НАВЫКИ ВИЗУАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ И СОПОСТАВЛЕНИЯ С ОБРАЗЦОМ - уровень 3
Визуальное
восприятие
11-М
Во время занятия творчеством или рисованием спонтанно соотносит любую часть своей работы с аналогичной частью работы другого человека, 2 раза (например, сверстник раскрашивает шарик красным цветом, и ребенок выбирает красный цвет для своего шарика) (НАБ)
Цель:
Определить, происходит ли сопоставление в естественной среде, используются ли навыки сопоставления функционально, используются ли в качестве образца действия сверстников.
Материалы:
Обычный набор материалов для творчества.
Примеры:
Сверстник вырезает квадрат и использует его как шляпу для аппликации «Человечек», ребенок вырезает похожий квадрат и также использует его в качестве шляпы для такой же аппликации.
Оценка в 1 балл:
Засчитайте ребенку 1 балл, если он во время занятия творчеством спонтанно сопоставляет любую деталь изображения или поделки с образцом взрослого или сверстника 2 раза.
Оценка в 1/2 балла:
Засчитайте ребенку 1/2 балла, если он во время занятия декоративным изобразительным искусством спонтанно сопоставляет любую деталь изображения или поделки с образцом взрослого или сверстника 1 раз.
Визуальное
восприятие
12-М
Выполняет задание на обобщенное сопоставление неидентичных предметов в наборе из 10 расположенных в случайном порядке стимулов с 3 подобными стимулами, для 25 предметов (например, сопоставляет новые предметы с первой попытки) (ТСТ)
Цель:
Определить, приобрел ли ребенок способность находить самое близкое соответствие с любым образцом. Этот навык принято называть «обобщенный репертуар сопоставления».
Материалы:
Набор распространенных предметов и соответствующих им картинок (например, пластмассовый банан и картинка с изображением банана), а также предметы для сравнения (несколько других фруктов).
Примеры:
Когда ребенку в первый раз показывают пластмассовый ананас, а затем набор для сравнения, в котором содержится ананас и некоторые другие фрукты и овощи, ребенок способен найти ананас с первой попытки без какого-либо тренинга для определения ананасов.
Оценка в 1 балл:
Поставьте 1 балл, если ребенок выполняет задания на обобщенное неидентичное сопоставление новых для него предметов в наборе из 10 расположенных в случайном порядке стимулов с 3 подобными стимулами, для 25 предметов.
Оценка в 1/2 балла:
Поставьте 1/2 балла, если ребенок выполняет задания на обобщенное неидентичное сопоставление новых для него предметов в наборе из 10 расположенных в случайном порядке стимулов с 3 подобными стимулами, для 15 предметов.
Визуальное
восприятие
13-М
Складывает 20 различных моделей из кубиков, конструктора лето, пазлов или мозаики, а также выполняет сходные задания, предполагающие работу как минимум с 8 различными деталями (ТСТ)
Цель:
Определить, выполняет и ребенок задания на моделирование, причем материал для моделирования должен быть объемным (кубики, лего, и так далее), а сама модель - двумерной (изображение).
Материалы:
Наборы «Строитель», лего, блоки Деньеша, объемные пазлы и карточки с моделями’. Подобные наборы можно приобрести в детских магазинах развивающих игр или в интернет-магазинах.
Примеры:
Когда ребенку показывают модель из 8 кубиков различных цветов, ребенок воспроизводит эту модель из объемных кубиков.
Оценка в 1 балл:
Засчитайте ребенку 1 балл, если он складывает 20 различных моделей из кубиков, конструктора, формовых пазлов или выполняет другие подобные задания, предполагающие работу как минимум с 8 различными деталями.
Оценка в 1/2 балла:
Засчитайте ребенку 1/2 балла, если он складывает 20 различных моделей из кубиков, конструктора, формовых пазлов или выполняет другие подобные задания, предполагающие работу как минимум с 4 различными деталями.
