Употребляет 10 существительных в единственном и множественном числе (например, «стол»-«столы», «кубик»- «кубики», «мяч»-«мячи»), а также образует притяжательные прилагательные от 10 существительных (например, «собачий хвост» и «кошачий хвост») (КОМ)
Цель:
Определить, может ли ребенок правильно употреблять существительные в единственном и множественном числе, а также образовывать притяжательные прилагательные.
Материалы:
Распространенные предметы обихода и оборудование класса.
Примеры:
Для множественного числа: «Где мои книги? ». Для принадлежности: «Это Мишин велосипед».
Оценка в 1 балл:
Поставьте 1 балл, если ребенок склоняет имена существительные в рамках любых вербальных действий, кроме эхо-реакций (например, манд, такт или интравербальные реакции), добавляя к корням 10 существительных окончания множественного числа и образовывая как минимум 10 притяжательных прилагательных.
Оценка в 1/2 балла:
Поставьте 1/2 балла, если ребенок склоняет имена существительные для образования множественного числа 10 существительных, но не образовывает притяжательные прилагательные, или наоборот.
Лингвистика
12-М
Изменяет глаголы по временам (прошедшее, настоящее, будущее), для 10 глаголов (КОМ)
Цель:
Определить, может ли ребенок правильно употреблять глаголы в прошедшем и будущем времени.
Материалы:
Распространенные предметы обихода или материалы в классе.
Примеры:
Для глаголов в прошедшем времени: «Я катал мячик с холма». Для глаголов в будущем времени: «Мы купим мороженого».
Оценка в 1 балл:
Поставьте 1 балл, если ребенок изменяет времена глаголов в рамках любых вербальных действий, кроме эхо-реакций (например, манд, такт или интравербальные реакции) для как минимум 10 глаголов.
Оценка в 1/2 балла:
Поставьте 1/2 балла, если ребенок изменяет глаголы в рамках любых вербальных действий, кроме эхо-реакций (например, манд, такт или интравербальные реакции), употребляя правильно как минимум 10 глаголов в прошедшем времени, но не употребляя в будущем. Или наоборот.
Лингвистика
13-М
Произносит 10 различных фраз с существительными, содержащих как минимум 3 слова с 2 модификаторами (то есть, прилагательными, предлогами, местоимениями) (например, «Моя кукла в шкафу», «Я хочу шоколадного мороженого») (КОМ)
Цель:
Определить, может ли ребенок изменять смысловую нагрузку часто встречающихся существительных при помощи прилагательных (например, описывающих цвет, размер, форму, вкус), местоимений (притяжательные местоимения, замена существительных) или предлогов (расположение в пространстве или положение по отношению к другим предметам).
Материалы:
Распространенные предметы обихода и оборудование класса.
Примеры:
«Я хочу синюю кепку Найк», «Поставь поезд в туннель», «Собака погрызла мой ботинок».
Оценка в 1 балл:
Поставьте ребенку 1 балл, если в его репертуаре как минимум 10 различных фраз с существительными, состоящих из как минимум 2 слов, с двумя модификаторами. Фразы произносятся в рамках любых вербальных действий, кроме эхо-реакций (например, манд, такт, интра- вербальные реакции).
Оценка в 1/2 балла:
Поставьте ребенку 1/2 балла, если в его репертуаре 5 подобных фраз.
Лингвистика
14-М
Произносит 10 различных фраз с глаголами, содержащих как минимум 3 слова с 2 модификаторами (то есть, прилагательными, предлогами, местоимениями) (например, «Катай меня сильно», «Поднимись по ступенькам») (КОМ)
Цель:
Определить, изменяет ли ребенок смысловую нагрузку часто встречающихся глаголов при помощи наречий (например, при действиях, предполагающих указание местонахождения, времени и образа действия), предлогов (например, расположение в пространстве или положение по отношению к другим предметам или действиям) или местоимений (например, указание принадлежности, замена глагольной фразы).
