Выбирает правильный предмет в наборе из 10, в котором также содержатся 3 подобных стимула (например, подобного цвета, формы или класса, но они являются неправильным выбором), для 25 различных вопросов в рамках задач на навык различения по функциям, характеристикам или категориям (ТСТ)
Цель:
Определить, различает ли ребенок предметы, которые выглядят очень похожими, но, тем не менее, различаются при выполнении задания на различение по функции, характеристике или категории.
Материалы:
Набор известных ребенку предметов или картинок (которые ребенок способен называть и различать как слушатель), соответствующих целевым заданиям, а также 3 дополнительных стимула, которые в некотором роде выглядят похожими на целевой стимул. Например, если целевым стимулом является соломинка для питья, и задается вопрос: «Из чего ты пьешь сок? », в наборе должны присутствовать 3 дополнительных стимула, которые выглядят подобно соломинке, например, ручка, палочка и указка.
Примеры:
Если целевым вербальным стимулом является фраза: «Что нужно, чтобы мыть руки? », а целевой предмет - это кусок мыла, набор из 10 картинок должен включать 3 картинки с изображением очень похожих предметов, например, маленькой коробочки, мини-книжки и маленького бруска глины.
Оценка в 1 балл:
Засчитайте ребенку 1 балл, если он выбирает правильный предмет в наборе из 10, в котоыром также содержатся 3 подобных стимула, для 25 задач на навык различения по функции или категории.
Оценка в 1/2 балла:
Засчитайте ребенку 1/2 балла, если он правильно выбирает 15 предметов при выполнении такого типа задач.
Различение
по ФХК
12-М
Указывает на объекты в книге или в естественной среде на основании 3 вербальных компонентов (например, глагол, прилагательное, предлог, местоимение), для 25 различных вопросов в рамках заданий на навык различения по функциям, характеристикам или категориям (например, «Какие фрукты растут на деревьях? ») (ТСТ)
Цель:
Определить, может ли ребенок реагировать на более сложный вербальный стимул в формате вопроса на различение по функции или категории. Вербальный стимул становится более сложным, когда он включает 2 или более слов, обозначающих функцию, характеристику или категорию.
Материалы:
Комплект известных ребенку предметов или картинок (которые ребенок может называть или различать в качестве слушателя), соответствующих целевым заданиям на исследуемый навык, а также перечень функций, характеристик и категорий, в отношении которых ребенок может корректно отвечать на вопросы, когда они задаются.
Примеры:
Когда ребенок находится в зале, попросите его: «Найди коричневую мебель». Когда ребенок смотрит на книгу, например, «Спокойной ночи, Луна», попросите ребенка: «Найди что-то круглое на небе». Когда ребенок смотрит на картинку с Симпсонами, спросите ребенка: «У кого голубые волосы? »
Оценка в 1 балл:
Поставьте 1 балл, если ребенок правильно выбирает 25 предметов при выполнении такого типа задач на навык различения по функции и категории.
Оценка в 1/2 балла:
Поставьте 1/2 балла, если ребенок правильно выбирает 15 предметов при выполнении такого типа задач.
Различение
по ФХК
13-М
Выбирает предметы из книги или из естественной среды на основании 3 вербальных компонентов (например, глагол, прилагательное, предлог, местоимение), для 25 различных вопросов в рамках заданий на навык различения по функции, характеристикам и категории (например, «Какие фрукты растут на деревьях? ») (ТСТ)
Цель:
Определить, может ли ребенок реагировать на еще более сложные вербальные стимулы (комбинацию глаголов, существительных, предлогов, прилагательных или наречий), включенных в вопросительные предложения, а также способен ли он реагировать на наборы невербальных стимулов, содержащие большое количество стимулов (например, сюжетная картинка) и стимулы, которые выглядит похожими на целевой стимул.
Материалы:
Используйте предметы в естественной окружающей среде и/или сюжетные картинки и книги (картинки, которые ребенок может называть или различать в качестве слушателя), соответствующие целевым заданиям на исследуемый навык. Также составьте перечень прилагательных (описывающих цвета, формы, размеры, текстуру и т. д. ), глаголов (например, «крутить», «поворачивать», «тянуть», «бежать»), предлогов (к примеру, «в», «на», «под», «над») и наречий (например, «медленно», «быстро», «тихо», «громко»), которые ребенок различает как слушатель. Также составьте перечень разнообразных комбинаций различных частей речи. Обратите внимание, что, как правило, легче сначала найти материалы, а затем составлять к ним вопросы.
