Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.2. Работа отечественных педагогов - практиков с детьми нуждающихся в помощи




Хочу отметить, что наряду с государственными учреждениями для детей сирот и беспризорников в России, особое внимание уделяли проблемам детей известные государственные деятели и педагоги. Такие как В. Ф. Одоевский, А. С. Макаренко, Я. Корчак, С. Т. Шацкий и так познакомимся с ними поближе.

Владимир Федорович Одоевский (1804 – 1869 годы жизни) – русский писатель, журналист, музыкальный критик, музыковед. Общественный деятель и педагог – демократ. Владимир Федорович, был одним из первых, кого волновала судьба детей из бедноты и беспризорных детей. Одоевского интересовали вопросы воспитания и просвещения детей, его педагогические взгляды были изложены в книгах «Азбука для употребления в детских приютах», «Наука до науки. Книжка дедушки Иринея», «Опыт о педагогических способах при первоначальном образовании детей». «Сказки и другие произведения для детей дедушки Иринея», «Руководство для гувернанток». В сказках Иренея, Одоевский пишет, как правильно надо воспитывать детей. А также написал много других сказок для детей.

В 1830 году Владимир Федорович начинает вести агитацию по созданию детских приютов. И в 1838 году организует детские приюты для детей – сирот, и из бедных семей в Санкт – Петербурге, и других городах России. Одоевский считал, что в детских приютах должна быть семейная атмосфера, а не казарменная с муштрой, где детей просто содержали. Он хотел создать такую организацию, где за детьми будет надлежащий уход и воспитывать их будут в душевной теплоте. Владимиру Федоровичу удалось перестроить приюты из домов, где просто приглядывали за детьми, в дома, где не только воспитывали и давали образование детям, но и навыки различных ремесел, и все это происходило по семейному.

Одоевский в 1839 году находясь на посту Комитета Главного попечительства о детских приютах разработал «Положение о детских приютах» и составил к нему «Наказ лицам непосредственно заведующим детскими приютами» по которым приюты работали с 1839 года. В этом документе прописывалось, кого можно брать на работу в роли смотрительниц, воспитательниц для приюта. Женщины должны были быть образованы и духовно нравственны, и детей они должны воспитывать не указами, а примерами своей добродетели. Эти учреждения принимали не только сирот, но и детей из бедных семей, родители которых работали сутки напролет.

После смерти Одоевского, в детские приюты вернулись старые царские порядки, казарменная дисциплина и муштра.

Антон Семенович Макаренко (1888 – 1939 годы жизни) – советский педагог, писатель. Написал книги «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Лекции о воспитании детей», «Книга для родителей». В 1920 году создал и возглавил трудовую колонию «им. М. Горького» для малолетних правонарушителей, детей сирот и детей с которыми не могли справиться родители, где осуществил на практике систему детского трудового воспитания. В 1927 году организуется детская коммуна «им. Ф. Э. Дзержинского». В коммунах и колониях не было уборщиц, воспитателей, другого персонала, дети все делали сами, так как Макаренко считал, что труд, и есть воспитание. Кроме трудового воспитания дети получали необходимые знания для будущей жизни.

    Все воспитанники впоследствии стали достойными и образованными людьми, и никто не был замечен в преступлениях, многие получили высшее образование.

Несмотря на успехи в перевоспитании детей, Макаренко официально в педагогике не был признан. Важнейшим пунктом в его педагогической системе было:

- дело – дети без дела не должны сидеть, должны трудиться;

- ядро коллектива - воспитание детей возлагалось на самих детей, Макаренко лишь поддерживал дисциплину и подсказывал, если было в этом необходимость;

- с амоуправление – возможно, если дети подходили к этому ответственно;

- формат –  стиль воспитание армейский.

Антон Семенович не был гуманистом, он общался с детьми жестко, по - мужски, любил армейскую дисциплину, его методы работали.

В своих произведениях Макаренко описывает жизнь подопечных, как он их перевоспитывает «Педагогическая поэма» и  «Книга для родителей» в которой дает рекомендации родителям.

В данный момент систему Макаренко в России затруднительно применять по двум причинам:

- по мнению Антона Семеновича, дети должны трудиться, в наше время детский труд запрещен;

- жесткие методы воспитания не приемлемы в гуманистической педагогике.

Януш Корчак (литературный псевдоним) настоящее его имя Генрик Гольдшмидт (1878 – 1942 годы жизни) - польский педагог, врач, писатель и мыслитель.  

В 1901 г. выходит из печати его книга «Дети  улицы», в которой автор описывает жизнь бездомных детей. В 1904 г. в журнале «Глос» начинает печататься первый большой роман Корчака «Дитя гостиной» (в 1906 г. он выходит отдельным изданием). Книга отражает социальные позиции Корчака и его взгляды на воспитание.

