2.2 Социально – педагогические методы работы с детьми «группы риска»
Когда дети поступают в государственные учреждения (детские дома, приюты, интернаты), у них наблюдается нарушенная психика, расстройство личности, девиантное поведение. Они испытывает трудности социальной и школьной адаптации, испытывают дефицит внимания со стороны взрослых, отсутствия заботы родителей. И в этом случае, когда детские дома, интернаты замещают семью, у детей происходит деформация процесса социализации, так как круг общения у детей сужается, у них нарушается умение устанавливать социальные контакты. И для того, чтобы помочь детям оправиться от случившегося (потеря родителей по различным причинам), в учреждениях детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, оказывают комплексно социально - психолого – педагогическую помощь, в этой помощи участвуют не только данные специалисты, но и воспитатели, учителя. Реализация психолого – педагогического и социального сопровождения, и поддержки детей – сирот, может осуществляться упрощенно, через комплекс мероприятий, так и модельно – через сложную структуру, предполагающую не только ряд комплексов мероприятий, но и участие различных специалистов. Главную работу по психолого – педагогическому и социальному сопровождению осуществляет социальный педагог с участием психолога, которые решают следующие задачи коррекции, компенсации отклонений в развитии и задачи социальной адаптации: - социально – педагогическое консультирование в решении проблем воспитание, поведение и развитие детей «группы риска»; - составление индивидуального плана работы по реабилитации воспитанников; - диагностирование несовершеннолетних на наличие отклонений в психо – физиологическом развитии, воспитании и поведении, на основе современных приборов, тестов;
- в случае обнаружение отклонений проводятся реабилитационные мероприятия; - проведение педагогических и психологических мероприятий (коррекция) по профилактике девиантного поведения; - организация досуга в учреждениях, где дети участвуют во всех видах деятельности; - социальный патронаж детей в школе, в детских домах и в других учреждениях; - составление программы образования для детей, нуждающихся в реабилитации с учетом их психо – физиологического развития; - восстановление социального статуса несовершеннолетнего; - стабилизация психологического состояния детей; - подготовка к итоговой аттестации, включающая коррекцию эмоционального состояния, совершенствование навыков самопрезентации, уверенного поведения; - профориентация подростков с проблемами здоровья; - анализ проведенной работы. Реализация всех этих задач возможна, при соблюдении педагогического принципа воспитания: уважение к личности ребенка, разумное отношение к воспитанию. Целью психолого – педагогического и социального сопровождения является создание комфортных условий пребывания детей «группы риска» в детских домах, интернатах и других учреждений. Психолого – педагогическое и социальное сопровождение предполагает своевременное выявление отклонений в развитии, и составление плана работы по коррекции и профилактики психо – физического развития и поведения ребенка. Поэтому важным направлением в социально – педагогической деятельности детских домов и интернатов является создание условий для социализации детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Социальная адаптация способствует сглаживанию детской агрессивности, уменьшению конфликтности. Для этого в работе с детьми «группы риска» необходимо следовать принципам индивидуального подхода к воспитанию и образованию, для этого применяются следующие методы:
- проявление внимания, заботы, доброты (вникая в проблемы, нужды ребенка взрослый тем самым помогает ему проживать в новых условиях, социализироваться); - поощрение (помогает закрепить положительные качества личности ребенка); - доверие (поручая важное дело ребенку, педагог тем самым дает понять воспитаннику, что он ему доверяет и это способствует росту самоутверждению личности ребенка, улучшение его мироощущения); - создание условий для нравственного роста личности (необходимо создать окружающую социальную среду, которая будет улучшать нравственные качества ребенка); - прощение (за проступок ребенок не наказывается, а проводится беседа –прощение, с целью убедить воспитанника, что не стоит совершать плохие поступки); - укрепление веры в собственные силы (метод заключается в создание