Артикуляция ребенка при произнесении 10 наименований доступна для понимания знакомыми взрослыми, которые не видят называемый предмет (ТСТ)
Цель:
Определить, могут ли взрослые понять произносимые ребенком слова, когда взрослые не видят предмет, называемый ребенком.
Материалы:
Предметы, которые ребенок может называть.
Примеры:
Когда взрослый берет карточку с картинкой и просит ребенка назвать изображенный на ней предмет, второй взрослый, не видя картинки, может понять слово, произнесенное ребенком.
Оценка в 1
Засчитайте ребенку 1 балл, если знакомые ему взрослые, которые не
балл:
видят называемый предмет, могут понять его артикуляцию при произнесении 10 наименований.
Оценка в 1/2 балла:
Засчитайте ребенку 1/2 балла, если знакомые ему взрослые, которые не видят называемый предмет, могут понять его артикуляцию при произнесении 5 наименований.
Лингвистика
7-М
Ребенок понимает как слушатель не менее 100 слов (например, «дотронься до носа», «попрыгай», «найди ключи») (ТСТ)
Цель:
Определить, увеличивается ли словарный запас ребенка
Материалы:
Распространенные и соответствующие возрасту предметы и занятия.
Примеры:
Когда взрослый просит ребенка: «Можешь найти пожарную машину? », ребенок прикасается к пожарной машине на картинке, изображающей несколько транспортных средств.
Оценка в 1 балл:
Засчитайте ребенку 1 балл, если его словарный запас слушателя составляет 100 слов, определяя понимаемые ребенком слова путем выбора предметов из набора (5 предметов) или выполнения специфических действий.
Оценка в 1/2 балла:
Засчитайте ребенку 1/2 балла, если его общий словарный запас слушателя составляет 50 слов, что выявляется путем выбора предметов в наборе из 5 или выполнением специфических действий.
Лингвистика
8-М
В день ребенок произносит 10 различных высказываний, состоящих из 2 слов любого типа, кроме эхо-реакций (например, манд, такт) (НАБ)
Цель:
Определить, формируется ли фразовая речь ребенка, произносит ли он фразу из 2 или более слов.
Материалы:
Нет специфических материалов.
Примеры:
Например, ребенок говорит «мама ушла» (такт) или «большое печенье» (манд).
Оценка в 1 балл:
Поставьте 1 балл, если ребенок в день произносит 10 различных высказываний, состоящих из 2 слов, любого типа, кроме эхо-реакций (например, манд, такт). Данные реакции могут включать вербальные подсказки, например, «Что это? » или «Что ты хочешь? ».
Оценка в 1/2 балла:
Поставьте 1/2 балла, если ребенок в день произносит 5 различных высказываний, состоящих из 2 слов, любого типа, кроме эхо-реакций (например, манд, такт).
Лингвистика
9-М
Ребенок может делать логические ударения, изменяет ритм речи, интонацию, другие просодические компоненты речи 5 раз в течение дня (например, делает акцент или ударение на определенных словах, к примеру, «это МОЕ! ») (НАБ)
Цель:
Определить, насколько разнообразны произносимые ребенком звуки, есть ли у этого разнообразия вербальная функция. В частности, оказывают ли вариации определенное влияние на слушателя, например, демонстрируя текущее эмоциональное состояние ребенка.
Материалы:
Нет специфических материалов.
Примеры:
Ребенок произносит: «Я не хочу идти» жалобным голосом.
Оценка в 1 балл:
Засчитайте ребенку I балл, если функциональные просодические изменения в речи (например, ритм, ударение, интонация) происходят 5 раз в течение дня.
Оценка в 1/2 балла:
Засчитайте ребенку 1/2 балла, если просодические изменения (например, ритм, ударение, интонация) происходят 2 раза в течение дня.
Лингвистика
10-М
Общий активный словарный запас ребенка составляет 300 слов (включая все вербальные действия, кроме эхо-реакций) (КОМ)
Цель:
Определить, расширяется ли активный словарный запас ребенка.
Материалы:
Распространенные и соответствующие возрасту предметы и занятия.
Примеры:
Когда взрослый просит ребенка назвать ряд различных предметов, изображенных на картинках в книжке «Моя первая книга» или «Энциклопедия дошкольника»[‡‡], ребенок может это сделать.
Оценка в 1 балл:
Поставьте I балл, если общий активный словарный запас ребенка составляет 300 слов.
Оценка в 1/2 балла:
Поставьте 1/2 балла, если общий активный словарный запас ребенка составляет 200 слов.
ГЛАВА 5
ИНСТРУКЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ БАЛЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В РАЗДЕЛЕ «ОЦЕНКА ВЕХ РАЗВИТИЯ». УРОВЕНЬ 3
В данной главе содержатся конкретные инструкции по проведению оценки вех развития VB- МАРР третьего уровня. В уровне 3 добавлены три новых области навыков: «Чтение», «Письмо» и «Математика». Данные области навыков не включены в оценку на более ранних уровнях, потому чтоу большинства типично развивающихся детей, как правило, эти базовые академические навыки формируются позже (из этого правила есть исключения). Кроме того, не следует включать данные академические навыки в качестве компонентов учебной программы для ребенка с отставанием речевого развития, баллы которого сосредоточены на уровнях 1 и 2. Более сложные навыки чтения, письма, математики включаются в работу только в том случае, когда большинство навыков сосредоточено на третьем уровне, чтобы создать максимально благоприятные условия для освоения базовых навыков на уровнях 1 и 2. Как правило, освоение и закрепление навыков первого и второго уровней является условием перехода к более сложным, комплексным областям навыков, освоению академических знаний.
Две области навыков, таких как «Эхо» и «Моторная имитация», не включаются на третий уровень в связи с тем, что данные навыки не являются целевыми для ребенка, достигшего третьего уровня. Напомним, что существует четыре метода оценки каждого конкретного навыка: (1) формальное тестирование (ТСТ), (2) наблюдение (НАБ), (3) комбинация формального тестирования и наблюдения (КОМ), (4) наблюдение, ограниченное во времени (НОВ).