Материалы:
Распространенные предметы обихода и оборудование класса.
Примеры:
«Пусть едет медленно», «Я сильно ударил по мячу», «Ты ведешь себя очень глупо».
Оценка в 1 балл:
Засчитайте ребенку 1 балл, если он произносит 10 различных фраз, в состав которых входит глагол, содержащих 3 слова, в рамках любых вербальных действий, кроме эхо-реакций (манд, такт, интравербальные реакции), с 2 модификаторами.
Оценка в 1/2 балла:
Засчитайте ребенку 1/2 балла, если он произносит 5 различных фраз, в состав которых входит глагол, содержащих 3 слова, в рамках любых вербальных действий, кроме эхо-реакций (манд, такт, интравербальные реакции), с 2 модификаторами.
Лингвистика
15-М
Комбинирует фразы, состоящие из существительных и глаголов, для составления 10 различных синтаксически правильных предложений или частей сложного предложения, которые содержат как минимум 5 слов (например, «Собака лизнула меня в лицо») (КОМ)
Цель:
Определить, может ли ребенок объединять фразы, состоящие из существительных и глаголов, для формирования более полных предложений с большей средней длиной высказывания.
Материалы:
Распространенные предметы обихода или оборудование класса.
Примеры:
Вовлеките ребенка в дискуссию на тему, которая ему интересна, например, о фильме или каком-либо определенном событии. Затем задайте такие вопросы, как: «Что случилось с ведьмой в Волшебнике страны Оз? » - «Она растаяла, когда Дороти облила ее водой». Или: «Почему ты перестал играть во дворе? » - «Мой красный мяч укатился на улицу».
Оценка в 1 балл:
Поставьте 1 балл, если ребенок комбинирует фразы, содержащие существительные и глаголы, в рамках любых вербальных действий, кроме эхо-реакций (манд, так или интравербальные реакции), для формирования 10 различных синтаксически правильных предложений или частей сложного предложения.
Оценка в 1/2 балла:
Поставьте 1/2 балла, если ребенок комбинирует фразы, содержащие существительные и глаголы, в рамках любых вербальных действий, кроме эхо-реакций (манд, так или интравербальные реакции), для формирования 5 различных синтаксически правильных предложений или частей сложного предложения.
МАТЕМАТИКА - уровень 3
Математика
11-М
Различает в качестве слушателя цифры от 1 до 5 в наборе из 5 различных цифр (ТСТ)
Цель:
Определить, различает ли ребенок в качестве слушателя цифры от 1 до 5, когда они представлены в случайном порядке в наборе из 5 цифр (поведение слушателя).
Материалы:
Цифры от 1 до 5, написанные на карточках или представленные в любой другой форме.
Примеры:
Ребенок выбирает цифру 3 из набора 5 цифр, когда его спрашивают: «Можешь найти цифру 3? »
Оценка в 1 балл:
Поставьте ребенку 1 балл, если он в качестве слушателя различает цифры от 1 до 5, представленные в наборе из 5 различных цифр.
Оценка в 1/2 балла:
Поставьте ребенку 1/2 балла, если он в качестве слушателя различает цифры от 1 до 3, представленные в наборе из 3 различных цифр.
Математика
12-М
Называет цифры от 1 до 5 (ТСТ)
Цель:
Определить, может ли ребенок называть цифры от 1 до 5, когда они представлены одновременно, в случайном порядке.
Материалы:
Цифры от 1 до 5, написанные на карточках или представленные в любой другой форме.
Примеры:
Ребенок называет цифру 4, когда ему показывают цифру 4 и спрашивают: «Что это за цифра? ».
Оценка в 1 балл:
Поставьте 1 балл, если ребенок называет цифры от 1 до 5, когда они представлены одновременно, в случайном порядке.
Оценка в 1/2 балла:
Поставьте 1/2 балла, если ребенок называет любые 3 цифры.