педагогической ситуации, где ребенок сам должен решить и действовать, для получения положительного результата); - убеждение (убеждая воспитанника, необходимо учитывать его жизненный опыт и аккуратно подводить ребенка к правильному решению и поступкам). Для социальной адаптации воспитанников применяются, методы социализации, такие как: - общение – формирование позитивного отношения к миру, коммуникативных навыков межличностного общения, умение соблюдать общественные нормы; - самопознание личности – для предотвращения искажения представления ребенка о себе, проводится индивидуальная психологическая психотерапевтическая работа; - взаимодействие ребенка с другими людьми – активное взаимодействие с окружающей средой, что позволяет накопить индивидуальный и социальный опыт. Для диагностирование несовершеннолетних на наличие отклонений в психо – физиологическом развитии, воспитании и поведении используются разнообразные объективные и проективные тесты и методики. Для выявления последствий жестокого обращения с детьми, психолог использует психологические методы диагностики: - наблюдение; - беседа; - опросники. Которые помогают психологу выявить наличие эмоционального насилия над ребенком, однако этих методов для выявление сексуального насилия не хватает и для этого в учреждениях для детей «группы риска» применяют, проективные методы, рисуночные тесты и экспериментальные игровые методы. При анализе рисуночных тестов психолог обращает внимание, на то, как нарисован человек, если ребенок был подвержен сексуальному насилию, то в его рисунках человек будет нарисован с пропущенными частями тела, либо путаница в изображение пола, голый человек. В экспериментальной игре, ребенок будет все события, действия, которые с ним произошли, обыгрывать.
В проведение педагогических и психологических коррекций мероприятий по профилактике девиантного поведения, работа ведется индивидуально и по календарному планированию. Список детей составляется на основании предварительных бесед со специалистом. Связь с педагогом осуществляется не только через непосредственное общение, но и через дневник наблюдений, который ведет несовершеннолетний. Анализ дневников помогает педагогу планировать работу с детьми и определять методики коррекции поведения. Каждый месяц на основании дневников наблюдений, бесед с педагогами, формируется список детей нуждающихся в психологической коррекции. Сеансы ведутся индивидуально, графиком 1 – 2 раза в месяц, продолжительность бесед 10 – 25 минут в соответствии с возрастными особенностями детей. В процессе психологической работы с детьми необходимо включать разнообразные методы психокоррекционной работы, к таким методам относятся: - игровая коррекция; - анималотерапия (зоотерапия); - песочная терапия; - психогимнастика; - сказкотерапия; - цветотерапия; - арттерапия (художественное творчество). Для реализации методов создаются специально оборудованные зоны, разрабатываются комплексы занятий. И так кратко опишем некоторые методы коррекции: - игровая коррекция (игротерапия) – направлена на оказание коррекции агрессивного поведения и воздействия на детей, которые страдают эмоциональными расстройствами, страхами, неврозами, психологическими травмами. При помощи игротерапии можно провести диагностику эмоционального и психического состояния ребенка. Ребенку предлагаются игрушки, с которыми он обыгрывает ситуации, травмирующие его, моделирует фрагменты своей жизни, проецирует на предметы весь свой негатив, тем самым выплескивает наружу свои проблемы, освобождается от тревожности и агрессии. Коррекционная работа во время игры направлена на формирование и совершенствование самоуправления поведения, уменьшение агессивности и растройства поведения;
- анималотерапия (зоотерапия) – один из методов психологической помощи, общение с животными – благотворно влияет на человека, применяется для реабилитации детей. Во время занятий по зоотерапии формируются положительные черты характера, появляется интерес к животным, бережное отношение к окружающим, стимулируются положительные эмоции. Занятия можно организовывать в любом помещении, либо на улице в вольере, а также при этом возможно оборудовать целую комнату, либо уголок, общение с животными проводится обычно от 15 до 30 - 40 минут. Перед занятиями дети проходят психологическую диагностику с целью определения интеллектуального уровня детей (норма, задержка психического