Вступает по собственной инициативе в физический контакт со сверстником, 2 раза (например, толкает его вагончик, держит за руки, водит хоровод и т. п. ) (НОВ: 30 минут)
Цель:
Определить, проявит ли ребенок инициативу к физическому взаимодействию со сверстником без подсказок со стороны взрослых. Данная интеракция может быть как невербальной, так и вербальной.
Что необходимо:
Сверстники, а также среда, обогащенная соответствующими возрасту игрушками, наборами для творчества, оборудованием.
Примеры:
На детской площадке ребенок спонтанно начинает играть в догонялки со сверстником вскоре после того, как игра в догонялки со сверстниками была проведена взрослыми. Ребенок присоединяется к своему сверстнику в воде и брызгается водой, что заставляет сверстника рассмеяться, и впоследствии ребенок повторяет данное поведение. Ребенок подходит к сверстнику, берет его за руку и тянет его к воде.
Оценка в 1 балл:
Засчитайте ребенку 1 балл, если он вступает по собственной инициативе во взаимодействие со сверстником 2 раза в течение 30-минутного наблюдения. Примите во внимание, что инициативы, произошедшие без подсказки, сначала могут сопровождаться негативными событиями, например, ребенок может столкнуть другого ребенка с велосипеда, чтобы получить велосипед. Социально неприемлемые виды взаимодействия не засчитываются.
Оценка в 1/2 балла:
Засчитайте ребенку 1/2 балла, если он по собственной инициативе вступает по взаимодействие со сверстником 1 раз в течение 30- минутного наблюдения.
Социальные
навыки
7-М
Спонтанно обращается с просьбой к сверстникам, 5 раз (например, «Моя очередь», «Покачай меня», «Смотри! », «Пойдем» и так далее) (НОВ: 60 минут)
Цель:
Определить, обращается ли ребенок с просьбами к своим сверстникам без подсказок со стороны взрослых. Засчитываются манд- реакции любого типа.
Что необходимо:
Сверстники, а также среда, обогащенная соответствующими возрасту игрушками, наборами для творчества, оборудованием.
Примеры:
Когда ребенок сидит в детской тележке, он просит сверстника «Покатай меня» без подсказок со стороны взрослых. Сидя за столом для творчества, ребенок зовет сверстника: «Смотри! » и показывает ему свою поделку или рисунок. Когда сверстник ест мармеладных мишек, ребенок просит сверстника: «Я тоже хочу мишку». На детской площадке целевой ребенок спонтанно просит сверстника: «Пойдем! », когда хочет, чтобы сверстник присоединился к его игре. Просьбы, обращенные к сверстникам, также включают просьбы удалить нежелательные предметы или прекратить нежелательные действия, например, «уйди», «отпусти», «отдай мое» и так далее.
Оценка в 1 балл:
Поставьте 1 балл, если ребенок обращается как минимум с двумя различными просьбами к своим сверстникам 5 раз в течение 60- минутного наблюдения.
Оценка в 1/2 балла:
Поставьте 1/2 балла, если ребенок обращается с просьбами к своим сверстникам 2 раза в течение 60-минутного наблюдения.
Социальные
навыки
8-М
Играет со сверстниками в социальную игру -без перерывов, как минимум 3 минуты без подсказок или поощрений со стороны взрослых (например, вместе с детьми раскладывает набор для игры, играет с водой и др. ) (НОВ: 30 минут)
Цель:
Определить, может ли ребенок самостоятельно играть со сверстниками в течение длительного промежутка времени, участвуя в любой деятельности, предполагающей специфическое вербальное и/или невербальное взаимодействие между детьми.
Что необходимо:
Сверстники, а также среда, обогащенная соответствующими возрасту игрушками, наборами для творчества, оборудованием.
Примеры:
Ребенок и его сверстники бросают друг в друга водяные шарики, наполняя их водой из крана. Ребенок играет со сверстниками в деревянном домике на детской площадке, например, они играют в «званый ужин». Ребенок и сверстник вместе занимаются сборкой модели из конструктора лего.
Оценка в 1 балл:
Засчитайте 1 балл, если ребенок непрерывно играет в социальную игру со сверстниками на протяжении 3 минут без подсказок в ходе 30-минутного наблюдения. Для того, чтобы балл был засчитан, должно произойти специфическое вербальное или невербальное взаимодействие. Не засчитывайте баллы, если ребенок просто присутствует при каком-то событии (например, смотрит видео) рядом со сверстниками. Это ближе к навыку параллельной игры.
Оценка в 1/2 балла:
Засчитайте 1/2 балла, если ребенок непрерывно играет в социальную игру со сверстниками на протяжении 2 минут без подсказок в ходе 30-минутного наблюдения.
Социальные
навыки
9-М
Спонтанно реагирует на просьбы со стороны сверстников, 5 раз (например, «Покатай меня в тележке», «Я хочу поезд») (КОМ)
Цель:
Определить, обучается ли ребенок реагировать на вербальное поведение своих сверстников. Одним из ранних проявлений этого навыка является способность ребенка правильно реагировать на просьбы сверстников без подсказок со стороны взрослых.
Что необходимо:
Сверстники, а также среда, обогащенная соответствующими возрасту игрушками, наборами для творчества, оборудованием.
Примеры:
Сверстник просит у ребенка ножницы во время занятия творчеством и ребенок дает сверстнику ножницы без подсказок со стороны взрослых. Сверстник говорит: «Дай мне пожарную машину», и ребенок подает сверстнику пожарную машину. Сверстник просит ребенка по-
катать его в детской тележке, и ребенок катает сверстника. Сверстник просит ребенка открыть двери, потому что у него заняты руки, и он хочет выйти на улицу, и ребенок выполняет просьбу сверстника.
Оценка в 1 балл:
Поставьте 1 балл, если ребенок реагирует как минимум на 2 различных просьбы сверстников 5 раз в течение наблюдения или тестирования. Не засчитывайте ребенку баллов, если для данного поведения ему требуется какая-либо подсказка со стороны взрослого.
Оценка в 1/2 балла:
Поставьте 1/2 балла, если ребенок реагирует на просьбы сверстников 2 раза в течение наблюдения или тестирования.
Социальные
навыки
10-М
Спонтанно приглашает сверстников принять участие в его игре, социальной деятельности и т. п., 2 раза (например, «Пойдемте, ребята», «Давайте выкопаем яму» и др. ) (НОВ: 60 минут)
Цель:
Определить, просит ли ребенок своих сверстников присоединиться к нему в какой-либо деятельности.
Что необходимо:
Сверстники, а также среда, обогащенная соответствующими возрасту игрушками, наборами для творчества, оборудованием.
Примеры:
Ребенок говорит сверстнику: «Иди сюда, давай поиграем», «Хочешь пойти в игрушечный домик? », «Давай будем космонавтами».
Оценка в 1 балл:
Засчитайте 1 балл, если ребенок спонтанно просит сверстников принять участие в играх, социальных играх или другой социальной деятельности 2 раза в течение 60-минутного наблюдения.
Оценка в 1/2 балла:
Засчитайте 1/2 балла, если ребенок спонтанно просит сверстников принять участие в играх, социальных играх или другой социальной деятельности 1 раз в течение 60-минутного наблюдения.