Балльная система в разделе «Оценка преград для обучения»
Балльная система в разделе «Оценка преград для обучения» Критерии выставления баллов и формы для выставления баллов в разделе «Оценка преград» можно найти в протоколе VB-MAPP. В ходе «Оценки преград» VB-MAPP (стр. 27-34 протокола) баллы ребенку выставляются по шкале Ликерта[§§§] от 0 до 4 на основании критериев, определенных для каждой из преград, а затем баллы переносятся в форму «Оценка преград» (стр. 5 в протоколе, рисунок 6-1). Чем балл ниже, тем лучше показатель, так как преграды должны быть уменьшены или устранены. Оценка в 0 баллов говорит о том, что существенных преград в целевой области нет, и во вмешательстве нет необходимости. Ребенку может быть выставлен нулевой балл в поле для выставления баллов, но его не следует вносить в форму «Оценка преград» VB-MAPP (клетки заполняются только для баллов от 1 до 4, что говорит о наличии преград). Оценка в 1 балл предполагает, что время от времени проблема возникает, и за ней необходимо наблюдать, но это не обязательно является основанием для проведения формального вмешательства. Оценка в 2 балла показывает, что существует умеренная проблема, и прежде, чем она усугубится, необходимо рассмотреть вопрос о дальнейшем анализе и, возможно, программе вмешательства. Оценка в 3 балла говорит о том, что существует устойчивая проблема, и она требует проведения поведенческого анализа и формальной программы вмешательства. Оценка в 4 балла означает, что есть серьезная проблема, и существует необходимость проведения анализа и формальной программы вмешательства. В некоторых случаях интенсивная программа вмешательства в большей степени направлена на устранение определенной преграды, а не на обучение речевым и академическим навыкам. После того, как конкретная преграда уменьшена или устранена (например, агрессия, отказ от сотрудничества или аутоагрессивное поведение), программы обучения навыкам речи, социальному поведению или академическим навыкам могут быть более эффективными.
С другой стороны, обучение некоторым навыкам (к примеру, обучение манд-реакциям) может быть важным элементом программы по устранению преград. По этой причине необходимо наблюдение опытного специалиста, анализ конкретной проблемы конкретного ребенка и индивидуальная программа вмешательства. Обзор каждой из преград представлен ниже наряду с более подробным разъяснением в отношении критериев для выставления баллов. Инструкции по использованию балльной системы в разделе «Оценка преград для обучения» 1. Проблематичное поведение Детям раннего возраста часто свойственно нежелательное поведение, они могут капризничать, плакать, устраивать истерики, проявлять агрессию. По мере взросления ребенка, как правило, частота эпизодов такого поведения снижается, появляется другое, более приемлемое поведение (например, речь, социальная игра). Однако, в случае некоторых детей с аутизмом и другими нарушениями развития, проблематичное поведение не уменьшается и может усугубляться по мере взросления ребенка. Причин такого поведения может быть множество (получение внимания, отказ в поощрении, удаление поощрений, выставление требований), и они всегда требуют индивидуального анализа для каждого ребенка с целью выявления специфической причины поведенческих проблем. Ключевым компонентом программы вмешательства будет помощь со стороны квалифицированного специалиста, включающая тренинг для педагогов ребенка, членов семьи и лиц, осуществляющих уход за ребенком. Существует значительное количество исследований в области причин проблематичного поведения и эффективных стратегий вмешательства (например, Foxx, 1982; Neef & Peterson, 2007). Зачастую проблематичное поведение закрепляется непреднамеренно, в результате случайных
поощрений, предоставляемых взрослыми тем или иным образом (например, случайное внимание, обещание поощрения, если поведение прекратится, непреднамеренное и систематическое устранение требований). Например, ребенок может захотеть шоколадный батончик в магазине, начать капризничать и устроить истерику для того, чтобы получить батончик. Сопровождающий его человек может в раздражении дать ребенку батончик, чтобы он прекратил «устраивать сцену». Взрослый может отругать ребенка, но в итоге ребенок все равно получает батончик, и такое поведение, скорее всего, снова возникнет в будущем. Или, например, в школе ребенок не получает такого количества внимания от взрослых, как ему бы хотелось получать, и он заметил, что когда он бьет других детей, учитель или другой взрослый быстро обращают на него внимание. В таком случае, несмотря на выговоры взрослых, ребенок получает внимание, которое может усилить его поведение. Усиливающий эффект негативного внимания может стать более очевидным в будущем, когда ребенок, снова не получив достаточного внимания со стороны взрослых, ударит другого ребенка. Критерии выставления баллов Используйте критерии, приведенные в форме «Оценка преград», и нижеследующую информацию для определения уровня проблематичного поведения, проявляемого ребенком. Поставьте 0 баллов (проблемы отсутствуют), если ребенок не проявляет нежелательного поведения, которое препятствует его обучению или вызывает трудности у тех, кто с ним работает. Засчитайте 1 балл, если у ребенка есть некоторые незначительные проблемы поведения (например, он периодически плачет или капризничает), но эпизоды нежелательного поведения непродолжительны, и возвращение ребенка к обычному состоянию происходит быстро, несмотря на то, что ребенок не получает того, что изначально могло стать причиной его истерики. Поставьте 2 балла (умеренная проблема), если эпизоды проблематичного поведения происходят на постоянной основе в течение дня (ребенок плачет, отказывается от сотрудничества, падает на пол и т. п. ). Некоторые виды поведения могут быть устойчивыми и продолжительными, и в целом проблема приобретает более серьезный характер.
Поставьте оценку в 3 балла (устойчивая проблема), если у ребенка наблюдаются более серьезное и частое проблематичное поведение (например, устраивает истерики, разбрасывает вещи, наносит вред имуществу). Проблематичное поведение дает ребенку возможность контролировать окружающую среду, так как взрослые не знают, как с таким поведением справиться. Засчитайте ребенку 4 балла (серьезная проблема), если проблематичное поведение возникает несколько раз в день и представляет опасность для ребенка или окружающих (например, агрессия, разрушение имущества или аутоагрессивное поведение). Если ребенок в ходе оценки получил 1 балл, необходим мониторинг данного поведения. Если частота возникновения поведения невысокая или снижается по каким-либо другим причинам (к примеру, лучший сон), дополнительный анализ может не потребоваться. Однако так происходит не всегда, и может возникнуть необходимость в краткосрочном вмешательстве для устранения проблемы. Если ребенок получает от 2 до 4 баллов по шкале «Проблематичное поведение», безусловно, необходим дальнейший анализ преград с целью определения необходимых методов вмешательства (например, Neef & Peterson, 2007).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|