Визуальное
восприятие
14-М
Сортирует 5 предметов из 5 различных категорий в отсутствии образца (например, животные, одежда, мебель и т. д. ) (ТСТ)
Цель:
Определить, может ли ребенок сортировать предметы по категориям, если ему не называется категория и не дается образец (предмет из этой категории).
Материалы:
Карточки с изображением известных ребенку предметов из различных категорий.
Примеры:
Когда ребенку дается 15 картинок с изображением пищи, одежды и транспортных средств, ребенок способен разделить их на 3 соответствующих группы.
_________________________
*В оригинале DLM Block Design Set
Оценка в 1 балл:
Засчитайте 1 балл, если ребенок сортирует как минимум 5 предметов из 5 различных категорий в отсутствие модели или первого предмета из категории (однако взрослый может использовать инструкцию: «Можешь разложить это? »).
Оценка в 1/2 балла:
Засчитайте 1/2 балл, если ребенок сортирует как минимум 3 предмета из 3 различных категорий в отсутствие модели (какой-либо, кроме вербальной подсказки) или первого предмета из категории.
Визуальное
восприятие
15-М
Продолжает 20 трехкомпонентных моделей, последовательностей или выполняет другие задачи на последовательное расположение (например, звездочка, треугольник, сердечко, звездочка, треугольник,... ) (ТСТ)
Цель:
Определить, может ли ребенок выявить закономерность построения модели или последовательности стимулов, выполняя задание на построение аналогичной модели без подсказок (кроме начальной подсказки, например, «Можешь продолжить? »).
Материалы:
Для создания модели можно использовать любые материалы (например, игрушечные грибочки, мишки и звездочки). Наборы для задач на последовательное расположение, наборы формата «часть от целого» и другие подобные материалы можно найти во многих магазинах с развивающими играми и в интернет-магазинах.
Примеры:
Когда ребенку предоставляется последовательность разноцветных соединенных между собой кубиков, например, «красный, белый, синий, красный, белый, синий», ребенок может повторить эту последовательность без подсказок, выбирая правильные цвета из набора разноцветных кубиков.
Оценка в 1 балл:
Засчитайте 1 балл, если ребенок продолжает 20 трехкомпонентных моделей, последовательностей или выполняет другие задачи на последовательное расположение.
Оценка в 1/2 балла:
Засчитайте 1/2 балла, если ребенок продолжает 20 двухкомпонентных моделей, последовательностей или выполняет другие задачи на последовательное расположение.
НАВЫК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИГРЫ - уровень 3
Игра
11-М
Спонтанно начинает играть в сюжетные или ролевые игры, моделирующие 5 различных ситуаций (например, наряжаться для бала, играть в «день рождения», в «вечеринку» для мягких игрушек, изображать приготовление торта и др. ) (НАБ)
Цель:
Определить, может ли ребенок выйти за пределы ситуации, продиктованной определенными предметами и создать игровую ситуацию, используя творческое воображение ввести в нее новые символы, креативные элементы, роли.
Материалы:
Игрушки и предметы, которые встречаются в домашней или школьной среде ребенка, и которые подходят для игр с воображением (например, костюмы, сервизы, игрушечные продукты).
Примеры:
Ребенок изображает кого-то, например, принцессу или пожарника. Ребенок притворяется, будто он готовит обед или накрывает на стол.
Оценка в 1 балл:
Засчитайте ребенку 1 балл, если он спонтанно начинает играть в разнообразные сюжетные или ролевые игры, моделирующие 5 различных ситуаций.
Оценка в 1/2 балла:
Засчитайте ребенку 1/2 балла, если он спонтанно начинает играть в разнообразные сюжетные или воображаемые игры, моделирующие 2 различные ситуации.
Игра
12-М
В рамках игровой активности повторяет действия большой моторики для достижения лучшего эффекта в двух видах деятельности (например, забрасывает мяч в корзину, отрабатывает удар по мячу ногой, учится прыгать через скакалку, лазить по канату) (НАБ)
Цель:
Определить, проявляет ли ребенок настойчивость и мотивацию к достижению результатов в физической игровой активности, например, в спорте.