Корчак написал более 20 книг, вкладывая в них свой опыт врача и педагога. А идеи его главных книг – «Король Матиуш первый» (для детей), «Как любить детей» и «Право ребенка на уважение» актуальны и сегодня, хотя, и были написаны еще в начале прошлого века.

Януш Корчак строит на благотворительные деньги сиротские дома, а затем возглавляет их, это в 1912 году «Дом сирот» и в 1919 году «Наш дом». Эти дома отличались от предыдущих сиротских домов тем, что Корчак создал в них детское общество, которое было организованно на основе справедливости, братстве, равных правах и обязанностей. Януш создает свою воспитательную систему, в которой каждый ребенок становится работником и хозяином дома.

Но самое главное в этих домах не было принуждений, криков со стороны воспитателей, дети воспитывались на личных примерах воспитателей, бесед и любви со стороны взрослых. Его педагогической концепцией было надо любить детей, не просто любить, баловать, а подготовить их к будущей жизни при помощи труда и ответственности, уважения, и доверия. Для этого он в своих домах, детских республиках организовал:

- дежурства – труд выполнялся по интересам и способностям в  виде дежурств;

- суд – орган самоуправления, где регулируются взаимоотношения воспитанников, решаются насущные проблемы, где воспитатели являются лишь секретарями и советчиками, дети коллективно все решали и делали самостоятельно;

Система воспитание Корчака чем - то похожа на Макаринскую систему, детский труд, самоуправление, детский товарищеский суд.

Основные принципы воспитания Януша Корчака вошли в «Конвенцию о правах детей».

Станислав Теофилович Шацкий (1878 – 1934 годы жизни) – педагог - экспериментатор, написал «Педагогические сочинения», «Дети работники будущего», «Бодрая жизнь», «Деревенские дети и работа с ними».

Станислав Теофилович в 1905 году в Щелково открывает «Первую летнюю» трудовую колонию для детей беспризорных и детей рабочих, они там жили, учились, работали. В 1911 году создается колония «Бодрая жизнь», где дети занимались сельскохозяйственной работой.

В 1919 году Наркомпрос одобрил документы по созданию «Первой» опытной станции по народному образованию. Первая опытная станция состояла из двух отделений:

I – Калужское отделение – в него входили (школа – колония «Бодрая жизнь», 14 школ I – й ступени, 1 школа II – й ступени, 5 детских садов, 4 дошкольные летние площадки, 3 районные библиотеки, школьный музей, педагогическая ваставка;

II – Московское отделение в  районе Марьина Роща, в составе этого отделения числились (детский сад, Первая трудовая колония, педагогическая выставка, педагогическая библиотека, педагогический техникум).

    Организация детских колоний состояло из:

- самоуправления;

- труда;

- игр;

- занятий искусством;

- самообразованием;

- социальной жизни.

В этих колониях основой жизни был труд, но при этом создавались все условия, в которых дети проживали свое детство. Помимо труда дети занимались всеми видами народного творчества устного и художественного. Шацкий считал, что дети должны знать историю и культуру своего народа, должны не только знать, но и владеть всеми видами народного прикладного творчества.

Он считал, что все виды детского труда положительно влияют на развитие в социальной, эстетической и умственной жизни детей, что умственный, и физический труд взаимосвязаны, и положительно влияют на нравственное воспитание детей.

В колониях дети трудились вместе с сотрудниками, Шацкий доказывал, что надо работать наравне с детьми, как знак уважения к детскому труду и обществу. Девиз колоний был «Один на всех и все на одного - где мы работаем и делаем жизнь лучше». Он утверждал, что правильно организовать воспитательный процесс можно лишь тогда, когда изучена среда, в которой живет ребенок и при непременном участии родителей, и всего окружающего населения.

Шацкий был уверен, что при воспитаии детей, нужно пользоваться своим опытом, опытом ребенка (воспоминания из детства). Целью создания колоний было: создать дружный коллектив, привить навыки общественной жизни, развить творческие способности детей.

В основе педагогической деятельности Шацкого лежало глубокое уважение к развивающей личности ребенка, побуждавшее их тщательно изучать ребенка.

Таким образом, рассмотрев работы Одоевского, Макаренко, Корчака, Шацкого по созданию и ведению колоний, комун, детских домов, для детей – сирот, беспризорных, можно увидеть, что все педагоги пришли к одному и тому же выводу, что из озлобившегося, «трудного» ребенка, можно воспитать добропорядочную личность. Используя не только дисциплину, разнообразные виды деятельности, но и относиться к детям как к личностям, уважать их интересы, права, любить, но при этом держать детей в строгости, чтобы воспитанники знали, что их любят, но баловство не приемлемо.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...