Примеры:
Когда ребенок находится в зале, спросите у него: «Что есть красивого на столе? » (например, цветок). Когда ребенок смотрит фотографии с его дня рождения, спросите его: «А где что-то коричневое и холодное, что ты кушаешь? » (например, шоколадное мороженое).
Оценка в 1 балл:
Поставьте 1 балл, если ребенок правильно выбирает 25 предметов во время выполнения такого типа заданий.
Оценка в 1/2 балла:
Поставьте 1/2 балла, если ребенок правильно выбирает 15 предметов во время выполнения такого типа заданий.
Различение
по ФХК
14-М
Правильно указывает на объекты в книге или в естественной среде в ответ на 4 различных чередующихся вопроса, относящихся к одной теме на навык различения по функциям, характеристикам или категориям («Где живет корова? », «Что корова ест? », «Кто доит корову? »), для 25 различных тем (ТСТ)
Цель:
Определить, может ли ребенок отвечать на несколько различных чередующихся вопросов на одну и ту же тему, когда их задают в непрерывной последовательности. Каждый вопрос предполагает новый правильный ответ. Данное задание требует от ребенка большой внимательности к изменяющимся и множественным вербальным стимулам.
Материалы:
Комплект сюжетных картинок или книг (картинки, которые ребенок может называть и различать как слушатель), соответствующих целевым заданиям на навык различения по функции или категории. Также составьте перечень возможных вопросов о каждом из предметов, изображенных на картинках или в книге.
Примеры:
Когда ребенок играет с железной дорогой, спросите у него: «Куда едет твой поезд? » (ребенок показывает на мост). «Что двигает поезд? » (ребенок показывает на локомотив). «Кто ведет поезд? » (ребенок указывает на машиниста). «Что в твоем поезде? » (ребенок показывает на бревна в вагончиках).
Оценка в 1 балл:
Поставьте 1 балл, если ребенок правильно выбирает 4 предмета в рамках 25 различных тем, представленных в таком типе задач на навык различения. Обратите внимание, что ребенок также может вербали- зировать правильный ответ вместо того, чтобы указывать на предмет, что сделает реакцию частично интравербальной и частично такт- реакцией (если он смотрел на невербальный стимул). Если так и происходит, засчитайте ему балл за данную веху развития, так как навык такт-интравербальной реакции является более сложным, чем навык различения (если речь не идет о механическом запоминании).
Оценка в 1/2 балла:
Поставьте 1/2 балла, если ребенок правильно выбирает 4 предмета в рамках 15 различных тем, представленных в таком типе задач на навык различения.
Различение
по ФХК
15-М
В репертуаре ребенка 1000 различных реакций на различение по функциям, характеристикам или категориям согласно тестированию или сводному перечню известных ребенку реакций (ТСТ)
Цель:
Определить, может ли ребенок реагировать на большое количество различных заданий на навык различения по функции или категории. Как правило, к этому времени ребенок должен быть способен реагировать на тысячи различных комбинаций слов, представленных в формате заданий на различение.
Материалы:
Используйте материалы из книг, сюжетных картинок и натуральной окружающей среды.
Примеры:
Просматривая книгу, задайте ребенку несколько вопросов на навык различения для каждой из страниц, например, «Где то, на чем можно ездить? », «Чем она моет машину? », «Что он строит? ».
Оценка в 1 балл:
Поставьте 1 балл, если ребенок отвечает правильно на 1000 различных вопросов, включающих различение по функции или категории согласно тестированию или сводному перечню известных ребенку реакций. Обратите внимание на комментарии в отношении объема словарного запаса по шкале «Такт» уровня 3-15.
Оценка в 1/2 балла:
Поставьте 1/2 балла, если ребенок отвечает верно на 750 различных вопросов, включающих различение по функции или категории согласно тестированию или сводному перечню известных ребенку реакций.