Материалы:
Игровое и спортивное оборудование.
Примеры:
Ребенок продолжает бить по мячу для гольфа на поле до тех пор, пока мяч не попадет в лунку, или ударяет по мячу до тех пор, пока не попадет по нему.
Оценка в 1 балл:
Засчитайте ребенку 1 балл, если он в рамках игровой активности повторяет действия большой моторики в попытке достижения желаемого эффекта в двух различных видах деятельности.
Оценка в 1/2 балла:
Засчитайте ребенку 1/2 балла, если он в рамках игровой активности повторяет действия большой моторики в попытке достижения желаемого эффекта в одном виде деятельности.
Игра
13-М
Самостоятельно занимается творческой деятельностью в течение 5 минут (например, рисует, раскрашивает, лепит, вырезает, наклеивает и т. п. ) (НАБ)
Цель:
Определить, может ли ребенок оставаться сосредоточенным и использовать обычные предметы и оборудование для творчества: клей, бумага, карандаши, пуговицы, кисточки и т. п. для создания художественных проектов, а также получает ли ребенок удовольствие от занятий творчеством.
Материалы:
Предметы для творчества.
Примеры:
Ребенок рисует лицо, затем вырезает нос и наклеивает его на нарисованное лицо.
Оценка в 1 балл:
Засчитайте ребенку 1 балл, если он самостоятельно (без подсказок и поощрений со стороны взрослых) занимается творческой деятельностью в течение 5 минут.
Оценка в 1/2 балла:
Засчитайте ребенку 1/2 балл, если он самостоятельно (без подсказок и поощрений со стороны взрослых) занимается творческой деятельностью в течение 2 минут.
Игра
14-М
Самостоятельно участвует в игровой деятельностна протяжении 10 минут-без перерывов, без подсказок и поощрений со стороны взрослых (например, рисует на специальном планшете[§§], играет в переодевания и т. п. ) (НАБ)
Цель:
Определить, участвует ли ребенок в игровой активности непрерывно на протяжении определенного промежутка времени без привлечения взрослых.
Материалы:
Распространенные игрушки и предметы, которые можно найти в домашней или школьной среде ребенка.
Примеры:
Ребенок играет с гаражом для автомобилей и машинками на протяжении 10 минут. Ребенок некоторое время играет с конструктором Лего, затем играет с грузовиком, затем играет с кухонным набором, что в целом составляет 10 минут непрерывной игры без взаимодействия с взрослыми.
Оценка в 1 балл:
Поставьте 1 балл, если ребенок самостоятельно и спонтанно участвует в игровой деятельности непрерывно на протяжении 10 минут без подсказок и поощрений со стороны взрослых.
Оценка в 1/2 балла:
Поставьте 1/2 балла, если ребенок самостоятельно и спонтанно участвует в игровой деятельности непрерывно на протяжении 5 минут без подсказок и поощрений со стороны взрослых.
Игра
15-М
Самостоятельно рисует и пишет в тетрадях для подготовки руки к письму в течение 5 минут (например, соединяет точки, проходит лабиринты, обводит буквы и цифры) (НАБ)
Цель:
Определить, будет ли ребенок самостоятельно работать с соответствующими возрасту рабочими тетрадями, и является ли такая деятельность привлекательной для него.
Материалы:
Тетради для подготовки руки к письму и прочими заданиями
Примеры:
Ребенок будет выполнять задание на соединение точек без поощрений со стороны взрослого.
Оценка в 1 балл:
Засчитайте ребенку 1 балл, если он самостоятельно рисует и пишет в рабочих тетрадях в течение 5 минут.
Оценка в 1/2 балла:
Засчитайте ребенку 1/2 балл, если он самостоятельно рисует и пишет в рабочих тетрадях в течение 2 минут.