Математика
13-М
Отсчитывает предметы в пределах 5 из большего набора (например, «Дай мне 4 машинки», «Теперь дай мне 2 машинки») (ТСТ)
Цель:
Определить, может ли ребенок выбирать предметы в пропорции 1: 1, соотнося количество с вокальным счетом и указательным жестом (или любым другим путем идентификации) в отношении конкретных предметов в количестве до 5 штук при выборе из большего количества.
Материалы:
Распространенные предметы обихода или оборудование класса.
Примеры:
Ребенок может отсчитать 3 ложки с подноса со столовыми принадлежностями, когда его просят: «Можешь дать мне 3 ложки? ». Ребенок берет в руки каждую из ложек по мере счета и правильно останавливается на цифре 3 без подсказок со стороны взрослых и, возможно, даже демонстрирует подведение итогов (делая акцент голосом на последней цифре).
Оценка в 1 балл:
Поставьте ребенку 1 балл, если он отсчитывает предметы в количестве от 1 до 5, представленные в большем наборе предметов, с соотношением 1 к 1, после вербальной просьбы.
Оценка в 1/2 балла:
Поставьте ребенку 1/2 балла, если он отсчитывает предметы в количестве от 1 до 3, представленные в большем наборе предметов, с соотношением 1 к 1, после вербальной просьбы.
Математика
14-М
Различает в качестве слушателя 8 сравнений, предполагающих подсчеты и измерения (например, «Покажи мне, где больше или где меньше предметов», «большой» или «маленький», «длинный» или «короткий», «полный» или «пустой», «громкий» или «тихий»)(ТСТ)
Цель:
Определить, может ли ребенок в качестве слушателя различать математические понятия, включающие сравнения размеров, длины, высоты, ширины, объема и громкости.
Материалы:
Распространенные предметы обихода или оборудование класса.
Примеры:
Например, когда ребенку предоставляются две башни из кубиков, отличающиеся в несколько кубиков (например, 5 и 10), и его спрашивают, в какой башне больше кубиков и в какой башне меньше кубиков, ребенок поочередно правильно выбирает башню. Это 2 сравнения (больше, меньше).
Оценка в 1 балл:
Поставьте ребенку 1 балл, если он в качестве слушателя различает 8 различных сравнений, предполагающих подсчеты и измерения.
Оценка в 1/2 балла:
Поставьте ребенку 1/2 балла, если он в качестве слушателя различает 6 различных сравнений, предполагающих подсчеты и измерения.
Математика
15-М
Правильно сопоставляет написанную цифру с количеством предметов и количество предметов с написанной цифрой в пределах 5 (например, сопоставляет цифру 3 с картинкой, изображающей 3 грузовика) (ТСТ)
Цель:
Определить, может ли ребенок сопоставить написанное (не названное вслух) число с соответствующим количеством, а также сопоставить определенное количество предметов с написанным числом.
Материалы:
Цифры и распространенные предметы обихода или материалы в классе, или же картинки с изображением предметов в количестве от 1 до 5 из наборов карточек или рабочих тетрадей по математике.
Примеры:
Когда ребенку показывают цифру 3, ребенок сопоставляет цифру 3 с картинкой, изображающей 3 предмета, или отсчитывает 3 предмета (без каких-либо подсказок). Также, когда ему предоставляется 3 предмета или картина с изображением 3 предметов, ребенок сопоставляет картинку или предметы с цифрой (путем выбора карточки с цифрой 3 из набора различных цифр).
Оценка в 1 балл:
Засчитайте ребенку 1 балл, если он правильно сопоставляет написанную цифру с количеством предметов и количество предметов с написанной цифрой, для цифр от 1 до 5, представленных в случайном порядке.
Оценка в 1/2 балла:
Засчитайте ребенку 1/2 балла, если он сопоставляет написанную цифру с количеством предметов и количество предметов с написанной цифрой, для цифр от 1 до 3, представленных в случайном порядке.