических знаний. Ведущие ориентации в современной зарубежной социальной психологии. 3. Исходные принципы и проблематика исследований в когнитивной ориентации. 4. Практические приложения теории ролей в социальной психологии. 5. Основные принципы социального научения. 6. История развития отечественной социально-психологической науки. 7. Развитие практической социальной психологии как область профессиональной деятельности в современной России. Раздел 2. Социальная психология личности Семинарское занятие
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|