Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Курсовая работа. Содержание. Глава 1. Развитие учреждений социально – педагогической помощи и поддержки детей в России. Глава 2. Социально – педагогическая поддержка детей и подростков из «группы риска» в учреждениях




ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

«ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени А. С. ПУШКИНА»

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Направление подготовки 44. 03. 02 Психолого-педагогическое образование

Профиль - Психология и социальная педагогика

Тема: «Типы учреждений социально-педагогической поддержки детей «группы риска»»

    Выполнила: Черняева Ангелина Валерьевна Курс/группа 4, курс, группа 4Б форма обучения: заочная Научный руковод итель: Головешкин Иван Дмитриевич  
    Работа допущена к защите __________  (подпись н. рук. )
    Кол-во баллов: ____________________
    Итоговая оценка: __________________

 

 

Санкт-Петербург
2018


Содержание

Введение ………………………………………………………………………….. 3

Глава 1. Развитие учреждений социально – педагогической помощи и поддержки детей в России

1. 1. Краткий обзор истории развития учреждений социально – педагогической помощи и поддержки детей в России…………………………8

1. 2. Работа отечественных педагогов-практиков с детьми нуждающихся в помощи…………………………………………………………………………... 13

1. 3. Типы учреждений социально – педагогической поддержки для детей «группы риска»………………………………………………………………….. 19

Вывод по первой  главе ……………………………………………………….. 26

Глава 2. Социально – педагогическая поддержка детей и подростков из «группы риска» в учреждениях

2. 1. Дети «группы риска»……………………………………………………….. 29

2. 2 Социально – педагогические методы работы с детьми «группы риска» в учреждениях……………………………………………………………………... 34

Вывод по второй  главе ……………………………………………………….. 42

Заключение ……………………………………………………………………... 44

Список литературы ……………………………………………………………. 46

 

Введение

В нашем государстве, как и в других странах, в истории были и будут дети, которые остались без родителей или в силу сложившихся обстоятельств, стали малолетними преступниками.

Проследив историю развития учреждений для детей «группы риска», можно увидеть, как при экономических трудностей страны увеличивалось число сирот, беспризорных и безнадзорных детей.

Для нашего государства еще недавно проблемы детей «группы риска» была актуальна – наблюдалось постоянное увеличение числа детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (многодетные семьи, семьи с одним ребенком, родители алкоголики и др. ), как реакция на социально – экономические и политические кризисы. Ежегодно в детские дома и школы – интернаты Российской Федерации помещалось большое количество детей «группы риска». По результатам мониторинга, проведенного Рособрнадзором, по состоянию на 1 сентября 2010 года в эти учреждения были помещены дети в возрасте от 16 до 18 лет – 40, 797 детей оставшихся без попечения родителей и дети – сироты, с 18 лет – 73, 248 дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Но на сегодняшний день ситуация по проблеме детского сиротства улучшается. Так по данным Минобрнауки РФ на 30 июня 2017 году, в федеральном банке данных числилось 54, 5 тыс. детей – сирот. Если проследить мониторинг за предыдущие годы, то можно увидеть, что на сегодняшний день количество детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помещенных в детские дома, и интернаты значительно уменьшилось. Так на начало 2014 года количество детских домов было 1, 520. На 2015 год в детских домах и интернатах воспитывалось 60, 1 тыс. несовершеннолетних. По данным за 2016 год в России было 90 тыс. приемных семей в них воспитывалось более 148 тыс. детей, а сиротских государственных учреждений было 130 и в них проживало около 20 тыс. детей. На сегодняшний день в стране работает более 1, 6 тыс. образовательных организаций для детей – сирот (детские дома, коррекционные детские дома, школы – интернаты). А многие семьи хотят усыновить или оформить опеку над детьми.

В последние годы государство взяло на себя обязанности заботиться о детях «группы риска» - это денежные пособия и датации, бесплатное питание в школах, бесплатное образование высших учебных заведений, улучшение жилищных условий, медико – психологическая помощь и др., появляются учреждения для детей «группы риска», организовываются специальные группы и классы в школе, семейные детские сады, оформляются опекунства над такими детьми и др. органы социальной защиты.

В настоящее время в России действует более 150 законов и нормативных актов, касающихся охраны детства. И так перечислим некоторые из них. Основными документами, определяющими и регулирующими отношения между ребенком и государством, являются Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12. 12. 1993: (дополненной и измененной от 21. 07. 2014 № 11 ФКЗ). В Конституции РФ сказано, что семья, материнство и детство находятся под защитой государства. И семейный кодекс от 29 декабря 1995 года, № 223 – ФЗ, вступивший в силу в 1996 года, указано о детях, оставшихся без попечения родителей, о формах их воспитания, и о социальной защите юридической, и имущественной.

В Конвенции «О правах ребенка», которая была принята 20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей Объединенных Наций, говорится о правах и интересах ребенка.

«Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей» от 31 января 1992 года, в этом документе описываются проблемы, с которыми сталкиваются дети (болезни, нищета в семье, смерть матерей при родах, войны, вынужденное переселение, рассовая дискриминация и другое).

В ФЗ от 10 декабря 1995 года № 195 – ФЗ (с изменениями от 10, 25 июля 2002 года, 10 января 2003 года, 22 августа 2004 года) «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», в этом законе перечисляются социальные службы, которые социально поддерживают граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации: социально – бытовыми, психолого – педагогическими, медицинскими, социально – правовыми услугами (центры социального обслуживания, приюты, дома ночного пребывания, стационары и иные учреждения предоставляющие социальные услуги).

В соответствии с ФЗ от 24 ноября 1995 года № 181 – ФЗ (с изменениями от 31 декабря 2005 года) «О социальной защите инвалидов в РФ» прописано в том числе и о детях – инвалидах, где гарантируется вся социальная поддержка: дополнительная жилая площадь, все виды бесплатного образования, индивидуаль­ные образовательные программы, создаются усло­вия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, предоставляются гарантии трудовой занятости и многое другое.

В ФЗ от 6 сентября 1993 года №1338 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» в документе сказано об учреждениях ответственных за профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Среди них называются комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, органы внутренних дел, а также специализированные службы органов социальной защиты населения, образования и здравоохранения.

В ФЗ от 24 июня 1999 года № 120 – ФЗ (с изменениями от 13 января 2001 года) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» указ послужил основой для формирования новых подходов государственных органов к профилактике социального сиротства и преступности подростков. Были открыты специализированные учреждения по социальной реабилитации, специальные образовательные дома для несовершеннолетних правонарушителей.

Постановлением Правительства РФ №481 от 1 сентября 2015 года «О деятельности организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в нем говорится о том, что учреждение должно быть организовано в виде воспитательных групп семейного типа,  где дети, проживая в этих учреждениях должны обучаться в обычных школах, развитие и сохранение социальных связей ребенка с родственниками и друзьями.

В этой работе мы кратко рассмотрим историю возникновения приютов для детей – сирот и беспризорных, и создание воспитательных домов, начиная с 996 года, и по советское время. В этих заведениях за детьми не только присматривали, но и давали им образование, и ряд профессий, ремесел.

Далее мы познакомимся с педагогами, учеными, которые отдали много сил на улучшение условий жизни детей из семей бедноты, беспризорных детей и малолетних преступников. Для таких детей из «группы риска», педагоги организовывали приюты, детские дома, колонии, коммуны. Где детям давали не только хлеб и кров над головой, но и помогали им становиться добропорядочными гражданами своей страны.

Такими людьми, которые отдали свою жизнь ради детей, были В. Ф. Одоевский, А. С. Макаренко, Я. Корчак, С. Т. Шацкий.

Владимир Федорович Одоевский был одним из первых, кого волновала судьба детей из бедноты и беспризорных детей. Он организовывает детские приюты в Санкт – Петербурге, в которых должна была присутствовать семейная атмосфера. Владимир Федорович, хотел создать такую организацию, где за детьми будет надлежащий уход и воспитывать их будут в душевной теплоте.

Макаренко, Корчак, Шацкий создают детские колонии, где дети не только жили, получали образование, но и трудились на самих себя (то, что производили то и ели), так как эти педагоги считали, что только труд сделает из детей достойных граждан для страны.

Но главная концепция в педагогических деятельностях Одоевского, Макаренко, Корчака и Шацкого, было уважение к детям, к их личности.

Далее рассмотрим типы учреждений, которые осуществляют социально – педагогическую помощь и поддержку для детей «группы риска». И заодно рассмотрим категории детей, которые входят в эту группу.

Таким образом, на основании рассмотренного анализа литературы, нормативно – правовых законов, работ педагогов – практиков, в рамках нашего исследования, мы приходим к выводу, что проблемы развития учреждений для детей «группы риска» недостаточно изучены.

Учитывая все выше сказанное,  определило выбор темы курсовой работы «Типы учреждений социально-педагогической поддержки детей «группы риска»» актуальной и современной.

Цель исследования: Проанализировать типы учреждений социально-педагогической поддержки детей «группы риска».

Задачи исследования:

1. изучить нормативно – правовую базу социально – педагогической помощи и поддержки детей в России;

2. рассмотреть историю развития учреждений социально – педагогической помощи и поддержки детей в России;

3. познакомиться с работами отечественных педагогов-практиков с детьми нуждающихся в помощи;

4. проанализировать типы учреждений, осуществляющих социально – педагогическую помощь и поддержку для детей «группы риска»;

5.  дать понятие детей «группы риска»;

6. ознакомиться с методами социально – педагогической поддержки детей и подростков из «группы риска» в учреждениях.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...