Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Инструкции по использованию балльной системы в разделе «оценка преград для обучения»




ГЛАВА 6

ИНСТРУКЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ БАЛЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В РАЗДЕЛЕ «ОЦЕНКА ПРЕГРАД ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ»

«Оценка преград для обучения» VB-MAPP является инструментом выявления и измерения сложностей в обучении и овладении речевыми навыками (преград), которые затрудняют развитие ребенка. Преграды в обучении распределены по 24 областям (таблица 6-1). Целью оценки на этом этапе является определение того, какие именно преграды затрудняют обучение ребенка. Как только проблемы определены, требуется детальный описательный и функциональный анализ затруднений. Например, существует множество вариантов отклонений в развитии репертуара манд-реакций, и всегда необходим индивидуальный анализ с целью определения характера затруднений в случае каждого конкретного ребенка, а также подбор индивидуальной программы вмешательства.

Существует несколько общих категорий преград, которые могут оказывать влияние на обу­чение. Во-первых, для многих детей с аутизмом и другими нарушениями развития характерны устойчивые и постоянные формы нежелательного поведения, которые препятствуют обучению (например, истерики, агрессия и аутоагрессия).

Во-вторых, один или несколько видов вербальных действий может отсутствовать, быть не­устойчивым или недостаточно развитым (например, эхолалия, механические интравербальные реакции).

В-третьих, социальное поведение также может быть нарушено (например, может наблю­даться низкая мотивация к социальному взаимодействию или недостаточный репертуар манд- реакций).

В-четвертых, существует несколько принципиальных преград для обучения, которые долж­ны быть проанализированы и проработаны для достижения существенных результатов (к при­меру, неспособность к обобщению, слабая мотивация или зависимость от подсказок).

В-пятых, могут присутствовать такие виды поведения, которые настолько затрудняют обуче­ние, что можно назвать их несовместимыми с обучением (аутостимуляция, гиперактивное поведе­ние или сенсорные защиты). И, наконец, некоторые трудности могут быть связаны с физическим состоянием или медицинскими противопоказаниями, которые должны быть каким-либо образом преодолены (если это возможно), учтены или приняты во внимание (приступы, соматические за­болевания, расстройства сна, церебральный паралич, нарушение визуального восприятия).

Программа вмешательства для ребенка с аутизмом или другими расстройствами развития должна включать как навыки, которые необходимо развивать (например, манд, такт, игровые и социальные навыки), так и формы поведения и препятствия, которые должны быть уменьше­ны (истерики, механические ответы). Часто происходит так, что отсутствие навыков и наличие препятствий тесно связаны между собой, и сравнение баллов, полученных ребенком в ходе те­стирования по разделам «Оценка вех развития» и «Оценка преград для обучения», может дать направление для разработки более узкоспециализированной, учитывающей особенности именно этого ребенка, программы вмешательства.

Например, «Оценка вех развития» может показать, что ребенок нуждается в обучении манд- реакциям (см. рисунок 2-2), и тогда данный навык должен стать целевым в программе вмеша­тельства с акцентом на расширении репертуара просьб. Однако данные по разделу «Оценка пре­град» показывают, что у ребенка чрезмерная зависимость от подсказок, и он говорит слова наугад во время работы над расширением словарного запаса (происходит угадывание) (см. рисунок 6-1). Для того чтобы репертуар просьб (манд-реакций) расширялся и был функциональным для ребен­ка, эти два препятствия должны быть устранены. Таким образом, целью программы вмешательства должен стать перенос контроля для существующих просьб (манд-реакций) с подсказки (и других нежелательных источников контроля) на мотивационные операции, а также на сокраще­нии угадывания при наименовании предметов.

Данные проблемы должны быть решены до того, как начнется обучение новым просьбам, так как, в противном случае, новые манд-реакции будут обладать незначительной функциональ­ной ценностью для ребенка. Для того чтобы оценить связь между разделами «Оценка вех разви­тия» и «Оценка преград для обучения» было проще, в протоколе VB-MAPP параллельно можно рассмотреть две сводные формы (стр. 4-5).

Таблица 6-1

Двадцать четыре преграды для обучения и овладения речевыми навыками

__________________________________________________________________________________

Проблематичное поведение

Руководящий контроль

Отсутствующий, слабый или недостаточно сформированный манд

Отсутствующий, слабый или недостаточно сформированный такт

Отсутствующая, слабая или недостаточно сформированная моторная имитация

Отсутствующие, слабые или недостаточно сформированные эхо-реакции

Отсутствующий, слабый или недостаточно сформированный навык сопоставления с образцом Отсутствующий, слабый или недостаточно сформированный репертуар слушателя

Отсутствующие, слабые или недостаточно сформированные интравербальные реакции Отсутствующие, слабые или недостаточно сформированные социальные навыки

Зависимость от подсказок

Угадывание

Недостаточно сформированный навык сканирования

Недостаточно сформированный навык обусловленного различения (CDs)

Затруднения в обобщении

Слабые или нетипичные мотивационные операции (МО)

Требования, ослабляющие мотивацию

Зависимость от поощрений

Аутостимуляция

Нарушения артикуляции

Обсессивно-компульсивное поведение

Гиперактивное поведение

Неумение устанавливать зрительный контакт или концентрировать внимание на людях

Сенсорные защиты

______________________________________________________________________________________

 

Некоторые из преград, представленные в данной оценке, появляются в различных вариантах в других компонентах VB-MAPP. К примеру, раздел «Оценка преград» содержит пункт, называе­мый «Затруднения в обобщении», в то же время в разделе «Оценка переходов» (глава 7) содер­жится показатель «Обобщение навыков для различного времени, условий окружающей среды, поведения, материалов и людей». Показатели сходны (хотя и не совсем одинаковы), и каждый из них вписывается в контекст двух различных оценок. Чтобы не перенаправлять читателя от главы к главе, они встречаются в обоих разделах.


 

Рисунок 6-1   Пример формы «Оценка преград для обучения»

 

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...