развития, олигофрения), эмоционально – личностных и коммуникативных проблем (негативизм, страхи, неврозы). Группа формируется по психо – физиологическим особенностям детей. Возраст детей 4 – 6 лет, состав группы не должно превышать 10 – 12 воспитанников, цикл занятий состоит из 8 – 10 сеансов; - песочная терапия – применяется педагогами для развития творческих способностей и навыков. Работая с песком можно проигрывать конфликты, находить способы их преодоления, отыгрывать эмоции, гармонизировать психоэмоциональное состояние. Здесь можно создать свой внутренний образ, мир в котором ребенок может проигрывать множество ролей и выбрать понравившийся образ героя для себя. Во время игры психологические травмы уменьшаются. Песочницу можно поставить в любом месте, песок может быть с подсветкой, цветной или простой, работать можно как индивидуально, так и с не большой группой. Занятия с песком эффективны для детей с задержкой психического развития и детей, имеющих травматический опыт. Играя с песком, ребенок внутренне расслабляется, у него развивается фантазия, интерес к художественному творчеству; - психогимнастика – представляет собой ряд специальных упражнений (движение, мимика), предназначеных для разрешения психологических проблем ребенка и для его общего физического развития. Занятия проводятся в IV – е этапа: - I этап – направлен на развитие памяти, внимания при помощи пантомимы и мимики;
- II этап – прорабатываются личностные качества; - III этап – идет работа с образами, а также перевоплощение в них; - IV этап – блокируется эмоциональное напряжение детей. Данные занятия проводятся по 30 – 60 минут в зависимости от возраста детей. Занятия проводятся в группе численностью 6 человек, курсом 20 сеансов, два раза в неделю; - сказкотерапия – используется в психоанализе и психотерапии, читая сказки можно помочь ребенку избавиться от психологических проблем (страх, агрессивность, фобии). В сказкотерапии применяются все виды сказок (народные, авторские, дидактические, медитативные, психокоррекционные, психотерапевтические). Сюжет сказки можно не только подстраивать под проблемы ребенка, но и изменять под необходимые темы бесед, и подстраиваться под любой возраст ребенка. Также сказки можно применять и во время занятий с целью привлечение детей к данному предмету; - цветотерапия (цветовая диагностика) – это немедикаметозный метод лечения, определенные цвета и их оттенки благотворно влияют на состояние здоровья. Цветотерапию применяют для укрепления не только психологического состояния здоровья, но и для физического развития, помогает адаптироваться к различным условиям, помогает при реабилитации детей «группы риска», выбор цвета определяется психо – эмоциональным состоянием ребенка. Во время сеанса, в первые дни занятия ребенок, находящийся в состоянии сильного психологического стресса, выбирает обычно красный или оранжевый цвета (при депрессии, нервных срывов, неврозов), результаты видны лишь через 2-4 занятия, ребенок в конце всего комплекса упражнений выбирает желтый, зеленый или синий цвета (спокойствие, гармония, хорошее настроение); - арттерапия (художественное творчество) – посредством искусства ребенок не только выражает себя, но и больше узнает других, во время занятия ребенок воплощает свои эмоции, чувства, надежды, страхи, сомнения, конфликты, происходит это на бессознательном уровне. Арттерапия способствует гармонизации развития личности, через развитие способности самовыражение и самопознания. Для проведения психокорректирующего мероприятия (реабилитации) решаются следующие задачи: - компенсация недостающих качеств личности или физического развития, усилием деятельности, которая близка ребенку, в которой он может добиться успехов; - стимуляция поступков на активизацию общественно – полезной деятельности ребенка; - исправление (коррекция) отрицательных качеств личности разнообразными методами. Процесс реабилитации будет завершен в том случае, когда в ребенке пробудится потребность в самосовершенствовании, самовоспитании, желание, что - то совершить, создать. Таким образом, осуществляя индивидуальный подход в работе с детьми, педагог тем самым проводит комплекс мероприятий по профилактики отклонений в поведении и психо – физическом развитии, что способствует раннему выявлению отклонений и своевременной реабилитации и улучшения его психического состояния.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|