Задает вопросы (просьба об информации), использует вопросительные слова, 5 раз (например, спрашивает: «Как тебя зовут? », «Куда я иду? » и т. д. ) (НОВ: 60 минут)
Цель:
Определить, задает ли ребенок вопросы спонтанно, и по какой причине. В частности, существует ли мотивационная операция (МО) для получения ответа на вопрос (информации), и выступает ли ответ в качестве усиления для поведения ребенка. Действительно ли он хочет узнать ответ, или же вопрос возникает по какой-либо другой причине, например, для привлечения внимания?
Материалы:
Привлекательные предметы и занятия, которые присутствуют в естественной окружающей среде ребенка.
Примеры:
«Что это? », «Что ты делаешь? », «Куда ты идешь? », «Можно с тобой? », «У тебя это есть? », «Кто придет? », «Когда мы можем пойти? ».
Оценка в 1 балл:
Поставьте ребенку 1 балл, если он спонтанно обращается с просьбой для поиска различной вербальной информации, используя как минимум 2 различных вопросительных предложения или других вопросительных слова, 5 раз в течение 60-минутного наблюдения.
Оценка в 1/2- балла:
Поставьте ребенку 1/2 балла, если он спонтанно просит о различной вербальной информации, используя вопросительные предложения или другие вопросительные слова, 2 раза в течение 60-минутного наблюдения.
Манд
12-М
Вежливо просит прекратить нежелательные действия или удалить неприятный стимул в 5 различных ситуациях (например, «Пожалуйста, перестань меня толкать», «Нет, спасибо», «Извини, ты можешь пройти? ») (КОМ)
Цель:
Определить, может ли ребенок вежливо и должным образом попросить удалить неприятные стимулы или прекратить неприятные действия словами, без нежелательного поведения.
Материалы:
Привлекательные предметы и занятия, которые присутствуют в естественной окружающей среде ребенка.
Примеры:
«Пожалуйста, не делай так», «Можно мне на перемену? », «Можно мне побыть одному? », «Нет, спасибо. Я не хочу играть», «Может быть, потом», «Можно мне сейчас уйти? ».
Оценка в 1 балл:
Засчитайте 1 балл, если ребенок соответствующим образом (то есть, без нежелательного поведения) без подсказок просит прекратить нежелательные действия, просит разрешения не принимать участия в каком-либо занятии или просит каким-либо иным образом удалить неприятный стимул в 5 различных ситуациях.
Оценка в 1/2 балла:
Засчитайте 1/2 балла, если ребенок соответствующим образом (то есть, без нежелательного поведения) без подсказок просит прекратить нежелательные действия, просит разрешения не принимать участия в каком-либо занятии или просит каким-либо иным образом удалить неприятный стимул в 2 различных ситуациях.
Манд
13-М
Обращается с просьбами, используя 10 различных прилагательных, предлогов или наречий (например, «Мой карандаш сломан», «Не доставай это», «Пойдем быстро» и т. п. ) (НОВ: 60 минут)
Цель:
Определить, содержит ли манд-репертуар ребенка разнообразные компоненты, и выходит ли он за пределы существительных и глаголов, включая и другие части речи.
Материалы:
Привлекательные предметы и занятия, которые присутствуют в естественной окружающей среде ребенка.
Примеры:
«Я хочу красное сердечко», «Поставь это в дом», «Ты прячешь его под столом», «Иди тихо», «Это мой листок бумаги», «Я хочу большую картошку».
Оценка в 1 балл:
Поставьте ребенку 1 балл, если он обращается с просьбами, используя 10 различных прилагательных, предлогов или наречий в течение 60-минутного наблюдения или тестирования. Для того, чтобы засчитать полный балл, должны присутствовать хотя бы по 2 лексических единицы из каждой группы (например, 2 прилагательных, 2 предлога или 2 наречия).
Оценка в1/2 балла:
Поставьте ребенку 1/2 балла, если он обращается с просьбами, используя 5 различных прилагательных, предлогов или наречий в течение 60-минутного наблюдения.
Манд
14-М
Дает указания, инструкции или объяснения в отношении того, как что-либо сделать или как участвовать в какой-либо деятельности, 5 раз (например, «Сначала нанеси клей, а потом приклей это», «Ты посиди здесь, а я принесу книгу» и т. п. ) (НАБ)
Цель:
Определить, является ли манд-репертуар ребенка функциональным в повседневной деятельности, привлекает ли ребенок к участию в своей деятельности других людей, особенно других детей.
Материалы:
Привлекательные предметы и занятия, которые присутствуют в естественной окружающей среде ребенка.
Примеры:
«Сначала пойду я, а ты пойдешь за мной», «Не бери клей в рот», «Иди, садись», «Сейчас твоя очередь», «Ты иди прятаться, а я буду считать».
Оценка в 1 балл:
Засчитайте 1 балл, если ребенок дает указания, инструкции или объяснения в отношении того, как что-либо сделать, или как участвовать в какой-либо деятельности, 5 раз согласно записям в ежедневном листке наблюдения.
Оценка в1/2 балла:
Засчитайте 1/2 балла, если ребенок дает указания, инструкции или объяснения в отношении того, как что-либо сделать, или как участвовать в какой-либо деятельности, 2 раза согласно записям в ежедневном листке наблюдения.
Манд
15-М
Обращается к другим людям с просьбой прислушаться к его собственному интравербальному поведению 5 раз (например, «Послушай меня... », «Я тебе расскажу... », «Вот что случилось... », «Я расскажу историю... ») (НАБ)
Цель:
Определить, обращается ли ребенок к аудитории с просьбой прислушаться к его собственному, происходящему в данный момент вербальному поведению.
Материалы:
Привлекательные предметы и занятия, которые присутствуют в естественной окружающей среде ребенка.
Примеры:
«Я хочу поговорить», «Вот что она сказала», «Я разговариваю», «Моя очередь», «Я рассказывал ей», «Ты знаешь, что она сказала? ».
Оценка в 1 балл:
Засчитайте ребенку I балл, если он обращается к другим людям с просьбой прислушаться к его собственному интравербальному поведению 5 раз в ходе любого количества наблюдений. Как правило, это может быть определено по манд-реакциям, которые предшествуют или встраиваются в некоторую интравербальную последовательность (например, описание ребенком того, как делать оладьи).
Оценка в1/2 балла:
Засчитайте ребенку 1/2 балла, если он обращается к другим людям с просьбой прислушаться к его собственному интравербальному поведению 2 раза в ходе сессий наблюдения.